Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Программа по обучению разрабатывалась в соответствии с рекомендациями, выдвинутыми ВОЗ; были использованы методические материалы по обучению больных сахарным диабетом, разработанные Эндокринологическим научным центром РАМН, кафедрой детской эндокринологии Российской Академии последипломного образования Минздрава РФ, и учитывались принципы структуризации обучения больных, предложенные проф. М. Бергером (Дюссельдорфская клиника, Германия). Структурированная программа обучения включает занятия по 7-ми традиционным основным темам, содержание которых представлено отдельными блоками цветных карточек: - Что такое диабет? - Контроль обмена веществ; - Осложнения сахарного диабета; - Планирование питания при сахарном диабете 1 типа (основные пищевые вещества, характеристика углеводсодержащих продуктов питания, план питания, эквивалентная замена продуктов, питание вне дома); - Инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа (препараты инсулина, техника инъекций инсулина, инсулиновая стратегия, изменение дозы инсулина при гипогликемии, изменение дозы инсулина при гипергликемии); - Неотложные состояния при сахарном диабете (гипогликемия, кетоацидоз); - Физические нагрузки при сахарном диабете и Заключительная дискуссия. Структура обучающей Программы построена таким образом, чтобы последовательно раскрыть суть заболевания (пациент УЗНАЕТ о болезни); просто и доступно излагаются основные понятия и правила контроля болезни (пациент ПОНИМАЕТ необходимость систематического контроля); уделяется огромное внимание объяснению основных звеньев лечения болезни (пациент грамотно ИЗМЕНЯЕТ свой план лечения, ВЫПОЛНЯЯ роль врача). Первое занятие в Школе диабетика по структурированной программе обязательно предусматривает вводную часть, где пациенты знакомятся с врачом и друг с другом. Членам группы предлагается представиться и рассказать о себе. Врачам, обучающим больных, нужно быть хорошими психологами, чтобы уловить разное психологическое состояние пациентов по отношению к своему заболеванию. Только тогда эффективно пройдет обучение, когда пациент "принял" диабет и хочет узнать о нем как можно больше. Можно предложить пациентам ответить на вопросы такого типа, как "Что Вы думаете о своем заболевании?" или "Что Вы ощущали, когда Вам сказали, что у Вас диабет, и что Вы чувствуете сейчас?" и т.п. Это поможет более четко сформулировать основные проблемы, которые возникают в связи с заболеванием в жизни пациентов и определить цели обучения. Если в группе присутствуют только что заболевшие пациенты, то можно предложить описать свои личные страхи и опасения в письменной форме (анонимно) и затем обсудить их с другими членами группы. Подобная беседа способствует более углубленному пониманию проблем, встающих перед пациентами в связи с заболеванием, и является дополнительной эмоциональной поддержкой. Недопустимым является создание излишней тревоги или усиления чувства неполноценности, обусловленных постановкой диагноза "диабет". После формального знакомства с группой преподавателю рекомендуется предложить пациентам вопросы, ответы на которые позволят оценить исходный уровень знаний пациентов по диабету. Такой опросник входит в методические карточки по теме "Что такое диабет?", и опыт показывает, что его лучше предложить пациентам провести письменно и анонимно. На заключительном занятии, в котором проводится оценка полученных знаний и практических навыков, можно предложить пациентам сравнить их ответы. На первом занятии преподаватель знакомит группу с расписанием занятий, чтобы сразу учесть пожелания пациентов. Рекомендуемое время проведения занятий по отдельным темам - не более 45 минут. Наш опыт показывает, что иногда строгое соблюдение длительности занятий не очень целесообразно. Искусственное прекращение интересной дискуссии по отдельным темам вызывает недовольство группы, но при четкой работе преподавателя удается избежать резких сбоев в расписании. Преподаватель, готовясь к занятию, должен четко определить цели и задачи отдельного "урока". Для этого во вводных карточках к каждой теме даны методические разработки занятий, в которых помимо разделов ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ занятий приводится отработанный план проведения занятия, и выделены разделы "ЧТО пациент будет знать" и "ЧТО пациент будет уметь" по окончании занятия. С содержанием последних разделов мы рекомендуем обязательно знакомить пациентов, тогда они более четко представляют, зачем они учатся и как практически они будут участвовать в своем лечении. Эта информация создает дополнительную мотивацию у пациентов на обучение. Изложение теоретической части всех занятий кратко представлено на карточках в форме диалога врача с пациентами: преподаватель задает вопрос или предлагает решить проблемную задачу - и каждый пациент самостоятельно или в содружестве с другими членами группы отвечает на заданный вопрос или участвует в поиске правильного решения. Как показывает наш опыт, подобное изложение достаточно сложного теоретического материала (а именно, в форме беседы) гораздо легче усваивается пациентами. Поэтому вопросы задаются преподавателем в простой форме, условия задачи должны быть изложены доступно для понимания всеми членами группы. После каждого вопроса преподавателя дана ремарка "ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ПАЦИЕНТОВ" и, если ответ нуждается в замечании или дополнении, необходимо сделать это в максимально корректной и доброжелательной форме. Рекомендуется "переформулировать" ответ пациента, чтобы смысл его был понятен не только отвечающему, но и другим членам группы. Преподавателю необходимо выработать в себе умение внимательно выслушать больных, корректно исправить неправильный ответ или высказать одобрение за правильное решение. Это не только помогает пациентам быстрее понять и усвоить информацию, но и способствует созданию положительной эмоциональной окраски занятия. Пациент начинает "верить в себя", что также укрепляет его мотивацию на самостоятельный контроль заболевания. В каждом занятии необходим элемент повторения пройденного материала: ведь человек запоминает новый материал не сразу и не навсегда. Этому помогают красочные и остроумные по сценарию плакаты, которые иллюстрируют отдельные правила контроля диабета или наглядно "объясняют" сложные понятия. Большое внимание в Программе уделяется тренингу практических навыков у пациентов. Такие занятия, как "Контроль обмена веществ", "Инсулиновая стратегия", "Планирование питания", "Неотложные состояния", "Физические нагрузки" обязательно предусматривают самостоятельную работу больных. Для этого в методических разработках представлен перечень необходимого материала для отработки практических навыков. Например, к занятию по теме "Контроль обмена веществ" нужно подготовить для пациентов разнообразные средства для самоконтроля. Это могут быть и индивидуальные приборы-глюкометры с достаточным количеством тест-полосок как специально к приборам, так и для визуальной оценки (например, "Глюкахром Д"); контрольные полоски для определения сахара в моче и на наличие ацетона в моче. На этом занятии необходимо уделить достаточно времени для объяснения основных правил по технике забора крови из пальца, чтобы сделать эту процедуру наименее болезненной для пациентов, а результат получить наиболее достоверным. Также на этом занятии требуется уделить достаточно времени для того, чтобы научить пациентов грамотному ведению "Дневника диабетика" и мотивировать пациентов на систематическое его заполнение. Другое занятие по "Инсулиновой стратегии" предусматривает тренинг по правильной технике инъекций инсулина, для чего нужно дать в руки каждому пациенту одноразовые инсулиновые шприцы и шприцы-ручки. Кроме того, и это наиболее важный раздел данного занятия, - пациентам необходимо предоставить возможность самостоятельно решать "врачебные" задачи по изменению режима и дозировки инсулина в соответствии с показателями контроля. С этой целью в методических карточках приводятся различные примеры, изложенные в форме "Дневника диабетика". Помимо таких простых примеров, в структурированной программе представлен БАНК контрольных вопросов и ситуационных задач по каждой теме занятия, в которых рассматриваются обычные и необычные житейские ситуации, требующие принятия самостоятельного решения по коррекции плана лечения. К достаточно сложным занятиям по теме "Планирование питания" изготовлены специальные "микроплакаты" с изображением различных продуктов и блюд. Используя их в качестве наглядных пособий, можно провести практические занятия по эквивалентной замене блюд в игровой форме, например: "день рождения", "в гостях", "ужин (обед) в ресторане" и т.п. Во время занятий следует использовать также большие красочные плакаты по темам. Такие формы занятий интересны и всегда более эффективны для запоминания полезной информации. Влияние физических нагрузок лучше наглядно продемонстрировать на специальных занятиях в спортивном зале. Занятие, посвященное неотложным состояниям, предусматривает отработку практических навыков пациентов по профилактике и принятию доврачебных мер при развитии гипогликемических состояний или при угрозе кетоацидоза. На это занятие рекомендуется пригласить членов семьи пациентов, чтобы они в критических ситуациях сумели грамотно помочь диабетику. Решение медицинских проблем отрабатывается в основном на ситуационных примерах. Работая над ситуационными задачами, отвечая на вопросы или участвуя в игровых ситуациях, пациенты учатся практическому решению проблем, связанных с диабетом. Преподаватель на основе ответов и поведения пациентов оценивает усвояемость теоретического материала, что нередко помогает обнаружить ему и свои ошибки. Поэтому данная методика активного обучения пациентов, на наш взгляд, является оптимальной и для пациентов и для врача. Заключительное занятие можно провести в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Рекомендуется предложить пациентам ответить на контрольные вопросы вводного занятия и затем сравнить количество правильных ответов. Заключительное занятие можно провести в игровой форме, когда члены группы "не экзаменуются", а участвуют в предложенных ситуациях в роли действующих персонажей. Опыт показывает, что нередко сами пациенты предлагают такие житейские задачи, что решение их бывает достаточно сложным и для преподавателя. Цель обучения достигнута, если обученный больной придет в Школу диабета, чтобы поделиться личным опытом и получить новые дополнительные сведения о диабете. Это означает, что он стал активным и надежным союзником врача в лечении диабета. Мотивация пациентов на самоконтроль все время должна поддерживаться. Каждый визит больного к врачу нужно рассматривать как укрепление мотивации на самоконтроль, и поэтому встреча с пациентом должна обязательно содержать элемент обучения - это может быть и контроль "Дневника", и новая информация, и анализ опыта пациента по изменению лечения, и дополнительные советы в связи с различными ситуациями в жизни больного. Желаем успехов практическим врачам, начинающим работу по обучению больных самоконтролю заболевания, и надеемся на то, что данное пособие и Программы окажут необходимую помощь в работе "Школ диабета". Приложение 2 к Приказу от 6 мая 1997 года N 135 |
Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".