ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ. Не задано. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 27.08.96

Фрагмент документа "ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Введение

     Проблема  инвалидности  у  детей  является  актуальной  проблемой
медицины,  что  аргументируется  убедительными  данными  международной
статистики,  согласно которой число инвалидов во всех странах велико и
четко   прослеживается   тенденция   к  его  увеличению.  Особенностью
современной  патологии  детского  возраста  является учащение перехода
острых  форм  заболеваний  в  рецидивирующие  и  хронические,  а также
нарастание первичной хронической патологии внутренних органов.
     Закономерным  следствием  плохо  поддающихся  лечению хронических
заболеваний,   тяжелых   травм  и  отравлений  является  возникновение
выраженных  нарушений  в  состоянии здоровья детей, которые приводят к
ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных возрасту.
     Эксперты   ООН   и   ВОЗ   придерживаются   мнения,  что  лица  с
ограничениями   жизненных   и   социальных   функций  (так  называемые
"дезабильные лица" по терминологии ВОЗ) составляют около 10% населения
земного шара, из них более 120 млн. - это дети и подростки. Результаты
общенациональных  обследований  в одних странах выявляют более высокий
удельный  вес  детей с недостатками в умственном и физическом развитии
(4  -  12%  всей  детской  популяции),  а в других, использующих более
жесткие критерии отбора, значительно меньше (0,2 - 3%). В нашей стране
наиболее  тяжелый  контингент  таких  лиц,  имеющих  сильно выраженные
нарушения в состоянии здоровья, ведущие к значительному ограничению их
жизненных  и  социальных  функций,  свойственных возрасту, традиционно
называют инвалидами.
     Инвалидность  у  взрослых  часто  обусловлена патологией, берущей
начало  в  детском  возрасте, нередко - в перинатальный период. Так, в
Российской Федерации инвалиды с детства составляют более 12% от общего
числа   всех   инвалидов,  впервые  ежегодно  регистрируемых  органами
социальной защиты населения, а среди инвалидов в возрасте до 39 лет их
доля составляет 55,6%.
     Учитывая  важность  проблемы, Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г.
приняла  "Всемирную  программу действия по оказанию помощи дезабильным
лицам"  (то  есть  имеющим ограничение в жизнедеятельности), в которой
главенствующая   роль  отведена  профилактике  нарушений  в  состоянии
здоровья, начиная с самого раннего возраста.
     Многочисленные    исследования    состояния   здоровья   детского
населения,  которые  были  проведены  в  80-е гг. в различных регионах
бывшего   СССР,   ограничивались  как  правило  получением  таких  его
характеристик  как  заболеваемость  и  смертность, физическое и (очень
редко)  нервно-психическое  развитие  детей.  До  последнего времени в
отечественных  исследованиях  не  проводилась  оценка на популяционном
уровне   медико-социальных  последствий  перенесенных  и  существующих
болезней  и  травм для жизнедеятельности детей, то есть с точки зрения
оценки  их  способностей  адекватно справляться со своими жизненными и
социальными задачами, свойственными возрасту.
     Но   именно   ограничение   жизнедеятельности,   возникающее  как
последствие  болезней  и  травм,  сейчас  рассматривается  в  качестве
главной  медицинской,  социальной  и  экономической проблемы, значение
которой со временем будет возрастать.
     Основной  причиной  отсутствия  в  обществе информации о лицах, у
которых   вследствие   болезни   или  травмы  возникает  то  или  иное
ограничение   свойственной  его  возрасту  привычной  деятельности,  в
результате  чего  человек  не  может выполнять свою обычную социальную
роль,  является  то,  что различные службы, занятые этой проблемой, не
разработали  общего  четкого  определения  того,  что входит в понятие
"нарушение здоровья" и "ограничение жизнедеятельности".
     Экспертами   ВОЗ   подготовлена   трехмерная   концепция   оценки
последствий   болезни  (World  Health  Organization,  Nomenclature  of
Impairments,  Disabilities  and  Disadvantages,  1989).  Международная
классификация  предлагает  трехмерную  концепцию  последствий болезни,
изложенную ниже:
     При  рассмотрении  недомогания  как  явления,  обычно прибегают к
понятию  "болезни".  Основными  этапами  в  развитии  болезни являются
следующие:
     1.  Отклонение от нормы в организме человека; может быть выявлено
при  рождении  или приобретено позже. Цепочка причинных обстоятельств,
"этиология" дает начало изменениям в структуре или функциях организма,
то  есть "патологии". Патологические изменения, проявления описываются
по   медицинской  терминологии  как  "симптомы  или  признаки".  Таким
образом,   общая   концепция   болезни  может  быть  представлена  как
последовательность:

             ЭТИОЛОГИЯ -----> ПАТОЛОГИЯ -----> ПРОЯВЛЕНИЕ

     На  этой  модели  основана  Международная  классификация болезней
(МКБ).
     Однако  такая  модель не отражает полный круг проблем, с которыми
сталкиваются больные люди и обращаются в систему здравоохранения.
     2.  Длительно  текущая  болезнь  приводит  к  развитию нарушений,
ненормальности  в  структуре тела, изменениям внешнего вида, а также к
расстройствам   функционирования   органов  и  систем,  вытекающих  из
какой-то    причины.   Другими   словами,   патологическое   состояние
проявляется  конкретно,  материализуется.  В  большинстве  случаев сам
индивид  осознает  проявление  болезни.  Нарушение  представляет собой
расстройство на органном уровне.
     3.   Деятельность  или  поведение  индивида  могут  измениться  в
результате  развития  болезни  и возникновения нарушений. Повседневные
его  действия  могут  стать  ограниченными,  таким  образом,  знание о
болезни  находит  объективное  воплощение  и  проявление. Такие случаи
представляют  собой  ограничение  жизнедеятельности  (в  том  числе  и
трудоспособности),  которое  отражает  последствия  нарушений. С точки
зрения  функциональной деятельности и активности индивида, ограничение
жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности.
     4. Само знание о болезни или изменившееся поведение индивида, или
ограничение  его деятельности, которые вытекают из этого знания, могут
поставить  конкретного  человека в невыгодное положение по отношению к
окружающим;  таким  образом  болезнь  приобретает социальный характер.
Этот  уровень  развития болезни отражает реакцию общества на состояние
индивида,  она  проявляется  во взаимоотношениях индивида с обществом,
которые   могут   включать   и   такой  специфический  инструмент  как
законодательство.  Это  проявление отражает социальную недостаточность
(иными   словами  -  социальную  дезадаптацию),  то  есть  неудобства,
вытекающие  из  нарушения и ограничения жизненных функций. Явная связь
со   значением,   которое  придается  деятельности  индивида  или  его
состоянию    его    окружением    и   обществом,   делает   социальную
недостаточность  самым  проблематичным  уровнем развития болезни среди
всех ее последствий.
     Все  вышесказанное  может  быть графически представлено следующей
схемой:

-------------------------------------------------------------------------
|БОЛЕЗНЬ или  -->    НАРУШЕНИЕ    --> ОГРАНИЧЕНИЕ     -->   СОЦИАЛЬНАЯ  |
|РАССТРОЙСТВО                         ЖИЗНЕДЕЯТ-ТИ          НЕДОСТАТ-ТЬ |
|-----------------------------------------------------------------------|
|(внутренняя      (материализация       (проявление       (социализация)|
|  ситуация)       пат. процесса)     объективизации)                   |
-------------------------------------------------------------------------

                               Схема 1

     Хотя графическая схема представлена простой линейной прогрессией,
в  которой все звенья связаны последовательно, на самом деле положение
сложнее.  Эта последовательность, в ряде случаев, может быть неполной,
или  возможен  ее  разрыв  на  любом  этапе  (например,  в  результате
реабилитации).  Но  большая  ценность  представления концепции в таком
виде  состоит  в  том,  что  вырисовывается  общая  последовательность
элементов,  позволяющая разрешить многие проблемы, воздействуя на один
элемент и получая эффект в других элементах цепи.
     Нарушение  или  недостаток  (Impairment)  -  это любая потеря или
аномалия  психологической, физиологической или анатомической структуры
или функции.
     Нарушение  характеризуется  потерями  или  отклонениями от нормы,
которые  могут  быть  временными  или постоянными: в понятие нарушения
входит  наличие  или появление аномалий, дефект или потеря конечности,
органа,  ткани  или  других  частей  тела,  включая систему умственной
деятельности.  Нарушение  представляет  собой  отклонение от некоторой
нормы  в биомедицинском состоянии индивида и определение характеристик
этого  статуса  дается  врачами-специалистами, которые могут судить об
отклонениях  в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя
с общепринятыми.
     Ограничение    жизнедеятельности   (Disability)   -   это   любое
ограничение   или  отсутствие  (в  результате  нарушения)  способности
осуществлять   деятельность   способом   или   в  рамках,  считающихся
нормальными для человека данного возраста.
     Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то
ограничение  жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным
видам  деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким
как выполнение заданий, владение навыками, поведение.
     Основной чертой ограничения жизнедеятельности является степень ее
проявления.  Большинство  лиц,  занятых  оказанием  помощи инвалидам с
ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации
тяжести   ограничения  в  выполнении  действий.  Для  этой  цели  было
разработано   специальное   приложение   к  классификации  ограничений
жизнедеятельности - "Тяжесть ограничения жизнедеятельности".
     Социальная  недостаточность  (Handicap  или  Disadvantage)  - это
такой   недостаток  данного  индивида,  вытекающий  из  нарушения  или
ограничения  жизнедеятельности,  при  котором  человек может выполнять
лишь  ограниченно  или  не  может  выполнять  совсем  обычную  для его
положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и
культурного положения).
     По  заказу Минздравмедпрома РФ подготовлен и издан адаптированный
к отечественной практике вариант Международной номенклатуры нарушений,
ограничений  жизнедеятельности и социальной недостаточности на русском
языке (Москва, 1994).
     Номенклатура представляет собой лексикон (словарь взаимосвязанных
терминов  в  какой-либо отрасли знаний) для характеристики последствий
болезней  и  травм.  Это общепринятый язык, рекомендуемый для тех, кто
оформляет  медицинскую  документацию,  имеющую  отношение к инвалидам,
собирает  и  использует статистическую информацию о населении, имеющем
социальную недостаточность вследствие различных нарушений.
     К  категории  детей-инвалидов в соответствии с Приказом Минздрава
Российской  Федерации  N  117  от  4  июля  1991  г. "О порядке выдачи
медицинского  заключения  на  детей-инвалидов  в  возрасте  до 16 лет"
относятся     дети,     имеющие    "...    значительные    ограничения
жизнедеятельности,  приводящие  к  социальной  дезадаптации вследствие
нарушения    развития    и   роста   ребенка,   его   способностей   к
самообслуживанию,   передвижению,   ориентации,   контролю   за  своим
поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем".
     Таким  образом,  это определение исходит из современной концепции
ВОЗ,  полагающей,  что поводом для назначения инвалидности является не
сама  болезнь  или  травма,  а  их  последствия,  проявляющиеся в виде
нарушений   той   или   иной   психологической,   физиологической  или
анатомической   структуры   или  функции,  приводящих  к  ограничениям
жизнедеятельности    и    социальной    недостаточности    (социальной
дезаптации).
     Однако  конкретные  "Медицинские показания, при которых ребенок в
возрасте  до  16 лет признается инвалидом", утвержденные Приказом МЗ N
117,  не  были  достаточно  объективизированы  в течение первого этапа
внедрения    новой    концепции    ВОЗ   в   практику   отечественного
здравоохранения.  На  практике  это  приводит  к  недостаточно полному
использованию  возможностей, предоставленных Приказом с гипер-, а чаще
всего гиподиагностикой инвалидности у детей.
     На   совершенствование   определения   инвалидности   у  детей  и
подростков  на  основе  современной  концепции  ВОЗ  об оценке тяжести
последствий  болезней  и травм и уточнение "Медицинских показаний, при
которых  ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом" направлены
данные методические материалы.
     В   случае   соответствия  состояния  здоровья  направленного  на
экспертизу  ребенка  в  возрасте до 16 лет (15 лет 11 месяцев 29 дней)
какому-либо   из   пунктов   настоящих   "Медицинских  показаний"  ему
присваивается  статус "ребенка-инвалида" и врачами экспертных комиссий
в   качестве   подтверждающего   этот  статус  юридического  документа
заполняется  новое "Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида в
возрасте  до  16 лет" (форма N 080/у-96, утвержденная Приказом МЗ и МП
РФ  N  95  от  18.03.96  "О  совершенствовании системы информационного
обеспечения  проблем  детской  инвалидности  в Российской Федерации" -
приложение N 2), медицинский блок вопросов которого составлен с учетом
необходимости  многомерного  описания различных последствий болезней и
травм, явившихся причиной наступления инвалидности у ребенка.
     Жирным  шрифтом  выделены  пункты  Приказа МЗ РСФСР N 117 1991 г.
Текст методического материала обобщает примеры различных заболеваний и
состояний,  которые  могут  быть рассмотрены в соответствующем разделе
Приказа.  Перечень  не  является  всеобъемлющим,  но включает наиболее
частые   и  общие  положения,  являющиеся  основанием  для  назначения
инвалидности.

Фрагмент документа "ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа