Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".
6.2. Россия в системе международных отношений Укрепление государственности - необходимое условие того, чтобы Россия заняла достойное место в системе изменившихся международных отношений. Основа нашего внешнеполитического курса - общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств, включая, естественно, соседей, и того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов мы будем защищать свои законные интересы - и, если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства. Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ - главная цель внешней политики Российского государства в 1994 году. В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Россия несет особую ответственность за поддержание стабильности в современном многополярном мире - сложном и непредсказуемом. Нужна искусная работа по согласованию конкурирующих интересов с одновременным продвижением собственных. Ушла в прошлое глобальная конфронтация. Впервые за многие годы у России нет военных противников. Приоритеты в области национальной безопасности нашей страны - это ликвидация очагов военных конфликтов у границ России, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области. На повестке дня - введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия. Ратификация этих документов Федеральным Собранием станет важным этапом реализации новой военной доктрины России, тем более что уже подписано Соглашение между Россией, США и Украиной о полной ликвидации стратегических ядерных вооружений на украинской территории. Во главе угла внешней политики 1994 года - отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ. Это сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей. Наша страна связана с ними теснее, чем обычно бывают связаны соседи, - это реальность, которую необходимо учитывать, чтобы сохранить контроль над экономическими и социальными процессами, обеспечить приемлемый уровень безопасности. В предшествующий период удалось избежать двух крайностей - имперских попыток силового восстановления союзного государства с перекраиванием границ и самоустранения России от проблем бывшего Союза. Благодаря этому не произошло трагедии на территории ядерной сверхдержавы. Однако наряду с традиционными возможностями, которые невидимыми нитями связывают наши страны во всех областях, здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ - серьезная угроза безопасности нашей страны. Практика показывает, что никто, кроме России, сегодня не готов взять на себя ношу миротворчества на пространстве бывшего СССР. Тем не менее использование российских миротворческих сил в операциях СНГ до сих пор воспринимается в ряде стран с настороженностью. Необходимо переломить ее. Во всех странах СНГ, где Россия участвует в миротворческих операциях, она делает это по просьбе и с согласия своих соседей, на основе международно-правовых документов, в полном соответствии с суверенными правами государств, закрепленными в Уставе ООН. А потому каждый раз запрашивать у мирового сообщества разрешение на ту или иную операцию ей не требуется. Хотя активное содействие ООН и СБСЕ персоналом и финансированием сделало бы миротворчество в СНГ более действенным. 1994 год должен положить начало практической реализации Договора о коллективной безопасности и обеспечении деятельности Совета коллективной безопасности СНГ. Назрела необходимость создать в рамках Содружества Постоянную консультационную комиссию по миротворческой деятельности, с тем чтобы совместно с партнерами вести отработку практических форм и процедур сотрудничества в этой области. В ближайшее время в Федеральном Собрании следует рассмотреть проект закона об участии воинских контингентов России в проведении миротворческих операций, в том числе в рамках СНГ, СБСЕ и ООН. Во всех сферах отношений с государствами СНГ и Балтии в центре внимания неизменно должна находиться забота о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации. Везде, где бы они ни проживали, наши соотечественники должны чувствовать себя полноправными и равноправными гражданами. Интересы россиян в государствах СНГ и Балтии будут обеспечены только в том случае, если на всем пространстве бывшего СССР станут соблюдаться международно признанные стандарты в области прав человека и национальных меньшинств. Начало этому положено. По инициативе России в СНГ принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод, учреждена Комиссия по правам человека. Следующий шаг - добиться подписания государствами Содружества Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, языковым, культурным и религиозным меньшинствам, а также представить Совету глав государств СНГ проект Конвенции Содружества по правам человека. Ее принятие - необходимое условие для начала практической работы Комиссии СНГ по правам человека. Близится к завершению разработка Программы защиты интересов и поддержки этнических россиян, проживающих за пределами Российской Федерации. Ее основные направления ясны. Необходимо четко определить источники финансирования и механизм координации на правительственном уровне. Россия не вправе снижать свою активность в вопросе обеспечения прав меньшинств в государствах СНГ и Балтии. Российские представители и впредь должны настойчиво поднимать эту проблему перед международными институтами, добиваться их участия в защите соотечественников. Необходимо развивать такое сотрудничество с Верховным комиссаром СБСЕ по делам национальных меньшинств. Становление СНГ сопряжено с множеством новых и старых проблем. Тем не менее уже наметилась тенденция к экономической реинтеграции, к более глубокому политическому сотрудничеству. Организация совместной обороны, совместная охрана границ, создание единого информационного пространства, комплексное решение проблем гражданства и защиты прав переселенцев - вот вопросы, которые должны быть в центре внимания. Особо важная область сотрудничества России и новых независимых государств - экономика. Новые механизмы экономического взаимодействия складываются непросто и гораздо медленнее, чем того требует жизнь. Много споров вокруг проблемы национальных валют. В ряде государств изучаются возможности вхождения в единую денежную систему с Россией. Наиболее активные предложения по объединению денежных систем исходят в настоящее время от Правительства Республики Беларусь. Объединение денежных систем - сложнейший процесс. В новых независимых государствах уже сложился разный уровень цен. Существуют заметные различия и в методах государственного управления экономикой. Но все эти проблемы в конечном счете разрешимы. Главная сложность заключается в том, как построить управление денежной системой - этой поистине кровеносной системой экономики - при сохранении двух правительств, двух национальных банков, двух автономных бюджетов и двух парламентов с равными суверенными правами. Другой важный вопрос: какие полномочия государство, вступающее в объединенную денежную систему с Россией на основе российского рубля, должно при этом добровольно делегировать и не отзовет ли оно впоследствии эти полномочия с ущербом для другой стороны? Наконец, предстоит определить, какой уровень политической интеграции обеспечит жизнеспособность вновь создаваемой объединенной денежной системы. Ясно, что объединение денежных систем может обойтись нашей стране весьма дорого. Однако в перспективе объединение может не только дать выгоды Беларуси, но и окупить затраты России, принести ей свои плоды при условии применения новых политических подходов. Эти политические решения и подходы Президент и Правительство будут искать в тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием. Жизнь идет, и независимо от того, на какой денежной основе будут строиться расчеты между соседними государствами, они должны идти к единому экономическому пространству с соблюдением принципа свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Особое внимание должно при этом уделяться первоочередным нуждам простых людей: обеспечению свободного перевода пенсий, заработной платы, свободного обмена валюты при поездках. Все эти наболевшие вопросы требуют взвешенного, но безотлагательного решения. На ближайшие полгода председательствующим в Совете глав государств СНГ избран Президент России. Это обстоятельство в полной мере будет использовано для внесения российских инициатив, активизации работы по формированию Экономического союза, общего рынка Содружества. В ближайшей повестке дня: - заключение соглашения о создании многосторонней зоны свободной торговли и Таможенном союзе, о формировании механизма платежно-расчетных отношений и Платежного союза; - обеспечение условий для создания производственной и торговой инфраструктуры общего рынка (транснациональных объединений и корпораций, промышленно-финансовых объединений, торгово-посреднических фирм и страховых компаний, совместных банковских структур); - подготовка соглашений, предусматривающих решение наиболее острых социальных проблем, в том числе по регулированию миграционных процессов, обеспечению максимальной свободы передвижения населения через новые границы, по совместным мерам для его социальной защиты: - создание Межгосударственного комитета сотрудничества, которому государства - члены Содружества могли бы передать ряд регулирующих и контролирующих функций, особенно по выполнению соглашений. В соответствии с решением ашхабадской встречи Россия внесла предложение в ООН о предоставлении СНГ как международной региональной организации статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Необходимо ускорить подготовку предложений о постоянных связях СНГ с СБСЕ, другими организациями. Это не только укрепит общий авторитет Содружества в мире, но и повысит качество его взаимодействия с мировым сообществом в обеспечении безопасности и стабильности. Один из приоритетов российской многосторонней дипломатии - укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая бы превращала ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества. Ключевой характеристикой в отношениях России с другими государствами стало партнерство. Новый характер связей с Западом открывает благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области безопасности, экономики, торговли, бизнеса. Россия вступила в основные международные экономические организации. Следующий шаг - активное налаживание полнокровного взаимодействия с ними. После токийской встречи "большой семерки" российские дипломаты и финансисты стали участвовать в совещаниях ее экспертов. Создано представительство "семерки" в Москве. Но эффективный механизм консультаций с Западом до сих пор не отлажен, особенно в том, что касается учета российских интересов. Это наносит все более заметный ущерб не только России, но и нашим партнерам. Сегодня есть возможность выйти на качественно новый уровень взаимодействия России с "семеркой". На встрече в Неаполе можно было бы утвердить основные положения стратегии сотрудничества России с "семеркой" как в экономической, так и во внешнеполитической сферах. Эта стратегия должна четко прочертить перспективу превращения "семерки" в "восьмерку", для начала в области политики. Последней точкой в снятии ограничений на российские внешнеэкономические связи станет ликвидация нынешней весной КОКОМ. Новый международный режим контроля за торговлей военными и "двойными" технологиями требует прямого участия России как крупного производителя вооружений. Необходимо в полной мере использовать новые возможности-сотрудничества России и США в политической, экономической, научно-технической и других областях. Одна из главных задач России на европейском направлении - участие в строительстве большой Европы, мирной, единой, демократической. Этапное событие на этом пути - очередная встреча участников СБСЕ в Будапеште. Россия предложила и будет отстаивать свою концепцию общеевропейского партнерства. Основным инструментом в политическом строительстве новой Европы призвано стать СБСЕ, а в военно-политической области - Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). Он мог бы координировать работу региональных организаций - НАТО, ЗЕС, СНГ - по поддержанию мира и стабильности на евроатлантическом пространстве, по обеспечению большей открытости военной деятельности, а также в области конверсии ВПК. Другие элементы концепции - предоставление странам Центральной Европы перекрестных гарантий со стороны России и ее западноевропейских партнеров; расширение ССАС за счет нейтральных государств Европы. Россия за качественный, а не количественный подход к проблемам европейской безопасности. Мы уважаем суверенное право государств вступать в любые союзы, а союзов - их принимать. Но наши соседи по Европе должны знать и наше мнение: мы против расширения НАТО без России. Исходя из этого принципа, Россия поддерживает программу "Партнерство во имя мира" как путь общеевропейского партнерства, открытый для всех государств большой Европы. Предстоит ускорить практическую проработку параметров соглашения с НАТО, чтобы мы не только не отставали от других стран, но шли впереди, особенно в налаживании сотрудничества по военной линии. С большинством государств Западной Европы подписаны крупные двусторонние документы. Задача состоит теперь в том, чтобы, продолжая регулярный диалог на высшем уровне, наполнить договоренности реальным содержанием практического взаимодействия. Необходимо завершить подготовку соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Важное направление российской военной политики в 1994 году - активизация усилий по формированию новых отношений с государствами Центральной и Восточной Европы. Опыт показывает: общие интересы в осуществлении демократических и рыночных реформ, традиционные связи между нашими народами перевешивают старые обиды. Россия намерена и впредь играть одну из ведущих ролей в поиске урегулирования кризиса в бывшей Югославии. Главное здесь - мобилизация политических усилий мирового сообщества на прекращение войны в Боснии и в качестве первого шага - укрепление районов безопасности, в том числе и Сараево. В любом случае должно быть ясно, что избирательной поддержкой или наказанием той или другой стороны боснийский конфликт не решить. Необходимо настойчиво побуждать все стороны к миру. Особая роль в этом деле принадлежит ООН и его Совету Безопасности. С учетом выполнения СРЮ требований ООН по урегулированию боснийского конфликта Россия будет добиваться отмены санкций в отношении этой страны. Взаимоотношения России с миром определяются ее уникальным евразийским статусом. В 1994 году необходимо использовать новые возможности для развития сотрудничества с ведущими государствами Азии: Индией, Китаем, Японией и с новыми партнерами: Южной Кореей, странами АСЕАН, Персидского залива. Существующий ныне уровень взаимопонимания с Китаем, превращение его в одного из главных торговых партнеров России позволяет ставить задачу вывода наших отношений на этап конструктивного партнерства по двусторонним и международным политическим вопросам. Особое место в политике на Дальнем Востоке занимает Япония. Россия намерена последовательно вести дело к заключению мирного договора с этой страной на основе уважения позиций друг друга, нахождения взаимоприемлемых формул и разрешения всех противоречий, в том числе и по территориальной проблеме. Это должно происходить при надлежащем учете российских национальных интересов, в полном соответствии с ее Конституцией, на путях уважения и соблюдения международного права и обязательств по международным договорам. Задача ближайшего времени: максимально использовать резервы нашего сотрудничества и взаимодействия с надежным партнером России - Индией. Магистральное направление российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе - подключение районов Сибири и Дальнего Востока к международному сотрудничеству в регионе. Долговременным национальным интересам, укреплению международного влияния нашей страны призвано способствовать сохранение ее активной роли как одного из организаторов мирного процесса на Ближнем Востоке. Качественно иной уровень необходимо придать связям с такими перспективными регионами, как Латинская Америка и Африка. В целом в последнее время во внешней политике появился новый, ярко выраженный внутренний смысл. При активном участии России созданы структуры сотрудничества в районах Балтики, Черного моря, евроарктического региона. Цель - подключить механизмы, работающие на конкретные социально-экономические проблемы обширных районов России. Через них, укрепляя единую государственную политику, федеральные органы должны помочь субъектам Федерации реализовать свои внешнеэкономические интересы. Опыт двух последних лет показал, что всякая разноголосица во внешней политике, будь то межведомственная или региональная, в конечном итоге наносит ущерб государственным интересам, подрывает позиции России в мире. Новая Российская Конституция расставила все по своим местам. Требуется усилить координацию российской внешней политики в рамках стратегии национальной безопасности. Федеральному Собранию необходимо рассмотреть следующие вопросы: - ратификация около 60 международных договоров; - принятие законов, обеспечивающих эффективную работу внешнеполитического механизма России (закон о международных договорах Российской Федерации, закон о дипломатической службе и Консульский устав); - принятие законов, обеспечивающих внешнеэкономические связи России (закон о континентальном шельфе и экономической зоне, закон об экспорте оружия и военной техники); - разработка новых законов или корректировка действующих в гуманитарной сфере с учетом международных обязательств России. Необходимо привести в соответствие с Конституцией Закон о гражданстве в части, касающейся двойного гражданства. Следует также привести в соответствие с международными стандартами статус иностранцев в России, приняв для этого соответствующий закон. Чем скорее мы примем законы, отвечающие потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня, тем выше будет объем столь необходимого сотрудничества с зарубежными странами, тем заметнее отдача от огромных возможностей внешней политики. |
Фрагмент документа "ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. ОБ УКРЕПЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ)".