ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ. Приказ. Федеральное агентство лесного хозяйства. 29.12.07 524

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Анализ состояния проблемы

     Нелегальная   и   коррупционная   деятельность  в  сфере  лесного
хозяйства   является  одной  из  наиболее  значимых  проблем,  которые
необходимо  разрешить  для  выполнения  основной  миссии  Рослесхоза -
создания  условий  для  рационального использования лесов и сохранения
потенциала  лесных  ресурсов  в  интересах  будущих  поколений. Данная
проблема   не   является   специфической   для  Российской  Федерации:
фактически  с  ней  сталкиваются  большинство  стран  мира, обладающих
значительными запасами лесных ресурсов.
     Масштабы   нелегальной   и   коррупционной   деятельности  трудно
поддаются  оценке;  до  сих  пор  большая часть данных основывается на
результатах  отдельных проверок и пилотных исследований. Тем не менее,
данные  оценки позволяют сделать общий вывод о серьезности проблемы на
сегодняшний  день.  По  данным Королевского института по международным
делам  Великобритании,  объем  нелегальных  рубок составляет свыше 10%
мировой   торговли   древесиной,  что  приводит  к  бюджетным  потерям
государств,  где проводятся незаконные рубки, составляющим от 10 до 15
млрд. долларов ежегодно. По оценкам Института Всемирного Банка, до 15%
мировой торговли древесиной тем или иным образом связано с нелегальной
деятельностью,  в  том числе с коррупцией в сфере лесных отношений. По
оценкам   европейских   общественных  организаций,  существенная  доля
импорта   древесины  Европейского  союза  (до  50%  импорта  древесины
тропических  лесов,  до  20% импорта древесины бореальных лесов) имеет
нелегальное происхождение.
     От нелегального использования лесных ресурсов и коррупции в сфере
лесного   хозяйства  значительный  ущерб  получили  экосистемы  многих
развивающихся  государств  и стран с переходной экономикой. По оценкам
общественных организаций, доля нелегальных рубок в 2002 г. в некоторых
странах значительно превышала объем легальных заготовок древесины. Так
доля нелегальных рубок в Бразилии составляла до 80 - 85%, в Боливии до
80%, в Индонезии 51 - 73%, в Эстонии - до 50%.
     Формы   нелегальной   деятельности   в   сфере  лесных  отношений
многочисленны. В частности, нелегальная деятельность включает:
     - самозахват  лесных  территорий  сельскими жителями или частными
компаниями   с  целью  использования  территории  для  нужд  сельского
хозяйства;
     - практику подсечно-огневого земледелия на захваченных участках;
     - рубки запрещенных пород дерева;
     - подделка разрешительных документов;
     - нанесение умышленного вреда лесу с целью проведения последующих
легальных санитарных рубок;
     - рубки в охраняемых территориях (в т.ч. с участием посредников);
     - рубки за пределами выделенных участков;
     - рубки в запрещенных местах (берега рек, крутые овраги и т.д.);
     - вырубка  деревьев недостаточно большого размера (или перезрелых
деревьев);
     - превышение установленного объема лесозаготовок;
     - включение  высоких объемов лесозаготовок на выделенных участках
для  лесопользователя  с  целью  сокрытия  факта  частично нелегальных
рубок;
     - проведение рубок в отсутствии разрешений;
     - получение права на использование лесов с помощью взяток;
     - поджог лесных массивов с целью дальнейшего использования земель
в коммерческих целях;
     - несанкционированная транспортировка леса;
     - транспортировка нелегально заготовленной древесины;
     - контрабанда леса;
     - экспорт  и импорт пород дерева, запрещенных для использования в
соответствии с нормами международного права;
     - экспорт   и   импорт   древесины   в   нарушение  национального
законодательства;
     - декларирование   меньших  объемов  и  занижение  стоимости  при
экспорте;
     - декларирование цен, превышающих среднерыночные, на оборудование
или услуги, предоставляемые связанными (зависимыми) компаниями;
     - манипулирование   долговыми  операциями  с  целью  перечисления
средств субсидиарной или головной компании с целью снижения налогов на
прибыль;
     - искажение  стоимости,  умышленное нарушение классификации пород
дерева,   идущих  на  экспорт  либо  предназначенных  для  продажи  на
внутреннем рынке;
     - отсутствие  необходимых разрешительных документов для обработки
и переработки леса;
     - нарушение     экологического,     социального    и    трудового
законодательства;
     - использование нелегально заготовленной древесины в промышленном
производстве.
     Нелегальная  и связанная с ней коррупционная деятельность в сфере
лесных отношений имеют столь разнообразные формы, а также значительные
масштабы   в   связи  с  острым  применением  проблемы  информационной
асимметрии   -   невозможности   проведения   непрерывного  и  полного
мониторинга  состояния лесного фонда на всей территории страны. Данной
ситуацией  могут  воспользоваться  как  хозяйствующие  субъекты, так и
представители органов власти и сотрудники государственных учреждений в
сфере  лесного  хозяйства.  Программа предусматривает ряд мероприятий,
направленных на снижение информационной асимметрии:
     - Увеличение  информационной подготовленности Рослесхоза к борьбе
с  нелегальной  деятельностью и коррупцией в сфере лесных отношений за
счет  увеличения  полноты  статистических данных о размере и структуре
лесного  фонда,  об  угрозах  лесному фонду со стороны пожаров, очагов
вредных организмов, загрязнения радиоактивными веществами, нелегальной
деятельности,   коррупции  в  сфере  лесных  отношений,  моделирования
сценариев развития лесного хозяйства;
     - Информационное      сопровождение     лесного     планирования,
популяризация принципов рационального и неистощительного использования
лесов среди граждан и организаций.
     Значительная   часть  нелегальной  деятельности  в  сфере  лесных
отношений   приходится   на   Россию.   Оценки  масштабов  нелегальной
деятельности  в  лесном  секторе  в  России  варьируются  от  10 - 15%
лесозаготовок  до  50%  производства  древесины  в  отдельных регионах
Восточной  Сибири и Дальнего Востока. Результаты комплексной проверки,
проведенной  в  Читинской  области весной 2007 г., подтверждают выводы
независимых экспертов: если в ближайшее время не будут приняты срочные
меры  по  обеспечению  эффективного  межведомственного взаимодействия,
действенного  таможенного контроля, не будет налажена работа по охране
лесов,  уже к 2012 - 2013 гг. в Читинской области не останется запасов
деловой древесины в экономически доступной зоне.
     Одной  из  ключевых  причин  высокого  объема  нелегальных  рубок
является  коррупция  в  сфере  лесных отношений и низкая эффективность
системы  управления.  Данные  проблемы приобретают особую актуальность
для  Российской  Федерации  с  учетом  проводимого  в  настоящее время
реформирования  в  системе  лесных  отношений, децентрализации системы
управления лесным хозяйством.
     Согласно   положениям   Концепции   административной   реформы  в
Российской  Федерации  в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением
Правительства  Российской  Федерации  от  25 октября 2005 г. N 1789-р,
необходимым  условием  для  достижения  заявленных  в административной
реформе  целей  является  ликвидация  коррупции  в федеральных органах
исполнительной    власти,    которая    стала   важнейшей   проблемой,
препятствующей повышению эффективности государственного управления.
     Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и
иных   механизмов   противодействия  коррупции  являются  необходимыми
элементами реализации административной реформы в Федеральном агентстве
лесного хозяйства (далее - Агентство).

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа