ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Развитие культуры и средств массовой информации

     Повышение  темпов  экономического развития, структурные изменения
экономики,  вызванные  переходом  к  инновационному  типу ее развития,
приводят к  возрастанию  роли  человеческого  капитала  в  социально -
экономическом процессе.
     Ведущая  роль  в  формировании человеческого капитала, создающего
экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими
обстоятельствами:
     переход   к   инновационному   типу  развития  экономики  требует
повышения   профессиональных  требований  к  кадрам,  включая  уровень
интеллектуального   и   культурного   развития,  возможного  только  в
культурной  среде,  позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры
развития общества;
     по    мере    развития   личности   растут   потребности   в   ее
культурно-творческом  самовыражении,  освоении  накопленных  обществом
культурных  и  духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих
потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере
культуры.
     Данные  обстоятельства  требуют  перехода  к  качественно  новому
развитию  библиотечного,  музейного,  выставочного  и  архивного дела,
концертной,    театральной    и    кинематографической   деятельности,
традиционной  народной  культуры,  сохранению и популяризации объектов
культурного   наследия,   а  также  образования  в  сфере  культуры  и
искусства.  Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений
позволяет   повысить  степень  доступности  культурных  благ,  сделать
культурную  среду  более  насыщенной, отвечающей растущим потребностям
личности и общества.
     Одновременно   с  решением  этих  задач  необходимо  преодолевать
сохраняющиеся  диспропорции,  вызванные разной степенью обеспеченности
населения  услугами  сферы  культуры  в различных субъектах Российской
Федерации, городах и сельской местности, европейской части страны, где
плотность населения высока, и за Уралом, где на огромных пространствах
проживает   относительно  немногочисленное  население.  При  этом  все
учреждения и организации культуры в процессе своей деятельности должны
создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных
культур  народов  России  и  их  взаимодействия.  Это  важное  условие
социальной стабильности.
     Цель  государственной  политики  в  сфере  культуры  - развитие и
реализация  культурного  и  духовного  потенциала  каждой  личности  и
общества   в   целом,  и  в  условиях  перехода  экономики  России  на
инновационный  путь  развития достижение этой цели становится особенно
важным.
     Для  достижения  качественных  результатов  в культурной политике
России выделяются следующие приоритетные направления.
     Первое  направление  -  обеспечение  максимальной доступности для
граждан  России  культурных  благ  и  образования  в  сфере культуры и
искусства, в том числе:
     выравнивание  возможностей  участия  граждан  в  культурной жизни
общества  независимо  от  уровня  доходов, социального статуса и места
проживания;
     развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой
информации, созданных на базе региональных и муниципальных библиотек;
     формирование   сети   многофункциональных  культурных  комплексов
(многопрофильных   учреждений,   соединяющих  в  едином  центре  клуб,
библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);
     увеличение    количества    универсальных    передвижных   систем
(автоклубов,  библиобусов,  киноустановок, а также многофункциональных
центров,   имеющих   возможность  предоставления  культурно-досуговых,
библиотечных, выставочных услуг, кинопоказа и др.);
     развитие  и  поддержка межрегиональной гастрольной, выставочной и
фестивальной деятельности;
     обеспечение  доступности  культурных  благ  и услуг для граждан с
ограниченными возможностями;
     совершенствование   системы   поддержки   детского  и  юношеского
творчества;
     развитие  науки  в  сфере культуры и искусства путем модернизации
научных  центров  и  институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере
искусствоведения,  культурологии  и межкультурных коммуникаций на базе
ведущих высших учебных заведений отрасли;
     развитие  системы  непрерывного  профессионального  образования в
сфере культуры и искусства;
     укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз
образовательных учреждений отрасли;
     сохранение  и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и
искусства;
     обеспечение  роста оплаты труда работников организаций культуры и
искусства  в  зависимости  от  качества и результатов их деятельности,
повышение  материального  обеспечения учащихся учебных заведений сферы
культуры  и  искусства, установление стипендий для детей-сирот и детей
из малообеспеченных семей, обладающих выдающимися способностями.
     Второе  направление  -  создание условий для повышения качества и
разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе:
     модернизация  и  обеспечение  инновационного развития организаций
культуры    путем   масштабного   инвестирования   в   технологическое
обновление,    повсеместное    внедрение   и   распространение   новых
информационных продуктов и технологий;
     обеспечение    условий    для    функционирования    и   развития
библиотечного,   музейного,   архивного,   кино-,   фото-,   видео-  и
аудиофондов;
     развитие  механизмов  поддержки  творческой  деятельности в сфере
культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры;
     развитие  системы  стимулирования  и поддержки новых направлений,
видов и жанров искусства;
     развитие   производства   и  проката  произведений  отечественной
кинематографии, в том числе для детей и юношества;
     содействие  развитию  культурного  потенциала регионов, поддержка
региональных культурных инициатив.
     Третье  направление  -  сохранение  и  популяризация  культурного
наследия народов России, в том числе:
     сохранение  и  пополнение  библиотечного,  музейного,  архивного,
кино-, фото-, видео- и аудиофондов;
     создание    единой    информационной    системы   общероссийского
мониторинга  состояния  и использования объектов культурного наследия,
памятников истории и культуры;
     составление  и  публикация  свода  объектов  историко-культурного
наследия;
     проведение    реставрационных   работ,   улучшение   технического
состояния  объектов  культурного  наследия,  позволяющих  вернуть их в
хозяйственный и культурный оборот;
     обеспечение   эффективного   использования   имущественных   прав
собственников на объекты культурного наследия;
     перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-,
фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения
к ним с использованием сети Интернет;
     разработка  и  внедрение  систем  охранной  и  учетной маркировки
музейных  предметов,  а  также  хранения  страховых  электронных копий
недвижимых объектов культурного наследия.
     Четвертое  направление  -  использование  культурного  потенциала
России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том
числе:
     развитие культурного сотрудничества с иностранными государствами,
прежде всего с государствами - участниками СНГ;
     реализация  проектов  двустороннего и многостороннего культурного
сотрудничества,  в  том  числе  поддержка  международных  фестивалей и
выставок, проходящих в регионах.
     Пятое    направление    -    совершенствование   организационных,
экономических  и  правовых  механизмов  развития сферы культуры, в том
числе:
     развитие механизмов частно-государственного партнерства;
     поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;
     содействие     развитию     культурно-познавательного    туризма,
обеспечение  комплексного подхода к сохранению культурно-исторического
наследия, облика исторических поселений;
     создание  механизмов  реализации  авторских  прав  на  результаты
интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним;
     разработка  стандартов  качества  услуг,  предоставляемых в сфере
культуры.
     Установлены следующие целевые ориентиры развития сферы культуры:
     к 2012 году:
     увеличение  количества  посещений  учреждений культуры (на 1 тыс.
человек) по сравнению с 2007 годом на 10 процентов;
     увеличение  доли  учреждений  культуры и искусства, находящихся в
удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и
искусства до 68 процентов;
     увеличение  доли  образовательных  учреждений  сферы  культуры  и
искусства,      оснащенных     современным     материально-техническим
оборудованием,  в общем количестве образовательных учреждений культуры
и искусства до 85 процентов;
     увеличение   обеспеченности   зрительскими   местами   учреждений
культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 66 процентов;
     увеличение   количества   детей,  обучающихся  в  детских  школах
искусств, до 11 процентов;
     повышение  уровня  комплектования  книжных фондов библиотек (на 1
тыс. человек) до 82,3 процента установленного норматива;
     увеличение    доли    отреставрированных    недвижимых   объектов
культурного   наследия   в  общем  количестве  таких  объектов  до  25
процентов;
     увеличение    доли    отреставрированных    музейных   предметов,
библиотечных  и  иных  фондов в общем количестве таких объектов до 4,9
процента;
     к 2020 году:
     увеличение   обеспеченности   зрительскими   местами   учреждений
культурно-досугового типа (на 1 тыс. человек) до 100 процентов;
     повышение  уровня  комплектования книжных фондов библиотек до 100
процентов установленного норматива;
     повышение  доступности  правовой,  деловой  и  социально значимой
информации,  электронных  ресурсов  библиотек путем создания публичных
центров во всех региональных и муниципальных районных библиотеках;
     обеспечение  сохранности музейных, архивных, библиотечных, кино-,
фото-, видео- и аудиофондов и иных фондов и их популяризация;
     обеспечение сохранности объектов культурного наследия (недвижимых
памятников и нематериального культурного наследия) и их популяризация.
     Принципиальной  особенностью  государственной  политики  в  сфере
культуры  Российской  Федерации  при  ее  реализации  по  обозначенным
направлениям   до  2020  года  становится  децентрализация  управления
отраслью.    Проектно-ориентированное    финансирование   деятельности
учреждений   культуры   позволит   ввести  их  в  систему  современных
экономических  отношений.  Развитие  института частно-государственного
партнерства   в   сфере   культуры  будет  способствовать  привлечению
внебюджетных средств и сокращению бюджетных затрат.
     Реализация  приоритетных  направлений  государственной политики в
сфере  культуры  к 2020 году позволит оптимизировать и модернизировать
сеть  государственных  и  муниципальных  учреждений,  создать условия,
обеспечивающие  равный  и  свободный доступ населения ко всему спектру
культурных   благ  и  услуг,  раскрыть  творческий  потенциал  каждого
россиянина,  активизировать  интеграцию  России  в  мировой культурный
процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
     Реализация  поставленных  задач  - это совместная ответственность
всех уровней власти.
     Реализация   инновационного  варианта  развития  сферы  экономики
приведет  за  2007 - 2020 годы к увеличению расходов бюджетной системы
на  культуру  и кинематографию с 0,7 процента до 1,5 процента валового
внутреннего продукта.
     Приоритетными  в  государственной  политике  в  области  развития
средств массовой информации станут следующие направления:
     создание  правовых, организационных и иных условий для увеличения
доли  информации,  ориентированной  на здоровый образ жизни, социально
ответственное    поведение,   заинтересованность   в   образовании   и
профессиональном   росте,   а   также   на   традиционные  культурные,
нравственные   и   семейные   ценности,   в  общем  объеме  публикаций
национального   информационного   пространства,  формирование  системы
общественного  теле- и радиовещания на федеральном уровне и в регионах
страны;
     развитие  механизмов  поддержки,  предоставляемой  на  конкурсной
основе  проектам  в  области  печатных  и электронных средств массовой
информации,   укрепление   гарантий   независимости  средств  массовой
информации;
     развитие  и сохранение национального информационного пространства
с  учетом  новых  технологий  массовых коммуникаций, развитие открытых
электронных   справочных   систем,  электронных  библиотек  и  архивов
публикаций, переход к цифровому телерадиовещанию;
     развитие системы подготовки и непрерывного образования работников
средств массовой информации.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа