Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 5" НА 2009- 2011 ГГ.".
4. Задачи по достижению целей Программы, этапы, индикаторы и показатели их решения 4.1. Совершенствование содержания и технологий образования. 4.1.1. Дошкольное образование. 4.1.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - существенное сокращение дефицита мест в детских садах; - расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений; - увеличение количества групп для детей раннего возраста; - развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения; - укрепление материально-технической базы для реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях; - реализация в практике работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий; - совершенствование организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе с учетом особенностей их здоровья; - обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; - разработка информационных технологий учета и сопровождения "особого" ребенка в образовательной среде города; - разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию; - разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады; - формирование общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования; - внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий; - совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию современных детей; - обеспечение качества работы дошкольных образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у населения; - развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, в том числе для работы с детьми с нарушениями развития, детей-сирот, детей, лишенных родительского попечительства; - разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки учебных планов и программ; - внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства; - расширение инициативы и полномочий общественных родительских объединений в вопросах защиты интересов детей, материнства; - создание условий для поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста; - использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения для интеллектуального развития ребенка; - обеспечение сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений; - разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО; - организация сетевого взаимодействия образовательных ресурсных центров Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО. 4.1.1.2. Целевые индикаторы: - снижение очередности к 2011 году в дошкольные образовательные учреждения на 93%; - увеличение доли первоклассников, прошедших обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста, до 96%; - достижение к 2011 году 66% охвата детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет разными формами дошкольного образования; - повышение до 165 величины среднего показателя "число дней функционирования" дошкольного образовательного учреждения; - увеличение времени двигательной активности ребенка, физкультурных занятий, занятий разными игровыми видами спорта в дошкольном образовательном учреждении до 1,5-2 часов в день; - увеличение до 70% количества детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного образования; - увеличение до 60% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование; - увеличение количества участников Московского городского конкурса "Детский сад года" до 350 дошкольных образовательных учреждений ежегодно; - увеличение до 85% количества родителей, которые удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг; - рост до 75% доли родителей, включенных в программы повышения родительской компетентности. 4.1.2. Общее образование. 4.1.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики; - обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы) на новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся; - развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений); - максимальное приближение к москвичам различных видов образовательных учреждений в соответствии с возможностями и способностями ребенка через развитие вариативной сети учреждений и образовательных программ; - проектирование и внедрение механизмов реализации принципа преемственности при переходе из начальной в основную школу; - внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно - ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования); - внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистантная формы организации; - создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством (программы развития, публичные отчеты, общественно-государственное управление); - обеспечение в образовательных учреждениях современных условий образовательного процесса в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты; - регулярное обеспечение общеобразовательными учреждениями информацией о своей деятельности потребителей и общественность, включая размещение такой информации на сайте. 4.1.2.2. Целевые индикаторы: - 100% включение всех детей школьного возраста в освоение программ общего образования; - наличие портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс; - переход начальной школы 100% образовательных учреждений Москвы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения; - рост количества обучающихся старшей школы по программам профильного образования до 100%; - не менее 200 учащихся из числа социально незащищенных семей, получающих дистанционную помощь в Интернете и перешедших из категории неуспевающих в категорию успешно справляющихся с учебным планом; - реализация в 100% общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий региона; - наличие в каждом округе Центра профориентации (10); - наличие в 100% районов вариативных образовательных программ для различных категорий детей; - наличие в управлении 100% образовательных учреждений общественной составляющей (управляющие, попечительские советы, наблюдательные советы); - наличие в 100% общеобразовательных учреждений программы развития и ежегодно представляемого открытого публичного доклада; - показатели качества образования в московских образовательных учреждениях по результатам международных сопоставительных исследований - в верхней трети рейтинг-листа. 4.1.3. Начальное и среднее профессиональное образование. Для решения проблем, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, была разработана и утверждена постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1036-ПП Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве. 4.1.4. Высшее профессиональное образование. 4.1.4.1. Задачи по достижению целей Программы: - переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего профессионального образования; - участие в разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования; - разработка системы новых образовательных программ для бакалавриата и магистратуры; - согласование образовательных программ подготовки (профилей) магистров с номенклатурой научных специальностей высших академических курсов; - информационная поддержка модернизации высшего профессионального образования; - разработка научно-методического обеспечения перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование; - развитие системы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по основным направлениям психолого - педагогической науки; - создание научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы для поддержки инновационных проектов. 4.1.4.2. Целевые индикаторы: - переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего образования; - охват 15% студентов и преподавателей программами межвузовского обмена для обеспечения академической мобильности; - внедрение новой кредитно-модульной системы на всех факультетах вузов системы Департамента образования города Москвы. 4.1.5. Дополнительное профессиональное образование. 4.1.5.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание механизмов диагностики качества профессиональной деятельности специалистов и реализуемых образовательных и консультационных программ; - создание базовых принципов комплектования курсовой системы и финансирования планового повышения квалификации, в том числе по заказам городских учреждений дошкольного, общего и профессионального образования; - совершенствование нормативно-правового обеспечения дополнительного профессионального образования; - развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей специалистов - педагогов (управленцев), а также планируемых направлений модернизации образования; - разработка научно-методического обеспечения и новых подходов к организации системы ДПО в условиях перехода высшего образования на уровневую систему подготовки специалистов и оценки качества результатов образования на языке компетенций; - разработка основных компонентов системы управления качеством дополнительного профессионального образования, ориентированной на потребности работников образования и запросы образовательных учреждений города Москвы; - развитие научно-методического обеспечения для постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения города; - разработка механизмов по учету результатов обучения в процедурах аттестации специалистов и проведения конкурсов на замещение вакантной должности; - разработка и введение в действие механизмов общественно - профессиональной сертификации дополнительных профессиональных образовательных программ; - развитие коммуникативной среды городской системы дополнительного профессионального образования в целях мониторинга и оценки образовательных потребностей слушателей, качества реализованных образовательных программ, расширения использования дистанционного (смешанного) обучения и консультирования работников образования, обмена опытом, формирования доступных электронных (цифровых) образовательных ресурсов дополнительного профессионального образования; - разработка и реализация мер по повышению квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических кадров системы высшего и дополнительного профессионального образования; - разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования. 4.1.5.2. Целевые индикаторы: - минимальный объем часов обучения по программам дополнительного профессионального образования для работников столичного образования - 144 часа (один раз в пять лет); - научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение технологий дистанционного (смешанного) обучения до 10% программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 4.1.6. Дополнительное образование детей и молодежи. 4.1.6.1. Задачи по достижению целей Программы: - обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка; - обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей; - реализация приоритетных направлений развития дополнительного образования детей; - совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей; - обновление содержания образования, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования; - повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей; - развитие материально-технической базы дополнительного образования детей. 4.1.6.2. Целевые индикаторы: - наличие системы учета потребности в дополнительном образовании детей; - 20% от числа обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования в дистанционном режиме; - 15% от числа реализуемых программ дополнительного образования нового поколения (долгосрочных разнонаправленных программ) в общем количестве реализуемых программ; - увеличение до 25% доли учащихся старшего возраста образовательных учреждений разных типов и видов, осваивающих образовательные программы дополнительного образования, от общего числа обучающихся старшего возраста. 4.2. Создание условий развития системы образования. 4.2.1. Кадровая политика. 4.2.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - совершенствование системы государственных гарантий, направленных на повышение престижа педагогической профессии; - введение в действие целевых мероприятий по социальной поддержке педагогических работников, молодых специалистов, прежде всего бакалавров. Разработка механизмов по включению в решение этих задач социальных партнеров - бизнеса, а также государственно-общественного управления образовательными учреждениями (советов учреждений); - разработка методологии прогнозирования будущих потребностей столичного образования в кадрах и предложения кадров на основе оценки предполагаемых стратегических изменений в организации образовательного процесса, внешней среде и движения кадров (прихода, текучести, ухода на пенсию); - подготовка вариантов действий (сценариев) в изменившихся условиях на основе прогноза стратегически значимых показателей кадрового обеспечения столичного образования в целях достижения баланса между спросом отрасли в кадрах и их предложением; - проведение на систематической основе мониторинга индикаторов кадрового обеспечения, в частности уровня закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов - выпускников вузов и колледжей; - создание механизмов подготовки и отбора менеджеров образования, бухгалтеров учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность; - создание новых критериев оценки педагогической деятельности, механизмов независимой сертификации педагогов с участием социальных партнеров; - разработка и реализация системы мер по развитию наставничества и постдипломному сопровождению (адаптации, обучению, развитию) молодых специалистов - выпускников педагогических вузов и колледжей; - расширение использования системы целевой контрактной подготовки педагогических работников, совершенствование нормативно-правовой базы этой деятельности; - совершенствование системы сбора и анализа кадровой информации, формирование системы показателей качественных характеристик кадрового состава и движения кадров; - разработка механизма взаимодействия городского ученического актива и советов молодых педагогов в целях вовлечения в систему образования педагогически мотивированной учащейся молодежи. 4.2.1.2. Целевые индикаторы: - внедрение системы оплаты труда педагогов в зависимости от достигнутого уровня компетентности и результатов деятельности; - создание механизма общественно-профессиональной сертификации педагогических работников; - введение наставничества в 70% образовательных учреждений; - на 10% повышение доли выпускников городских педагогических вузов, поступающих в образовательные учреждения Москвы; - увеличение удельного веса воспитателей дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием с 40 до 60%. 4.2.2. Научно-методическое сопровождение реализации Программы. 4.2.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - разработка программы развития приоритетных научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах системы образования города Москвы; - обеспечение реализации механизмов внедрения научных исследований в системе образования города Москвы; - коррекция и проведение комплексных межведомственных научных исследований в системе столичного образования; - мониторинг эффективности состояния и тенденций научного обеспечения развития и модернизации столичного образования; - разработка модели эффективной системы координации управленческих и методических служб, сетевого взаимодействия в организации экспериментальной и инновационной деятельности; - совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности у магистров, аспирантов и соискателей. 4.2.2.2. Целевые индикаторы: - 65% научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках плановых исследований и внедренных в систему столичного образования; - наличие перечня приоритетных направлений развития НИОКР и проектов для системы столичного образования и банка данных НИОКР; - наличие патентов на 25% результатов НИОКР; - наличие научного парка столичного образования. 4.2.3. Развитие материально-технической базы. 4.2.3.1. Задачи по достижению целей Программы: - осуществление строительства с целью доведения до нормативных показателей обеспеченности образовательными учреждениями районов сложившейся застройки: а) 206 школ и пристроек на 90845 ученических мест, в том числе 9 "Школ здоровья" и 3 "Школ Будущего"; б) 300 дошкольных образовательных учреждений на 49500 мест; в) 103 пристроек спортивных залов к дошкольным образовательным учреждениям; г) 1 колледжа на 500 мест и 1 пристройки к колледжу; д) Дворца творчества детей и молодежи "Интеллект"; е) Центра дополнительного образования детей "Лаборатория путешествий"; - проведение капитального ремонта 135 общеобразовательных учреждений, 270 фасадов; - проведение комплексного благоустройства территорий 735 учреждений. Для обеспечения качества образовательных услуг и создания благоприятных условий образовательного процесса: - разработка перечней игрового, дидактического, коррекционно - развивающего, учебного оборудования и технических средств для новых типов дошкольных учреждений (центров игровой поддержки, лекотек, центров ранней помощи, консультативных пунктов, семейных детских садов и т.д.) и оснащение каждого открываемого учреждения в соответствии с утвержденными перечнями оборудования; - формирование новых перечней учебного оборудования, интегрированных в федеральные государственные образовательные стандарты в части общего среднего образования; - разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений по вопросам эффективного обеспечения энергосбережения, сокращения расходов на отопление и освещение; - создание условий для перехода начальной школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты в части оснащения учебным оборудованием и техническими средствами обучения (с учетом уже имеющегося оснащения); - оснащение предметных кабинетов общеобразовательных учреждений на основной ступени образования современным учебным оборудованием в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к условиям обучения; - создание образовательной среды, ориентированной на профильный уровень изучения соответствующих предметов, включая элективные курсы; оснащение окружных ресурсных центров профильного обучения и Городского центра профессиональной ориентации современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения; - разработка методики расчета нормативов подушевого финансирования на одного обучающегося для образовательных учреждений, имеющих межшкольные стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы; - оснащение учреждений дополнительного образования по направлениям научно-исследовательской, проектной деятельности и технического творчества детей и подростков необходимым учебным оборудованием, материалами и техническими средствами обучения; - оснащение дошкольных и общеобразовательных учреждений, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учебным, коррекционно-развивающим оборудованием; - создание современной образовательной среды в учреждениях, ведущих методическую работу с учителями. 4.2.3.2. Целевые индикаторы: - расчетная емкость объектов образования к 2012 году по школам - 883920 учебных мест; по детским садам - 280100 мест; - 100% обеспеченность общеобразовательными школами в районах новой жилой застройки в Западном административном округе (кроме района Солнцево), в Юго-Западном административном округе (кроме районов Южное Бутово и Теплый Стан), в Зеленоградском административном округе и в следующих районах: Строгино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Останкино, Выхино-Жулебино, Марьино, Нагатино-Садовники, Богородское; - снижение до 13% количества школ, подлежащих капитальному ремонту; - ввод в действие перечней дидактического и игрового оборудования для дошкольных образовательных учреждений; - 100% оснащение открываемых в дошкольных учреждениях перепрофилируемых групп, групп для детей с аллергодерматозами, вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7 лет в общеобразовательных учреждениях учебным, дидактическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение возвращаемых в систему Департамента образования города Москвы дошкольных образовательных учреждений учебным, дидактическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение новых типов дошкольных образовательных учреждений (лекотек, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, консультативных пунктов) учебным, дидактическим, коррекционно - развивающим, диагностическим и игровым оборудованием; - 100% оснащение образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями учебным, коррекционным, диагностическим, развивающим и специализированным оборудованием; - ввод в действие перечней учебного оборудования для общеобразовательной школы в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами; - доведение до 100% числа общеобразовательных учреждений, оснащенных учебным оборудованием кабинетов начальной школы, соответствующим новым федеральным государственным образовательным стандартам; - 100% оснащение учебным оборудованием основной и старшей школы общеобразовательных учреждений. 4.2.4. Психологическое обеспечение. 4.2.4.1. Задачи по достижению целей Программы: - развитие структуры психологической службы образования столичного региона. Формирование системы экстренной психологической помощи в рамках Департамента образования города Москвы; - создание системы общественно-государственной аттестации психологических кадров; - создание системы психологической оценки и перспектив развития человеческого ресурса столичного региона: мониторинг состояния детства, мониторинг образовательной среды, мониторинг психологической службы, психологическое сопровождение становления гражданской и профессиональной карьеры учащихся; - разработка программ психологического просвещения населения; - разработка программ межведомственного взаимодействия. 4.2.4.2. Целевые индикаторы: - увеличение с 88 до 95% доли образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, имеющих в своем штате специалиста - психолога; - 100% детей с особыми образовательными потребностями, обеспеченных индивидуальным медико-социальным и психолого - педагогическим сопровождением; - увеличение до 40% доли специалистов городской сферы образования, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по психологическим направлениям; - разработка и реализация не менее 30 новых программ психологического просвещения населения, обеспечение положительной динамики роста объема предоставляемых психологических услуг; - обеспечение 100% возможностью доступа к информационным ресурсам для специалистов, населения, создание специализированных порталов. 4.2.5. Информатизация системы образования. 4.2.5.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание единой информационно-образовательной среды системы управления образованием; - разработка и развитие инновационных проектов в области информатизации управления; - развитие комплексной многоцелевой системы "Карта учащегося"; - организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам и сети Интернет; - оснащение администрации всех образовательных учреждений современными средствами вычислительной техники; - подключение к сети Интернет всех учреждений дополнительного образования детей; - обеспечение информационной безопасности субъектов и защита информационных ресурсов столичного образования; - развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования; - мониторинг и планирование основных составляющих ресурсного обеспечения процесса управления системой образования; - мониторинг состояния и контингента сети образовательных учреждений: разработка методического обеспечения процессов мониторинга состояния и контингента сети образовательных учреждений для стратегического планирования развития образовательной системы мегаполиса; - создание единой системы управления информационными ресурсами управления образованием на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабируемость информационных ресурсов. 4.2.6. Информатизация образовательного процесса. 4.2.6.1. Задачи по достижению целей Программы: - обеспечение в системе дополнительного профессионального педагогического образования условий (кадры, оснащение средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями) для формирования информационной компьютерной технологической компетентности (далее - ИКТ-компетентность) педагогов начиная с работников системы педагогического образования и методической поддержки; - обеспечение в системе методической поддержки условий (кадры, оснащение средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями) для индивидуального методического сопровождения учителя и руководителя общеобразовательного учреждения в процессе информатизации; - разработка и реализация окружных программ внедрения моделей "Школ информатизации" в Зеленоградском административном округе; - обеспечение в системе профессионального педагогического образования потребностей в средствах информационных компьютерных технологий для всех ИКТ-компетентных педагогических и руководящих работников; - обеспечение профессиональной ИКТ-компетентности выпускников системы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; - наличие в общеобразовательных учреждениях кадров, обладающих ИКТ-компетентностью, средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями по всем направлениям общеобразовательного процесса и информационной среды школы информатизации; - наличие календарно-тематического планирования, включая формирование ИКТ-компетентности, отраженного в информационной среде школы информатизации, по всем направлениям общеобразовательного процесса для всех выпускников соответствующих ступеней; - сертификация учебной ИКТ-компетентности по всем направлениям общеобразовательного процесса для выпускников всех ступеней образования; - достижение приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в общеобразовательных учреждениях за счет использования ИКТ. 4.2.6.2. Целевые индикаторы: - наличие кадровых условий и оснащения для формирования и поддержки ИКТ-компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений в 100% учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; - сертифицированная профессиональная ИКТ-компетентность 90% выпускников среднего, 60% - высшего и 40% - дополнительного профессионального образования, методических центров; - оснащение всех общеобразовательных учреждений общешкольными локальными вычислительными сетями; - наличие в 90% общеобразовательных учреждений учителей, обладающих ИКТ-компетентностью по всем направлениям образовательного процесса; - обеспечение потребности в средствах вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями для 100% календарно - тематического планирования в информационной среде школы информатизации; - сертифицированная учебная ИКТ-компетентность выпускников: 50% - начальной, 30% - основной, 30% - старшей ступени общего образования; - статистически значимая независимая экспертная оценка, показывающая существенный рост в достижении приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в школах, реализующих модель школы информатизации. 4.3. Реализация комплексных проектов. 4.3.1. Развитие системы воспитания детей и молодежи в городе Москве. 4.3.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - развитие нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества; - формирование городской системы экспертизы и прогнозирования развития воспитания; - внедрение технологий целевого планирования и проектирования воспитательной деятельности в практику работы образовательных учреждений; - создание единого информационного пространства воспитания в городе Москве; - внедрение инновационных технологий в деятельности классных руководителей; - создание межведомственных механизмов координации воспитательной деятельности; - отработка механизмов взаимодействия школы, семьи, детских и молодежных организаций, работодателей, других социальных партнеров в области воспитания; - обеспечение участия детей и молодежи в создании современных социальных проектов, организации общественных акций и творческих конкурсов, спортивных и культурных мероприятий; - организация научного обмена по проблемам воспитания в Москве, России и на международном уровне через проведение научных и научно-практических конференций, "круглых столов" и семинаров; - разработка и реализация системы мер по правовому просвещению, формированию гражданско-правовой культуры детей и подростков; - разработка новых подходов к организации трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся; - разработка и внедрение новых форм межведомственного взаимодействия по профилактике негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции, вовлеченности подростков в радикальные ультранационалистические молодежные организации и т.д.; - создание целостной системы правового просвещения детей и подростков в городе Москве; - отработка механизмов координации и интеграции деятельности организаций, участвующих в правовом просвещении детей и подростков; - разработка и реализация системы мер, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди детей и молодежи. 4.3.1.2. Целевые индикаторы: - наличие ученических и студенческих советов самоуправления во всех образовательных учреждениях города Москвы; - наличие детских и молодежных общественных движений; - наличие молодежных волонтерских движений; - снижение количества обучающихся, доставленных в органы внутренних дел за правонарушения; - снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества; - снижение проявлений экстремизма среди детей и молодежи; - повышение уровня правовой грамотности детей и молодежи; - доведение до 80% доли школьников, охваченных правовым просвещением и гражданским воспитанием; - наличие педагогических отрядов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; - доведение до 100% количества школ, на базе которых созданы службы правового консультирования участников образовательного процесса (школьные юридические консультации). 4.3.2. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. 4.3.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание объединенного комплекса медико-педагогических мониторингов, обеспечивающего инструментальную оценку качества индивидуального здоровья обучающихся, воспитанников для подготовки рекомендаций детям, родителям, педагогам по профилактике и предупреждению заболеваний, функциональных нарушений; - совершенствование материально-технической базы и образовательных учреждений для эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; - развитие сетевого взаимодействия "Школ здоровья" как основного механизма внедрения инновационного опыта в образовательную среду по формированию мотивации культуры здоровья обучающихся, воспитанников; - улучшение качества личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие обучающихся, воспитанников, с целью предупреждения и профилактики вредных привычек; - совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений с учетом особенностей их здоровья. 4.3.2.2. Целевые индикаторы: - снижение заболеваемости обучающихся, воспитанников за счет внедрения в образовательную среду профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий: - 100% обеспечение прохождения диспансеризации обучающимися, воспитанниками; - 100% обеспечение обучающихся, воспитанников "Паспортом здоровья". 4.3.3. Приоритетный национальный проект "Образование". 4.3.3.1. Развитие приоритетного национального проекта "Образование". 4.3.3.1.1. Задачи по достижению целей Программы: - структуризация управленческой деятельности реализации приоритетного национального проекта "Образование"; - проектирование развития сферы образования на основе выявленного инновационного опыта; - грантовая поддержка образовательных учреждений и учителей, реализующих инновационные программы и проекты; - развитие института общественной экспертизы в московском образовании и сетевого экспертного сообщества; - подготовка персонала и руководителей образовательных учреждений к разработке технических заданий, материалов к участию в конкурсах, электронных торгах и котировках на основе тщательного изучения рынка закупаемой продукции; - создание эффективного мониторинга работы классных руководителей; - создание нормативно-правовой базы по присуждению Гранта Москвы в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - регулярное проведение мониторинга эффективности работы школьных Интернет-сайтов с целью открытости и развития публичных форм информирования и отчетности образовательных учреждений. 4.3.3.1.2. Целевые индикаторы: - наличие положения о присуждении Гранта Москвы в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - наличие системы информирования общественности с помощью сетевых и печатных средств массовой информации о ходе, результатах и инновационных проектах победителей конкурсов приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО); - наличие методического банка инновационных предложений и проектов в рамках ПНПО; - наличие московского экспертного сообщества по экспертизе инновационных проектов; - наличие сетевого сотрудничества образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы как механизм государственно-общественного управления в московском образовании; - наличие электронного паспорта инновационных образовательных учреждений в условиях реализации ПНПО; - наличие критериев и индикаторов оценки качества педагогического труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда и новые федеральные государственные образовательные стандарты. 4.3.3.2. Поддержка талантливых детей и молодежи. 4.3.3.2.1. Задачи по достижению целей Программы: - создание региональной системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи; - создание механизмов координации деятельности различных ведомств и структур по поддержке талантливых детей и молодежи; - разработка нового положения о Московской олимпиаде; - обеспечение информационного сопровождения системы поддержки талантливых детей и молодежи; - определение форм послеконкурсной работы с победителями приоритетного национального проекта "Образование" из числа талантливой молодежи. 4.3.3.2.2. Целевые индикаторы: - рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в конкурсах и олимпиадах, до 30%; - рост доли обучающихся образовательных учреждений, участвующих в научных и творческих лагерях и школах, экспедициях, до 15%, включая детей с ограниченными возможностями здоровья; - рост до 12% доли обучающихся образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы для одаренных и талантливых детей и получающих консультации в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей ведущих вузов и научных организаций; - наличие системы работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи, включая работу с победителями интеллектуальных и творческих состязаний; - увеличение к 2011 году доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, в общей численности детского населения школьного возраста до 45%; - наличие Координационного совета по поддержке талантливой молодежи города Москвы; - наличие системы планирования региональных конкурсов и соревнований на межведомственной основе; - наличие информационного портала и городской службы консультирования для родителей одаренных детей; - рост числа победителей интеллектуальных и творческих состязаний на российском и международном уровнях; - увеличение на 5% по сравнению с 2007 годом количества победителей из числа одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места на всероссийских олимпиадах, конкурсах и иных конкурсных мероприятиях, включенных в федеральный Перечень мероприятий, по итогам которых организуется награждение премиями для поддержки талантливой молодежи. 4.3.3.3. Развитие экспериментальной и инновационной деятельности. 4.3.3.3.1. Задачи по достижению целей Программы: - разработка и внедрение новых механизмов формирования экспериментального и инновационного поля образования на основе проекта "Строим Школу Будущего"; - разработка модели эффективной системы координации управленческих и методических служб, сетевого взаимодействия в организации экспериментальной и инновационной деятельности; - разработка и создание новых инфраструктурных проектов и моделей, нацеленных на развитие системы столичного образования в продолжение реализации проекта "Строим Школу Будущего"; - создание управленческих моделей для проведения образовательных инициатив с участием органов власти, бизнеса, общественных организаций; - формирование технологических пакетов по базовым модулям проекта "Строим Школу Будущего"; - разработка новых программ подготовки и переподготовки управленческих, методических и педагогических кадров для работы в проекте "Строим Школу Будущего". 4.3.3.3.2. Целевые индикаторы: - наличие в каждом административном округе образовательных учреждений, работающих в рамках проекта "Строим Школу Будущего" в качестве ресурсных центров по всем модулям; - 60% образовательных учреждений, активно участвующих в инновационной деятельности, от общего количества образовательных учреждений; - 30% сертифицированных инновационных технологических пакетов на базе экспериментальной деятельности от общего количества результатов (продуктов); - 50% результатов экспериментальной деятельности, внедренных в массовую практику образовательных учреждений, от общего количества результатов (продуктов). 4.3.3.4. Развитие региональной московской системы оценки качества образования. 4.3.3.4.1. Задачи по достижению целей Программы: - формирование системы независимых измерений качества образования; - переход к государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме ЕГЭ (11 класс) и новой форме (9 класс); - организация региональной диагностики и прозрачной объективной системы оценки образовательных достижений обучающихся для обеспечения готовности каждого ученика к продолжению образования на следующих ступенях в системе непрерывного образования с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты; - обеспечение участия в федеральных международных сопоставительных исследованиях образовательных достижений обучающихся; - проведение региональных социологических исследований в области качества образования; - диагностика условий и качества реализации образовательного процесса; - формирование системы индикаторов, измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях для всех процедур экспертизы и оценки качества образования для эффективного влияния на развитие качества образования в столичном регионе; - создание механизмов оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений с участием потребителей и общественности в экспертизе качества образования; - внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов (в соответствии с компетентностным подходом - основой новых федеральных государственных образовательных стандартов); - создание внутришкольных систем управления качеством образования, включающих внутренние системы оценки качества образования, ориентированные на результаты в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами; - создание Московского регистра качества образования - единой информационной системы, интегрирующей информационные данные по результатам различных процедур оценки качества образования в городе Москве для подготовки ежегодного аналитического доклада о качестве московского образования; - создание открытой системы информирования граждан о качестве московского образования и развитие механизмов и форм публичной отчетности; - создание электронных портфолио школы, учителя, ученика; - подготовка квалифицированных кадров для экспертизы и оценки качества образования на всех уровнях: региональном, окружном, образовательного учреждения. 4.3.3.4.2. Целевые индикаторы: - наличие системы региональной диагностики уровня образовательных достижений обучающихся на этапе перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам; - наличие Московского регистра качества образования - единой информационной системы, интегрирующей информационные данные по результатам различных процедур оценки качества образования в городе Москве для подготовки ежегодного аналитического доклада Департамента образования о качестве московского образования; - наличие системы индикаторов, измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях (региональном, окружном, школьном) и для всех процедур экспертизы и оценки качества образования с целью эффективного влияния на развитие качества образования в столичном регионе; - наличие систем управления качеством образования во всех образовательных учреждениях города Москвы; - доведение до 100% доли образовательных учреждений, разработавших и реализующих Программу развития как инструмент управления качеством образования - в соответствии с социальным заказом и на основе общественного участия в разработке и реализации Программы; - 100% образовательных учреждений, осуществляющих внутреннюю экспертизу деятельности и аудит систем управления качеством образования; - наличие в 100% образовательных учреждений оценки педагогической деятельности в соответствии с компетентностным подходом для обеспечения готовности образовательных учреждений к реализации новых государственных стандартов; - увеличение до 100% доли образовательных учреждений, представляющих для общественности публичный отчет о результатах деятельности и реализации Программы развития; - участие общественности в управлении и контроле качества образования на школьном, окружном, городском уровнях. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 5" НА 2009- 2011 ГГ.".