ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ). Послание. Президент РФ. 24.02.94

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.3. Федерализм и межнациональное согласие

     Укрепление  Российского  государства немыслимо без согласия между
населяющими его народами.
     Множество  национальных  проблем порождено противоречивостью двух
изначально  заложенных в основу государственного устройства Российской
Федерации        принципов:       национально-территориального       и
административно-территориального.  Это  отчетливо проявляется сегодня,
когда происходит перераспределение властных функций и полномочий между
федеральными органами и субъектами Федерации.
     В  нынешних  условиях  сохраняется  историческая необходимость их
сосуществования.   В   то  же  время  противоречия  между  ними  будут
сглаживаться  на  основе  нового,  заложенного в Конституции понимания
нации как согражданства.
     Конституция провозгласила самоопределение Российской Федерации от
имени  всего  ее многонационального народа как носителя суверенитета и
единственного  источника власти в государстве; точно так же источником
власти  в  республиках,  краях  и  областях  является все их население
независимо  от  национальности. Неконституционно, а потому недопустимо
разделение  жителей  на  представителей  так  называемых  "коренных" и
"некоренных" национальностей.
     Должно неукоснительно обеспечиваться предусмотренное Конституцией
равенство   прав   и   свобод  всех  граждан  вне  зависимости  от  их
национальности.   Ни   одна   этническая   группа  не  может  обладать
исключительным  правом  контроля над территорией, институтами власти и
ресурсами.   Равенство   прав   обусловливает  необходимость  принятия
согласованных  решений,  учитывающих  интересы  различных национальных
групп.
     Целостность   государства   в  значительной  мере  базируется  на
поддержании  единства  гражданского общества и сохранении многообразия
его   этнических   компонентов.   Вот   почему   жизненно   необходима
демократическая  национальная  политика. Она должна быть направлена на
решение следующих наиболее актуальных вопросов:
     - национальные    проблемы    при   строительстве   федеративного
государства;
     - защита  прав граждан и образуемых ими этнических, религиозных и
языковых сообществ;
     - национально-культурное развитие народов Российской Федерации;
     - предотвращение и урегулирование межнациональных конфликтов.
     Прежде  всего  государство  обязано  создать условия, позволяющие
представителям  различных  национальностей самостоятельно определять и
реализовывать   свои   социальные   и  культурные  цели,  образовывать
ассоциации,  объединения  и  другие институты гражданского общества. В
экономике  это  означает  прежде  всего  свободу  предпринимательства,
равные  права  на  собственность  для  граждан всех национальностей. В
политике  - поддержание разнообразных форм самоуправления национальных
групп.
     Самоорганизация    этнических   общностей,   не   имеющих   своих
национально-территориальных   образований   на  территории  Российской
Федерации  или  проживающих за пределами таких образований, возможна в
различных  формах национально-культурной автономии. Правовые основы их
деятельности   предстоит   определить   Правительству  и  Федеральному
Собранию.
     Федеральные, республиканско-региональные и местные власти обязаны
защищать   права   человека   в   национальной   сфере   и   оказывать
преимущественную  поддержку  наименее  защищенным  этническим группам.
Задача  государства  - сохранение уязвимых этнических культур и общин,
особенно  в  регионах  Европейского  Севера Сибири и Дальнего Востока.
Проведение  экономических  реформ в этих районах должно сопровождаться
комплексом мер по защите прав малочисленных народов, среди которых:
     - бюджетное  финансирование  традиционных  отраслей  экономики  и
социальной сферы;
     - развитие  социальной  инфраструктуры  национальных  поселков  и
разработка  особых  форм  медицинского  обслуживания  и  образования с
учетом специфики образа жизни малочисленных народов Севера;
     - сохранение языка, культуры, традиционной среды обитания.
     Первоочередная  государственная  поддержка  необходима также всем
этническим  категориям  беженцев  и  вынужденных  переселенцев  из зон
межнациональных   конфликтов.  Особенно  остры  подобные  проблемы  на
Северном Кавказе.
     В  нынешнем  году  исполняется  50  лет  со  времени трагического
события  -  насильственного переселения многих народов России с родных
мест.  Преодоление  последствий  репрессивной  национальной политики -
одна из приоритетных задач органов власти всех уровней. В решении этих
сложнейших проблем особенно важно межнациональное согласие, готовность
к диалогу, поиск компромиссов.
     Сохранение   и   укрепление  федеративного  государства  напрямую
зависят  от  национального  самочувствия  русских.  В  России  русские
составляют  абсолютное  большинство  населения  -  83%. Им не угрожают
ассимиляция, забвение родного языка, утрата национальной самобытности.
     В  то  же  время нельзя отрицать наличия ряда проблем, с которыми
сталкиваются  русские,  особенно в некоторых республиках Федерации и в
районах,  граничащих с зонами межнациональных конфликтов. По отношению
к  ним  применимы те же основные принципы демократической национальной
политики:
     - национальный  паритет  с  другими  народами  на территории всех
субъектов  Федерации,  в  частности  равенство в использовании родного
языка в официальных отношениях, общественной и культурной жизни;
     - право   на   этнокультурную   самоорганизацию,  например  путем
создания регионально-культурных ассоциаций на территориях, где русские
находятся в меньшинстве;
     - государственная  поддержка  программ  возрождения регионального
многообразия  русской  национальной  культуры  и,  разумеется, русских
переселенцев. Государство будет стремиться принять всех переселяющихся
соотечественников  и  оказывать  первоочередную  помощь в размещении и
трудоустройстве  социально  незащищенным группам переселенцев, а также
тем  из  них, кто направляется в районы, развитие которых представляет
особое значение для страны.
     В  России  федеральная  власть  проявила  достаточные  выдержку и
благоразумие,   позволившие   избежать   перерастания  конституционных
конфликтов  с  рядом республик в межнациональную конфронтацию. Органам
государственной    власти    еще   предстоит   разработать   концепцию
государственной  политики  России  по  предотвращению и урегулированию
межнациональных  конфликтов.  В  ее основу должен быть положен принцип
приоритетности  мирных  политических  средств  разрешения  возникающих
противоречий.  В  то  же  время  государство  обязано использовать все
законные   средства,   включая   силу,   для  немедленной  локализации
вооруженных столкновений, разоружения незаконных военных формирований,
пресечения  деятельности организаций и лиц, проповедующих национальную
рознь и призывающих к насилию.
     В  целом политика межнационального согласия должна занять одно из
ведущих   мест   в   государственной   стратегии  развития  Российской
Федерации.   Для  реализации  этой  политики  понадобится  разработать
следующий пакет законопроектов:
     - о национальных меньшинствах;
     - о статусе национальных советов, районов, округов, поселений и о
национально-культурной автономии;
     - о развитии этнических культур и языков;
     - о   вынужденной  миграции  и  беженцах  из  зоны  межэтнических
конфликтов.

Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа