ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ. Методика. Комитет здравоохранения Правительства Москвы. 15.10.99 18

Фрагмент документа "ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Эмоциональное (психологическое) насилие

     Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или
хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со
стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка
нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к
социализации.
     Все   формы   насилия   в   той  или  иной  степени  сопряжены  с
эмоциональным насилием.
     К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
     - угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без
применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
     - лишение   ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его
основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление
к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или
возможностям;
     - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка
психическую травму;
     - преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных
контактов;
     - вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или
деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
     Особенности       детей,       подвергающихся      эмоциональному
(психологическому) насилию:
     - задержка психического развития;
     - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
     - низкая самооценка;
     - эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,  гнева  (часто
обращенных против самого себя), подавленное состояние;
     - избыточная потребность во внимании;
     - депрессия, попытки суицида;
     - неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение,
чрезмерная уступчивость или агрессивность);
     - ложь,  воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)
поведение;
     - нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы,
энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные
заболевания, астма и др.).
     Возрастная специфика:
     Для  детей  раннего  возраста  более характерны расстройства сна,
аппетита,  беспокойство  или  апатичность,  неумение  играть, задержка
психоречевого развития, привычка сосать палец.
     Для  младших  школьников  -  проблемы  с обучением, отвержение со
стороны сверстников, плохие социальные навыки.
     У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома,
девиантное  и/или  делинквентное (криминальное) поведение, хроническая
неуспеваемость.
     В   пубертатном   периоде   -  депрессия,  растет  агрессивность,
саморазрушающее   поведение,   низкая   самооценка,  психосоматические
заболевания.
     Группы риска детей по эмоциональному насилию:
     - дети   от   нежеланной   беременности,   похожие  на  нелюбимых
родственников жены или мужа;
     - дети раннего возраста;
     - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими
особенностями;
     - дети  из  семей  с  деспотичным,  авторитарным,  контролирующим
стилем воспитания и взаимоотношений;
     - дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем
жизни;
     - дети,  родители  (или  один  из  родителей) которых употребляют
алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
     - дети,   в   семье   которых   много  социально-экономических  и
психологических проблем.
     Особенности   поведения   взрослых,   совершающих   эмоциональное
насилие:
     - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
     - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
     - сравнивают   с  другими  детьми  не  в  его  пользу,  постоянно
сверхкритично относятся к нему;
     - обвиняют  его  во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла
отпущения" и пр.

Фрагмент документа "ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа