ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.). Распоряжение. Правительство Москвы. 11.02.08 260-РП

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5.3. Поддержка чтения

     Миссия, направленная на поддержку чтения  состоит  в  том,  чтобы
сформировать  у  москвичей  ясное  понимание  того,  что их социальный
статус,  профессиональный рост,  возможности  самореализации  напрямую
связаны  с  уровнем их литературной грамотности,  со степенью освоения
мирового и отечественного литературного наследия.
     В настоящий  момент  книжная  отрасль  в  России функционирует на
рыночных  принципах  и,   следовательно,   основным   ориентиром   для
участников  рынка  является извлечение прибыли.  Между тем традиционно
книга выполняет важнейшие культурные,  социальные,  образовательные  и
просветительские  функции,  для  реализации  которых,  как  показывает
мировой опыт,  необходима государственная поддержка. В рамках политики
Правительства  Москвы  по отношению к жителям города,  базирующейся на
принципах социальной ответственности,  совершенно необходимо  создание
равного  культурного  и социального пространства,  обеспечение высоких
стандартов жизни каждого москвича в данной сфере.
     Между тем, для России характерно сокращение доли активно читающих
людей,  составляющей сейчас в России приблизительно 23%,  тогда как  в
развитых  странах  -  приблизительно  52  -  56%.  Доля систематически
читающей молодежи в Российской Федерации снизилась с 48%  (1991 г.) до
28%  (2005 г).  Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы
одну книгу в год,  то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61%
россиян ежедневно читали газеты,  в 2005 г. - только 24%. Для журналов
аналогичные цифры составляют 16%  и 7%  соответственно.  В  70-е  годы
регулярно  читали детям в 80%  семей,  сегодня - только в 7%.  Выбор и
профессиональной,  и художественной литературы для  чтения  говорит  о
падении вкуса даже в интеллектуальной среде.
     С одной  стороны,   падение   интереса   к   книгам   обусловлено
объективным  снижением  значимости  книг как источников информации.  С
другой стороны,  данная ситуация усугубляется  следующими  негативными
тенденциями развития книжного рынка в городе Москве:
     - падение качества производимой продукции;
     - недостаточное количество книжных магазинов;
     - сокращение  ценовой  доступности  книжной  продукции.   
     Следует  подчеркнуть, что  реализация  программы поддержки чтения
состоит  не  в попытке  замены  рыночных отношений в  книжной  отрасли
города  Москвы  административными  мерами,  а  представляет собой лишь
мягкую корректировку рыночных стимулов рыночными же методами.
     Цель данного  направления  -  увеличение числа активных читателей
среди жителей Москвы.
     Задачи:
     1. Увеличение  тиражей   и   количества   названий   качественной
литературы, в том числе выпуск аудиокниг;
     2. Расширение сети распространения литературы;
     3. Обеспечение   равных   возможностей   доступа  к  качественной
литературе для различных категорий жителей города Москвы;
     4. Информационная поддержка реализуемых мероприятий.
     Для решения поставленных проблем Комитет  располагает  следующими
инструментами.
     1. Увеличение  тиражей   и   количества   названий   качественной
литературы.
     Инструментом Правительства Москвы, направленным на решение задачи
по  увеличению  тиражей  и количества названий качественной литературы
является книгоиздательская программа Правительства Москвы, реализуемая
Городским советом по книгоизданию и Комитетом.
     Требуется изменить систему формирования программы.  Целесообразно
сформировать тематические направления качественной литературы, издание
которой поддерживается Правительством Москвы, и предоставлять средства
тем  издательствам,  продукция которых в большей степени соответствует
приоритетам,  установленным Городским советом по  книгоизданию.  Иными
словами,  необходимо  перейти  от характера формирования издательского
портфеля,  когда  инициатива  по  формированию  тематики   принадлежит
издательствам,  к активной политике определения направлений и тематики
литературных произведений.
     В первом  приближении  можно  определить целевую нишу литературы,
поддерживаемую в рамках издательской программы  Правительства  Москвы,
как  книги,  направленные  на  формирование  толерантного  сознания  и
профилактику  экстремизма  в   обществе,   развитие   межнационального
общения,  патриотическое воспитание граждан, проекты по истории города
Москвы,  посвященные его жителям,  проекты по науке,  культуре, книги,
направленные на пропаганду здорового образа жизни, лучших достижений в
сфере науки, культуры и искусства, проекты, посвященные памятным датам
истории   Отечества,   проекты  для  детей  и  молодежи,  классическую
литературу.  Более  детальное  определение  должно  быть   разработано
Городским советом по книгоизданию.
     При определении возможности и  условий  предоставления  поддержки
при  отборе конкретных проектов,  в качестве вспомогательных критериев
при  сравнении  заявок   различных   проектов,   кроме   литературного
содержания   книги,  целесообразно  использовать  такие  критерии  как
качество издания, стоимость, включая стоимость печати и вознаграждение
издательства,  доля  издательства  по  финансированию  издания  книги,
возможности издательства по распространению тиража.
     2. Расширение сети распространения литературы.
     Можно выделить  следующие  каналы  распространения  литературы  и
соответствующие  им  инструменты  обеспечения продвижения качественной
литературы:
     1. Городские публичные библиотеки.
     Инструменты распространения: подготовка совместного проекта между
Комитетом   и  Департаментом  культуры  города  Москвы  о  направлении
определенной доли тиража во все городские библиотеки.
     2. Школьные библиотеки.
     Инструменты распространения:    заключение    соглашения    между
Комитетом  и  Департаментом  образования  города  Москвы о направлении
определенной доли тиража во все школьные библиотеки.
     3. Подведомственные  книжные  магазины:  "Московский дом книги" и
"Эдельвейс".
     Инструменты распространения:     установление    требований    по
обязательному распространению определенной доли  тиража  всех  книг  в
рамках программы.
     4. Книжные магазины, неподведомственные Комитету.
     Инструменты распространения:
     - включение   в   условия   поддержки    проектов    издательства
обязательств   издательства  по  распространению  части  тиража  через
книжные магазины и использование в качестве вспомогательного  критерия
поддержки издательства по распространению продукции;
     - активная  информационная  политика   Комитета   среди   книжных
магазинов по продвижению издаваемых книг.
     Более подробно   проблема   расширения   инфраструктуры   книжных
магазинов   рассматривается   при   описании   следующего  направления
деятельности Комитета.
     3. Обеспечение  равных  возможностей  по  доступу  к качественной
литературе для различных категорий жителей города Москвы.
     Подготовка совместного    проекта   Комитетом   и   Департаментом
потребительского  рынка  и  услуг  города  Москвы,  предусматривающего
возможность   приобретения   обладателями  социальной  карты  москвича
книжной продукции по льготным ценам.
     Подготовка совместного проекта Комитетом и рядом заинтересованных
органов исполнительной власти города Москвы  (Департамент  семейной  и
молодежной  политики  города  Москвы,  Департамент  социальной  защиты
населения    города    Москвы),     предусматривающего     возможность
распространения  книжной продукции при получении гражданами каких-либо
социальных услуг (например, при получении социальной ипотеки и т.п.).
     4. Информационное сопровождение реализации Программы.
     Реализация данной  Программы  должна  сопровождаться   комплексом
информационных мероприятий пропагандирующего характера:
     - организация проведения массовых  мероприятий,  пропагандирующих
чтение,  приобщающих детей к книге: разнообразные конкурсы, фестивали,
школьные олимпиады, встречи с писателями;
     - заказ популяризирующих программ на телеканалах и радиостанциях,
с которыми взаимодействует Комитет в рамках своей деятельности;
     - осуществление   информирования   о   возможности  использования
социальной карты москвича для получения скидок при  приобретении  книг
(размещение плакатов в поликлиниках, Собесах, организациях инвалидов и
т.п.).
     5. Проведение книжных выставок и ярмарок, в том числе совместно с
Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
     6. Проведение  совместно с крупнейшими издательствами специальных
акций по  продаже  книг  со  скидкой  определенным  группам  населения
(студентам, пенсионерам).
     7. Мониторинг книжной продукции, выпускаемой при поддержке других
органов исполнительной власти города Москвы.
     Следует отметить,  что   реализация   данной   Программы   должна
сопровождаться   информационной  поддержкой,  призванной  представлять
образ Москвы как одного из крупнейших  в  мире  культурных  центров  и
работать   на  имидж  Правительства  Москвы,  четко  придерживающегося
принципов  социальной  и  культурной  ответственности  перед  жителями
города.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Доля  жителей  города Москвы,  являющихся активными читателями
(по результатам опросов).
     2. Общий  выпуск  книг в рамках программы на 1 тысячу населения в
год, в том числе для семейного чтения.
     3. Объем реализации литературы (в том числе бесплатной), изданной
в рамках издательской программы.
     4. Среднее  количество  выдач  одной  книги,  изданной  в  рамках
программы,  в городских библиотеках Москвы за одной год (на  основании
выборки).

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа