Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСН".
V.I. Виды проверок. Их периодичность и продолжительность 20. Проверки выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производственных объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организациях при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах по объему проверяемых вопросов подразделяются на оперативные, целевые и комплексные. 21. Под оперативной проверкой следует понимать проверку выполнения требований, правил, НТД, выявление недостатков и нарушений при изготовлении и применении конкретного вида оборудования или приборной техники в одном из подразделений (цехов, производств, участков) предприятия положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности применительно к отдельным элементам опасного производственного объекта (цехам, участкам, площадкам и иным производствам). 22. Под целевой проверкой следует понимать тематическую проверку с детальным анализом одного из вопросов, связанного с соблюдением выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по одному из связанных с указанными материалами направлений ее деятельности (соблюдение технологического процесса, эксплуатация оборудования, разработка организационно-распорядительных и нормативно-технических документов, обучение и аттестация персонала и др.). 23. Под комплексной проверкой следует понимать детальную проверку выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по всем направлениям ее деятельности, связанной с указанными материалами. 24. Указанные в п. 20 настоящей Инструкции проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом работы территориального органа, а внеплановые - по решению руководителя территориального органа, принимаемому, как правило, в связи с резким ростом в той или иной организации количества нарушений требований промышленной безопасности, учащением в ней аварий и случаев травматизма персонала и др. О плановой проверке соответствующая организация уведомляется в порядке, установленном п. 37 настоящей Инструкции. О внеплановой проверке соответствующая организация не уведомляется. 25. Решение о проведении оперативной или целевой проверки принимается начальником соответствующей инспекции (отдела) территориального органа и оформляется его письменным распоряжением, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места) проведения проверки. В распоряжении определяются также персональный состав группы проверки (с указанием старшего группы). В отдельных случаях по распоряжению руководителя территориального органа оперативные проверки могут проводиться государственным инспектором с выполнением требований настоящей Инструкции. 26. К проведению проверки допускаются инспектора, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и инспектора, в должностных обязанностях которых указанный вид надзора совмещен с другими видами надзора. Старшим группы по проведению целевой или оперативной проверки назначается работник в должности не ниже главного государственного инспектора, специализирующийся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, имеющий при этом достаточный опыт участия в проверках, проводимых по этому направлению надзора. 27. Комплексные проверки проводятся комиссионно. Решение о проведении проверки (независимо от ее планового или внепланового характера) принимается руководителем территориального органа и оформляется его письменным приказом, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с требованиями п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места проведения проверки). В приказе определяется также персональный состав комиссии (с указанием ее председателя). 28. К проведению комплексной проверки допускается инспекторский состав, указанный в п. 26 настоящей Инструкции. Председателем комиссии по проведению комплексной проверки назначается один из заместителей руководителя территориального органа или начальник инспекции (отдела) территориального органа, на которую в установленном порядке возложен надзор за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29. Объем проверки, подлежащий определению в распоряжении и приказе, предусмотренных соответственно в п. п. 25 и 27 настоящей Инструкции, определяется конкретными пунктами программ проведения оперативных, целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, с учетом методических указаний территориального органа и (или) Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами. В частности, проверке подлежат следующие вопросы и требования при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29.1. Организационно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - статус организации, ведомство, форма собственности; - структура управления (в т.ч. технические и контрольные службы); - численность и квалификация работников, укомплектованность кадров основных профессий, подготовка и аттестация специалистов и персонала по промышленной безопасности; - характеристика производственных, технологических и испытательных мощностей; - взаимоотношения с заказчиками, субпоставщиками и смежными организациями (транспортирование, монтаж, наладка, испытание, прием-сдача); - авторский и шефмонтажный надзор (в т.ч. анализ и реализация мер по замечаниям и предложениям); - система стандартизации (стандарт предприятия, производственные инструкции); - система качества. 29.2. Производственно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - основные технологические процессы (подготовительные работы, гибка, рубка, штамповка, вальцовка, литье, механическая обработка, термообработка, сварка, сборка, испытания, операционный контроль), аттестация технологий и оборудования; - метрологическое обеспечение (порядок контроля состояния КИП, поверка, калибровка, ремонт, учет и контроль, ответственность), наличие собственных метрологических лабораторий и (или) договоров на метрологическое обслуживание; - контроль состояния материалов и сварных (паяных) швов, наличие аттестованных (аккредитованных) лабораторий неразрушающих методов контроля и разрушающих методов контроля (в т.ч. лабораторий по химическому анализу, механическим испытаниям и металлографическим исследованиям), оформление отчетных и контрольных документов, их учет и контроль, состояние контрольного оборудования, технических средств и материалов; - порядок применения технической документации в производстве (собственная техническая документация, сторонняя техническая документация, зарубежная техническая документация). Организация работы конструкторского бюро (проектно-конструкторских отделов). Порядок контроля и структура технической документации (согласование, утверждение, изменение, замена, изъятие, обеспечение потребителей, учет, архивирование, списание, уничтожение). Прослеживаемость изменений. Авторский надзор за технической документацией в цехах. Автоматизация проектных работ. Проведение расчетов, реализация технических решений; - степень изношенности оборудования, приспособлений и инструмента, модернизация, обновление, обеспечение точности, учет, контроль и ремонт; - наличие автоматических систем управления производством (АСУП), организация взаимосвязей "проект - изготовление - испытание - контроль", в т.ч. устранение и контроль замечаний и отклонений; - порядок разработки эксплуатационных документов (паспорта, инструкции, ведомости запчастей и принадлежностей, формуляры, руководства по эксплуатации, программы и методики испытаний и контроля); - прослеживаемость (идентификация) материалов, полуфабрикатов, узлов, комплектующих при производстве и испытаниях; - наличие и структура нормативной базы, ее актуализация и внедрение, проведение изменений, в т.ч. у пользователей; - складирование, транспортирование и сбыт продукции, сырья, материалов и комплектующих. 29.3. Контроль и испытания при изготовлении технических устройств: - организация технического контроля, его взаимосвязь с системой обеспечения качества, уровень независимости и подчиненности; - система обеспечения качества, ее организация, внедрение, обучение руководителей и исполнителей, контроль и корректировка, нормативная база, освоение специалистами и персоналом; - организация входного, операционного и приемо-сдаточного контроля. Оформление отчетной и контрольной документации, учет и хранение, анализ брака, штрафные и административные санкции; - испытательно-стендовая база, контроль ее состояния, учет, освидетельствование, эксплуатация, ремонт, обслуживание. Оформление отчетных документов, наличие методик, инструкций и эксплуатационной документации, средств защиты, уровень автоматизации; - учет и контроль рекламаций, замечаний и недостатков, изоляция и профилактика брака, исправление дефектов, корректировка документации. Профилактическая работа по качеству, проведение "Дней качества" и совещаний по качеству, инструктирование специалистов и персонала; - контроль заключительных операций (маркировка, окраска, консервация, упаковка) и комплектности отгружаемого оборудования. Ответственность и гарантии перед потребителями (заказчиками). 29.4. Вопросы безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах: - наличие, порядок и ответственность при оформлении разрешительных документов и проведении экспертиз промышленной безопасности; - внедрение и контроль нормативных требований по промышленной безопасности, структура ответственности, анализ и устранение недостатков; - подготовка, аттестация и переаттестация руководителей, специалистов и персонала; - взаимодействие с надзорно-контрольными органами. Работа с предписаниями, замечаниями и предложениями, контроль сроков и ответственность, согласование и утверждение документации, оформление отчетных и контрольных документов, контрольно-профилактическая работа (в рамках внутрипроизводственного контроля); - квалификация и уровень технических, в т.ч. проектно-конструкторских решений, внедрение, освоение и реализация перспективных и современных требований и условий по безопасности; - организация системы технической информации, освоение передовых безопасных методов и приемов труда. Учет несчастных случаев и аварийности, профилактика нарушений нормативных требований; - эффективность действия (анализ и корректирующие воздействия) системы качества и системы реализации нормативных требований по безопасности. Отчеты по качеству, отзывы заказчиков, потребителей и представления надзорных органов; - перспективы развития предприятия и отдельных служб, наличие планов и мероприятий по реконструкции, модернизации и приведению производственно-технологических процессов к современному нормативному уровню. 29.5. Требования к разработке и согласованию технической документации на изготовление технических устройств. 29.5.1. Требования к оформлению и утверждению технического задания (ТЗ) определены ГОСТ Р 15.201-2000 "Продукция производственно-технического назначения", ГОСТ 15.005-86 "Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации". 29.5.2. ТЗ на изготовление технических устройств и их применение на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах должно быть согласовано Службой, для чего оформленное заказчиком и разработчиком ТЗ представляется в 2-х экземплярах в территориальный орган Службы. ТЗ на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства представляются на согласование в управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы (здесь и далее под территориальным органом следует понимать орган, в установленных границах деятельности которого находятся заказчик и разработчик ТЗ, разработчик проекта опытного образца технического устройства). 29.5.3. При положительном решении один согласованный экземпляр ТЗ направляется разработчику, а второй остается в территориальном органе Службы. При отрицательном решении территориальный орган направляет свои замечания и предложения вместе с экземпляром ТЗ разработчику на доработку. Замечания, с которыми не согласен разработчик, рассматриваются совместно с территориальным органом Службы. В случае если при совместном рассмотрении не достигнуто соглашение, территориальный орган Службы вправе назначить независимую экспертизу с привлечением специализированных организаций. 29.5.4. При согласовании может быть подписан либо сам экземпляр ТЗ, либо согласование оформляется отдельным письмом. 29.5.5. Если в процессе разработки технического устройства выявляется необходимость изменения ТЗ, последнее согласовывается с территориальными органами Службы в установленном выше порядке (по вопросам, входящим в компетенцию Службы). 29.5.6. Контрольные и надзорные функции за соблюдением проектно-конструкторскими организациями государственных стандартов, утвержденных правил и норм и другой нормативно-технической документации при конструировании и проектировании оборудования и приборной техники и средств контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технических комплексов и систем управления технологическими процессами, систем и устройств сигнализации, противоаварийной защиты и их элементов (устройств взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующих устройств, средств локализации взрыва) осуществляют территориальные органы Службы, при необходимости они могут привлекать специализированные экспертные организации, имеющие лицензию Службы. 29.5.7. Технические условия на изготовление технических устройств, предназначенные для применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, подлежат согласованию с территориальными органами Службы. Технические условия на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства подлежат согласованию с управлением по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы. В соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ, согласование представленной технической документации. 29.6. Требования к изготовлению опытного образца технического устройства. 29.6.1. Для единичных и серийно выпускаемых технических устройств для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов предварительно производится согласование Службы на изготовление опытных образцов. 29.6.2. Для изготовления опытного образца конкретного вида технического устройства заявитель (разработчик) представляет следующую техническую документацию: - заявление с указанием наименования, типа и характеристик технического устройства; - техническое задание; - технические условия; - комплект чертежей, расчеты; - справка об освоении соответствующих технологических процессов, наличии оснастки и оборудования, необходимого для изготовления заявленного технического устройства, метрологическом обеспечении, наличии испытательных стендов. Документы (по п. 29.6.3) должны быть представлены в территориальный орган Службы за месяц до рассмотрения проекта опытного образца на научно-техническом совете (НТС) предприятия. 29.6.3. При рассмотрении проекта опытного образца необходимо обратить внимание на: - соответствие проекта Правилам и ТУ; - оснащенность опытного образца контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики и защиты; - уровень механизации; - удобство обслуживания; - ремонтопригодность; - удобство транспортировки и монтажа; - надежность и другие показатели, требуемые нормативно - технической документацией в области промышленной безопасности. 29.6.4. В случае рассмотрения проекта на НТС предприятие обязано проинформировать об этом территориальный орган Службы, представитель которого принимает участие в заседании НТС, используя результаты предварительного рассмотрения проекта. 