Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".
5.2. Создание условий для развития электронных средств массовой информации Основной целью московских телерадиокомпаний является максимальное удовлетворение потребностей аудитории, в первую очередь Московского региона, в обеспечении конституционного права граждан на получение социально значимой информации, а также информации о различных сферах жизни города, государства и общества в целом. Москва традиционно является центром притяжения для компаний, работающих в сфере телекоммуникаций и электронных средств массовой информации. В настоящее время существуют устойчивые мировые тенденции в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. Первая из них - использование цифровых технологий и переход к цифровому вещанию. В Европе переход от аналогового к цифровому наземному эфирному вещанию запланирован к 2012, в России - к 2015 году. Использование цифровых методов обработки сигналов позволяет существенно увеличить емкость существующих частотных каналов, приводит не только к совершенно новому набору и качеству предоставляемых услуг, но и ставит новые задачи по созданию условий для адаптации сферы массовых коммуникаций и пользователей к рыночным условиям, а также нормативно-правовому обеспечению. Активно развивается телевидение высокой четкости (ТВЧ), на которое уже ориентируется значительное число производителей телевизионных приемников. Вторая тенденция - развитие новых видов услуг, обеспечивающих распространение телерадиоконтента по мультисервисным сетям, домовым компьютерным сетям, по сетям фиксированной и мобильной телефонной связи. Многие субъекты Российской Федерации в инициативном порядке (а также при поддержке федеральных органов) проводят собственные работы в данном новом и комплексном направлении развития электронных СМИ. Крупнейшим оператором сетей кабельного телевидения в городе Москве является ОАО "Мостелеком", сети которого охватывают 9 административных округов города Москвы (кроме Юго-Восточного административного округа города Москвы). В настоящее время ОАО "Мостелеком" ведет строительство новой широкополосной мультисервисной сети, отвечающей требованиям современных технологий. Создание указанной сети позволит существенно повысить техническое качество телевещания, обеспечить распространение 27-ми и более ТВ каналов, включая спутниковые (в открытом аналоговом доступе). Срок окончания работ - 2009 год. Мультисервисная сеть даст возможность организовать общегородскую инфраструктуру сбора телеметрических данных с жилого фонда и повысить эффективность работы общегородских коммунальных служб. Кроме того, пользователи сети получат дополнительную возможность доступа в Интернет. Другим крупным сетевым оператором является ЗАО "Комкор-ТВ" (торговая марка AKADO). Оператор ведет активное строительство сетей, обеспечивающих жителей качественным телевизионным вещанием и дополнительными услугами. В зоне охвата сети полностью находятся четыре административных округа города Москвы: Центральный, Северо-Восточный, Северо-Западный и Зеленоградский. Кроме того, сеть охватывает большие участки территории в Западном, Юго-Западном и Южном административных округах города Москвы. Для информирования населения о различных сферах жизни города, государства и общества в целом Правительством Москвы учреждены телерадиокомпании "ТВ Центр", "ТВ Столица", "ТВ Столица плюс", Концерн "Радио-Центр" и "Школьник ТВ". Сегодня телеканал "ТВ Центр" по охвату аудитории далеко вышел за рамки регионального. Его передачи смотрят более чем в 460 городах и населенных пунктах 76 регионов России. Аудитория канала - свыше 90 миллионов зрителей (62% населения страны). Сохранив в качестве определяющей социальную направленность вещания, телеканал в условиях резко обострившейся конкуренции увеличил постоянную аудиторию в Москве на 9,5%, в России - на 13,8%. Завершилось принципиальное формирование сетки вещания, подготовлены и вышли в эфир 15 новых цикловых телепроектов, большинство которых хорошо приняты аудиторией, получили признание телевизионного сообщества. Телеканал "ТВ Столица" является городским кабельным информационным круглосуточным каналом, осуществляющим вещание на всей территории города. Полноценно функционирует созданный в 2006 году кабельный телеканал "Столица плюс" на 11 специальном канале. Телекомпания "Школьник ТВ" производит школьные учебные программы и образовательные фильмы для московских школ, которые распространяются также в других регионах России в пакете телеканалов компании "Космос ТВ". Концерн "Радио-Центр" формирует программы радиостанций "Говорит Москва" и "Общественное Российское Радио". В настоящее время аудитория радиостанции "Говорит Москва" составляет 900 тыс. человек. Радиостанция "Общественное Российское Радио" за период 2006 - 2007 гг. на треть расширила сеть городов вещания и в настоящее время осуществляет трансляцию радиопрограмм в эфире 33 регионов России, потенциальная аудитория радиослушателей составляет 20 млн. человек. В связи с развитие цифровых технологий вещания и производства контента стоит острейшая проблема технической модернизации оборудования телекомпаний, находящихся в ведении города ("ТВ Центр", "ТВ Столица", "Столица Плюс",), создание собственной производственной базы телеканала "ТВ Столица". Сегодня физический износ технологического оборудования ОАО "ТВ Центр" составляет около 70%, устарело программное обеспечение, требуется модернизация комплекса подготовки и выдачи в эфир информационных программ канала. Стоит задача обеспечить доставку программ "ТВ Столица" и "Столица Плюс" до каждой московской квартиры. Говоря о развитии инфраструктуры и техническом оснащении электронных СМИ, необходимо отметить потребности кабельных телеканалов "ТВ Столица" и "Столица плюс" в выделении дополнительных помещений для размещения и строительстве новых студий. В настоящее время технологическое оборудование телеканала "ТВ Столица" морально и физически устарело, а телеканал "Столица плюс", не имея собственного оборудования, арендует его у Департамента имущества города Москвы. Требует выхода на качественно новый уровень городское радиовещание. Особым вопросом является содержательное наполнение теле-, радиоканалов. Московские теле- и радиоканалы несут большую общественную нагрузку. Широко освещается деятельность Правительства Москвы по реализации программ социальной направленности. При этом одной из основных задач является наглядная информационная поддержка реализации в Москве приоритетных национальных проектов, ежегодных программ социально-экономического развития города. Цели: создание в городе условий для развития электронных СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при соблюдении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально - экономическим приоритетам города. Задачи: 1. Разработка технической политики, направленной на развитие электронных СМИ и телекоммуникаций. 2. Обеспечение всех жителей города многоканальным качественным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных теле- и радиоканалов и предоставление дополнительных услуг. 3. Техническое обеспечение распространения контента, созданного при поддержке Правительства Москвы. 4. Выработка и апробация механизмов перехода от аналогового на цифровое вещание. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы развития электронных СМИ. Для решения поставленных проблем Комитет располагает следующими инструментами: 1. Разработка программной и технической политики, направленной на развитие электронных средств массовой информации Основное направление развития технической инфраструктуры - модернизация оборудования компаний, поддерживаемых Правительством Москвы ("ТВЦ", "ТВ Столица", "Столица Плюс"), создание аппаратно-студийного комплекса Концерна "Радио-Центр", обеспечивающего производство и трансляцию с помощью современных средств телекоммуникаций, необходимого количества специализированных (тематических) радиоканалов. Одним из направлений развития регионального вещания канала "ТВ Центр" должно стать создание проектов спутникового распространения совместных программ, где программа канала "ТВ Центр" используется в качестве "несущей". С переходом окружных студий кабельного телевидения на отдельный канал, "ТВ Столица" становится городским круглосуточным каналом, а телеканал "Столица Плюс" - территориальным каналом окружного и районного уровня. В связи с этим остро стоит задача полноценного содержательного наполнения телеканалов. Необходимо более конструктивное, тесное взаимодействие держателя лицензии - телеканала "Столица Плюс" с окружными студиями кабельного телевидения в целях более значительного обеспечения его содержательного наполнения, включая подготовку регламентов взаимодействия, определение требований к окружным студиям кабельного телевидения, условий софинансирования в зависимости от допуска к эфиру районных и окружных студий на определенное время. В части кабельного телевидения, наиболее значимого для города способа доставки сигнала до конечного потребителя, требуется развитие конкуренции и обеспечение полного охвата жителей вещанием. Рост тарифов и особенности продажи услуги (пакеты каналов) на кабельное телевидение, особенно для социально незащищенных групп граждан, приводит к увеличению доли затрат жителей на телевидение в общем доходе. Условием поддержки кабельных каналов должно быть проведение ими определенной политики, ориентированной на клиента, а также предоставление определенного времени вещания для целей, определяемых органами государственной власти города Москвы. Требуется разработка механизмов поддержки социально незащищенных слоев населения в части доступа к телеканалам (прежде всего, отсутствие ущемления данных категорий населения при доступе к пакетам каналов), а также при переходе к цифровому вещанию. 2. Разработка методологии и организация на постоянной основе мониторинга объема и качества услуг электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи, распространение телерадиоконтента на территории города Москвы и стоимости услуг указанных операторов, а также мониторинга программного наполнения городских телеканалов. Полномочия органов власти субъекта Российской Федерации не позволяют осуществлять функцию контроля за работой электронных средств массовой информации. В этой связи актуальным является организация на постоянной основе в городе мониторинга объема и качества услуг электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи, занимающихся распространение телерадиоконтента на территории города Москвы и стоимости услуг указанных операторов, а также мониторинга программного наполнения городских телеканалов. В целях систематизации этой работы необходимо также создать постоянно обновляемую городскую базу данных электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и связи. В ней будет аккумулироваться техническая информация, в первую очередь, данные по социально-экономическим аспектам отрасли: тарифная политика, доступность тех или иных услуг по территориальному и социальному принципам, доля затрат на получение по телекоммуникационным сетям теле- и радиопрограмм в бюджете жителей города и иные значимые параметры. Создание (в том числе во взаимодействии с действующими системами мониторинга зрительской аудитории телеканалов) системы мониторинга и базы данных по телекоммуникационным операторам и электронным СМИ позволит городу взять на себя оперативное реагирование на низкое качество вещания (как правило, население обращается именно в городские органы власти, не делая разницу между федеральными, региональными и муниципальными полномочиями), участвовать в формировании тарифной политики операторов и электронных СМИ за счет участия города в программах развития сетей, системно организовать работу с жалобами населения. Целевые индикаторы по данному направлению: 1. Количество электронных СМИ и телекоммуникационных операторов, их перечень и объемы их бюджетного финансирования. 2. Перечень предоставляемых услуг. 3. Качество предоставляемых услуг, качество трансляции, количество каналов и т.п. 4. Доля аналогового и цифрового вещания. 5. Социально-экономические показатели: охват, стоимость по различным видам услуг, доля затрат на получение по телекоммуникационным сетям теле- и радиопрограмм в среднем доходе жителей города и т.д. 6. Охват аудитории телеканалов "ТВ Центр", "ТВ Столица", "Столица плюс" и радиостанции "Говорит Москва" 7. Возможность выбора абонентом пакета каналов 8. Объем бюджетного финансирования в расчете на одного пользователя (абонента). |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".