Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
4.2. Цена реформы и пути ее снижения Экономическая реформа не бывает безболезненной и бесплатной. Потери неизбежны, и центральная политическая проблема состоит в том, чтобы цена рыночных преобразований не была для общества слишком велика. Этого нам добиться не удалось. Высокая стоимость реформы объясняется, во-первых, неблагоприятной стартовой позицией. В конце 1991 года экономика была в крайне тяжелом положении. Фактический отказ механизма тоталитарной системы совпал с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей. Потребительский рынок был опустошен еще раньше, валютные резервы исчерпаны. Углублялся спад производства. Рубль вымывался из оборота, процветал бартер. Десятилетиями откладывая необходимые реформы, тоталитарный режим до крайности обострил все проблемы и исчерпал запас прочности народного хозяйства. В наследство от прошлого России достались утяжеленная структура производства с доминированием ВПК и монополизмом, сырьевая ориентация экспорта. Инфляция началась гораздо раньше 1992 года. Эта болезнь много лет терзала нашу экономику, оборачивалась всеобщим товарным дефицитом, карточным распределением, километровыми очередями. Когда развернулась либерализация цен, копившаяся годами инфляционная энергия вырвалась наружу. Во-вторых, цена реформы определяется политическими обстоятельствами. Два года реформы в России сопровождались острейшей конфронтацией ветвей федеральной власти, в ходе которой они ослабили друг друга, а значит, и государство в целом. Перенос борьбы в сферу экономической политики имел для страны и особенно для реформы самые тяжкие последствия: слабая законодательная обеспеченность рыночных преобразований, пробуксовки реформы, ускорение инфляции - далеко не полный перечень. В-третьих, издержки реформы вызваны ошибками ответственных за нее органов государственной власти. Правительство слабо учитывало последствия одних решений, откладывало принятие других, запаздывая с назревшими корректировками реформы, недоиспользовало ее резервы. Это стало особенно заметным в последние месяцы, когда Правительство не столько продвигало реформу, сколько реагировало на возникавшие проблемы. Пауза в реформировании затянулась. Ее пора прервать. Опыт последних двух лет показывает: известными потерями оборачивается не только сама реформа. Еще больший урон наносит промедление с назревшими изменениями конструкции экономического механизма. Одна из основных составляющих стоимости российской реформы - устойчиво высокая инфляция, непрекращающийся рост цен. Это наносит громадный урон самой реформе, качеству жизни населения и экономике в целом. В условиях безудержной инфляции кризис непреодолим. Крайне тяжелой остается ситуация с капиталовложениями. Основа инвестиционного кризиса - высокая инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество. Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет - такова неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия которой для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным. В результате под угрозой оказалось будущее экономики России. Сохраняется инерция экономического спада. В ряде отраслей идет настоящая деградация и разрушение производства с падением выпуска в 1993 году на 25% и более. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов. Хотя производим меньше, чем раньше, потребление сырья, топлива, энергии остается значительным. Падает эффективность. Реальность переходного периода заключается в том, что российская промышленность может стать рыночной, но примитивной и малоэффективной. Такая плата за рыночную реформу была бы непомерно высокой. За два года реформы Правительство так и не смогло выработать эффективную структурную политику. Это бездействие дорого обходится российской экономике. Большой урон производству наносит кризис взаимных неплатежей. Страдает не только экономика, но и социальная сфера, поскольку растет скрытая безработица, вовремя не выдается заработная плата, а месячные бюджеты недобирают значительную часть налогов. Если промедлим с решением проблемы, массовые неплатежи будут и в дальнейшем способствовать остановке предприятий, усиливать спад производства. Весьма внушительной оказалась социальная цена реформы. С одной стороны, нельзя допустить срыва реформ, что лишь усилит переживаемые народом трудности. С другой стороны, нельзя превысить порог социального шока. Иначе готовность населения поддержать рыночную реформу вступит в острое противоречие со страхом быть ею раздавленным. Наибольшие опасения вызывают бедность, вопиющее неравенство и безработица. Страна несет потери из-за слабого контроля над вывозом ресурсов и неблагоприятных условий внешней торговли. Сказываются общая экономическая неустойчивость и прорехи в валютном контроле, из-за чего значительная часть экспортной выручки оседает за рубежом на счетах российских предприятий. Государство обязано надежно защитить национальные интересы. Иначе подрывается доверие граждан к любым его действиям, включая реформаторские. Стоимость реформы оказалась высокой. Траектория была верной, но движение сопровождалось серьезными ошибками. Во многом затратным остался не только российский экономический механизм. Политический - тоже. Издержки реформы и ее резервы понятны. Важнейшая задача сегодня - не сбавляя темпа реформы и даже наращивая его, сделать рыночные преобразования менее обременительными для общества. Несмотря на то, что темп роста цен высок, есть возможности сдержать инфляцию. Ориентиром должен служить уровень инфляции в размере 3 - 5% в месяц к концу 1994 года, зафиксированный в Программе Правительства. Если удастся выйти на этот рубеж и удержать его, сделать динамику цен предсказуемой, то по нынешним российским меркам такую инфляцию можно считать приемлемой. Цель достижима лишь при совместной конструктивной работе Федерального Собрания и Правительства. Другие предпосылки - согласованные действия Министерства финансов и Центрального банка в области кредитной политики, отказ от расточительных субсидий и поддержки бесперспективных производств, сокращение бюджетного дефицита с ежеквартальной фиксацией его предельной величины, переход к финансированию дефицита путем размещения долговых обязательств государства в отечественных и иностранных финансовых институтах, предоставление кредитов странам СНГ только под залог собственности и других активов. Торможению роста цен будет способствовать взвешенная ценовая политика в тех отраслях, где монополизм носит естественный характер, объясняется особенностями производства, например в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. Без последовательно антиинфляционной денежной и финансовой политики гонку цен не остановить. Но Правительству нужно использовать и другие антиинфляционные рычаги, в частности резервы структурно-инвестиционной и налоговой политики, механизмы социального партнерства. Любые действия федеральных властей в области экономической политики должны проверяться на инфляционную безопасность. Предельно допустимый уровень инфляции превышать нельзя. Это требование должно соблюдаться неукоснительно. В противном случае не исключено вмешательство Президента вплоть до реализации его конституционных полномочий. Правительству будет непросто выполнить такое требование. Особенно сейчас, когда ему предстоит ликвидировать задолженность обороне, АПК, бюджетным учреждениям, отдать долги северянам. Но если Правительство требует соблюдения финансовой дисциплины от других, то начинать ему нужно с себя. Взятые обязательства придется выполнять. А впредь проявлять больше ответственности. Другая серьезная проблема - ввод в действие механизмов, позволяющих преодолеть кризис неплатежей, прекратить остановку жизнеспособных предприятий. Не исключено, что, опираясь на закон, придется принять жесткие административные меры против руководителей государственных предприятий, которые, располагая средствами на счетах, отказываются платить поставщикам, требуют денег у федеральных властей. Кризис неплатежей приобретает политический оттенок, превращается в угрозу национальной безопасности страны. Действия Президента будут адекватными сложившейся ситуации. Отсутствие реальных действий Правительства и Центрального банка в отношении проблемы взаимной задолженности предприятий более недопустимо. Следует ввести в действие разработанную схему погашения долгов государства товаропроизводителям, осуществить другие запланированные меры. Будем надеяться, что они сработают эффективно и помогут разорвать цепь взаимных неплатежей без усиления инфляции. В 1994 году надо приступать к оформлению задолженности в виде ценных бумаг, реорганизации и оздоровлению экономически несостоятельных предприятий, а в некоторых случаях применять процедуру банкротства. Это тем более необходимо потому, что, как считает Правительство, в нынешнем году можно ожидать стабилизации инвестиционного процесса. Необходимо остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высококонкурентных на мировом рынке, - авиакосмической, лазерной, атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения. Правительству следует прояснить перспективы оборонного заказа, а взятые на себя финансовые обязательства выполнять без задержек. Не менее важна продуманная конверсия оборонного комплекса. Есть и другие приоритеты, которые содержатся в Программе Правительства, принятой 6 августа 1993 года. Если полагаться только на рыночные силы, решение структурных проблем станет делом далекого будущего, весьма дорогостоящим, связанным со значительными затратами на восстановление утраченного. Снижению издержек реформы будет способствовать действенная структурная политика. Правительству надо установить единый порядок предоставления государственной поддержки и строгий контроль над тем, как она используется. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов следует вести на конкурсной основе. Раздача льгот в индивидуальном порядке должна быть сведена к минимуму и упорядочена. Это относится и к промышленности, и к сельскому хозяйству. Согласно Конституции Россия - социальное государство. Поэтому граждане России должны быть уверены в том, что законодательная и исполнительная власти возьмут под контроль соблюдение основных социальных прав человека. Речь идет о продолжительности рабочего дня, гарантированном минимуме доходов, положении безработных, защите материнства и детства, недопущении использования труда детей, обеспеченности жильем, праве на отдых и т.д. Нужны прочная законодательная база, фиксирующая обязанности и ответственность государства перед гражданами, и механизмы их реализации. Обеспечение должного уровня социальной защиты станет непреложным требованием, предъявляемым к экономической политике Правительства. Приниматься к исполнению должна только та государственная программа, которая не вызывает недопустимого снижения основных социальных индикаторов. Если Правительство не в состоянии обеспечить соблюдение закрепленных в Конституции социальных прав граждан, значит, оно работает недостаточно умело. Законные интересы населения будут защищены властью, данной Конституцией Президенту. Усилия государства следует сосредоточить на следующих основных направлениях: - стабилизация уровня жизни населения; - расширение мотиваций для трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; - адресная поддержка наименее защищенных социальных слоев; - более равномерное распределение бремени экономического кризиса между различными группами населения. Следует признать: настоятельно требуется пакет документов по социальной защите населения, который будет основан на Законе о прожиточном минимуме и других актах Федерального Собрания. Необходимый минимум товаров и услуг должен быть обеспечен каждому гражданину России. А уже на его основе следует определять размеры минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и пособий. Таким образом, будет выстраиваться единая система социальных гарантий. Для сокращения неоправданного разрыва в реальных доходах понадобятся поддержка малоимущих, эффективное подоходное налогообложение, действия государства по ускорению структуризации потребительского рынка, пересмотр льгот отдельным предприятиям и регионам и, конечно, снижение инфляции. Нужна комплексная реформа системы социального обслуживания, предусматривающая, наряду с введением платности, социальные гарантии малоимущим. Требуется переход к двухуровневой системе пенсионного обеспечения, когда государственные пенсии будут дополняться выплатами с индивидуальных счетов граждан в пенсионных фондах, аккумулирующих личные сбережения. Необходимо заблаговременно создать резервы финансовых ресурсов, полностью обеспечив ими федеральный, региональные и прочие фонды занятости. Пособия по безработице и иные платежи, связанные с утратой рабочих мест, надо выдавать в должном объеме и без задержек. В 1994 году понадобится серьезная активизация политики занятости. Может быть, потребуются и срочные меры экономического характера в регионах, где уровень безработицы выходит за социально допустимые пределы. Правительству надо продолжить постепенную компенсацию частных сбережений, ликвидированных либерализацией цен. Тут нужны механизмы, сдерживающие и растягивающие во времени инфляционные эффекты. Решить задачу надо не только потому, что в начале 1992 года большинство обладателей сбережений не имели ни малейшей возможности спасти их от обесценивания. Проблема глубже: авторитет власти, степень ответственности Правительства и парламента за социальные обязательства предшественников. Государству, обществу не обойтись без институтов социального партнерства, позволяющих решать задачи национального масштаба. Это могут быть, например, регулярные согласования позиций между государством, предпринимателями и профсоюзами в рамках трехсторонней комиссии. Снижению цены реформы будут способствовать федеральная унификация внешнеторгового режима, отмена необоснованных льгот для регионов, отраслей и отдельных предприятий, переход к конкурсной продаже экспортных квот. Надо продолжить линию на либерализацию экспорта в сочетании с ужесточением государственного контроля над вывозом стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов. Понадобится государственная целевая программа стимулирования промышленного наукоемкого экспорта. Правительство должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные ресурсы. Одновременно следует предоставить частным владельцам валютных средств государственные гарантии, защищающие их от конфискации и блокирования. Выходить из кризиса, продолжать реформу Россия будет самостоятельно, а экономические отношения с другими государствами и международными финансовыми организациями строить на равноправной основе, исходя из национальных интересов. Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных фирм. При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели. Российское государство обязано последовательно отстаивать интересы российских компаний на внутреннем и мировом рынках. Таким образом, в современных условиях экономическую политику надо строить так, чтобы достигались две стратегические цели: - продолжение реформы, изменение самой конструкции экономической системы; - снижение цены реформы, т.е. борьба с инфляцией, структурным кризисом, бедностью, несправедливым неравенством, вынужденной безработицей. В 1994 году социально-политические ограничения будут жесткими, свобода маневра - небольшой. Тем более необходимо объединение усилий органов государственной власти, ответственных за экономическую политику. Их надо сосредоточить на главном - реформе экономического механизма. Она обретет второе дыхание, если энергично проведем назревшие институциональные преобразования, откроем качественно новый этап приватизации, заложим основы эффективной системы государственного регулирования, используем имеющиеся резервы демонополизации, осуществим реформу налогообложения, примем насущно необходимые законодательные акты и обеспечим механизмы их реализации. Тогда с помощью взвешенной экономической политики можно будет провести российскую экономику между гиперинфляцией и резким спадом производства, избежав и того и другого, сделать рыночные преобразования менее затратными. К восстановлению экономики через продолжение реформы - другого пути нет. Органам государственной власти России нужно сделать все, чтобы 1994 год стал годом постепенного снижения темпов инфляции, затухания и приостановки спада производства, активных структурных преобразований на основе выведения неэффективных производств и поддержки точек роста, стабилизации уровня жизни основной части населения. В этом году могут быть созданы предпосылки не только для стабилизации экономики, но и для начала устойчивого экономического роста. Такое по силам только профессиональному и ответственному Федеральному Собранию и Правительству. Именно этого от них ждет страна. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".