Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ".
1. Анализ состояния проблемы Нелегальная и коррупционная деятельность в сфере лесного хозяйства является одной из наиболее значимых проблем, которые необходимо разрешить для выполнения основной миссии Рослесхоза - создания условий для рационального использования лесов и сохранения потенциала лесных ресурсов в интересах будущих поколений. Данная проблема не является специфической для Российской Федерации: фактически с ней сталкиваются большинство стран мира, обладающих значительными запасами лесных ресурсов. Масштабы нелегальной и коррупционной деятельности трудно поддаются оценке; до сих пор большая часть данных основывается на результатах отдельных проверок и пилотных исследований. Тем не менее, данные оценки позволяют сделать общий вывод о серьезности проблемы на сегодняшний день. По данным Королевского института по международным делам Великобритании, объем нелегальных рубок составляет свыше 10% мировой торговли древесиной, что приводит к бюджетным потерям государств, где проводятся незаконные рубки, составляющим от 10 до 15 млрд. долларов ежегодно. По оценкам Института Всемирного Банка, до 15% мировой торговли древесиной тем или иным образом связано с нелегальной деятельностью, в том числе с коррупцией в сфере лесных отношений. По оценкам европейских общественных организаций, существенная доля импорта древесины Европейского союза (до 50% импорта древесины тропических лесов, до 20% импорта древесины бореальных лесов) имеет нелегальное происхождение. От нелегального использования лесных ресурсов и коррупции в сфере лесного хозяйства значительный ущерб получили экосистемы многих развивающихся государств и стран с переходной экономикой. По оценкам общественных организаций, доля нелегальных рубок в 2002 г. в некоторых странах значительно превышала объем легальных заготовок древесины. Так доля нелегальных рубок в Бразилии составляла до 80 - 85%, в Боливии до 80%, в Индонезии 51 - 73%, в Эстонии - до 50%. Формы нелегальной деятельности в сфере лесных отношений многочисленны. В частности, нелегальная деятельность включает: - самозахват лесных территорий сельскими жителями или частными компаниями с целью использования территории для нужд сельского хозяйства; - практику подсечно-огневого земледелия на захваченных участках; - рубки запрещенных пород дерева; - подделка разрешительных документов; - нанесение умышленного вреда лесу с целью проведения последующих легальных санитарных рубок; - рубки в охраняемых территориях (в т.ч. с участием посредников); - рубки за пределами выделенных участков; - рубки в запрещенных местах (берега рек, крутые овраги и т.д.); - вырубка деревьев недостаточно большого размера (или перезрелых деревьев); - превышение установленного объема лесозаготовок; - включение высоких объемов лесозаготовок на выделенных участках для лесопользователя с целью сокрытия факта частично нелегальных рубок; - проведение рубок в отсутствии разрешений; - получение права на использование лесов с помощью взяток; - поджог лесных массивов с целью дальнейшего использования земель в коммерческих целях; - несанкционированная транспортировка леса; - транспортировка нелегально заготовленной древесины; - контрабанда леса; - экспорт и импорт пород дерева, запрещенных для использования в соответствии с нормами международного права; - экспорт и импорт древесины в нарушение национального законодательства; - декларирование меньших объемов и занижение стоимости при экспорте; - декларирование цен, превышающих среднерыночные, на оборудование или услуги, предоставляемые связанными (зависимыми) компаниями; - манипулирование долговыми операциями с целью перечисления средств субсидиарной или головной компании с целью снижения налогов на прибыль; - искажение стоимости, умышленное нарушение классификации пород дерева, идущих на экспорт либо предназначенных для продажи на внутреннем рынке; - отсутствие необходимых разрешительных документов для обработки и переработки леса; - нарушение экологического, социального и трудового законодательства; - использование нелегально заготовленной древесины в промышленном производстве. Нелегальная и связанная с ней коррупционная деятельность в сфере лесных отношений имеют столь разнообразные формы, а также значительные масштабы в связи с острым применением проблемы информационной асимметрии - невозможности проведения непрерывного и полного мониторинга состояния лесного фонда на всей территории страны. Данной ситуацией могут воспользоваться как хозяйствующие субъекты, так и представители органов власти и сотрудники государственных учреждений в сфере лесного хозяйства. Программа предусматривает ряд мероприятий, направленных на снижение информационной асимметрии: - Увеличение информационной подготовленности Рослесхоза к борьбе с нелегальной деятельностью и коррупцией в сфере лесных отношений за счет увеличения полноты статистических данных о размере и структуре лесного фонда, об угрозах лесному фонду со стороны пожаров, очагов вредных организмов, загрязнения радиоактивными веществами, нелегальной деятельности, коррупции в сфере лесных отношений, моделирования сценариев развития лесного хозяйства; - Информационное сопровождение лесного планирования, популяризация принципов рационального и неистощительного использования лесов среди граждан и организаций. Значительная часть нелегальной деятельности в сфере лесных отношений приходится на Россию. Оценки масштабов нелегальной деятельности в лесном секторе в России варьируются от 10 - 15% лесозаготовок до 50% производства древесины в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Результаты комплексной проверки, проведенной в Читинской области весной 2007 г., подтверждают выводы независимых экспертов: если в ближайшее время не будут приняты срочные меры по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия, действенного таможенного контроля, не будет налажена работа по охране лесов, уже к 2012 - 2013 гг. в Читинской области не останется запасов деловой древесины в экономически доступной зоне. Одной из ключевых причин высокого объема нелегальных рубок является коррупция в сфере лесных отношений и низкая эффективность системы управления. Данные проблемы приобретают особую актуальность для Российской Федерации с учетом проводимого в настоящее время реформирования в системе лесных отношений, децентрализации системы управления лесным хозяйством. Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции являются необходимыми элементами реализации административной реформы в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Агентство). |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ".