ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Постановление. Правительство Москвы. 02.12.08 1075-ПП

Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5.5. Тарифная политика в сфере энергоснабжения города

     Опыт  развития  энергетических  рынков многих государств показал,
что  система  цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы активно
воздействует  на  их  рациональное  использование и оказывает решающее
влияние на уровень спроса потребителей.
     В  связи с этим одной из основных задач ценовой политики является
установление  объективного  соотношения  цен  на взаимозаменяемые виды
топлива:  газ  -  уголь  -  топочный  мазут, которые в свою очередь во
многом определяют уровень тарифов на тепло- и электроэнергию.
     Цены  на  газ,  тепло-  и  электроэнергию  в  настоящее  время  в
значительной  степени регулируются государством. Уголь и нефтепродукты
продаются по свободным ценам.
     Политика ценообразования в сфере энергоснабжения должна учитывать
потребительский  эффект  от  использования  различных энергоносителей:
коэффициент    полезного    действия   энергоиспользующих   установок,
эксплуатационную  и инвестиционную составляющую затрат потребителей, а
также   стоимость   загрязнений  окружающей  среды  при  использовании
потребителем  того  или иного энергоносителя. Как показали выполненные
расчеты,  применительно  к  топливу  это означает, что для обеспечения
конкурентоспособности  угля  с  природным газом его цена (в расчете на
одну  тонну  условного  топлива) должна быть ниже цены газа примерно в
2-2,5 раза.
     Потребительский эффект газа по сравнению с мазутом меньше, чем по
отношению  к  углю. Замена газа на мазут при сжигании его на передовых
технологических  установках будет эффективна, если мазут будет дешевле
газа  на 15-30%. В данный момент это представляется маловероятным, так
как рост цен на нефть опережает даже самые мрачные прогнозы.
     Низкие   цены   на   газ   не  создают  стимулов  к  эффективному
использованию  газа,  электроэнергии  и тепла, производимых на газовых
ТЭС   и   котельных,   тормозят   развитие   и   внедрение   газо-   и
энергосберегающих технологий и оборудования.
     Энергетической  стратегией  России предусматривается, что по мере
развития  рыночных  отношений и интеграции России в мировое сообщество
внутренние   цены   на  топливо  будут  стремиться  к  соответствию  с
экспортными ценами на газ, моторное топливо и уголь.
     Правительство   РФ  закрепило  этот  принцип  своим  решением  от
30.11.2006  за  N 42 и определило темпы роста внутренних цен на газ на
среднесрочный  период:  с  1  января  2008  г.  средние  оптовые  цены
повышаются  на  25%, с 1 января и с 1 июля 2009 г. - на 13%, а в целом
за  2009  г.  -  на 27,7%, с 1 января и с 1 июля 2010 г. - на 13%, а в
целом  за  год  -  на  27,7%. С 1 января 2011 г. цены на газ достигнут
уровня,  обеспечивающего  равную доходность поставок газа на внешний и
внутренний рынки.
     Постановлением   Правительства   РФ   N  333  (май  2007  г.)  "О
совершенствовании  государственного  регулирования  цен  на  газ" были
определены  максимальный  и  минимальный  уровни  оптовых  цен на газ.
Диапазон  между  этими  уровнями должен постепенно уменьшаться с 60% в
2007 г. до 0 с 2011 г.
     Приказом  Федеральной  службы  по  тарифам от 4 декабря 2007 г. N
403-э/1  "Об  оптовых  ценах  на  газ,  добываемый ОАО "Газпром" и его
аффилированными  лицами,  реализуемый потребителям" с 1 января 2008 г.
установлена  оптовая  цена  на  газ  для  потребителей  Москвы  (кроме
населения)  в  размере от 1784 руб./1000 куб. м до 2676 руб./1000 куб.
м, а для населения - в размере 1304 руб./1000 куб. м (без НДС).
     Поэтапный   рост   цен  на  газ  будет  стимулировать  увеличение
инвестиций   в   газо-   и   энергосберегающие   технологии   и  будет
способствовать   замещению   газа   в   регионах  ОЭС  Центра  другими
энергоносителями (углем, гидроэнергией, атомной энергией и др.).
     Для повышения устойчивости работы московской энергосистемы особую
роль  в  перспективном  периоде может сыграть использование сжиженного
природного  газа.  Это  позволит повысить надежность энергообеспечения
потребителей при пиковых нагрузках в осенне-зимний период.
     За  прошедшие десятилетия благодаря усовершенствованию технологий
затраты на сжижение, транспортировку и регазификацию цены на сжиженный
природный  газ  снизились  примерно  на  30%.  Как  показывает  анализ
зарубежных  данных,  цена  на  импортный  СПГ  в  Европе лишь на 15-20
процентов превышает цену импортного трубопроводного газа (в расчете на
одну тонну условного топлива) и имеет тенденцию к сближению. С большой
долей  осторожности  можно  предположить,  что указанные соотношения в
оптовых ценах сетевого газа и СПГ можно будет принять и для российских
потребителей.
     Правительством  России  было  принято  также  решение о поэтапном
увеличении  доли  электроэнергии, реализуемой по свободным ценам, и ее
поставке  с  1  января  2011  г.  на  оптовый рынок в полном объеме по
свободным (нерегулируемым) ценам.
     Прогнозные  цены  на  природный  газ  и электроэнергию в Москве в
2008-2025   гг.,   полученные   на   основе   рекомендаций   последних
правительственных  документов,  приведены  в  таблице  5.1. Эти оценки
показывают,   что   к   2011  г.  оптовые  цены  природного  газа  для
промышленности   Москвы  вырастут  примерно  в  2,6  раза,  за  период
2011-2020 гг. - в 1,5 раза, за период 2020-2025 гг. - в 1,2 раза.
     Средний  одноставочный  тариф  на электроэнергию в промышленности
Москвы вырастет с современного уровня 1,7 руб./кВтч до 3,0 руб./кВтч в
2011 г., до 4,5 руб./кВтч в 2020 г. и до 5,2 руб./кВтч в 2025 г. Таким
образом, номинально цена электроэнергии к 2025 г. вырастет в 3 раза.

                                                           Таблица 5.1

                         ПРОГНОЗНАЯ ДИНАМИКА
               ЦЕН НА ГАЗ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В МОСКВЕ <*>

--------------------------------
     <*> В сопоставимых ценах 2008 г.

-----------------------------------------------------------------
|Год |Оптовая цена     |Оптовая цена    |Тариф на электроэнергию|
|    |на газ           |на газ          |в промышленности,      |
|    |в промышленности,|для населения,  |руб./кВтч              |
|    |руб./тыс. куб. м |руб./тыс. куб. м|                       |
|----|-----------------|----------------|-----------------------|
|2008|             1784|            1304|                   1,74|
|----|-----------------|----------------|-----------------------|
|2011|             4740|            3460|                   3,02|
|----|-----------------|----------------|-----------------------|
|2020|             7170|            5235|                   4,49|
|----|-----------------|----------------|-----------------------|
|2025|             8542|            6238|                   5,25|
-----------------------------------------------------------------

     Правительством  РФ  принято  постановление  от  15  мая 2008 г. о
внедрении  в  электросетевом комплексе страны до 2011 г. новой системы
тарифов  на  услуги  естественных  монополий на основе RAB (Regulatory
asset base - регулируемая база активов).
     С 1 июля 2008 г. запущено пять пилотных проектов, с 1 января 2009
г.  намечен  переход на новую систему тарифов большинства региональных
сетевых компаний.
     Введение   тарифного   регулирования   на  основе  RAB  позволяет
финансировать    инвестиционные   программы   путем   реинвестирования
акционерного   капитала   на   условиях  возвратности  и  интенсивного
использования  заемного капитала и создает для электросетевых компаний
возможность реализации инвестпрограмм без бюджетных вливаний. При этом
тариф  на передачу включает справедливую доходность на инвестированный
капитал в соответствии с ведущей мировой практикой.
     Инвесторы   получают   гарантии   возвратности   инвестированного
капитала  и  компенсации  его стоимости на рыночных условиях, снижение
рисков и достижение низкой стоимости привлекаемого капитала.
     Потребитель  оплачивает  инвестированный  капитал  по  стоимости,
доступной  монополии (12%) и не доступной отдельно взятому потребителю
(25-30%   для   среднего,   малого   бизнеса),   при  этом  инвестиции
осуществляются  в  ближайшие  годы,  а  потребитель  платит  за  них в
рассрочку в течение 30-40 лет.
     Для электросетевых компаний создается экономическая мотивация для
снижения   издержек   и   вводится  экономическая  ответственность  за
показатели надежности и качества обслуживания потребителей.
     В  целом создается прецедент эффективной работы частного капитала
в инфраструктуре, основанный на лучшем международном опыте.
     Основные направления тарифной политики в сфере энергоснабжения на
перспективу:
     1.  Организовать  постоянный  мониторинг нерегулируемых тарифов и
анализ  обоснованности  их  роста  на  розничном  рынке электроэнергии
Москвы.   Превышение  нерегулируемых  тарифов  на  электроэнергию  над
регулируемыми на ОРЭМ с начала 2007 г. составило 1,3-1,6 раза при доле
продаж по свободным тарифам около 10%. К началу 2011 г. нерегулируемые
тарифы будут применяться к полному объему продаж электроэнергии.
     2.   Для  тарифного  стимулирования  снижения  зимнего  максимума
нагрузки  следует  рассмотреть  возможность  введения  более  глубокой
дифференциации   тарифов   на  электроэнергию  в  сезонном  цикле  для
потребителей кроме населения. В настоящее время соотношение тарифов на
электроэнергию  в  пиковой  и базовой части суточного графика нагрузок
составляет: по населению - 4-кратное, для прочих групп - 1,5-кратное и
не зависит от сезона года.
     3.  Установить  в  сфере  теплоснабжения  двухставочный  тариф со
ставками  за  установленную  тепловую  мощность  и  тепловую энергию и
возможной   дифференциацией   для   отопительного  и  внеотопительного
сезонов.
     При  применении  одноставочных  тарифов  на  тепловую  энергию  у
потребителей и ЭСО отсутствует ответственность за завышение договорных
нагрузок,  а  в  летний  период  ЭСО  попадают  в  сложное  финансовое
положение  из-за  снижения  тепловой  нагрузки.  Переход к расчетам за
тепловую  энергию по двухставочным тарифам позволит снизить договорную
нагрузку и подключить к действующим источникам новых потребителей.
     4.  РЭК  Москвы  устанавливает  тарифы экономического развития на
электрическую    энергию    для   отдельных   потребителей   с   целью
финансирования   программ   энергосбережения   и  энергоэффективности.
Целесообразно рассмотреть возможность применения этого порядка в сфере
тепло-  и газоснабжения - в тарифы для потребителей тепловой энергии и
газа включать специальную дополнительную надбавку, средства от которой
направлять на конкурсной основе на выполнение программ потребителей по
тепло- и газосбережению.
     5. Разработать порядок государственного контроля соответствующими
органами  Правительства  Москвы  над  эффективностью  функционирования
рынков  газа, электрической и тепловой энергии, в том числе за целевым
использованием  средств  на  инвестиционные  программы,  включенных  в
тарифы.
     6.  В  соответствии  с  постановлением  Правительства о внедрении
новой  системы  тарифов на услуги естественных монополий на основе RAB
организовать   подготовку  к  переходу  ОАО  "Московская  объединенная
электросетевая компания" на эту систему с 1 января 2009 г.

Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа