О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 848 (ЧАСТЬ II). Постановление. Правительство РФ. 20.05.08 377

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 848 (ЧАСТЬ II)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы,
              на решение которой направлена подпрограмма

     Необходимость  развития  внутреннего  водного транспорта в рамках
федеральной  целевой  программы  обусловлена ослаблением позиции этого
вида транспорта в транспортной системе Российской Федерации по причине
наличия участков, ограничивающих пропускную способность, а также из-за
ухудшения  состояния  внутренних  водных путей и снижения безопасности
судоходных гидротехнических сооружений, что не позволяет в полной мере
использовать конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых
и пассажирских перевозок.
     Наиболее   острая   проблема  -  наличие  лимитирующих  участков,
снижающих   пропускную  способность  внутренних  водных  путей  Единой
глубоководной   системы  европейской  части  Российской  Федерации  на
Волго-Балтийском   водном   пути,  р.  Волге  в  районе  пос.  Городец
(Нижегородская  область),  что  не позволяет реализовать ее транзитный
потенциал  и,  как  следствие,  снижает  конкурентоспособность водного
маршрута.  Наличие  таких  участков  приводит к существенному снижению
провозной   способности   флота   из-за   уменьшения  загрузки  судов,
значительных  простоев в ожидании шлюзования (например, в пос. Городец
ожидание  может  длиться до 71 часа), ограничения скорости прохождения
отдельных  участков  (например, увеличение времени прохождения участка
Череповец - Санкт-Петербург составляет 5 - 6 суток).
     Серьезной   проблемой   является   снижение  уровня  безопасности
судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического
состояния.
     На  внутренних  водных путях Российской Федерации эксплуатируются
723  судоходных  гидротехнических  сооружения,  являющихся федеральной
собственностью,  из  них  335 сооружений включены в отраслевой Регистр
судоходных   гидротехнических  сооружений,  подлежащих  декларированию
безопасности.   Данные  сооружения,  внесенные  в  указанный  Регистр,
относятся  к  стратегически важным объектам Российской Федерации, а по
классификации угроз - к техногенно опасным объектам.
     Большинство  из действующих на внутренних водных путях Российской
Федерации  гидротехнических  сооружений  эксплуатируется 50 - 70 лет и
более.  На  основе проведенного декларирования безопасности судоходных
гидротехнических  сооружений на 1 января 2008 г. установлено, что 20,9
процента   сооружений  имеют  нормальный  уровень  безопасности,  60,8
процента  -  пониженный,  14,1  процента  - неудовлетворительный и 4,1
процента - опасный.
     Эксплуатация    гидротехнических    сооружений,   находящихся   в
неудовлетворительном   техническом   состоянии,   может   привести   к
техногенным   авариям   и  таким  катастрофическим  последствиям,  как
затопление  нижерасположенных  территорий с прохождением волны прорыва
высотой до 18 м, прекращение судоходства, работы гидроэлектростанций и
систем  водоснабжения,  а также нарушение экологического равновесия на
обширных территориях.
     Для  обеспечения  безопасности  судоходства необходимо обновление
флота,  обслуживающего внутренние водные пути, на основе структурной и
количественной оптимизации его состава по отдельным бассейнам.
     По  состоянию  на  1  января 2008 г. из 2850 судов обслуживающего
флота,  находящихся  на балансе государственных бассейновых управлений
водных  путей  и судоходства, обновлению подлежит 1880 единиц. Средний
возраст  судов  составляет  более  30 лет, износ - 84 процента. Крайне
неблагоприятная обстановка сложилась с обстановочным флотом - около 60
процентов   этих   судов  эксплуатируется  более  30  лет,  тогда  как
нормативный срок эксплуатации составляет 21 год.
     Для  поддержания технического флота в работоспособном состоянии и
обеспечения   своевременного   и   качественного   ремонта  необходимо
укрепление   материально-технической   базы  путевого  хозяйства.  Для
устранения  высокой  изношенности зданий, оборудования и судоподъемных
сооружений   на   ремонтно-отстойных   базах  флота  предусмотрена  их
реконструкция и оснащение высокотехнологичным оборудованием.
     Проблема  обеспечения  комплексной  безопасности  и  устойчивости
транспортной   системы   не   может   быть   решена   при  современном
(количественном    и    техническом)   состоянии   патрульного   флота
территориальных управлений государственного речного надзора, поскольку
в   эксплуатации  находятся  суда  устаревших  проектов  со  скоростью
движения до 20 километров в час, средний возраст которых составляет 36
лет.  По  состоянию  на  1  января  2008 г. территориальные управления
государственного  речного надзора оснащены патрульным флотом только на
73 процента.
     Обеспечение   безопасности   на  внутренних  водных  путях  также
невозможно   без   реконструкции   и   развития   сетей  ведомственной
технологической  связи,  предусматривающей  внедрение коммуникационных
средств   нового   поколения,   что   позволит   существенно  повысить
эффективность  систем  связи,  а  также  надежность,  достоверность  и
качество передачи информации.
     Безопасность   судоходства   в  современных  условиях  во  многом
определяется   наличием   у  судоводителей  навигационной  информации,
обновляемой  в  оперативном  режиме.  Для  этого  необходимо внедрение
системы  использования  электронных навигационных карт для обеспечения
безопасного  судовождения  и  применения  автоматизированной  проводки
судов,  что  особенно  важно  в  условиях  ограниченной  видимости, на
участках   с   неосвещаемой   судоходной   обстановкой.  Эта  проблема
становится   особенно   актуальной   в   связи   с   предполагаемым  в
среднесрочной   перспективе  открытием  Единой  глубоководной  системы
европейской  части  Российской  Федерации для прохода судов под флагом
иностранных государств.
     Настоятельной необходимостью является развитие портовых мощностей
на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна в целях обеспечения
растущего  грузооборота, увеличения объемов контейнерных перевозок при
открытии  внутренних  водных  путей  для  плавания  судов  под флагами
иностранных государств и интеграции Российской Федерации в Европейскую
транспортную систему.
     Обеспечение    надежности    и    безопасности   функционирования
внутреннего водного транспорта возможно только при наличии эффективной
системы   подготовки,   переподготовки,   повышения   квалификации   и
закрепления  кадров.  Анализ  состояния  материально-технической  базы
учебных  заведений  водного  транспорта  подтверждает  высокую степень
износа   учебных   зданий   и   оборудования  (40  -  100  процентов),
необходимость    реконструкции    объектов    социального   назначения
(общежитий,    спорткомплексов,   библиотек),   создания   современных
учебно-тренировочных  центров  и  тренажерных комплексов, модернизации
учебно-исследовательских лабораторий.
     При  подготовке подпрограммы были проанализированы и сравнивались
2  варианта  решения  указанных проблем. Первый вариант предусматривал
самостоятельную   реализацию  отдельных  проектов,  второй  -  решение
проблем   с   применением   программно-целевого  метода,  позволяющего
обеспечить  оптимальное  решение  с  координацией  усилий транспортных
организаций,  частных  инвесторов  и  государства.  Предпочтение  было
отдано второму варианту.
     Реализация   комплекса   мероприятий  подпрограммы  сопряжена  со
следующими рисками:
     макроэкономические      риски,      обусловленные      возможными
неблагоприятными   изменениями   макроэкономической  ситуации  и,  как
следствие,  снижением  объема инвестиционных ресурсов, предусмотренных
для  реализации  мероприятий,  в том числе из внебюджетных источников,
что  может  привести  к незавершению или невозможности реализации ряда
проектов, неэффективному использованию бюджетных средств;
     внешнеэкономические  риски,  обусловленные возможностью появления
неблагоприятных   тенденций   в   развитии  внешнеторговых  отношений,
функционировании  валютных  рынков, изменением геополитической позиции
Российской  Федерации,  что  может  привести  к снижению или изменению
направлений и структуры грузопотоков;
     рыночные  риски,  связанные  с  конъюнктурными колебаниями рынка,
падением доходности инвестиций;
     операционные,    связанные    с    ненадлежащей   технической   и
нормативно-правовой поддержкой реализации подпрограммы.
     Вместе  с  тем  существующие экономические предпосылки реализации
крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутреннего
водного  транспорта позволяют рассчитывать на их успешное завершение в
программные  сроки  при условии адекватной организационной и ресурсной
обеспеченности.  При  этом  конечные  результаты,  связанные  с ростом
темпов  строительства объектов транспортной инфраструктуры, ускорением
транспортных    потоков,    формированием   дополнительных   бюджетных
поступлений   за  счет  увеличения  налоговой  базы  и  роста  объемов
перевозок, обеспечивают ее высокую общественную эффективность.

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 848 (ЧАСТЬ II)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа