СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 06.12.07

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Проблемы достоверности и полноты сведений,
                содержащихся в базе данных ФМС России

     Возникновению     многочисленных     ошибок    при    определении
принадлежности  к  гражданству Российской Федерации способствует и то,
что  проверка  наличия российского гражданства у заявителей, имевших в
прошлом   гражданство  СССР  и  проживавших  за  пределами  Российской
Федерации,   проводится   органами   ФМС   России   по  сформированной
Консульским  департаментом МИД России базе данных о лицах, приобретших
гражданство     Российской     Федерации     через     дипломатические
представительства  и  консульские  учреждения  Российской  Федерации в
государствах СНГ.
     После  передачи  указанной базы данных в органы паспортно-визовой
службы   МВД  России  а  впоследствии  в  ФМС  России  подразделениями
последней  была  фактически прекращена практика направления запросов о
подтверждении  российского  гражданства  в Консульский департамент МИД
России    и    в   загранпредставительства   по   месту   приобретения
соотечественниками российского гражданства.
     Между   тем   Консульский  департамент  МИД  России  неоднократно
указывал  на неполноту сведений, содержащихся в указанной базе данных,
рекомендуя  не  выносить  заключение об отсутствии у проверяемого лица
гражданства  Российской  Федерации без дополнительной проверки по иным
источникам.   В  частности,  в  ходе  рассмотрения  запроса  помощника
прокурора  г.  Волжский  Волгоградской  области по делу Х. заместитель
Директора  Консульского  департамента  МИД России А. Климов подтвердил
(исх.  N  23550/кд-гр  от  21.08.06), что база данных КД МИД России на
лиц,   приобретших   гражданство  Российской  Федерации,  не  является
всеобъемлющей  и  исчерпывающей  и  не  может  служить  безоговорочным
свидетельством наличия либо отсутствия российского гражданства.
     Однако   почта   Уполномоченного   свидетельствует   о  том,  что
отсутствие   сведений  о  приобретении  соотечественником  гражданства
Российской   Федерации   в   базе  данных  КД  МИД  России  однозначно
рассматривается  сотрудниками  подразделений  ФМС  России  в  качестве
достаточного   основания   для  изъятия  у  него  паспорта  гражданина
Российской  Федерации,  как  выданного лицу, не имеющему подтверждения
принадлежности к российскому гражданству.
     Уполномоченному же при проведении собственной проверки по жалобам
на  изъятие  или  отказ в выдаче (замене) российского паспорта нередко
удается  получить  из  консульских учреждений МИД России подтверждение
наличия  гражданства  Российской  Федерации  у  заявителей, сведения о
которых  отсутствовали  в  базе  данных  ФМС  России  по  гражданству,
созданной на основе базы данных КД МИД России.
     К примеру, с жалобой на незаконные действия сотрудников отделения
паспортно-визовой  службы  ОВД  г.  Камышин  Волгоградской  области  к
Уполномоченному  обратилась  С.,  дочери  которой  отказали  в  замене
паспорта  гражданина  Российской Федерации. Из приобщенных к обращению
копий   документов  усматривалось,  что  российское  гражданство  было
приобретено  дочерью  заявителя,  Ольгой,  в  1996  году в консульском
отделе  посольства  Российской Федерации в Республике Казахстан. После
переезда  семьи С. на постоянное жительство в Россию паспортно-визовой
службой ОВД г. Камышин все члены семьи были документированы паспортами
граждан Российской Федерации.
     Однако  при обращении Ольги по вопросу замены паспорта гражданина
Российской   Федерации  в  связи  с  достижением  20-летнего  возраста
выяснилось, что в базе данных КД МИД России сведения о приобретении ею
гражданства Российской Федерации отсутствуют.
     Из   поступившего  на  запрос  Уполномоченного  ответа  ПВУ  ГУВД
Волгоградской области следовало, что в используемой ПВУ базе данных КД
МИД  России  имеются сведения о приеме в российское гражданство матери
Ольги,  обратившейся  к  Уполномоченному,  С.,  а сама Ольга как лицо,
приобретшее  гражданство  Российской Федерации, не значится. В связи с
этим  заявительнице было предложено самостоятельно обратиться в КД МИД
России  по  вопросу  перепроверки  сведений о гражданстве ее дочери. В
данном  конкретном  случае ПВУ ГУВД Волгоградской области сделало даже
больше,  чем обычно, направив запрос в Посольство России в Казахстане.
Затем,  однако,  поскольку  ответ  на запрос задерживался, у ПВУ, надо
полагать,  "лопнуло  терпение".  В  итоге Ольге было отказано в замене
паспорта.
     Уполномоченный самостоятельно обратился в Генеральное консульство
Российской Федерации в г. Алма-Ата с просьбой предоставить сведения по
вопросу   о  приобретении  Ольгой  гражданства  Российской  Федерации.
Письмом  Генерального консульства России в г. Алма-Ата был подтвержден
факт   приобретения   в   1996   году   российского   гражданства  как
заявительницей  С.,  так  и  ее дочерью Ольгой на основании ст. 18, п.
"г",   Закона   Российской  Федерации  от  28.11.1991  "О  гражданстве
Российской Федерации".
     Со  своей  стороны, уполномоченные по правам человека в субъектах
Российской  Федерации  также  указывают  на  недостоверность сведений,
содержащихся в базе данных КД МИД России.
     "Тот  факт,  что  база данных КД МИД России велась не всегда и не
везде   качественно,   не  вызывает  сомнений.  Расплачиваться  же  за
халатность  должностных  лиц приходится простым людям", - констатирует
Уполномоченный по правам человека в Саратовской области.
     К  сожалению,  имеют  место  и  случаи,  когда ответы консульских
учреждений  Российской Федерации на запросы государственных органов, в
свою   очередь,   содержат  недостоверные  сведения  о  принадлежности
проверяемых лиц к гражданству Российской Федерации.
     С  жалобой  на  изъятие  российского  паспорта  к Уполномоченному
обратился   К.   Обнаружив,  что  в  представленной  заявителем  копии
свидетельства  о  рождении имеется штамп о приобретении им российского
гражданства,  Уполномоченный  обратился в консульский отдел Посольства
Российской  Федерации в Туркменистане, где ранее проживал заявитель, с
запросом  о  принадлежности  К. к гражданству Российской Федерации. Из
ответа  консульского  отдела  следовало,  что ранее в адрес ПВО УВД г.
Сургута,  изъявшего  паспорт  у  заявителя,  была по ошибке направлена
неверная  информация об отсутствии у К. российского гражданства. После
вмешательства  Уполномоченного  ошибку  исправили,  направив заявителю
письмо  с  подтверждением факта приобретения им гражданства Российской
Федерации.
     На  серьезные  издержки  сложившейся  практики  скоропалительного
изъятия   российских  паспортов  указывают  уполномоченные  по  правам
человека в Саратовской и Волгоградской областях.
     В  качестве  примера  нелепости  этой  практики Уполномоченный по
правам   человека  в  Саратовской  области  приводит  обращение  Д.  в
интересах своих детей 1985-го и 1986 года рождения. Заявитель сообщил,
что  в  1993  году  его  жена  и он приобрели российское гражданство в
посольстве Российской Федерации в Литовской Республике. При оформлении
загранпаспортов  в  консульском  отделе  посольства в них были вклеены
скрепленные печатями фотографии детей заявителя.
     В  2001 году оба ребенка заявителя получили по месту жительства в
Саратовской  области паспорта гражданина Российской Федерации, а также
загранпаспорта,  по  которым  неоднократно  пересекали границу России.
Однако  в  2005  - 2006 годах обоим детям Д. (старшему сыну Д. - после
прохождения  военной  службы  по  призыву,  а младшему - по достижении
20-летнего возраста) было отказано в обмене ранее полученного паспорта
по  причине  отсутствия  сведений о приеме их в гражданство Российской
Федерации в базе данных КД МИД России. Заявителю Д. и его супруге УФМС
России по Саратовской области рекомендовало обратиться с заявлениями о
приобретении  гражданства  Российской  Федерации их детьми, представив
необходимые документы, в частности 2 квитанции об уплате госпошлины по
1  тыс.  рублей  каждая.  По  мнению  Д.,  данная рекомендация "звучит
абсурдно,  так  как дети являются совершеннолетними гражданами 20 и 21
года.  Вдвойне  абсурдно  обращаться с просьбой о приеме в гражданство
человеку, отслужившему военную службу по призыву и принявшему воинскую
присягу  как  гражданин  России".  Трудно  не  согласиться  с доводами
заявителя.
     Для  разрешения  сложившейся  ситуации  Уполномоченный  по правам
человека в Саратовской области была вынуждена обратиться в прокуратуру
Саратовской  области.  После  вмешательства  прокуратуры  права  детей
заявителя  были  восстановлены,  но,  как  сам он с горечью признает в
письме  к Уполномоченному, "моральный ущерб, нанесенный моей семье, не
поддается никаким оценкам".

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ПРАКТИКЕ ИЗЪЯТИЯ РОССИЙСКИХ ПАСПОРТОВ У БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ СТРАН СНГ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа