ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.05.97 135

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР РАБОТЫ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ
                         С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

     Для  организации  школы  по  обучению  больных  сахарным диабетом
минимально необходимо следующее:
     - заинтересованный  в  обучении пациентов медперсонал, знакомый с
методикой преподавания в Школах диабета;
     - помещение   для   проведения  занятий,  отвечающее  необходимым
санитарно-гигиеническим требованиям;
     - наличие   приборов-глюкометров   и  тест-полосок  для  контроля
гликемии и глюкозурии;
     - методические  пособия  для  преподавателя  в  виде  специальных
карточек по структурированной программе обучения;
     - набор демонстрационных плакатов и наглядных пособий;
     - специальная литература по диабету для пациентов.
     Важное  место  занимает подготовка класса для проведения занятий.
Учебные   места   желательно   расставить   так,   чтобы   пациенты  и
преподаватель  располагались  лицом друг к другу (например, за круглым
столом).   Близкое   расположение   членов   группы  делает  возможным
интенсивное  общение  между  ними по ходу занятий, что очень важно для
эффективной  деятельности всей группы. Место за каждым пациентом лучше
закрепить  на все время обучения. Это поможет преподавателю достаточно
быстро   запомнить   лица  и  имена  пациентов.  С  этой  целью  можно
приготовить  для  пациентов именные визитные карточки; хорошим приемом
является  установка  на столах карточек с фамилией, именем и отчеством
каждого пациента.
     Для обучения больных можно использовать следующие формы обучения:
     - индивидуальное  обучение,  рекомендуемое  для  вновь выявленных
больных  СД и для беременных женщин, заболевших СД. Предлагаемая форма
обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по
правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином
и диетотерапии;
     - групповое  обучение  пациентов,  имеющих  "стаж"  заболевания и
личный опыт в контроле диабета.
     Групповое обучение может базироваться на:
     - формальных инструкциях, как для индивидуального обучения;
     - совместном   обсуждении  с  пациентами  основных  теоретических
вопросов   лечения   диабета   с   анализом  понимания  и  усвоения  и
обязательным практическим тренингом.
     Как  показывает  многолетний  опыт  работы  с  больными  сахарным
диабетом,  именно  2-я  форма  группового  обучения  является наиболее
эффективной и полезной для пациентов.
     Желательно  формировать  такую  группу  не  более  чем  из  7 - 8
пациентов  в  соответствии  с типом диабета, учитывая при этом возраст
пациентов  и  их социально-культурный и др. уровни. При таком наборе в
группу  и  преподавателю  будет  работать  с пациентами легче, и самим
членам группы будет интереснее на занятиях.
     Занятия    в    таких    группах    проводятся   по   специальной
структурированной программе и рассчитаны на 2 недели обучения.
     Основной   целью  обучения  больных  сахарным  диабетом  является
формирование  у  пациента сознательного и грамотного отношения к своей
болезни.  Все  пациенты  с сахарным диабетом хотят знать о заболевании
больше  и  с  огромной  заинтересованностью  относятся  к обучению. Но
добиться  одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно
-  необходимо  выработать  у  него стойкую мотивацию на выполнение тех
правил  жизни, которые потребовал диабет. Медицинские работники должны
приложить  все свои усилия на то, чтобы из "больных сахарным диабетом"
пациенты   стали   полноправными   союзниками   в  контроле  за  своим
заболеванием  и  понимали,  что  без их участия благоприятного течения
диабета  добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать
идею  партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и
больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.
     Занятия  необходимо  проводить  таким образом, чтобы все пациенты
активно   в   них   участвовали  -  отвечали  на  вопросы,  предлагали
самостоятельные   варианты   решения  проблемы,  делились  собственным
опытом.  Только при таком диалоге обучение будет проходить интересно и
эффективно.  Следует  помнить,  что  больные  овладевают материалом не
сразу  и  не  навсегда,  поэтому  в  каждом  занятии необходим элемент
повторения пройденного материала в той или иной форме. Пациенты должны
осознать,  что  для  них обучение в "Школе" - это не просто накопление
полезной  информации по диабету и приобретение практических навыков, а
ПРИМЕНЕНИЕ  полученных  знаний  в своей жизни. Накопленный личный опыт
больного  требует постоянной переоценки, поэтому через некоторое время
пациентов  необходимо  пригласить  на  повторный курс обучения, сделав
акцент на анализе личного опыта больных.

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа