ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 12.02.08

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

15. Правовое просвещение и образование
                       в области прав человека

     Опыт,  накопленный  институтом  Уполномоченного за десять лет его
существования, свидетельствует о том, что очень многие граждане России
имеют  весьма смутное представление о своих правах и свободах и потому
не  могут  осознанно  ими  пользоваться. Ситуация, когда люди смиренно
просят  государство о том, чего должны были бы требовать, увы, типична
для нашей страны с ее давними традициями патернализма и чинопочитания.
Проблема  очень  серьезна: неспособность граждан отстаивать свои права
развращает  государство, объективно препятствует его демократизации. С
учетом  отмеченной  закономерности правовое просвещение в области прав
человека  не  могло не стать одной из важнейших задач Уполномоченного.
Итоги  работы  в  области правового просвещения подводить, видимо, еще
рано,  хотя  некоторый прогресс налицо. Косвенным подтверждением этого
служит возросшее качество поступающих к Уполномоченному жалоб граждан.
Люди постепенно привыкают аргументировать свои претензии к государству
в  категориях  прав  и  свобод,  проявляют  зачастую  неплохое  знание
Конституции и законов Российской Федерации.
     Со  своей  стороны,  Уполномоченный  не  устает подчеркивать, что
знание  прав  и  свобод  человека  есть  насущная потребность и прямая
обязанность  всех граждан России. Удовлетворить эту потребность должны
учебные  пособия,  правовая  и справочная литература, адаптированная к
различным возрастным, социальным и образовательным категориям.
     В  этом  контексте  Уполномоченный  считает  необходимым отметить
наиболее интересные, по его мнению, работы, вышедшие в свет в отчетном
году.  Издательство  "Права  человека"  в  серии "Библиотека по правам
человека"  выпустило  "Словарь-справочник по правам человека: основные
понятия  и институты", а также монографии А. Мезяева "Смертная казнь и
современное  международное  право"  и Т. Мироновой "Право и социальная
защита".  То  же  издательство  выпускает  сборники "Школьные уроки по
теме:  "История  политических  репрессий  и  сопротивления несвободе в
СССР".  В  этих  сборниках  подводятся итоги межрегиональных конкурсов
учителей,  проводившихся Фондом им. А.Д. Сахарова в период с 2002 года
по  2006  год.  По  состоянию на конец отчетного года вышло уже четыре
сборника.  Публикация  пятого запланирована на начало 2008 года. Кроме
того,  при  содействии  неправительственной  правозащитной организации
(НПО)  "Международная  амнистия"  издано  пособие для начального курса
обучения  правам человека "Первые шаги", ориентированное на учителей и
всех тех, кто работает с детьми и подростками.
     Со  своей  стороны,  Уполномоченный  успешно  сотрудничает  с НПО
"Молодежное  правозащитное  движение"  в  издании  учебных  пособий по
проблемам  прав и свобод человека. По этой линии в отчетном году вышло
в  свет  адресованное студентам вузов учебное пособие "Права и свободы
человека  в  современной  России",  включающее программы курсов "Права
человека", "Толерантность и права человека", "Соблюдение прав человека
в  конфликтных  ситуациях".  В  серии  "Права  человека  и гражданские
действия"  вышло  второе  издание  монографии  А.  Юрова  "Введение  в
концепцию   прав   человека   и   универсальных   механизмов  защиты".
Переиздание  монографии вызвано большим интересом к ней в студенческой
среде.
     Отмечая  большое учебно-методическое и общественное значение всех
перечисленных  публикаций, Уполномоченный отдает себе отчет в том, что
системное  распространение  знаний  в  области  прав и свобод человека
немыслимо    без    обязательного   преподавания   прав   человека   в
общеобразовательных  школах  в качестве самостоятельной дисциплины. До
недавнего  времени  казалось,  что  главное  препятствие на пути этого
нововведения  -  отсутствие  качественного  учебника. Еще в конце 2006
года  состоялась  презентация  долгожданных учебников "Права человека"
для   10   и  11  классов  общеобразовательных  учреждений.  Авторский
коллектив,  в  состав  которого  вошли  сотрудники  Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
в  целом,  как  представляется,  неплохо  справился  со своей задачей.
Учебники  написаны  живым  образным  языком,  содержат яркие примеры и
много полезной информации.
     Есть у новых учебников и недостатки. Особенно неприятный из них -
нарочито  невнятное описание обстоятельств отказа СССР проголосовать в
поддержку  Всеобщей  декларации  прав  человека  на сессии Генеральной
Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Годовщина принятия этого документа
отмечается  сегодня  во  всем  мире как День прав человека. Тем важнее
было  бы  разобраться  в  том,  что  побудило делегацию СССР занять по
отношению    к    Декларации   жесткую   обструкционистскую   позицию.
Специалистам,  да  и  вообще  всем осведомленным о преступной сущности
сталинского   режима  причины,  разумеется,  понятны.  Школьникам  же,
видимо,  требуются  честные и серьезные разъяснения. Вместо них авторы
без  каких-либо  комментариев  и  ссылок,  то  есть  от  своего имени,
пересказывают фрагмент выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН
главы  советской делегации А.Я. Вышинского, известного "борца за права
человека".  Понять  смысл  этого демагогического пассажа невозможно, а
читать его стыдно.
     Не  раскрыты  также  некоторые  из  провозглашенных  Конституцией
Российской  Федерации  прав  и  свобод,  например,  права  на  свободу
передвижения,   выбор  места  пребывания  и  жительства,  а  также  на
свободный въезд в страну и выезд из нее.
     Однозначно  и  четко  сформулированный в Конституции запрет любой
цензуры  сопровождается  в  учебнике  длинным  перечнем  оговорок,  не
имеющих   к   цензуре  никакого  отношения.  Установленный  российским
законодательством    уведомительный   порядок   проведения   публичных
мероприятий,  как  ошибочно  утверждают  авторы учебника, допускает их
запрет.
     Главный  же  недостаток  учебников состоит в несбалансированности
подачи  материала.  Казалось бы, вопреки логике, учебник для 10 класса
выглядит  более  сложным  для  усвоения,  чем  учебник  для 11 класса.
Последний, похоже, составлялся по остаточному принципу.
     Отмеченные  недостатки  учебников  можно было бы легко устранить,
попади  эти  учебники  на  экспертизу к Уполномоченному в рукописи. Не
поздно  внести  исправления  и  сейчас. Проблема же, как выясняется, в
другом:   учебники  негде  использовать.  Только  в  марте  2007  года
Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации направило в
органы   управления   образованием  субъектов  Федерации  методические
рекомендации  по  обучению  правам  человека.  При этом, как несколько
косноязычно    указывает    высший    федеральный   орган   управления
образованием:
     "Изучение  прав  человека  в образовательных учреждениях возможно
следующим образом.
     1.  Включение вопросов по правам человека в ряд учебных предметов
школьных    гуманитарного    (история,   обществознание,   литература,
иностранные   языки)   и   естественнонаучного  циклов  (физическая  и
экономическая география, биология, зоология и др.).
     2.  Введение курса "Права человека" как самостоятельного учебного
предмета  на  всех  ступенях общего образования из расчета по 1 часу в
неделю,  за  счет  часов  вариативной  части учебного плана, а именно:
часов    регионального    (национально-регионального)   компонента   и
компонента образовательного учреждения".
     В  переводе  с канцелярского на русский это означает, что предмет
"права  человека"  не  будет включен в государственные образовательные
стандарты  общего  образования.  Да и вообще министерству, похоже, все
равно  как  его будут изучать в субъектах Российской Федерации, хоть в
рамках  курса  зоологии.  Такая  позиция  высшего  федерального органа
управления  образованием  представляется совершенно безответственной и
неприемлемой.  Особенно  с  учетом  того,  что в отличие, например, от
предмета  "основы  православной  культуры" предмет "права человека" не
вызывает  какого-то особого интереса у органов управления образованием
субъектов Российской Федерации.
     Важным  средством  популяризации правовых знаний в области прав и
свобод  человека  могут  стать  разнообразные  конкурсы и олимпиады по
профильной тематике, организуемые для учащихся и студентов.
     В  отчетном  году Уполномоченным совместно с Российской академией
правосудия   был  проведен  уже  третий  Всероссийский  конкурс  работ
учащихся  "Права  человека  -  глазами  ребенка".  В  конкурсе приняли
участие  учащиеся  как  5  -  9 классов (первая группа), так и 10 - 11
классов  (вторая  группа).  Конкурс  стартовал  в  ноябре  2006 года и
проходил  в  три  этапа. Последний этап занял три месяца - с апреля по
июнь  2007 года, конкурсная комиссия оценила в первой группе 112 работ
из  39  регионов  России  и  135  работ  из  43  регионов - во второй.
Финалисты  (по  10  в  каждой  группе)  представляли  Краснодарский  и
Приморский  края,  Республики  Калмыкия,  Северная  Осетия  -  Алания,
Татарстан,    Чеченскую    Республику,    г.   Москву,   Владимирскую,
Волгоградскую,    Калужскую,    Костромскую,   Омскую,   Оренбургскую,
Орловскую, Псковскую, Тверскую и Челябинскую области.
     В  2006  -  2007  годах в рамках сотрудничества Уполномоченного с
Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации и Российской
академией   правосудия  прошел  конкурс  для  студентов  и  аспирантов
юридических  вузов  (юридических  факультетов)  на  лучшую  работу  по
вопросам  избирательных прав и избирательного процесса. Финал конкурса
состоялся  в  апреле  отчетного года. Работы финалистов были посвящены
таким  интересным  и  важным проблемам, как: институт отзыва депутатов
органов  законодательной власти в субъектах Федерации; правонарушающие
избирательные  технологии; участие политических партий в муниципальных
выборах;  политические  партии  в  современном избирательном процессе,
низкая  электоральная активность молодежи; голосование "против всех" в
российском электоральном процессе и др.
     Согласно  договорам о сотрудничестве между Уполномоченным и рядом
московских  университетов, их студенты проходят преддипломную практику
в  аппарате  Уполномоченного. В отчетном году практику прошли студенты
Российского      государственного      гуманитарного     университета,
Государственного  университета  управления,  Российского  университета
дружбы    народов,   Российской   академии   правосудия,   Московского
государственного    лингвистического    университета,   Высшей   школы
экономики,   Московского  городского  педагогического  университета  и
других.

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа