Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".
ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" 1.0 "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА" 2.0 1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: мотивировать пациентов на проведение самостоятельного контроля углеводного обмена. 2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 2.1. Научить пациентов: 2.1.1. Самостоятельно определять содержание сахара в крови и в моче экспресс-методами с помощью глюкометра и визуально по тест-полоскам. 2.1.2. Как нужно записывать результаты самоконтроля в дневник. 2.1.3. Как правильно на основе полученных результатов оценивать адекватность инсулинотерапии. 2.2. Ознакомить пациентов с общими сведениями об осложнениях сахарного диабета и мерами по предупреждению их возникновения. 3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 3.1. Что такое контроль углеводного обмена: 3.1.1. С какой целью проводиться мониторинг содержания сахара в крови в течение дня. 3.1.2. Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким показателям сахара крови нужно стремиться. 3.1.3. В какие часы следует контролировать содержание сахара в крови, чтобы оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина. 3.1.4. Значение определения сахара в моче; можно ли судить о компенсации углеводного обмена по суточному содержанию сахара в моче. 3.1.5. Что такое "свежая" или "получасовая" порция мочи; для чего определяют содержание сахара в получасовой порции мочи. 3.1.6. Что такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на ацетон; как часто нужно проводить определение содержания сахара в крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон. 3.1.7. Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели следует считать "хорошими" при сахарном диабете. 3.2. Ознакомление с "Дневником диабетика". 3.3. "Хороший" контроль обмена веществ - самая эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений. 3.4. Решение ситуационных задач по теме: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ". 4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 1. Методические карточки оранжевого цвета по теме "Контроль обмена веществ" - 25 шт. 2. Доска, мел. 3. Наглядные пособия: - "Содержание сахара в крови"; - "Измерение содержания сахара в крови". 4. Приборы-глюкометры и тест-полоски для контроля сахара в крови. 5. Ланцеты для взятия крови на анализ. 6. Часы с секундной стрелкой. 7. Дневник диабетика для регистрации анализов. 8. Тест-полоски для определения реакции мочи на содержание сахара и наличия ацетона. 9. Ситуационные задачи по теме "Контроль обмена веществ" - 8 шт. ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2.0: 1. Методические карточки желтого цвета по теме "Осложнения" - 15 шт. 2. Наглядные пособия: - "Уход за ногами при сахарном диабете"; - "Контрольные обследования при сахарном диабете". 3. Камертон. 5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: - в какие часы нужно измерять содержание сахара в крови, чтобы правильно оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина; - когда необходимо определять реакцию мочи на ацетон; - как часто нужно контролировать гликированный гемоглобин; - причины возникновения осложнений при сахарном диабете; - поддержание "хорошего" уровня содержания сахара в крови - самая эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений. 6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - технически правильно осуществлять забор крови из пальца для определения содержания сахара в крови; - самостоятельно определить с помощью глюкометра и визуальным методом содержание сахара в крови; - самостоятельно определить с помощью тест-полосок содержание сахара в моче; - вести "Дневник диабетика"; - оценивать полученные результаты анализов в течение дня с точки зрения адекватности режима инсулинотерапии и дозы инсулина; - оценивать показатели гликированного гемоглобина; - "ухаживать" за ногами. ПОВТОРИТЬ материал занятия "ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ?" по следующим основным вопросам: 1) Какие показатели сахара крови считаются нормальными? 2) Какие показатели сахара крови можно считать "хорошими" у диабетика? 3) Что произойдет с больным ИЗСД, если он не будет делать инъекции инсулина? 4) Что такое ацетон и когда появляется ацетон в моче? СПРОСИТЬ: почему содержание сахара в крови у диабетика должно быть хорошо отрегулировано? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ИСПРАВИТЬ неправильные ответы. ДОПОЛНИТЬ: 1. Хорошее состояние обмена веществ помогает избежать возникновения диабетических осложнений. 2. При "плохом" состоянии обмена веществ у диабетика чаще возникают и тяжелее протекают инфекционные заболевания. ПОДЧЕРКНУТЬ: "хорошее" самочувствие - не всегда означает "хороший" контроль диабета! НАПИСАТЬ на доске: "ПОКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ У ДИАБЕТИКА" 80 - 140 мг/% (4,4 ммоль - 7,7 ммоль) - к этому нужно стремиться; 80 - 180 мг/% (4,4 ммоль - 9,9 ммоль) - это тот диапазон, которого Вы можете достичь около 140 мг/% (7,7 ммоль) - отлично, если Вам удалось достичь таких показателей. ДОПОЛНИТЬ: показатели содержания сахара в крови, которых надо избегать, - это 200 мг/% (11 ммоль) и выше. Если такие показатели регистрируются чаще, чем нормальные, угроза возникновения диабетических осложнений значительно возрастает. СПРОСИТЬ: чувствуете ли Вы, какое имеете содержание сахара в крови? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови". УКАЗАТЬ: Вы можете почувствовать изменение своего состояния только тогда, когда содержание сахара в крови или слишком высоко или слишком низко, т.е. в экстремальных случаях. Однако Вы не заметите никаких изменений в своем самочувствии, если сахар в крови составляет 200 мг/% или 280 мг/%. Если Вы не "отреагируете" на повышение уровня сахара у Вас в крови, то может развиться тяжелое неотложное состояние "кетоацидоза"! ПОДЧЕРКНУТЬ: помните, что поддержание нормального или близкого к нормальному содержания сахара в крови - самая надежная мера по предупреждению возникновения диабетических осложнений! Именно поэтому так важно постоянно измерять уровень содержания сахара в крови! СПРОСИТЬ: каким образом Вы измеряете содержание сахара крови при помощи "визуальных" тест-полосок? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ПОЯСНИТЬ: на основе наглядного пособия "Измерение содержания сахара в крови" следующие действия: 1. Подготовить необходимые материалы, в том числе подходящий источник света. 2. Сделать укол ланцетом в боковую поверхность концевой фаланги 4 или 3 пальца. 3. Выдавить на тест-полоску большую каплю крови. 4. Сразу посмотреть на часы и отметить это время. 5. Через 60 секунд каплю крови на тест-полоске хорошо промокнуть. 6. Еще через 60 секунд сравнить цвет тест-полоски с цветовой шкалой (сравнивать между двумя близлежащими оттенками). СПРОСИТЬ: в какие часы нужно измерять сахар в крови в течение дня? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. НАПИСАТЬ на доске: - утром натощак; - днем перед обедом; - вечером перед ужином; - на ночь перед сном. ОБСУДИТЬ: 1. Что Вы таким образом оцениваете? 2. Насколько важны эти измерения? ПОДЧЕРКНУТЬ: существует правило: "СНАЧАЛА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ САХАР КРОВИ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИНЪЕКЦИЮ ИНСУЛИНА, А ПОТОМ ПОЕСТЬ". Всегда, когда Вы решаете задачу: сколько нужно ввести инсулина короткого типа действия - Вы должны знать содержание сахара в крови! ДОПОЛНИТЬ: если Вы регистрируете нормальные показатели содержания сахара крови - значит доза инсулина, введенного ранее, была "достаточна" для усвоения сахара клетками. СПРОСИТЬ: чем Вы делаете укол пальца, чтобы получить каплю крови? ОБСУДИТЬ различные виды ланцетов для укола пальца. СПРОСИТЬ: куда Вы делаете укол, чтобы получить каплю крови для анализа? ПОДЧЕРКНУТЬ: не в кончик пальца, а в боковую поверхность 3 или 4 пальца. Можно сделать укол в кончик уха. Ни в коем случае не делать укол в пальцы стоп! СПРОСИТЬ: требуется ли предварительная дезинфекция? ОТВЕТИТЬ: не требуется. Но нужно предварительно вымыть руки. СПРОСИТЬ: сколько раз можно использовать один и тот же ланцет? ОТВЕТИТЬ: 1 раз. СПРОСИТЬ: Вы уже знакомы с тест-полосками для контроля сахара крови? ОБСУДИТЬ, что обозначено на флаконе с тест-полосками? - цветовая шкала; - срок годности; - номер программы тест-контроля. ОБСУДИТЬ наглядный материал (различные тест-полоски). ПОДЧЕРКНУТЬ: в большинстве случаев измерения сахара крови осуществляются 3 - 4 раза в день перед приемом пищи и перед сном. Важно, чтобы Вы заносили свои показатели в специальный дневник. Это поможет Вам правильно "ориентироваться" в различных ситуациях. РАЗДАТЬ И ОБСУДИТЬ "Дневник диабетика". СПРОСИТЬ: какие преимущества дает регулярное измерение сахара крови и занесение их в дневник? ОТВЕТИТЬ: 1. Помочь самому себе. 2. Помочь лечащему врачу. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ с помощью одного из пациентов, как измеряется содержание сахара в крови. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: все пациенты самостоятельно измеряют сахар крови. ЗАНЕСЕНИЕ полученных результатов контроля в дневники. ПОДЧЕРКНУТЬ: с настоящего времени Вы все время будете параллельно с измерением содержания сахара в крови с помощью глюкометра, которое будет проводить преподаватель, самостоятельно контролировать уровень сахара крови по изменению цвета тест-полосок (на "глаз"). Мы будем сравнивать полученные данные и обсуждать. Небольшие различия не представляют особой важности. Самое главное, чтобы содержание сахара в крови у Вас всегда было в нормальных границах! ОБСУДИТЬ приборы-глюкометры для измерения сахара в крови. Если Вы научились визуально "считывать" показатели сахара крови и у Вас нет расхождений с результатами анализа на приборе, то Ваша диагностика достаточно точна. Глюкометры по сравнению с визуальным анализом, конечно, дают большую точность измерения. Но при этом, нельзя исключить и технических помех. Вам необходимо надежно полагаться на собственные измерения! СПРОСИТЬ: какие другие методы самостоятельного контроля Вы знаете? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ОБСУДИТЬ различные анализы по определению содержания сахара в моче. СПРОСИТЬ: с какой целью Вы исследуете содержание сахара в "накопившейся" моче за целый день? Насколько информативно измерение содержания сахара в суточной моче? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. УКАЗАТЬ: данный анализ показывает "суточную потерю" сахара организмом. Но измерение содержания сахара в моче, собранной за целый день, не дает Вам точных данных о том промежутке времени, когда происходило выделение сахара в мочу из-за дефицита инсулина в организме, т.е. Вы не сможете оценить, в какое время дня Вам "не хватало" инсулина для поддержания нормального содержания сахара в крови. СООБЩИТЬ: более информативно измерение содержания сахара в моче, собранной за несколько часов, например: с утра до обеда, с обеда до ужина. Результаты этого исследования дают возможность оценить "достаточность" дозы "пищевого" инсулина для усвоения клетками углеводов, полученных в завтрак, в обед или в ужин. ДОПОЛНИТЬ: "потеря" сахара с мочой в ночные часы (т.е. исследование содержания сахара в ранней утренней порции мочи) укажет Вам "правильность" дозировки "вечернего" инсулина длительного действия. СПРОСИТЬ: какую порцию мочи нужно исследовать на содержание сахара, чтобы получить представление об уровне сахара в крови в определенный момент времени? УКАЗАТЬ "свежую" (получасовую) порцию мочи! СПРОСИТЬ: что означает термин "свежая" моча? ОБЪЯСНИТЬ: это порция мочи, "поступившая" в мочевой пузырь за небольшой промежуток времени за 15 - 30 минут. Для данного исследования нужно: 1. "Освободить" мочевой пузырь. 2. Через 15` - 30` еще раз собрать мочу и исследовать ее на содержание сахара (можно выпить 1 стакан воды). СООБЩИТЬ, как правильно оценивать результаты исследования "свежей" порции мочи: - если в "свежей" порции мочи сахар не определяется, то уровень его в крови не превышает "почечного" порога, т.е. 10-ти ммоль/л. СПРОСИТЬ: итак, когда Вы ожидаете, что в моче появится сахар? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. УКАЗАТЬ, когда превышен "почечный" порог для сахара! УКАЗАТЬ: у большинства диабетиков "почечным" порогом для проникновения сахара в мочу является содержание сахара в крови 9 - 10 ммоль/л. ПОДЧЕРКНУТЬ, что только при "нормальном" почечном пороге можно использовать этот анализ для "непрямого" контроля уровня сахара в крови! УКАЗАТЬ: Вы можете провести определение своего "почечного" порога. Для этого требуется неоднократно исследовать уровень сахара в крови через 1 - 1,5 часа после приема пищи (т.е. в часы максимального подъема содержания сахара в крови) и одновременно провести определение содержания сахара в "свежей" порции мочи. При сопоставлении полученных результатов Вы сделаете вывод, "когда" (при каком уровне сахара в крови) появляется у Вас сахар в моче. ОБСУДИТЬ тест-полоски для определения реакции мочи на содержание в ней сахара. УКАЗАТЬ: должны быть указаны: - дата изготовления; - время экспозиции; - цветовая шкала. РАЗДАТЬ всем пациентам упаковку тест-полосок для измерения сахара в моче. ОБСУДИТЬ, как оценивать изменение цвета тест-полоски в соответствии с контрольным цветным эталоном. ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ изменение цвета тест-полоски в соответствии с наличием в жидкости сахара. Для этого: - опустить тест-полоску в стакан воды с растворенным в ней кусочком сахара; - встряхнуть полоску; - выждать 2 минуты; - проверить изменение цвета по цветовой шкале. ПОПРОСИТЬ с помощью тест-полоски измерить содержание сахара в сладком растворе воды кого-либо из пациентов. ПРОВЕРИТЬ, правильно ли пациент оценивает результат. УКАЗАТЬ: в случае отсутствия сахара в моче или содержания его до 0,5% проверяют изменение цвета полоски по верхней части цветовой шкалы. От 1% до 5% - проверяют результат по нижней части цветовой шкалы. СПРОСИТЬ: когда Вы должны обязательно контролировать мочу на наличие ацетона? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ДОПОЛНИТЬ: если показатели содержания сахара в крови превышают 240 мг/% (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании. Особенно важен данный анализ, если появляются клинические признаки повышения содержания сахара в крови: жажда, полиурия, учащенное мочеиспускание и т.п. СПРОСИТЬ: как Вы контролируете мочу на ацетон? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. ОБЪЯСНИТЬ: 1. Тест-полоску подставить под струю мочи. 2. Встряхнуть. 3. Через 1 минуту сравнить изменение цвета шкалы на полоске с контрольным эталоном. ДОПОЛНИТЬ: "отрицательной" реакцией называется - отсутствие изменения цвета. "Положительной" называется реакция, когда происходит изменение цвета полоски. (В ходе объяснения проводится контроль мочи любого из пациентов.) СПРОСИТЬ, что означают показатели гликированного гемоглобина (HbAl и HbAlc)? ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов. УКАЗАТЬ: уровни гликозилированного гемоглобина Al и Alc являются показателями долговременного контроля сахара крови (за последние 2 - 3 месяца). ПОДЧЕРКНУТЬ: необходимо спросить врача о верхней границе нормы применяющейся в Вашей лаборатории методике исследования, т.к. имеются различные нормативные диапазоны для этих показателей. СООБЩИТЬ: у Вас на протяжении последних 8 - 12 недель был "хороший" контроль диабета, если HbAl составляет от 8% до 9% или HbAlc - от 6% до 7%. ПОДЧЕРКНУТЬ: Вы должны обратить внимание на то, чтобы уровень гликированного гемоглобина Al измерялся каждые 8 - 12 недель. ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам решить ситуационные задачи по теме занятия. ОБСУДИТЬ ответы пациентов. ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" ЗАДАЧА N 1 Выберите признаки хорошего состояния углеводного обмена для пациента, страдающего сахарным диабетом. ОТВЕТЫ: 1. Хорошее самочувствие. 2. Содержание сахара в крови после приема пищи = 8,8 ммоль. 3. Отсутствие сахара в моче. 4. Гликозилированный гемоглобин = 6,7%. 5. Содержание сахара в крови после приема пищи = 12,6 ммоль. 6. Гликозилированный гемоглобин = 10,6%. 7. Если диабетом заболел в детском возрасте, то темпы физического развития соответствуют нормативным показателям. 8. Отсутствие осложнений. ЗАДАЧА N 2 Как часто больной сахарным диабетом должен определять содержание сахара в крови в состоянии компенсации? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Натощак 1 раз в месяц. 2. Ежедневно 3 - 4 раза в день. 3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы: натощак, перед обедом, перед ужином, перед сном, в ночные часы. ЗАДАЧА N 3 Как часто больной сахарным диабетом должен определять содержание сахара в крови в состоянии декомпенсации? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Натощак 1 раз в месяц. 2. Ежедневно 4 - 6 раз в день. 3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы: натощак, перед обедом, перед ужином, перед сном, в ночные часы. 4. При выявлении положительной реакции мочи на ацетон - каждые 2 - 3 часа. ЗАДАЧА N 4 Содержание сахара в крови можно считать нормальным при показателях содержания сахара в крови перед приемом пищи. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. 12 ммоль. 2. 10 ммоль. 3. 9 ммоль. 4. 8 ммоль. ЗАДАЧА N 5 Для оценки адекватности дозы инсулина наиболее целесообразным является исследование мочи на содержание сахара (выбрать правильные ответы): 1. В суточном объеме мочи. 2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи. 3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи. ЗАДАЧА N 6 Для "непрямой" оценки уровня сахара в крови наиболее целесообразным является исследование мочи на содержание сахара (выбрать правильные ответы): 1. В суточном объеме мочи. 2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи. 3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи. ЗАДАЧА N 7 Пациент 1 и пациент 2 больны сахарным диабетом. При контроле содержания сахара в крови в течение дня были получены следующие показатели: ---------------------------------------------------------------------- | | у 1 пациента | у 2 пациента | |-----------------------|------------------------|-------------------| |натощак | 10,2 ммоль/л | 7,3 ммоль/л | |-----------------------|------------------------|-------------------| |перед обедом | 9,4 -"- | 8,5 -"- | |-----------------------|------------------------|-------------------| |перед ужином | 11,6 -"- | 9,0 -"- | |-----------------------|------------------------|-------------------| |в 21 час | 6,0 -"- | 8,7 -"- | |-----------------------|------------------------|-------------------| |в 24 часа | 12,0 -"- | 6,7 -"- | |-----------------------|------------------------|-------------------| |в 4 часа | 6,0 -"- | 8,7 -"- | ---------------------------------------------------------------------- ВОПРОС: у кого из пациентов контроль обмена веществ лучше? ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1) у 1 пациента; 2) у 2 пациента. ЗАДАЧА N 8 Пациент 1 болен сахарным диабетом в течение 1 года. В суточной моче сахар и ацетон не определяются. Сахар крови натощак = 6,6 ммоль/л, в течение дня - до 7,8 ммоль/л. Пациент 2 болен сахарным диабетом 3 года. Самочувствие хорошее. При контроле - сахар крови натощак = 9,8 ммоль/л, в течение дня - до 15,4 ммоль/л. Сахар в моче = 4%, реакция мочи на ацетон отрицательная. Пациент 3. Сахарным диабетом страдает 3 месяца. Часто в течение дня беспокоит чувство голода, слабость, отмечает чувство "внутренней дрожи". При контроле содержания сахара в крови в часы "плохого" самочувствия выявлены следующие показатели: 4,4 ммоль/л - 3,2 ммоль/л. ВОПРОС: 1) Оцените, у кого из пациентов состояние сахарного диабета можно считать "хорошим"? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) у 1 пациента; б) у 2 пациента; в) у 3 пациента. ВОПРОС: 2) Почему у 3 пациента возникает чувство голода в течение дня? ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а) чувство голода возможно связано с гипогликемией; б) чувство голода возможно связано с гипергликемией. --------------------------------------------------------------------------- | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" | | | | ЗАДАЧА N 1. 1, 2, 3, 4, 7, 8 | | ЗАДАЧА N 2. 2 | | ЗАДАЧА N 3. 2, 4 | | ЗАДАЧА N 4. 4 | | ЗАДАЧА N 5. 2 | | ЗАДАЧА N 6. 3 | | ЗАДАЧА N 7. 2 | | ЗАДАЧА N 8. 1) "а", 2) "а" | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".