ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. Развитие рынка труда

     Гибкий  эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей
составляющей   инновационной   экономики.  Вместе  с  тем  современное
развитие  экономики  невозможно без продуктивной занятости, являющейся
производной   от  эффективно  функционирующего  гибкого  рынка  труда,
позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
     Переход    к    инновационной   экономике   (реструктуризация   и
диверсификация  отраслей  экономики)  приведет к изменению сложившейся
структуры   занятости   населения,  будет  сопровождаться  сокращением
неэффективных  рабочих мест, перераспределением работников по секторам
экономики,    расширением   сферы   услуг,   развитием   инновационных
направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости.
В  этих  условиях  рынок  труда  позволит стимулировать создание новых
эффективных  рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их
оборачиваемость.
     Процессы  глобализации  экономики  обострят  конкуренцию на рынке
квалифицированной   рабочей  силы.  Наблюдаемые  в  западноевропейских
странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в
этих  странах  на  рабочую  силу из государств - участников СНГ, в том
числе из Российской Федерации.
     В  этой  связи  важное  значение  в  рамках  развития  интеграции
российской  экономики  в  мировое хозяйство будет иметь конкуренция на
международном   рынке  труда  стран  -  экономических  лидеров.  Такая
конкуренция  будет  приводить  как  к  повышению требований (в области
заработной  платы,  социальных  льгот  и  гарантий, безопасных условий
труда  и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так
и  к  обострению  проблемы  сокращения совокупного предложения рабочей
силы на рынке труда.
     В   долгосрочной  перспективе  эта  проблема  будет  усугубляться
сокращением  совокупного  предложения  на  рынке  труда из-за снижения
численности  населения  в трудоспособном возрасте (за 2007 - 2020 годы
более  чем  на  10 процентов), что тем не менее в условиях адекватного
роста  производительности труда при переходе к инновационной экономике
не  должно  стать  ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным
источником  компенсации  сокращения предложения на рынке труда (на 6,7
процента  в  год  в  2011 - 2015 годах и на 7,5 процента в 2016 - 2020
годах)   будет  повышение  трудовой  мобильности  населения,  а  также
привлечение  иностранной  рабочей  силы в соответствии с потребностями
экономики.
     Обоснованности  выбора наиболее эффективных мер политики на рынке
труда   будет   способствовать   внедрение   системы   мониторинга   и
прогнозирования    ситуации    на    рынке    труда,   в   том   числе
профессионально-квалификационной   структуры   спроса   и  предложения
трудовых  ресурсов  с  учетом  изменения  демографической  ситуации  и
сложившейся структуры профессионального образования.
     В  то  же время инновационная экономика невозможна без понятных и
прозрачных  правил  функционирования рынка труда и трудовых отношений,
для  соблюдения  которых  должна  быть  налажена  действенная  система
контроля   и  надзора,  что,  в  свою  очередь,  будет  способствовать
легализации  трудовых  отношений и иных видов деятельности, приносящей
доход.
     Исходя  из  тенденций  развития  экономики  и  рынка  труда целью
государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной
перспективе    является    создание    правовых,    экономических    и
институциональных  условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно
функционирующего  рынка  труда,  позволяющего  преодолеть  структурное
несоответствие  спроса  и  предложения на рабочую силу, сократить долю
нелегальной   занятости,   повысить   мотивацию  к  труду  и  трудовую
мобильность.
     Достижение  поставленной  цели  будет  осуществляться посредством
решения следующих задач.
     Первая  задача  - повышение гибкости рынка труда и стимулирование
сокращения нелегальной занятости, в том числе:
     совершенствование  нормативной  правовой  базы  в  сфере  труда и
занятости,  стимулирующей  развитие  занятости  населения, в том числе
гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;
     обеспечение  сбалансированности  между  растущей стоимостью труда
(прежде  всего  в секторах с быстро меняющейся структурой производства
товаров  и  услуг),  мерами социальной защиты работников и сохранением
конкурентоспособности производимой продукции;
     снижение уровня нелегальной занятости;
     повышение   эффективности   использования   трудовых  ресурсов  в
бюджетной  сфере  за  счет  более  тесной  увязки  заработной  платы с
эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, со сложностью
и  объемом  выполняемой  работы,  особенностями территориальных рынков
труда, а также за счет улучшения качества рабочих мест;
     создание  условий  для продления периода трудовой деятельности за
счет  стимулирования  использования  трудового  потенциала  работников
старшего   возраста   (гибкий   график  работы,  частичная  занятость,
упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);
     расширение    практики    стажировок   в   организациях   молодых
специалистов  с  целью  их  последующего трудоустройства на постоянное
рабочее место;
     стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей
и детей-инвалидов;
     создание  условий  для  интеграции  в трудовую деятельность лиц с
ограниченными физическими возможностями;
     обеспечение  соблюдения  установленных  норм  и  правил  в  сфере
регулирования    рынка   труда   и   трудовых   отношений,   повышение
эффективности контроля и надзора за их исполнением;
     развитие социального партнерства.
     Вторая  задача  -  улучшение  качества рабочей силы и развитие ее
профессиональной   мобильности   на   основе   реформирования  системы
профессионального   образования   всех   уровней,   развития   системы
непрерывного  профессионального  образования, системы профессиональной
подготовки    и    переподготовки    кадров   с   учетом   определения
государственных приоритетов развития экономики, что предполагает:
     развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций,
а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих
высвобождению;
     развитие   профессиональной   мобильности   на  основе  повышения
квалификации,  непрерывного  обучения  и  переобучения,  что  позволит
работникам   повысить   свою  конкурентоспособность  на  рынке  труда,
реализовать свой трудовой потенциал в наиболее динамично развивающихся
секторах экономики в соответствии со спросом;
     совершенствование  национальной системы квалификаций, в том числе
адекватных  запросам  рынка труда квалификационных требований к уровню
подготовки    специалистов,    разработка   системы   профессиональных
стандартов,   создание   системы   оценки   профессиональных   качеств
работников,  основанной на определении их компетентности и способности
гибко  реагировать  на  изменения требований к уровню их квалификации,
осуществление  мер  по  модернизации  квалификационных  характеристик,
формирование  системы  признания  и  оценки  результатов образования и
обучения;
     развитие  системы  профессиональной  ориентации и психологической
поддержки   населения,   в   том   числе  профессиональной  ориентации
школьников,   повышение   их  мотивации  к  трудовой  деятельности  по
профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.
     Третья задача - развитие институтов рынка труда, рост занятости и
эффективности  использования  труда,  в  том  числе  за счет повышения
территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:
     повышение  качества  предоставления  услуг  в  области содействия
занятости   населения   на   основе  развития  государственной  службы
занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
     создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам
и   гражданам,   испытывающим  трудности  в  поиске  работы,  а  также
работодателям по подбору кадров;
     реформирование   системы   государственной  социальной  поддержки
безработных  граждан  с  целью  стимулирования  их  к активному поиску
работы;
     использование  новых  информационных  возможностей  и обеспечение
доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
     создание   механизма   информирования  населения  о  возможностях
трудоустройства  в  различных  регионах  Российской  Федерации, прежде
всего   в   рамках   крупных   инвестиционных  проектов,  приоритетных
национальных проектов, федеральных целевых программ;
     разработка   новых   направлений   активной   политики  занятости
населения;
     предоставление  на  добровольной основе дополнительных мер защиты
от  безработицы  на  страховых принципах (возмещение утраченного из-за
потери  работы  заработка,  определяемого  в  соответствии  с периодом
оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);
     формирование  механизмов,  стимулирующих  органы  государственной
власти  субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию
трудовых ресурсов;
     осуществление  комплекса  мер  по  содействию внутренней трудовой
миграции,    включая    совершенствование    системы    предоставления
государственной  поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся
для  работы  в  другую  местность,  включая  субсидирование  затрат на
переезд и обустройство;
     развитие  частно-государственного  партнерства  в сфере занятости
населения  и  защиты  от безработицы, формирование партнерств бизнеса,
местных  и  региональных  органов  власти,  которые  будут  заниматься
решением   проблем   социальной  адаптации,  переобучения  работников,
высвобождаемых   с   рабочих   мест   в   связи   с   модернизацией  и
перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;
     использование  территориального  планирования размещения объектов
инфраструктуры  в  целях  создания  условий  для привлечения бизнеса в
трудоизбыточные регионы.
     Четвертая  задача - создание условий труда, позволяющих сохранить
трудоспособность    работающего    населения    на   всем   протяжении
профессиональной карьеры, в том числе:
     разработка  и реализация мер по улучшению условий и охраны труда,
снижению    риска    смертности   и   травматизма   на   производстве,
профессиональных     заболеваний,     совершенствование     управления
профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;
     развитие  системы  оценки  условий труда с точки зрения выявления
вредных  или  опасных  производственных факторов, влияющих на здоровье
человека;
     разработка  и реализация мер, направленных на снижение количества
рабочих  мест  с  вредными  и  опасными  условиями  труда,  а также на
создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;
     переход  от  выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными),
тяжелыми  и  иными  особыми  условиями  труда, основанной на статусном
(списочном)  подходе,  к  выплате  компенсаций  за фактические условия
труда по результатам аттестации рабочих мест.
     Пятая  задача  -  создание  условий  для  привлечения иностранной
рабочей  силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых
ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных
кадров, в том числе:
     обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной
рабочей    силы    в   зависимости   от   профессии   (специальности),
совершенствование  механизма  выдачи  разрешений  и расширение перечня
профессий   (специальностей,   должностей)   по   видам  экономической
деятельности,  на  которые  не распространяются квоты на осуществление
иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
     формирование   в   обществе  толерантного  отношения  к  трудовой
миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий
для  их  адаптации,  обеспечение  эффективного контроля за соблюдением
законодательства в отношении трудовых мигрантов;
     упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных
категорий иностранных граждан;
     организация  за  рубежом  центров содействия иммиграции в Россию,
способствующих    профессиональной    подготовке    и   переподготовке
иностранных   работников,   а   также  изучению  ими  русского  языка,
российской культуры и российского законодательства;
     реализация  комплекса мероприятий, направленных на стимулирование
возвращения   в   Россию  квалифицированных  российских  специалистов,
выехавших из страны в связи с поиском работы.
     Ключевые  этапы  и  показатели  реализации  поставленных  задач в
течение 2008 - 2020 годов следующие:
     снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5 - 10 процентов;
     повышение  уровня  легальной  занятости мигрантов с 26 до 70 - 80
процентов;
     снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.
     Кроме  того,  будут  охвачены внутрипроизводственным обучением (с
периодичностью  обучения  не  более  5  лет)  80  процентов работников
крупных   и   средних   предприятий,  а  опережающим  профессиональным
обучением - 40 - 50 процентов работников, подлежащих высвобождению.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа