ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

7. Повышение доступности жилья

     Несмотря   на   создание   основ  функционирования  рынка  жилья,
приобретение,  строительство  и  наем  жилья с использованием рыночных
механизмов  на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей -
семьям    с    высокими    доходами.   Основными   причинами   низкого
платежеспособного  спроса  на  жилье являются недостаточная развитость
институтов  долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка
жилья  и  ипотечного  жилищного  кредитования, а также высокий уровень
рисков и издержек на этом рынке.
     Однако  даже  ограниченный  платежеспособный  спрос  населения на
жилье  превышает  предложение  жилья на рынке и приводит к постоянному
росту   цен   на   него.  В  этой  ситуации  большая  часть  жилищного
строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.
     Существенным    препятствием    развития    массового   жилищного
строительства   продолжает   оставаться   ограниченность  возможностей
обеспечения    земельными    участками   и   необходимой   инженерной,
транспортной и социальной инфраструктурой.
     Необходимо  обеспечить  условия  для  существенного  роста объема
жилищного  строительства  с  целью  увеличения  предложения  жилья  на
конкурентном  рынке  в  соответствии с ростом платежеспособного спроса
населения.  В  этих  целях создан Федеральный фонд содействия развитию
жилищного строительства, которому для расширения масштабов эффективной
поддержки  массового  строительства  жилья  для всех категорий граждан
будут   переданы   земельные   участки,   находящиеся   в  федеральной
собственности  и  не используемые для реализации полномочий Российской
Федерации.
     Развитие  массового  жилищного  строительства  потребует развития
промышленной   базы   стройиндустрии   и  промышленности  строительных
материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве
и  новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между
частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.
     Для   обеспечения   участков  массового  жилищного  строительства
инженерной,  коммуникационной  и социальной инфраструктурой и развития
рынка     земельных     участков    будет    формироваться    практика
частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и
реконструкцию  инженерной  и социальной инфраструктур в соответствии с
потребностями   жилищного   строительства,  особенно  при  комплексном
освоении земельных участков.
     Активное  развитие  получит  малоэтажная  застройка,  в том числе
осуществляемая  с  использованием  деревянных  конструкций  заводского
изготовления на базе современных технологий.
     Необходимо  формирование градостроительной политики, направленной
на  создание  нового  облика  российского города и села, архитектурной
среды,   комфортной  для  жизни  людей,  характеризующейся  не  только
функциональными,  утилитарными,  но и эстетическими особенностями. Это
предполагает,  в частности, рациональное сочетание разнообразных типов
строительства  (многоэтажного  и малоэтажного строительства), учет при
застройке  населенных пунктов принципов формирования их архитектурного
облика,  а  также  принципов  сохранения  исторического  облика старых
населенных пунктов.
     Стратегической  целью  государственной жилищной политики является
обеспечение  доступности  жилья  для  всех  категорий граждан, а также
соответствия   объема   комфортного   жилищного   фонда   потребностям
населения.
     Реализация  государственной  жилищной  политики должна привести к
следующим результатам:
     создание    безопасной    и    комфортной    среды   обитания   и
жизнедеятельности человека;
     обеспечение    возможностей   для   территориальной   мобильности
населения.
     Государственная   жилищная  политика  на  предстоящий  период  по
отношению к различным группам населения состоит в следующем:
     для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий
граждан  -  создание  эффективной  системы  обеспечения  жильем как на
основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и
с использованием других инструментов, включая государственные жилищные
сертификаты.  В частности, предполагается сокращение к 2020 году срока
обеспечения   жильем  социального  использования  малоимущих  граждан,
признанных  нуждающимися  в  улучшении  жилищных условий, до 3 - 5 лет
после постановки на учет;
     для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних,
но  не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих)
-  создание системы мер государственной поддержки (в том числе за счет
средств    Федерального    фонда    содействия    развитию   жилищного
строительства)  и  развития  кооперации,  позволяющих  таким гражданам
обеспечивать  себя  жильем в соответствии с социальными стандартами, в
основном рыночными методами;
     для  граждан  с  доходами  выше  средних  -  поддержка развития и
стабильного  функционирования  рынка жилья, позволяющего удовлетворять
их платежеспособный спрос на жилье.
     Реализация   этой   стратегической   цели   предполагает  решение
следующих приоритетных задач.
     Первая  задача  - создание условий для роста предложений на рынке
жилья,  соответствующих  потребностям различных групп населения, в том
числе:
     формирование  эффективных рынков земельных участков, обеспеченных
градостроительной документацией;
     обеспечение    участков    массового    жилищного   строительства
инженерной,  коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение
в  проекты  жилищного  строительства  неиспользуемых  или используемых
неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том
числе  с  помощью  Федерального  фонда  содействия  развитию жилищного
строительства;
     развитие  строительного  комплекса  и  производства  строительных
материалов,  изделий  и конструкций с применением инновационных, в том
числе энергосберегающих, технологий;
     развитие    конкуренции    между    частными    коммерческими   и
некоммерческими  застройщиками  и  подрядчиками,  в  том  числе  путем
применения антимонопольных мер;
     совершенствование  стандартизации  и технического регулирования в
сфере  строительства  и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и
осуществление   государственного  надзора  за  соблюдением  требований
технических регламентов;
     содействие  внедрению  инновационных технологий в сфере жилищного
строительства   и  коммунального  хозяйства,  развитию  отечественного
производства строительных материалов, изделий и конструкций;
     содействие    реализации   проектов   комплексной   реконструкции
исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки;
     стимулирование малоэтажной застройки.
     Вторая  задача - создание условий для повышения доступности жилья
для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:
     разработка   новых  и  совершенствование  действующих  институтов
жилищного рынка, обеспечивающих повышение доступности жилья, а именно:
жилищной  ипотеки,  земельной ипотеки, развитие рынка ипотечных ценных
бумаг;
     повышение  доступности ипотечных кредитов для граждан, снижение и
эффективное  распределение рисков кредитования между всеми участниками
рынка;
     создание    жилищного   фонда   социального   использования   для
предоставления жилых помещений по договорам социального найма;
     разработка и внедрение института найма жилья;
     развитие  специализированного  государственного  и муниципального
жилищного  фонда,  включая  служебный  фонд  для  предоставления жилых
помещений военнослужащим и членам их семей;
     развитие   и   совершенствование  механизмов  адресной  поддержки
населения для приобретения собственного (частного) жилья.
     Третья  задача  -  обеспечение  соответствия  объема  комфортного
жилищного  фонда  потребностям  населения  и  формирование  комфортной
городской среды и среды сельских поселений, в том числе:
     создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда,
в  том  числе  ликвидацию  в  среднесрочной  перспективе  аварийного и
ветхого жилья;
     содействие   самоорганизации   населения   на   жилищном   рынке,
совершенствование   нормативной   правовой   и   методической  базы  и
содействие    в    организации    товариществ   собственников   жилья,
совершенствование   налогового   законодательства   для   эффективного
управления многоквартирными домами;
     внедрение  ресурсосберегающих  технологий  и создание условий для
более  широкого  использования малой энергетики и возобновляемых видов
топливно-энергетических ресурсов;
     модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности
расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для
всего  населения  через  развитие  конкуренции  в  управлении жилищным
фондом    и   его   обслуживании,   привлечение   субъектов   частного
предпринимательства к  управлению  и  инвестированию   в   жилищно   -
коммунальную  инфраструктуру,  совершенствование  тарифной  политики и
развитие  механизмов  частно-государственного  партнерства   в   сфере
предоставления коммунальных услуг;
     формирование   комфортной   городской   среды  и  среды  сельских
поселений,   включая   развитие   городского  транспорта,  обеспечение
возможности    полноценной   жизнедеятельности   маломобильных   групп
населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
     В   результате   реализации   новых   стратегических  направлений
государственной   жилищной  политики  к  2020  году  должен  сложиться
качественно  новый  уровень  состояния жилищной сферы, соответствующий
мировым стандартам и характеризуемый следующими целевыми ориентирами:
     увеличение   доли   граждан,   имеющих   возможность   с  помощью
собственных  и  заемных средств приобрести или снять необходимое жилье
на рынке, построить индивидуальное жилье, до 60 процентов;
     отсутствие   ветхого   и  аварийного  жилищного  фонда,  снижение
среднего  уровня  износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до
нормативного уровня;
     приведение  жилищного  фонда к состоянию, отвечающему современным
условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных
групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.);
     достижение  средней  обеспеченности  жильем  (25 - 27 кв. м общей
площади на человека в 2015 году и 28 - 35 кв. м - к 2020 году).
     Установление  следующих целевых индикаторов повышения доступности
жилья:
     к 2010 году:
     завершение  разработки  и  принятие  документов  территориального
планирования;
     завершение   выполнения   обязательств   по   обеспечению  жильем
нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта
2005  г.  ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших
(умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
     обеспечение военнослужащих постоянным жильем;
     завершение  разработки и принятие технических регламентов в сфере
строительства   и   производства   строительных  материалов,  изделий,
конструкций;
     к 2012 году:
     увеличение объема ввода жилья до 100 млн. кв. м;
     завершение  переселения  граждан  из жилищного фонда, признанного
аварийным и подлежащим сносу на 1 января 2007 г.;
     завершение     выполнения    обязательств    по    предоставлению
государственных  жилищных  сертификатов гражданам, уволенным с военной
службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до
1 января 2005 г., обеспечение военнослужащих служебным жильем;
     отработка  организационно-правовых механизмов реализации проектов
комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
     завершение  паспортизации  жилого  фонда  и объектов коммунальной
инфраструктуры;
     формирование  в  городах  с  населением  свыше  100  тыс. человек
конкурентного   профессионального  рынка  услуг  по  управлению  жилой
недвижимостью, осуществляемому частными организациями;
     введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере;
     к 2020 году:
     увеличение  объема  ввода  жилья  до 140 - 150 млн. кв. м на базе
комплексного  освоения  территорий и развития застроенных территорий в
целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной
документации;
     увеличение  объема  выдаваемых  ипотечных  кредитов  до 4,8 трлн.
рублей в год (в ценах 2007 года) или 2,7 млн. кредитов;
     широкое   внедрение   кредитно-финансовых   механизмов  жилищного
строительства  и  развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на
базе институтов частно-государственного партнерства;
     функционирование   всех   форм   использования   жилищного  фонда
(приобретение    собственного    жилья,    наем    жилья   социального
использования,  наем частного жилья, некоммерческий наем, приобретение
домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов и т.д.);
     завершение  выполнения  обязательств  по  обеспечению жильем лиц,
принятых  на  учет до 1 марта 2005 г., в целях предоставления им жилых
помещений по договорам социального найма;
     функционирование  при  поддержке  государства кредитно-финансовых
механизмов    проведения    капитального   ремонта   и   реконструкции
многоквартирных    домов,    в    том   числе   на   базе   институтов
частно-государственного партнерства.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа