Фрагмент документа "ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ".
Введение Проблема инвалидности у детей является актуальной проблемой медицины, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению. Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии внутренних органов. Закономерным следствием плохо поддающихся лечению хронических заболеваний, тяжелых травм и отравлений является возникновение выраженных нарушений в состоянии здоровья детей, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных возрасту. Эксперты ООН и ВОЗ придерживаются мнения, что лица с ограничениями жизненных и социальных функций (так называемые "дезабильные лица" по терминологии ВОЗ) составляют около 10% населения земного шара, из них более 120 млн. - это дети и подростки. Результаты общенациональных обследований в одних странах выявляют более высокий удельный вес детей с недостатками в умственном и физическом развитии (4 - 12% всей детской популяции), а в других, использующих более жесткие критерии отбора, значительно меньше (0,2 - 3%). В нашей стране наиболее тяжелый контингент таких лиц, имеющих сильно выраженные нарушения в состоянии здоровья, ведущие к значительному ограничению их жизненных и социальных функций, свойственных возрасту, традиционно называют инвалидами. Инвалидность у взрослых часто обусловлена патологией, берущей начало в детском возрасте, нередко - в перинатальный период. Так, в Российской Федерации инвалиды с детства составляют более 12% от общего числа всех инвалидов, впервые ежегодно регистрируемых органами социальной защиты населения, а среди инвалидов в возрасте до 39 лет их доля составляет 55,6%. Учитывая важность проблемы, Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла "Всемирную программу действия по оказанию помощи дезабильным лицам" (то есть имеющим ограничение в жизнедеятельности), в которой главенствующая роль отведена профилактике нарушений в состоянии здоровья, начиная с самого раннего возраста. Многочисленные исследования состояния здоровья детского населения, которые были проведены в 80-е гг. в различных регионах бывшего СССР, ограничивались как правило получением таких его характеристик как заболеваемость и смертность, физическое и (очень редко) нервно-психическое развитие детей. До последнего времени в отечественных исследованиях не проводилась оценка на популяционном уровне медико-социальных последствий перенесенных и существующих болезней и травм для жизнедеятельности детей, то есть с точки зрения оценки их способностей адекватно справляться со своими жизненными и социальными задачами, свойственными возрасту. Но именно ограничение жизнедеятельности, возникающее как последствие болезней и травм, сейчас рассматривается в качестве главной медицинской, социальной и экономической проблемы, значение которой со временем будет возрастать. Основной причиной отсутствия в обществе информации о лицах, у которых вследствие болезни или травмы возникает то или иное ограничение свойственной его возрасту привычной деятельности, в результате чего человек не может выполнять свою обычную социальную роль, является то, что различные службы, занятые этой проблемой, не разработали общего четкого определения того, что входит в понятие "нарушение здоровья" и "ограничение жизнедеятельности". Экспертами ВОЗ подготовлена трехмерная концепция оценки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989). Международная классификация предлагает трехмерную концепцию последствий болезни, изложенную ниже: При рассмотрении недомогания как явления, обычно прибегают к понятию "болезни". Основными этапами в развитии болезни являются следующие: 1. Отклонение от нормы в организме человека; может быть выявлено при рождении или приобретено позже. Цепочка причинных обстоятельств, "этиология" дает начало изменениям в структуре или функциях организма, то есть "патологии". Патологические изменения, проявления описываются по медицинской терминологии как "симптомы или признаки". Таким образом, общая концепция болезни может быть представлена как последовательность: ЭТИОЛОГИЯ -----> ПАТОЛОГИЯ -----> ПРОЯВЛЕНИЕ На этой модели основана Международная классификация болезней (МКБ). Однако такая модель не отражает полный круг проблем, с которыми сталкиваются больные люди и обращаются в систему здравоохранения. 2. Длительно текущая болезнь приводит к развитию нарушений, ненормальности в структуре тела, изменениям внешнего вида, а также к расстройствам функционирования органов и систем, вытекающих из какой-то причины. Другими словами, патологическое состояние проявляется конкретно, материализуется. В большинстве случаев сам индивид осознает проявление болезни. Нарушение представляет собой расстройство на органном уровне. 3. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нарушений. Повседневные его действия могут стать ограниченными, таким образом, знание о болезни находит объективное воплощение и проявление. Такие случаи представляют собой ограничение жизнедеятельности (в том числе и трудоспособности), которое отражает последствия нарушений. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. 4. Само знание о болезни или изменившееся поведение индивида, или ограничение его деятельности, которые вытекают из этого знания, могут поставить конкретного человека в невыгодное положение по отношению к окружающим; таким образом болезнь приобретает социальный характер. Этот уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида, она проявляется во взаимоотношениях индивида с обществом, которые могут включать и такой специфический инструмент как законодательство. Это проявление отражает социальную недостаточность (иными словами - социальную дезадаптацию), то есть неудобства, вытекающие из нарушения и ограничения жизненных функций. Явная связь со значением, которое придается деятельности индивида или его состоянию его окружением и обществом, делает социальную недостаточность самым проблематичным уровнем развития болезни среди всех ее последствий. Все вышесказанное может быть графически представлено следующей схемой: ------------------------------------------------------------------------- |БОЛЕЗНЬ или --> НАРУШЕНИЕ --> ОГРАНИЧЕНИЕ --> СОЦИАЛЬНАЯ | |РАССТРОЙСТВО ЖИЗНЕДЕЯТ-ТИ НЕДОСТАТ-ТЬ | |-----------------------------------------------------------------------| |(внутренняя (материализация (проявление (социализация)| | ситуация) пат. процесса) объективизации) | ------------------------------------------------------------------------- Схема 1 Хотя графическая схема представлена простой линейной прогрессией, в которой все звенья связаны последовательно, на самом деле положение сложнее. Эта последовательность, в ряде случаев, может быть неполной, или возможен ее разрыв на любом этапе (например, в результате реабилитации). Но большая ценность представления концепции в таком виде состоит в том, что вырисовывается общая последовательность элементов, позволяющая разрешить многие проблемы, воздействуя на один элемент и получая эффект в других элементах цепи. Нарушение или недостаток (Impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризуется потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными: в понятие нарушения входит наличие или появление аномалий, дефект или потеря конечности, органа, ткани или других частей тела, включая систему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида и определение характеристик этого статуса дается врачами-специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя с общепринятыми. Ограничение жизнедеятельности (Disability) - это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной чертой ограничения жизнедеятельности является степень ее проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограничения в выполнении действий. Для этой цели было разработано специальное приложение к классификации ограничений жизнедеятельности - "Тяжесть ограничения жизнедеятельности". Социальная недостаточность (Handicap или Disadvantage) - это такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения). По заказу Минздравмедпрома РФ подготовлен и издан адаптированный к отечественной практике вариант Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности на русском языке (Москва, 1994). Номенклатура представляет собой лексикон (словарь взаимосвязанных терминов в какой-либо отрасли знаний) для характеристики последствий болезней и травм. Это общепринятый язык, рекомендуемый для тех, кто оформляет медицинскую документацию, имеющую отношение к инвалидам, собирает и использует статистическую информацию о населении, имеющем социальную недостаточность вследствие различных нарушений. К категории детей-инвалидов в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации N 117 от 4 июля 1991 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет" относятся дети, имеющие "... значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем". Таким образом, это определение исходит из современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности (социальной дезаптации). Однако конкретные "Медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом", утвержденные Приказом МЗ N 117, не были достаточно объективизированы в течение первого этапа внедрения новой концепции ВОЗ в практику отечественного здравоохранения. На практике это приводит к недостаточно полному использованию возможностей, предоставленных Приказом с гипер-, а чаще всего гиподиагностикой инвалидности у детей. На совершенствование определения инвалидности у детей и подростков на основе современной концепции ВОЗ об оценке тяжести последствий болезней и травм и уточнение "Медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом" направлены данные методические материалы. В случае соответствия состояния здоровья направленного на экспертизу ребенка в возрасте до 16 лет (15 лет 11 месяцев 29 дней) какому-либо из пунктов настоящих "Медицинских показаний" ему присваивается статус "ребенка-инвалида" и врачами экспертных комиссий в качестве подтверждающего этот статус юридического документа заполняется новое "Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет" (форма N 080/у-96, утвержденная Приказом МЗ и МП РФ N 95 от 18.03.96 "О совершенствовании системы информационного обеспечения проблем детской инвалидности в Российской Федерации" - приложение N 2), медицинский блок вопросов которого составлен с учетом необходимости многомерного описания различных последствий болезней и травм, явившихся причиной наступления инвалидности у ребенка. Жирным шрифтом выделены пункты Приказа МЗ РСФСР N 117 1991 г. Текст методического материала обобщает примеры различных заболеваний и состояний, которые могут быть рассмотрены в соответствующем разделе Приказа. Перечень не является всеобъемлющим, но включает наиболее частые и общие положения, являющиеся основанием для назначения инвалидности. |
Фрагмент документа "ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ".