ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.05.97 135

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ЗАНЯТИЕ 2

     ТЕМА ЗАНЯТИЯ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ" 1.0
     "ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА" 2.0

     1.   ЦЕЛЬ   ЗАНЯТИЯ:   мотивировать   пациентов   на   проведение
самостоятельного контроля углеводного обмена.
     2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
     2.1. Научить пациентов:
     2.1.1.  Самостоятельно  определять  содержание сахара в крови и в
моче   экспресс-методами   с   помощью   глюкометра   и  визуально  по
тест-полоскам.
     2.1.2. Как нужно записывать результаты самоконтроля в дневник.
     2.1.3.  Как  правильно на основе полученных результатов оценивать
адекватность инсулинотерапии.
     2.2.  Ознакомить  пациентов  с  общими  сведениями об осложнениях
сахарного диабета и мерами по предупреждению их возникновения.
     3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
     3.1. Что такое контроль углеводного обмена:
     3.1.1.  С  какой целью проводиться мониторинг содержания сахара в
крови в течение дня.
     3.1.2. Какие показатели гликемии считаются "нормальными"; к каким
показателям сахара крови нужно стремиться.
     3.1.3.  В  какие  часы следует контролировать содержание сахара в
крови,  чтобы  оценить  адекватность  режима  инсулинотерапии  и  дозы
инсулина.
     3.1.4.  Значение  определения  сахара  в  моче; можно ли судить о
компенсации углеводного обмена по суточному содержанию сахара в моче.
     3.1.5. Что такое "свежая" или "получасовая" порция мочи; для чего
определяют содержание сахара в получасовой порции мочи.
     3.1.6.  Что  такое ацетон; когда нужно определять реакцию мочи на
ацетон;  как  часто  нужно  проводить  определение содержания сахара в
крови, если появляется положительная реакция мочи на ацетон.
     3.1.7. Что такое "гликированный" гемоглобин; какие его показатели
следует считать "хорошими" при сахарном диабете.
     3.2. Ознакомление с "Дневником диабетика".
     3.3.  "Хороший"  контроль обмена веществ - самая эффективная мера
по предупреждению диабетических осложнений.
     3.4.   Решение  ситуационных  задач  по  теме:  "КОНТРОЛЬ  ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ".
     4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
     1.  Методические  карточки  оранжевого  цвета  по  теме "Контроль
обмена веществ" - 25 шт.
     2. Доска, мел.
     3. Наглядные пособия:
     - "Содержание сахара в крови";
     - "Измерение содержания сахара в крови".
     4. Приборы-глюкометры и тест-полоски для контроля сахара в крови.
     5. Ланцеты для взятия крови на анализ.
     6. Часы с секундной стрелкой.
     7. Дневник диабетика для регистрации анализов.
     8. Тест-полоски для определения реакции мочи на содержание сахара
и наличия ацетона.
     9. Ситуационные задачи по теме "Контроль обмена веществ" - 8 шт.
     ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА 2.0:
     1.  Методические карточки желтого цвета по теме "Осложнения" - 15
шт.
     2. Наглядные пособия:
     - "Уход за ногами при сахарном диабете";
     - "Контрольные обследования при сахарном диабете".
     3. Камертон.
     5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
     - в  какие  часы  нужно измерять содержание сахара в крови, чтобы
правильно оценить адекватность режима инсулинотерапии и дозы инсулина;
     - когда необходимо определять реакцию мочи на ацетон;
     - как часто нужно контролировать гликированный гемоглобин;
     - причины возникновения осложнений при сахарном диабете;
     - поддержание "хорошего" уровня содержания сахара в крови - самая
эффективная мера по предупреждению диабетических осложнений.
     6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
     - технически  правильно  осуществлять  забор  крови из пальца для
определения содержания сахара в крови;
     - самостоятельно  определить  с  помощью  глюкометра и визуальным
методом содержание сахара в крови;
     - самостоятельно  определить  с  помощью  тест-полосок содержание
сахара в моче;
     - вести "Дневник диабетика";
     - оценивать  полученные результаты анализов в течение дня с точки
зрения адекватности режима инсулинотерапии и дозы инсулина;
     - оценивать показатели гликированного гемоглобина;
     - "ухаживать" за ногами.

     ПОВТОРИТЬ  материал  занятия  "ЧТО  ТАКОЕ  ДИАБЕТ?"  по следующим
основным вопросам:
     1) Какие показатели сахара крови считаются нормальными?
     2)  Какие  показатели  сахара  крови  можно  считать "хорошими" у
диабетика?
     3)  Что  произойдет  с  больным  ИЗСД,  если  он  не будет делать
инъекции инсулина?
     4) Что такое ацетон и когда появляется ацетон в моче?
     СПРОСИТЬ:  почему  содержание  сахара  в крови у диабетика должно
быть хорошо отрегулировано?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ИСПРАВИТЬ неправильные ответы.
     ДОПОЛНИТЬ:
     1.   Хорошее   состояние   обмена   веществ   помогает   избежать
возникновения диабетических осложнений.
     2.  При  "плохом"  состоянии  обмена  веществ  у  диабетика  чаще
возникают и тяжелее протекают инфекционные заболевания.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   "хорошее"   самочувствие   -  не  всегда  означает
"хороший" контроль диабета!
     НАПИСАТЬ на доске:
     "ПОКАЗАТЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ САХАРА КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ У ДИАБЕТИКА"
     80 - 140 мг/% (4,4 ммоль - 7,7 ммоль) - к этому нужно стремиться;
     80  -  180  мг/%  (4,4  ммоль  -  9,9  ммоль) - это тот диапазон,
которого  Вы можете достичь около 140 мг/% (7,7 ммоль) - отлично, если
Вам удалось достичь таких показателей.
     ДОПОЛНИТЬ:  показатели  содержания  сахара  в крови, которых надо
избегать,  -  это  200  мг/%  (11 ммоль) и выше. Если такие показатели
регистрируются    чаще,    чем    нормальные,   угроза   возникновения
диабетических осложнений значительно возрастает.
     СПРОСИТЬ:  чувствуете  ли  Вы,  какое  имеете содержание сахара в
крови?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ наглядное пособие "Содержание сахара в крови".
     УКАЗАТЬ:  Вы  можете  почувствовать  изменение  своего  состояния
только  тогда,  когда содержание сахара в крови или слишком высоко или
слишком  низко,  т.е.  в  экстремальных случаях. Однако Вы не заметите
никаких  изменений в своем самочувствии, если сахар в крови составляет
200  мг/%  или 280 мг/%. Если Вы не "отреагируете" на повышение уровня
сахара  у Вас в крови, то может развиться тяжелое неотложное состояние
"кетоацидоза"!
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  помните, что поддержание нормального или близкого к
нормальному  содержания  сахара  в  крови  -  самая  надежная  мера по
предупреждению  возникновения диабетических осложнений! Именно поэтому
так важно постоянно измерять уровень содержания сахара в крови!
     СПРОСИТЬ:  каким образом Вы измеряете содержание сахара крови при
помощи "визуальных" тест-полосок?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ПОЯСНИТЬ:  на  основе  наглядного  пособия  "Измерение содержания
сахара в крови" следующие действия:
     1.  Подготовить  необходимые  материалы,  в  том числе подходящий
источник света.
     2. Сделать укол ланцетом в боковую поверхность концевой фаланги 4
или 3 пальца.
     3. Выдавить на тест-полоску большую каплю крови.
     4. Сразу посмотреть на часы и отметить это время.
     5. Через 60 секунд каплю крови на тест-полоске хорошо промокнуть.
     6.  Еще  через  60  секунд  сравнить цвет тест-полоски с цветовой
шкалой (сравнивать между двумя близлежащими оттенками).
     СПРОСИТЬ:  в  какие  часы  нужно измерять сахар в крови в течение
дня?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     НАПИСАТЬ на доске:
     - утром натощак;
     - днем перед обедом;
     - вечером перед ужином;
     - на ночь перед сном.
     ОБСУДИТЬ:
     1. Что Вы таким образом оцениваете?
     2. Насколько важны эти измерения?
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  существует  правило: "СНАЧАЛА НУЖНО ПРОВЕРИТЬ САХАР
КРОВИ, ЗАТЕМ СДЕЛАТЬ ИНЪЕКЦИЮ ИНСУЛИНА, А ПОТОМ ПОЕСТЬ". Всегда, когда
Вы  решаете  задачу:  сколько  нужно  ввести  инсулина  короткого типа
действия - Вы должны знать содержание сахара в крови!
     ДОПОЛНИТЬ: если Вы регистрируете нормальные показатели содержания
сахара   крови   -   значит  доза  инсулина,  введенного  ранее,  была
"достаточна" для усвоения сахара клетками.
     СПРОСИТЬ: чем Вы делаете укол пальца, чтобы получить каплю крови?
     ОБСУДИТЬ различные виды ланцетов для укола пальца.
     СПРОСИТЬ:  куда  Вы  делаете укол, чтобы получить каплю крови для
анализа?
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  не в кончик пальца, а в боковую поверхность 3 или 4
пальца.  Можно  сделать  укол в кончик уха. Ни в коем случае не делать
укол в пальцы стоп!
     СПРОСИТЬ: требуется ли предварительная дезинфекция?
     ОТВЕТИТЬ: не требуется. Но нужно предварительно вымыть руки.
     СПРОСИТЬ: сколько раз можно использовать один и тот же ланцет?
     ОТВЕТИТЬ: 1 раз.
     СПРОСИТЬ:  Вы  уже  знакомы  с тест-полосками для контроля сахара
крови?
     ОБСУДИТЬ, что обозначено на флаконе с тест-полосками?
     - цветовая шкала;
     - срок годности;
     - номер программы тест-контроля.
     ОБСУДИТЬ наглядный материал (различные тест-полоски).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:   в   большинстве  случаев  измерения  сахара  крови
осуществляются  3  -  4  раза  в день перед приемом пищи и перед сном.
Важно,  чтобы  Вы  заносили свои показатели в специальный дневник. Это
поможет Вам правильно "ориентироваться" в различных ситуациях.
     РАЗДАТЬ И ОБСУДИТЬ "Дневник диабетика".
     СПРОСИТЬ:  какие  преимущества  дает  регулярное измерение сахара
крови и занесение их в дневник?
     ОТВЕТИТЬ:
     1. Помочь самому себе.
     2. Помочь лечащему врачу.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  с помощью одного из пациентов, как измеряется
содержание сахара в крови.
     ПРАКТИЧЕСКИЕ  НАВЫКИ:  все пациенты самостоятельно измеряют сахар
крови.
     ЗАНЕСЕНИЕ полученных результатов контроля в дневники.
     ПОДЧЕРКНУТЬ: с настоящего времени Вы все время будете параллельно
с  измерением  содержания сахара в крови с помощью глюкометра, которое
будет  проводить  преподаватель, самостоятельно контролировать уровень
сахара  крови  по  изменению  цвета тест-полосок (на "глаз"). Мы будем
сравнивать  полученные  данные  и  обсуждать.  Небольшие  различия  не
представляют особой важности. Самое главное, чтобы содержание сахара в
крови у Вас всегда было в нормальных границах!
     ОБСУДИТЬ приборы-глюкометры для измерения сахара в крови. Если Вы
научились  визуально  "считывать"  показатели сахара крови и у Вас нет
расхождений  с  результатами  анализа  на приборе, то Ваша диагностика
достаточно  точна.  Глюкометры  по  сравнению  с  визуальным анализом,
конечно,   дают  большую  точность  измерения.  Но  при  этом,  нельзя
исключить  и  технических  помех. Вам необходимо надежно полагаться на
собственные измерения!
     СПРОСИТЬ:   какие  другие  методы  самостоятельного  контроля  Вы
знаете?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ОБСУДИТЬ  различные  анализы  по  определению содержания сахара в
моче.
     СПРОСИТЬ:  с  какой  целью  Вы  исследуете  содержание  сахара  в
"накопившейся"  моче  за  целый день? Насколько информативно измерение
содержания сахара в суточной моче?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     УКАЗАТЬ:   данный  анализ  показывает  "суточную  потерю"  сахара
организмом.  Но измерение содержания сахара в моче, собранной за целый
день,  не  дает  Вам  точных  данных  о  том промежутке времени, когда
происходило   выделение  сахара  в  мочу  из-за  дефицита  инсулина  в
организме,  т.е.  Вы  не  сможете  оценить,  в какое время дня Вам "не
хватало"  инсулина  для  поддержания  нормального  содержания сахара в
крови.
     СООБЩИТЬ:  более информативно измерение содержания сахара в моче,
собранной  за  несколько  часов, например: с утра до обеда, с обеда до
ужина.   Результаты   этого   исследования  дают  возможность  оценить
"достаточность"   дозы   "пищевого"  инсулина  для  усвоения  клетками
углеводов, полученных в завтрак, в обед или в ужин.
     ДОПОЛНИТЬ:   "потеря"   сахара   с  мочой  в  ночные  часы  (т.е.
исследование  содержания  сахара в ранней утренней порции мочи) укажет
Вам   "правильность"   дозировки   "вечернего"   инсулина  длительного
действия.
     СПРОСИТЬ:  какую  порцию  мочи  нужно  исследовать  на содержание
сахара,  чтобы  получить  представление  об  уровне  сахара  в крови в
определенный момент времени?
     УКАЗАТЬ "свежую" (получасовую) порцию мочи!
     СПРОСИТЬ: что означает термин "свежая" моча?
     ОБЪЯСНИТЬ:  это  порция  мочи,  "поступившая" в мочевой пузырь за
небольшой   промежуток   времени   за  15  -  30  минут.  Для  данного
исследования нужно:
     1. "Освободить" мочевой пузырь.
     2.  Через  15`  -  30`  еще  раз собрать мочу и исследовать ее на
содержание сахара (можно выпить 1 стакан воды).
     СООБЩИТЬ,   как   правильно   оценивать  результаты  исследования
"свежей" порции мочи:
     - если  в  "свежей" порции мочи сахар не определяется, то уровень
его в крови не превышает "почечного" порога, т.е. 10-ти ммоль/л.
     СПРОСИТЬ: итак, когда Вы ожидаете, что в моче появится сахар?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     УКАЗАТЬ, когда превышен "почечный" порог для сахара!
     УКАЗАТЬ:   у   большинства   диабетиков  "почечным"  порогом  для
проникновения  сахара в мочу является содержание сахара в крови 9 - 10
ммоль/л.
     ПОДЧЕРКНУТЬ,  что  только  при "нормальном" почечном пороге можно
использовать  этот  анализ  для  "непрямого"  контроля уровня сахара в
крови!
     УКАЗАТЬ:   Вы  можете  провести  определение  своего  "почечного"
порога.  Для этого требуется неоднократно исследовать уровень сахара в
крови  через 1 - 1,5 часа после приема пищи (т.е. в часы максимального
подъема содержания сахара в крови) и одновременно провести определение
содержания сахара в "свежей" порции мочи. При сопоставлении полученных
результатов  Вы  сделаете  вывод,  "когда"  (при каком уровне сахара в
крови) появляется у Вас сахар в моче.
     ОБСУДИТЬ  тест-полоски для определения реакции мочи на содержание
в ней сахара.
     УКАЗАТЬ: должны быть указаны:
     - дата изготовления;
     - время экспозиции;
     - цветовая шкала.
     РАЗДАТЬ всем пациентам упаковку тест-полосок для измерения сахара
в моче.
     ОБСУДИТЬ,   как   оценивать   изменение   цвета   тест-полоски  в
соответствии с контрольным цветным эталоном.
     ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ  изменение цвета тест-полоски в соответствии с
наличием в жидкости сахара. Для этого:
     - опустить  тест-полоску  в  стакан  воды  с  растворенным  в ней
кусочком сахара;
     - встряхнуть полоску;
     - выждать 2 минуты;
     - проверить изменение цвета по цветовой шкале.
     ПОПРОСИТЬ  с  помощью  тест-полоски  измерить содержание сахара в
сладком растворе воды кого-либо из пациентов.
     ПРОВЕРИТЬ, правильно ли пациент оценивает результат.
     УКАЗАТЬ:  в случае отсутствия сахара в моче или содержания его до
0,5%  проверяют  изменение  цвета  полоски  по  верхней части цветовой
шкалы.  От  1%  до  5%  - проверяют результат по нижней части цветовой
шкалы.
     СПРОСИТЬ:  когда  Вы  должны  обязательно  контролировать мочу на
наличие ацетона?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ДОПОЛНИТЬ:  если  показатели  содержания сахара в крови превышают
240  мг/%  (12,9 ммоль) при неоднократном исследовании. Особенно важен
данный   анализ,   если   появляются  клинические  признаки  повышения
содержания сахара в крови: жажда, полиурия, учащенное мочеиспускание и
т.п.
     СПРОСИТЬ: как Вы контролируете мочу на ацетон?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     ОБЪЯСНИТЬ:
     1. Тест-полоску подставить под струю мочи.
     2. Встряхнуть.
     3.  Через  1  минуту  сравнить изменение цвета шкалы на полоске с
контрольным эталоном.
     ДОПОЛНИТЬ:   "отрицательной"  реакцией  называется  -  отсутствие
изменения  цвета. "Положительной" называется реакция, когда происходит
изменение  цвета  полоски. (В ходе объяснения проводится контроль мочи
любого из пациентов.)
     СПРОСИТЬ,  что  означают  показатели  гликированного  гемоглобина
(HbAl и HbAlc)?
     ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.
     УКАЗАТЬ:  уровни гликозилированного гемоглобина Al и Alc являются
показателями долговременного контроля сахара крови (за последние 2 - 3
месяца).
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  необходимо  спросить  врача о верхней границе нормы
применяющейся  в Вашей лаборатории методике исследования, т.к. имеются
различные нормативные диапазоны для этих показателей.
     СООБЩИТЬ:  у  Вас  на  протяжении  последних  8  -  12 недель был
"хороший" контроль диабета, если HbAl составляет от 8% до 9% или HbAlc
- от 6% до 7%.
     ПОДЧЕРКНУТЬ:  Вы  должны  обратить  внимание на то, чтобы уровень
гликированного гемоглобина Al измерялся каждые 8 - 12 недель.
     ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам решить ситуационные задачи по теме занятия.
     ОБСУДИТЬ ответы пациентов.

               ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ"

                              ЗАДАЧА N 1

     Выберите  признаки  хорошего  состояния  углеводного  обмена  для
пациента, страдающего сахарным диабетом.
     ОТВЕТЫ:
     1. Хорошее самочувствие.
     2. Содержание сахара в крови после приема пищи = 8,8 ммоль.
     3. Отсутствие сахара в моче.
     4. Гликозилированный гемоглобин = 6,7%.
     5. Содержание сахара в крови после приема пищи = 12,6 ммоль.
     6. Гликозилированный гемоглобин = 10,6%.
     7. Если диабетом заболел в детском возрасте, то темпы физического
развития соответствуют нормативным показателям.
     8. Отсутствие осложнений.

                              ЗАДАЧА N 2

     Как  часто больной сахарным диабетом должен определять содержание
сахара в крови в состоянии компенсации?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. Натощак 1 раз в месяц.
     2. Ежедневно 3 - 4 раза в день.
     3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы: натощак, перед обедом,
перед ужином, перед сном, в ночные часы.

                              ЗАДАЧА N 3

     Как  часто больной сахарным диабетом должен определять содержание
сахара в крови в состоянии декомпенсации?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. Натощак 1 раз в месяц.
     2. Ежедневно 4 - 6 раз в день.
     3. Не меньше 5 раз в неделю в разные часы: натощак, перед обедом,
перед ужином, перед сном, в ночные часы.
     4.  При выявлении положительной реакции мочи на ацетон - каждые 2
- 3 часа.

                              ЗАДАЧА N 4

     Содержание   сахара   в   крови   можно  считать  нормальным  при
показателях содержания сахара в крови перед приемом пищи.
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
     1. 12 ммоль.
     2. 10 ммоль.
     3. 9 ммоль.
     4. 8 ммоль.

                              ЗАДАЧА N 5

     Для  оценки  адекватности  дозы  инсулина наиболее целесообразным
является  исследование  мочи  на содержание сахара (выбрать правильные
ответы):
     1. В суточном объеме мочи.
     2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи.
     3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи.

                              ЗАДАЧА N 6

     Для   "непрямой"   оценки   уровня   сахара   в   крови  наиболее
целесообразным   является   исследование  мочи  на  содержание  сахара
(выбрать правильные ответы):
     1. В суточном объеме мочи.
     2. В отдельных (3 - 5-часовых) порциях мочи.
     3. В "свежих" (получасовых) порциях мочи.

                              ЗАДАЧА N 7

     Пациент  1  и  пациент  2  больны сахарным диабетом. При контроле
содержания  сахара  в  крови  в  течение  дня  были получены следующие
показатели:

----------------------------------------------------------------------
|                       |    у 1 пациента        |    у 2 пациента   |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|натощак                |    10,2 ммоль/л        |      7,3 ммоль/л  |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|перед обедом           |    9,4  -"-            |      8,5 -"-      |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|перед ужином           |    11,6 -"-            |      9,0 -"-      |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|в 21 час               |    6,0  -"-            |      8,7 -"-      |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|в 24 часа              |    12,0 -"-            |      6,7 -"-      |
|-----------------------|------------------------|-------------------|
|в 4 часа               |    6,0  -"-            |      8,7 -"-      |
----------------------------------------------------------------------

     ВОПРОС: у кого из пациентов контроль обмена веществ лучше?
     ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     1) у 1 пациента;
     2) у 2 пациента.

                              ЗАДАЧА N 8

     Пациент  1  болен  сахарным диабетом в течение 1 года. В суточной
моче  сахар  и  ацетон  не  определяются.  Сахар  крови  натощак = 6,6
ммоль/л, в течение дня - до 7,8 ммоль/л.
     Пациент  2  болен сахарным диабетом 3 года. Самочувствие хорошее.
При  контроле  - сахар крови натощак = 9,8 ммоль/л, в течение дня - до
15,4 ммоль/л. Сахар в моче = 4%, реакция мочи на ацетон отрицательная.
     Пациент  3.  Сахарным диабетом страдает 3 месяца. Часто в течение
дня  беспокоит  чувство голода, слабость, отмечает чувство "внутренней
дрожи".  При  контроле  содержания  сахара  в  крови  в часы "плохого"
самочувствия выявлены следующие показатели: 4,4 ммоль/л - 3,2 ммоль/л.
     ВОПРОС:
     1) Оцените, у кого из пациентов состояние сахарного диабета можно
считать "хорошим"?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) у 1 пациента;
     б) у 2 пациента;
     в) у 3 пациента.
     ВОПРОС:
     2) Почему у 3 пациента возникает чувство голода в течение дня?
     ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
     а) чувство голода возможно связано с гипогликемией;
     б) чувство голода возможно связано с гипергликемией.

---------------------------------------------------------------------------
|            ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ: "КОНТРОЛЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ"            |
|                                                                         |
|                         ЗАДАЧА N 1. 1, 2, 3, 4, 7, 8                    |
|                         ЗАДАЧА N 2. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 3. 2, 4                                |
|                         ЗАДАЧА N 4. 4                                   |
|                         ЗАДАЧА N 5. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 6. 3                                   |
|                         ЗАДАЧА N 7. 2                                   |
|                         ЗАДАЧА N 8. 1) "а", 2) "а"                      |
---------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "ОБ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММАХ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ ШКОЛ ПО ОБУЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа