Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
5.1. Развитие культуры, науки и образования Богатство России - в ее уникальном духовном и интеллектуальном потенциале. В самые сложные моменты истории неисчерпаемый запас духовных сил спасал нашу страну, позволял выстоять и преодолеть немыслимые препятствия. Но сейчас все острее ощущается неблагополучие в сфере духовности. Разложилась доминировавшая в течение десятилетий тоталитарная государственная идеология, выразителем которой была КПСС. На смену приходят осознание естественной исторической и культурной преемственности; понимание реальностей современного мира и места в нем России; ценность человеческой личности, ее достоинства; соразмерность государства природе человеке; восстановление естественных пропорций общественного и индивидуального. Но эти сдвиги, свидетельствующие о духовном оздоровлении, еще не превратились в систему общественных культурных норм. Результат всего этого - потеря нравственных ориентиров. Она проявляется: - в утрате интереса к принципиальным вопросам нашего бытия в обществе в целом, и в частности у интеллигенции; - в подрыве нравственных устоев человека, в дегуманизации жизни и культуры, в нарастании экстремизма буквально во всех сферах общественной деятельности - от экономики до культуры; - в разрушении мировоззренческого стержня, в готовности поверить в любую случайную иллюзию, в любую спекулятивную идею и одновременно в нигилизме и абсолютном безверии. Все это тревожные тенденции, и важнейшая задача Российского государства - переломить их. Без этого не возродить страну, не возродить достоинство российского народа. Пора признать, культуре не выжить без активного участия государства в ее судьбе. За всю тысячелетнюю историю России культура и ее деятели не имели столько свободы творчества и политической независимости, как теперь. Но именно сейчас во весь рост встали проблемы "обескультуривания страны", "уничтожения таланта", нищеты литераторов, художников, ученых, музейных и библиотечных работников. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации. Культура и искусство начали терять былую роль в общественной жизни. Насущный вопрос 1994 года - установление оптимальных отношений государства и культуры. Крайности, которых надо во что бы то ни стало избежать, известны: - свобода сама по себе вовсе не гарантия процветания творчества; - если культурная деятельность хоть в какой-то своей части держится на принуждении, рано или поздно она будет заблокирована. Творчество и принуждение несовместимы. Никакие директивы, спускаемые сверху, не смогут действительно поднять культуру. России жизненно необходима общенациональная политика в области культуры. Речь идет не о программе мероприятий соответствующего министерства или министерств и не о некой сумме планов действий в области культуры субъектов Федерации. Культурное многообразие никогда не укладывалось в рамки ведомственного подхода или административно-территориальной организации жизни страны. Государство должно предложить федеральные программы сохранения и развития общенациональной культуры, стимулирования ее многообразия. Наши возможности в условиях экономического кризиса ограничены. Но бюджетные обязательства, которые берет на себя государство, должны быть выполнены. Общество должно знать, какая часть бюджета будет израсходована на культуру, науку, образование, здравоохранение. Перспективная задача - переход на деле к многоканальному финансированию культуры. Расходы на нее должны нести федеральные, региональные власти, органы местного самоуправления. Значительную поддержку культуре может дать благотворительность, тем более если государство сумеет, наконец, стимулировать ее налоговыми льготами. Для этого необходим закон о благотворительных фондах и благотворительной деятельности. В числе первоочередных задач - развитие правовой базы культуры, в частности законодательное определение правового статуса организаций культуры. Подготовлен проект закона о некоммерческих организациях. Его принятие позволит перевести на строгую правовую основу решение многих острых социально-культурных проблем. В условиях приватизации, перехода к новым земельным отношениям задача властей всех уровней - сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Культурное наследие - особый вид государственной собственности, который требует специального регулирования. Необходимо разработать и принять законы об охране культурного наследия народов Российской Федерации, о музеях и музейном фонде, а также учесть специфику культуры в законах общего характера. Прежде всего это относится к налоговому законодательству, в котором необходимо перейти к комплексной системе поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений. Требуется внести соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, предусмотрев ужесточение ответственности за преступления против культурного наследия страны. Укрепление российской государственности немыслимо без развития науки, смысл которого сейчас предельно ясен: нужна естественная интеграция науки в новые рыночные условия. Речь идет о создании условий для внедрения академических разработок прикладного профиля, проведении различного рода работ и услуг научного и научно-технического характера, помогающих реализовать крупные проекты. В 1994 году необходимо проявить особое внимание к судьбе городов науки типа Арзамас-16, так называемых наукоградов. Располагая уникальным научно-техническим потенциалом, они могут стать центрами создания новых знаний, технологий и современного образования, проводниками инновационных технологий во все сферы народного хозяйства, основой для развития государственных научных центров, конверсии промышленных производств. Система научно-исследовательских институтов Российской Федерации создавалась на протяжении веков трудом и талантом многих поколений россиян и в целом находится на высоком уровне. В ряде областей знаний и особенно технологий наша наука отстает от мирового уровня, но в значительно меньшей степени, чем в других сферах деятельности (сельское хозяйство, промышленность). Однако требуются изменения организационных форм управления наукой, сложившихся в условиях унитарного государства. Они не могут быть перенесены в прежнем виде в условия рынка. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичного научного коллектива, а не учреждения или ведомства, и для свободной состязательности различных школ и направлений. Результатом научно-технической революции явилась серьезная переоценка относительной ценности материальных и интеллектуальных компонентов общественного богатства. Именно интеллект, воплощаемый в том числе в высоких технологиях технотронного века, служит решающим источником стремительного промышленного и сельскохозяйственного роста. Без приоритетного развития фундаментальных научных исследований этот решающий источник иссякнет или ослабит свое действие. Фундаментальные теоретические исследования в области философии, истории, социологии, психологии, права призваны вывести гуманитарное направление нашей культуры, образования, политики на уровень, достойный лучших традиций российской гуманистической мысли, и в современный переломный период развития России составить духовную, интеллектуальную базу социальных перемен. Государству необходимо продолжать бюджетное финансирование фундаментальных исследований и принципиально новых технологий. Требуется также постоянная государственная поддержка всемирно признанного центра фундаментальных научных исследований - Российской академии наук (понимаемой как система научных институтов). Важно принять закон о науке и научно-технической политике. Необходимо также разработать правовые меры, которые способствовали бы расширению притока средств республиканских и других региональных бюджетов для финансирования разработок, выполняемых в интересах республик и регионов. Следует также подготовить законодательные акты о научно-исследовательской организации, о научно-технической экспертизе и ряд других. Необходимы режим полной гласности по объемам и срокам выделения и распределения средств госбюджета на всех уровнях, а также полная открытая отчетность по всем расходам. Бюджетное финансирование должно дополняться конкурсным, что в условиях дефицита ресурсов способствует наиболее эффективному использованию средств. Не преуменьшая значения широкого международного сотрудничества, надо создать все условия (заработная плата, оборудование, библиотеки) для того, чтобы наши ученые работали эффективно у себя на родине. Не менее сложна ситуация и в высшей школе. Из вузов России уходят молодые преподаватели, падает престиж этой профессии, резко ухудшилось социально-экономическое положение научно-педагогических и исследовательских кадров. Не откладывая на перспективу, уже в 1994 - 1995 годах предстоит предпринять решительные шаги к более эффективному использованию как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, расширить уже имеющиеся формы и интеграцию науки и высшего образования. Речь идет о принципиально новых формах взаимоотношения науки с вузами - о создании научно-образовательных комплексов, о подготовке совместных научных программ и проектов, учебников для школ и вузов. Системе высшего образования России необходимо придать больше устойчивости. Региональные научно-образовательные программы должны финансироваться на паритетных началах из госбюджета и бюджетов территорий. Требуется действенное участие местных бюджетов в решении вопросов развития материальной базы и социальной защиты студентов и работников высшей школы. Духовное и интеллектуальное совершенство не придет само собой. Реформа нашего общества должна предполагать принципиальную реформу системы образования, начиная с целей образования, его экономического фундамента, управления системой образования и кончая системой подготовки и переподготовки специалистов, структурой школы, содержанием и технологией обучения. Развитие современного общества настоятельно и все сильнее требует самостоятельности мышления и способности принимать решения. Современная массовая школа не ориентирована на формирование этих качеств личности. Решение образовательных задач невозможно без совершенствования управления системой образования. Особо следует выделить: - реализацию федеральной программы развития образования; - разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней; - переход на государственно-общественные формы управления; - применение гибких механизмов управления, предусматривающих аттестацию работников образования, образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности. Уже сделан очень важный шаг - принят закон об образовании. Этот закон раскрепостил школу, деидеологизировал ее. Но именно в школе мы еще не готовы к свободе, к творчеству даже больше, чем в любой отрасли производства, науки, культуры. Централизованное финансирование школы из госбюджета стало объективным тормозом ее развития. Разумеется, и ныне часть расходов должен нести госбюджет. Это прежде всего капитальное строительство. Другая часть должна покрываться за счет муниципальных средств. Такой опыт в России есть. Его следует возродить в законе о местном самоуправлении. Огромную роль в финансировании школы могут сыграть местные фонды образования и попечительские советы школ, если разработать разумную систему налоговых льгот. Необходимы и принципиальные изменения в управлении системой образования. До сих пор эта работа проводилась самими работниками управления в собственных интересах. Общее число управленцев в расчете на одного ученика непрерывно увеличивалось. Новая система образования должна быть ориентирована на ребенка, его более комфортный быт и оптимальное развитие. Необходимо разработать и принять федеральные законы: - о среднем образовании; - о высшем образовании; - о дополнительном профессиональном образовании; - о приватизации государственных и муниципальных образовательных учреждений. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".