29.6.5. При положительных результатах рассмотрения представленной документации территориальный орган Службы согласовывает изготовление опытного образца. 29.6.6. Согласование на изготовление опытного образца технического устройства необходимо оформлять при постановке на производство технического устройства, которое предназначено или может эксплуатироваться в условиях подконтрольных Службе производствах и объектах. 29.6.7. При применении для изготовления технических устройств узлов и элементов, изготовленных другими предприятиями, в сопроводительной документации должна быть представлена копия разрешения Службы на изготовление этих узлов и элементов. 29.6.8. Приемочные испытания опытного образца проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000. Опытные образцы технических устройств допускаются к приемочным испытаниям на опасных производственных объектах при согласии эксплуатирующей организации - заказчика оборудования на проведение приемочных испытаний. 29.6.9. Для принятия решения о проведении испытаний опытных образцов технических устройств заявитель (разработчик) представляет в территориальные органы Службы следующую техническую документацию: - приказ организации о назначении комиссии с указанием опасного производственного объекта, на котором планируется проведение приемочных испытаний; - согласованное техническое задание на разработку технического устройства; - согласованные Службой программу и методику приемочных испытаний опытных образцов технического устройства; - технические условия на изготовление опытного образца технического устройства; - инструкцию по эксплуатации технического устройства, ремонту, монтажу и техническому обслуживанию; - паспорт (формуляр) технического устройства с расчетами, чертежами общего вида; - извещение (либо протокол) о результатах проведения предварительных (заводских) испытаний и готовности представления технических устройств для приемочных испытаний; - для оборудования во взрывозащищенном исполнении представляется заключение аккредитованной испытательной организации по взрывозащищенному электрооборудованию; - для средств измерения, в том числе входящих в состав технического устройства, представляется сертификат об утверждении типа средств измерения. 29.6.10. При проведении приемочных испытаний опытного образца технического устройства в состав комиссии входит представитель территориального органа Службы, участие которого в проведении приемочных испытаний согласовывается не менее чем за 15 дней до их начала. 29.6.11. В случае, когда при проведении приемочных испытаний технического устройства не обеспечивается безопасность выполнения работ для обслуживания персонала либо третьих лиц, представитель Службы вправе приостановить приемочные испытания до выполнения требуемых условий, которые обеспечат безопасность дальнейших испытаний. 29.6.12. При несогласии представителя Службы с решением приемочной комиссии он не подписывает акт и протокол, а прикладывает к этим документам справку с особым мнением и указанием, при необходимости, проведения повторного испытания после устранения выявленных недостатков. 29.6.13. В тех случаях, когда изготовлен не один опытный образец, а опытная партия, испытания могут быть проведены на одном образце, а указания комиссии по устранению выявленных недостатков распространяются на всю партию. 29.6.14. Служба в зависимости от сложности конструкции, степени опасности производств, последствий возможных аварий и т.д. вправе требовать выполнения дополнительных обоснованных условий при конструировании и изготовлении технических устройств, направленных на обеспечение промышленной безопасности. 30. В части, касающейся периодичности и продолжительности проверок, необходимо исходить из следующих рекомендательных норм: --------------------------------------------------------------------------- ¦ Вид проверки ¦ Норма периодичности проверки ¦ Норма продолжительности ¦ ¦ ¦ ¦ проверки ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Оперативная ¦Не реже одного раза в месяц ¦От двух до четырех дней ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Целевая ¦Не реже двух-трех раз в год ¦До семи дней ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Комплексная ¦Не реже одного раза в три года ¦До десяти дней ¦ --------------------------------------------------------------------------- 31. Руководитель территориального органа, сообразуясь с вышеуказанными нормами, принимает на каждый предстоящий год решение о конкретных нормах периодичности и продолжительности всех установленных в настоящей Инструкции видов проверок, принимая во внимание при этом общий уровень обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных территориальному органу объектах по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, имеющуюся информацию об имевших место серьезных нарушениях требований промышленной безопасности на отдельных объектах, фактическую численность инспекторов, специализирующихся на соответствующем направлении надзорной деятельности, и прогнозируемые возможности финансового обеспечения их командирования для проведения проверок. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСН".