ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

V. Повышение национальной конкурентоспособности

     Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной
задачей,  успех которой определяется развитием человеческого капитала,
экономических  институтов,  реализацией  и  укреплением  уже имеющихся
конкурентных   преимуществ   России   в   энергосырьевых   отраслях  и
транспортной    инфраструктуре    и   созданием   новых   конкурентных
преимуществ,  связанных  с  диверсификацией  экономики и формированием
мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
     Наряду   с   приоритетным   развитием  человеческого  капитала  и
сервисной  экономики  важнейшим  сектором реализации знаний, занятости
населения  и  производства  доходов  в  предстоящие  10 - 15 лет будут
базовые  отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного
сектора.   Именно   в  этих  секторах  Россия  обладает  значительными
конкурентными  преимуществами, однако именно здесь накопились основные
барьеры  роста  и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое
обновление  всех  базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые
информационные  нано-  и  биотехнологии,  является  важнейшим условием
успеха  инновационного  социально  ориентированного  развития и успеха
страны в глобальной конкуренции.
     В  настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и
услуг  не  могут  быстро  обеспечить  значимый  вклад  в рост валового
внутреннего  продукта  в  силу  неразвитости  этих сфер и недостаточно
высокой  конкурентоспособности  их  продукции.  Все машиностроительные
производства  создают около 3 процентов валового внутреннего продукта,
тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли - 28 - 30 процентов
валового внутреннего продукта.
     Потенциал  вклада  в  ускорение темпов роста валового внутреннего
продукта  наукоемкой  продукции и экономики знаний в 2014 - 2017 годах
может  сравняться  с  вкладом  традиционных секторов и превысить вклад
нефтегазового  комплекса.  К  2020 году доля нефтегазового комплекса в
структуре   валового  внутреннего  продукта  сократится  до  10  -  12
процентов  (с  18,7  процента  в 2007 году), а вклад сектора экономики
знаний  и  высоких  технологий увеличится до 17 - 19 процентов (с 10,9
процента в 2007 году).
     Перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации
определяются возможностью решения следующих задач:
     обеспечение  поступательного  развития  нефтегазового  комплекса,
переход  к  новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличение
спроса на российские машины и оборудование;
     модернизация    сырьевого   и   перерабатывающего   производства,
увеличение   глубины   переработки   сырья,   снижение   энергоемкости
производства  и повышение его экологичности, расширение присутствия на
мировых рынках сырьевых товаров;
     ускорение  роста  высоко-  и  среднетехнологичного  производства,
экономики  интеллектуально емких услуг, выход предприятий на внешние и
внутренние  рынки  с  новой  конкурентоспособной  продукцией с высокой
долей добавленной стоимости.
     В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в том
числе  путем  импортозамещения)  среднетехнологичного  производства  -
пищевой   промышленности,   промышленности   строительных  материалов,
деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной  промышленности,  а также
экспортно   ориентированных   химической   промышленности   и  цветной
металлургии.   Нахождение   оптимального  баланса  между  экспортом  и
внутренним  потреблением  углеводородов  создаст  условия  для мощного
развития нефте- и газохимии.
     Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко-
и  среднетехнологичных  секторах  Россия  обладает  в сфере оборонного
производства   (авиационной,   судостроительной,   ракетно-космической
промышленности  и  т.д.).  Однако  отставание  гражданских  высоко-  и
среднетехнологичных  отраслей (электроники, гражданского авиастроения,
автомобилестроения  и  др.) не только лишает российскую промышленность
перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения,
но  и  создает  в  долгосрочной  перспективе  угрозу  утраты имеющихся
заделов в оборонном производстве.
     В  этих  условиях  государство  вынуждено  предпринимать активные
усилия   не   только   по  модернизации  оборонного  комплекса,  но  и
стимулировать  развитие двойных технологий, технологическое обновление
таких    массовых    секторов   экономики,   как   автомобилестроение,
транспортное  машиностроение  и станкостроение, которые имеют решающее
значение для повышения среднего технологического уровня промышленности
и импортозамещения.
     Масштаб   накопившихся   структурных   диспропорций   и   высокая
конкуренция  иностранной продукции в условиях укрепления курса рубля и
растущей  стоимости  энергии  и  рабочей силы препятствуют эффективной
структурной  диверсификации  промышленности и экономики в целом. Успех
диверсификации      во      многом      зависит     от     становления
инновационно-промышленной политики - оптимального сочетания программ и
отдельных     мероприятий     по    стимулированию    конкуренции    и
предпринимательской  инициативы, и государственной поддержки системных
прорывных  проектов,  прежде  всего,  в рамках частно-государственного
партнерства.
     Необходимые  изменения  в  структуре производства могут произойти
только  при  расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций при
ведении  бизнеса,  формировании  как  мощного  слоя  малого и среднего
предпринимательства,  так  и  крупных  российских  компаний,  играющих
значимую роль на мировых рынках.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа