ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4. Развитие образования

     Необходимым  условием  для  формирования  инновационной экономики
является   модернизация   системы   образования,   являющейся  основой
динамичного  экономического  роста  и  социального  развития общества,
фактором благополучия граждан и безопасности страны.
     Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом
глобальной  конкуренции,  требующей постоянного обновления технологий,
ускоренного   освоения  инноваций,  быстрой  адаптации  к  запросам  и
требованиям   динамично  меняющегося  мира.  Одновременно  возможность
получения  качественного  образования  продолжает  оставаться одной из
наиболее   важных   жизненных  ценностей  граждан,  решающим  фактором
социальной справедливости и политической стабильности.
     В  основу развития системы образования должны быть положены такие
принципы   проектной   деятельности,   реализованные   в  приоритетном
национальном  проекте  "Образование",  как  открытость  образования  к
внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и
поддержка  лидеров,  успешно  реализующих  новые  подходы на практике,
адресность  инструментов  ресурсной  поддержки  и комплексный характер
принимаемых решений.
     Обновление   организационно-экономических   механизмов   на  всех
уровнях  системы  образования  обеспечит ее соответствие перспективным
тенденциям   экономического   развития  и  общественным  потребностям,
повысит    практическую    ориентацию   отрасли,   ее   инвестиционную
привлекательность.
     Повышение  гибкости  и  многообразия  форм  предоставления  услуг
системы  дошкольного  образования  обеспечит  поддержку и более полное
использование образовательного потенциала семей.
     Развитие     системы     общего    образования    предусматривает
индивидуализацию,  ориентацию на практические навыки и фундаментальные
умения,  расширение  сферы  дополнительного  образования,  а  развитие
системы    профессионального    образования   -   расширение   участия
работодателей на всех этапах образовательного процесса.
     Одним    из    главных    условий    развития   системы   высшего
профессионального   образования  является  вовлеченность  студентов  и
преподавателей   в  фундаментальные  и  прикладные  исследования.  Это
позволит  не  только  сохранить  известные  в  мире российские научные
школы,  но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных
на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные
исследования  должны  стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения
студентами  компетентностей  поиска,  анализа,  освоения  и обновления
информации.
     Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения
национальной     квалификационной    рамки,    системы    сертификации
квалификаций,   модульных  программ  позволит  максимально  эффективно
использовать    человеческий   потенциал   и   создать   условия   для
самореализации граждан в течение всей жизни.
     Необходимо  обеспечить  равные  условия доступа государственных и
негосударственных     организаций,     предоставляющих    качественные
образовательные    услуги,    к   образовательной   инфраструктуре   и
государственному и муниципальному финансированию.
     Стратегическая    цель   государственной   политики   в   области
образования   -   повышение   доступности  качественного  образования,
соответствующего   требованиям   инновационного   развития  экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина.
     Реализация  этой цели предполагает решение следующих приоритетных
задач.
     Первая  задача  -  обеспечение  инновационного характера базового
образования, в том числе:
     обновление    структуры   сети   образовательных   учреждений   в
соответствии   с   задачами   инновационного  развития,  в  том  числе
формирование федеральных университетов, национальных исследовательских
университетов;
     обеспечение  компетентностного подхода, взаимосвязи академических
знаний и практических умений;
     увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных
исследований в вузах;
     развитие  вариативности  образовательных  программ,  в  том числе
создание системы прикладного бакалавриата;
     обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития;
     обеспечение  увеличения  оплаты  труда работникам образовательных
учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня,
сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
     Вторая  задача  - модернизация институтов системы образования как
инструментов социального развития, в том числе:
     создание  системы  образовательных  услуг,  обеспечивающих раннее
развитие  детей независимо от места их проживания, состояния здоровья,
социального положения;
     создание   образовательной   среды,   обеспечивающей  доступность
качественного   образования   и   успешную   социализацию  для  лиц  с
ограниченными возможностями здоровья;
     создание   системы   выявления  и  поддержки  одаренных  детей  и
талантливой молодежи;
     создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
     развитие  финансовых инструментов социальной мобильности, включая
образовательные кредиты.
     Третья   задача   -  создание  современной  системы  непрерывного
образования,  подготовки  и  переподготовки профессиональных кадров, в
том числе:
     создание     системы     внешней     независимой     сертификации
профессиональных квалификаций;
     создание   системы   поддержки  потребителей  услуг  непрерывного
профессионального   образования,   поддержка   корпоративных  программ
подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
     создание    системы    поддержки   организаций,   предоставляющих
качественные услуги непрерывного профессионального образования;
     формирование  системы  непрерывного  образования  военнослужащих,
включая переподготовку при завершении военной службы.
     Четвертая  задача  -  формирование  механизмов  оценки качества и
востребованности   образовательных   услуг  с  участием  потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:
     прозрачной,    открытой   системы   информирования   граждан   об
образовательных    услугах,   обеспечивающей   полноту,   доступность,
своевременное обновление и достоверность информации;
     условий   для  привлечения  иностранных  студентов  в  российские
образовательные учреждения;
     прозрачной,    объективной    системы    оценки    индивидуальных
образовательных  достижений  учащихся как основы перехода к следующему
уровню образования;
     механизмов  участия  потребителей  и  общественных  институтов  в
осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
     Установлены   следующие   целевые   ориентиры   развития  системы
образования:
     к 2012 году:
     формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня,
интегрирующих   передовые   научные   исследования  и  образовательные
программы,    решающих    кадровые    и    исследовательские    задачи
общенациональных инновационных проектов;
     развитие   интегрированных   инновационных   программ,   решающих
кадровые  и  исследовательские задачи развития инновационной экономики
на  основе  интеграции  образовательной,  научной  и  производственной
деятельности;
     введение  новой  системы оплаты труда на всех уровнях образования
как основы для заключения эффективных контрактов;
     повышение  доли  (не  менее  чем  на  25  процентов) внебюджетных
средств   в   общем   объеме   инвестиций  в  сферу  профессионального
образования;
     повышение   доли   (не   менее  чем  на  70  процентов)  учащихся
образовательных   учреждений,   которые  обучаются  в  соответствии  с
требованиями   современных  стандартов,  включая  условия  организации
образовательного процесса;
     ужесточение   лицензионных   и   аккредитационных   требований  к
учреждениям и программам высшего профессионального образования;
     создание  программ  прикладного  бакалавриата (не менее чем по 15
процентам    направлений   подготовки),   обеспечивающих   современную
квалификацию  специалистов массовых профессий, наиболее востребованных
в сфере инновационной экономики;
     обновление   типологии  образовательных  программ  и  учреждений,
структуры   системы   образования   с  учетом  результатов  конкурсной
поддержки  инновационных  образовательных программ и программ развития
образовательных  учреждений и соответствующим нормативным закреплением
(в    том   числе   обеспечение   правовой   основы   функционирования
социокультурных   образовательных  комплексов,  центров  квалификаций,
федеральных      университетов,     национальных     исследовательских
университетов, ресурсных центров);
     развитие    форм   финансирования   образовательных   учреждений,
позволяющих  сконцентрировать  частные  и  государственные  финансовые
средства  на  цели  опережающего  развития  и  структурных изменений в
системе  образования,  перевод всех учреждений общего образования и не
менее   50   процентов  учреждений  профессионального  образования  на
нормативное  подушевое  финансирование  (включая разработку нормативов
финансирования по всем направлениям подготовки);
     становление   системы   привлечения   работодателей   к  созданию
образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
     формирование  национальной  квалификационной  структуры  с учетом
перспективных требований опережающего развития инновационной экономики
и  профессиональной  мобильности  граждан,  обновление государственных
образовательных  стандартов  и  модернизация  программ  обучения  всех
уровней    на    базе    квалификационных    требований   национальной
квалификационной структуры;
     переход  на  уровневые программы подготовки специалистов с учетом
кредитно-модульных   принципов  построения  образовательных  программ,
внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;
     переход   учреждений  профессионального  образования  на  систему
адресных    стипендий,    предоставление   стипендий,   обеспечивающих
возможность  нуждающимся  студентам  самостоятельно  прожить в регионе
обучения;
     создание  в  образовательных  организациях органов самоуправления
(попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
     введение систем  оплаты труда педагогического и административно -
управленческого  персонала  образовательных  учреждений,   учитывающих
качество и результативность их деятельности;
     разработка  стандартизированной  программы повышения квалификации
"Современный   образовательный   менеджмент"   на   базе   современных
квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений
и   проведение   сертификации   всех   руководителей   образовательных
учреждений;
     создание    системы    независимой   общественно-профессиональной
аккредитации программ обучения, распространение практики общественно -
профессиональной  сертификации  выпускников  образовательных программ,
вхождение в международные ассоциации по  аккредитации  образовательных
программ и учреждений;
     создание    системы    общественных   рейтингов   образовательных
учреждений, программ непрерывного профессионального образования;
     к 2020 году:
     формирование  около  20  научно-образовательных  центров мирового
уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные
программы,    решающих    кадровые    и    исследовательские    задачи
общенациональных инновационных проектов;
     формирование    инфраструктуры    и   институциональных   условий
академической мобильности студентов и преподавателей;
     увеличение   доли   средств   в   структуре   доходов  российских
университетов,  получаемых за счет выполнения научно-исследовательских
разработок  и  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(не менее 25 процентов);
     создание   условий   для   обеспечения   участия   в  непрерывном
образовании  не  менее  50  процентов граждан трудоспособного возраста
ежегодно;
     введение  в действие единого механизма государственной (итоговой)
аттестации   выпускников   на   всех   уровнях   системы  образования,
обеспечивающего   прохождение   выпускниками  итоговой  аттестации  во
внешних независимых аттестационных центрах;
     внедрение   системы   ежегодной  поддержки  до  100  организаций,
реализующих     лучшие     инновационные     программы    непрерывного
профессионального образования;
     внедрение    новых    организационно-правовых   форм   учреждений
образования,   обеспечивающих   сочетание  академической  автономии  и
государственно-общественного контроля за их деятельностью;
     наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов
мигрантов трудоспособного возраста;
     обеспечение  возможности  каждому ребенку до поступления в первый
класс  освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться
на языке обучения;
     расширение    возможностей   обучения   детей   с   ограниченными
возможностями    здоровья   в   неспециализированных   образовательных
учреждениях;
     институциональное   обеспечение  поддержки  семейного  воспитания
детей во всех муниципальных образованиях;
     усиление   позиций   российского  образования  на  мировом  рынке
образовательных  услуг  (доход  от  обучения  иностранных  студентов в
российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы
образования);
     обеспечение  условий, при которых показатели качества образования
в  российских  образовательных  учреждениях  будут находиться в начале
рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;
     наличие  не  менее  10  -  12 современных студенческих городков и
центров  сопровождения  одаренных  детей  и  талантливой  молодежи при
ведущих научно-образовательных центрах;
     увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования,
проводимые  в  вузах,  в общем объеме средств, направляемых на научные
исследования, до 30 процентов;
     обеспечение     значения     показателей     среднего    возраста
профессорско-преподавательского   состава   вузов  на  уровне  средних
показателей   стран   Организации   экономического   сотрудничества  и
развития;
     предоставление  возможностей  всем  обучающимся  старших  классов
осваивать   индивидуальные  образовательные  программы,  в  том  числе
профильное обучение и профессиональную подготовку;
     создание   не   менее   500  центров  сертификации  и  присвоения
профессиональных квалификаций;
     создание   программ   развития   персонала,   включающих  в  себя
финансирование    программ   подготовки,   переподготовки,   повышения
квалификации  работников  не  менее  чем  60  процентов  предприятий и
организаций;
     аккредитация  не  менее  15  процентов программ профессионального
образования  в  международных  ассоциациях,  действующих  в Российской
Федерации;
     получение  бесплатных  услуг дополнительного образования не менее
чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
     использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами
студентов;
     обеспечение  возможности каждому учащемуся получать образование в
современных условиях;
     увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5
процентов  общего  числа  студентов, создание условий для подготовки в
образовательных  учреждениях  обучающихся  из  государств - участников
СНГ.
     Повышение  конкурентоспособности  российского  образования станет
критерием  его  высокого  качества, а также обеспечит позиционирование
России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.
     По  мере  реализации  Концепции,  осуществления институциональных
преобразований,  обеспечивающих  повышение  эффективности расходования
бюджетных  средств в сфере образования, текущие расходы на образование
возрастут.  Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование
в валовом внутреннем продукте.
     Реализация    инновационного    варианта    развития    экономики
предполагает  увеличение  общих расходов на образование с 4,8 процента
валового  внутреннего  продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в
2020  году,  в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1
процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа