Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
4.1. Резервы реформы Экономика переходного периода всегда неустойчива. Если государство слабое, нарастает нестабильность, останавливается реформа и разрушается хозяйство. В сильном государстве быстрее достигается стабилизация, а реформа создает предпосылки для экономического подъема. Без укрепления государства России не удастся одолеть кризис и осуществить глубокое реформирование экономики. Сейчас положение в экономике весьма тревожно. Из-за взаимных неплатежей останавливаются предприятия. Продолжается рост цен. В январе 1994 года темп инфляции вновь поднялся и достиг 22%. Люди месяцами не получают заработную плату. Не спадает социальное напряжение. В августе 1993 года Правительство приняло Программу действий и старается ее выполнять. Активны власти многих регионов, обладающих теперь достаточной свободой в проведении рыночных преобразований, в которых участвуют миллионы людей. Однако экономическая ситуация не улучшается. Требуется анализ происходящего. Реальная экономическая реформа в России была неизбежна. Отступление от стратегии реформы поставит страну на грань катастрофы. Политическая линия государства должна быть однозначной: попятного движения не будет. Реформа призвана коренным образом трансформировать экономический механизм, сделать его эффективным, работающим на благо людей. Сейчас, спустя два года после ее начала, можно подвести итоги, сопоставить приобретения и потери, определить резервы. В активе реформы - демонтаж основных элементов отжившей административной системы и переход к экономическим методам регулирования. Завершается первая стадия приватизации, без которой реформа была бы невозможна. За короткий срок частная собственность, почти полностью искорененная в минувшие десятилетия, снова стала реальностью. Налицо перемены в экономической психологии, постепенная адаптация производителей и потребителей к рыночным условиям. Проведена либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли. Происходит перемещение деловой активности из государственного в негосударственный сектор. Заработал потребительский рынок. Россия имеет заметное положительное сальдо внешнеторгового баланса. Впервые за многие годы существенно снижен импорт зерна. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям, создать определенные валютные резервы, позволяющие поддерживать критический импорт и минимально необходимое обслуживание внешнего долга. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство. Обозначенные итоги заметны, если сравнивать с тем, что было накануне реформы. Достигнуты они прежде всего усилиями миллионов людей, принявших реформу. Несмотря на все трудности первых лет рыночных преобразований, люди не хотят возврата к старому. Результаты скромны, если иметь в виду то, что могло бы быть в нормальных политических условиях и при отсутствии серьезных просчетов властей. Реформа экономического механизма далека от завершения. Ее резервы значительны и должны быть в полной мере использованы в 1994 году: - институты рыночного хозяйства; - система государственного управления; - демонополизация; - налогообложение; - хозяйственное законодательство. После завершения чекового этапа приватизации начнется ее качественно новый этап. Центральными проблемами станут повышение инвестиционной активности, весомый вклад в структурную перестройку, создание конкурентной среды и формирование полноценного фондового рынка. Хотя Россия уже располагает основами инфраструктуры рыночного хозяйства, распределена она весьма неравномерно. В частности, страна не имеет эффективных институтов, обеспечивающих функционирование рынков оборудования, земли, жилья и прочей недвижимости, ценных бумаг, оптовой торговли. Федеральное Правительство и власти регионов не вправе относиться к этому безучастно. Более того, институциональное направление реформы должно стать ведущим. Федеральное Собрание поступит верно, если заложит прочную правовую базу российского предпринимательства. Главное, чтобы она была стабильной. Органам государственной власти надо значительно упростить процедуры, регламентирующие деятельность частного бизнеса. Усложненность и противоречивость регулирования тормозят развитие предпринимательства и питают коррупцию. В первоочередной государственной поддержке нуждаются те предпринимательские структуры, которые действуют на приоритетных направлениях реформы. В 1994 году ее должна обеспечить Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Среди актуальных задач 1994 года - формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка с целью создания Федеральной резервной системы России. Поскольку действия Центрального банка имеют ключевое значение для судьбы реформы и далеко идущие социально-политические последствия, процесс его реформирования будет находиться под контролем Президента. 1994 год должен стать годом формирования российских финансово-промышленных групп. Правительству надо проконтролировать, чтобы они создавались строго на добровольной основе, исключить реанимацию старых министерских структур, незаконное присвоение государственной собственности и неоправданный монополизм. Такие институты способны поддерживать достаточную инвестиционную активность и технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках роста и необходимую конкурентоспособность как на внутрироссийском, так и на мировом рынках. Альтернатива просматривается вполне отчетливо: быстрое подавление зарубежными транснациональными корпорациями российских предпринимательских структур, за исключением, может быть, тех, что работают в сырьевом секторе. Надо незамедлительно развертывать институты, обеспечивающие проведение государственной структурной политики. В аграрном секторе Правительству и властям регионов пора создавать механизмы реализации права частной собственности на землю, помогать строить современную банковскую инфраструктуру. Нужна разумная протекционистская политика, защищающая интересы отечественных производителей, но без ощутимого ущерба для потребителей. В 1994 году надо приступить к коренным изменениям всей системы государственной поддержки аграрного сектора. Не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма - таким должен быть главный принцип. Государству пока не удалось наладить эффективное регулирование экономики, в частности управление принадлежащими ему предприятиями. Из-за этого многие предприятия до сих пор не несут полной имущественной ответственности за результаты своей деятельности, надеясь получить поддержку из бюджета даже в случае продолжения явно неэффективного производства. Известно, чем оборачивается такая поддержка, - новыми витками инфляции, замедлением структурной перестройки, снижением экономической эффективности. Именно поэтому на уровне государственных предприятий реформа идет не так быстро, как могла бы. Вместо старых звеньев административной системы появились и окрепли новые административные структуры, многие из которых вовсе не обязательны в рыночных условиях. Хотя чиновник уже не разверстывает планы и не делит фонды, он обладает не меньшей властью, поскольку распределяет централизованные кредиты и инвестиции, выделяет экспортные квоты, выдает лицензии. Вследствие этого не только утрачивается эффективность управления, но и воспроизводится экономическая база коррупции. Правительство не сумело навести здесь должный порядок. В 1994 году фактическая ничейность собственности и "вакуум" управления в государственном секторе должны быть устранены. Назрели серьезные изменения законодательства: нормы, предназначенные для экономики централизованного планирования и хозрасчета, сейчас малопригодны. К собственным предприятиям государство должно относиться как хозяин. Это позволит остановить разбазаривание государственной собственности в угоду корыстным интересам некоторых хозяйственных руководителей, повысить эффективность ее использования и, освободившись от бесперспективных, поддержать жизнеспособные производства. Создание системы регулирования рыночной экономики - не откат назад, а движение вперед, развитие реформы, укрепления Российского государства. В плохо управляемой экономике никогда не будет настоящего рыночного порядка. Его формированию по-прежнему препятствует избыточный монополизм. Монополистические структуры укоренились в российской экономике настолько глубоко, что демонополизация займет немало времени. В ближайшие годы придется реформировать монополизированную экономику - это обстоятельство следует учитывать в полной мере. Для того чтобы разумно распорядиться антимонопольным резервом реформы, необходимо расширить соответствующее законодательство, потребовать больше ответственности от реализующих его государственных органов. Формированию конкурентной среды будут способствовать меры, стимулирующие частное предпринимательство и образование многопрофильных компаний, взвешенная внешнеторговая политика, защищающая экономические интересы России, а не малоэффективных монополистических образований. Сильно поможет экономической реформе эффективное преобразование налоговой системы. Она должна быть понятной и стабильной, по крайней мере, на протяжении года. Число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменения в налоговой системе должны поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Массовое сокрытие доходов от налогообложения более нетерпимо. Нужно, наконец, научиться собирать все, что причитается государству. Бюджет это почувствует незамедлительно, и проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Это тем более важно, что решать ее путем сокращения расходов становится все труднее. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности. Насущно необходим прорыв в правовом обеспечении рыночной реформы. В хозяйственном законодательстве нет единства. До сих пор не удалось полностью упорядочить правовые взаимоотношения между федеральным Правительством и властями регионов. Не разграничена компетенция государственных органов одного уровня. Среди законопроектов, которые будут внесены Президентом России в Государственную Думу в 1994 году, - Гражданский кодекс Российской Федерации, включающий общую и особенную части. Его принятие создаст всеобъемлющую правовую основу рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством. В Гражданском кодексе получат воплощение новые принципы предпринимательства, отношений между хозяйствующими субъектами и другие, ключевые для реформы вопросы. Готовы проекты Жилищного кодекса, Кодекса законов о труде, законов об акционерных обществах, договорных товариществах. То же можно сказать о налоговом и земельном законодательстве, об изменениях и дополнениях к законам о банкротстве, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Крайне важны законодательные акты, регулирующие обращение ценных бумаг, иностранные инвестиции, концессии, функционирование свободных экономических зон. Необходим новый закон и о банковской системе. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".