Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".
5.5. Тарифная политика в сфере энергоснабжения города Опыт развития энергетических рынков многих государств показал, что система цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы активно воздействует на их рациональное использование и оказывает решающее влияние на уровень спроса потребителей. В связи с этим одной из основных задач ценовой политики является установление объективного соотношения цен на взаимозаменяемые виды топлива: газ - уголь - топочный мазут, которые в свою очередь во многом определяют уровень тарифов на тепло- и электроэнергию. Цены на газ, тепло- и электроэнергию в настоящее время в значительной степени регулируются государством. Уголь и нефтепродукты продаются по свободным ценам. Политика ценообразования в сфере энергоснабжения должна учитывать потребительский эффект от использования различных энергоносителей: коэффициент полезного действия энергоиспользующих установок, эксплуатационную и инвестиционную составляющую затрат потребителей, а также стоимость загрязнений окружающей среды при использовании потребителем того или иного энергоносителя. Как показали выполненные расчеты, применительно к топливу это означает, что для обеспечения конкурентоспособности угля с природным газом его цена (в расчете на одну тонну условного топлива) должна быть ниже цены газа примерно в 2-2,5 раза. Потребительский эффект газа по сравнению с мазутом меньше, чем по отношению к углю. Замена газа на мазут при сжигании его на передовых технологических установках будет эффективна, если мазут будет дешевле газа на 15-30%. В данный момент это представляется маловероятным, так как рост цен на нефть опережает даже самые мрачные прогнозы. Низкие цены на газ не создают стимулов к эффективному использованию газа, электроэнергии и тепла, производимых на газовых ТЭС и котельных, тормозят развитие и внедрение газо- и энергосберегающих технологий и оборудования. Энергетической стратегией России предусматривается, что по мере развития рыночных отношений и интеграции России в мировое сообщество внутренние цены на топливо будут стремиться к соответствию с экспортными ценами на газ, моторное топливо и уголь. Правительство РФ закрепило этот принцип своим решением от 30.11.2006 за N 42 и определило темпы роста внутренних цен на газ на среднесрочный период: с 1 января 2008 г. средние оптовые цены повышаются на 25%, с 1 января и с 1 июля 2009 г. - на 13%, а в целом за 2009 г. - на 27,7%, с 1 января и с 1 июля 2010 г. - на 13%, а в целом за год - на 27,7%. С 1 января 2011 г. цены на газ достигнут уровня, обеспечивающего равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынки. Постановлением Правительства РФ N 333 (май 2007 г.) "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" были определены максимальный и минимальный уровни оптовых цен на газ. Диапазон между этими уровнями должен постепенно уменьшаться с 60% в 2007 г. до 0 с 2011 г. Приказом Федеральной службы по тарифам от 4 декабря 2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям" с 1 января 2008 г. установлена оптовая цена на газ для потребителей Москвы (кроме населения) в размере от 1784 руб./1000 куб. м до 2676 руб./1000 куб. м, а для населения - в размере 1304 руб./1000 куб. м (без НДС). Поэтапный рост цен на газ будет стимулировать увеличение инвестиций в газо- и энергосберегающие технологии и будет способствовать замещению газа в регионах ОЭС Центра другими энергоносителями (углем, гидроэнергией, атомной энергией и др.). Для повышения устойчивости работы московской энергосистемы особую роль в перспективном периоде может сыграть использование сжиженного природного газа. Это позволит повысить надежность энергообеспечения потребителей при пиковых нагрузках в осенне-зимний период. За прошедшие десятилетия благодаря усовершенствованию технологий затраты на сжижение, транспортировку и регазификацию цены на сжиженный природный газ снизились примерно на 30%. Как показывает анализ зарубежных данных, цена на импортный СПГ в Европе лишь на 15-20 процентов превышает цену импортного трубопроводного газа (в расчете на одну тонну условного топлива) и имеет тенденцию к сближению. С большой долей осторожности можно предположить, что указанные соотношения в оптовых ценах сетевого газа и СПГ можно будет принять и для российских потребителей. Правительством России было принято также решение о поэтапном увеличении доли электроэнергии, реализуемой по свободным ценам, и ее поставке с 1 января 2011 г. на оптовый рынок в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам. Прогнозные цены на природный газ и электроэнергию в Москве в 2008-2025 гг., полученные на основе рекомендаций последних правительственных документов, приведены в таблице 5.1. Эти оценки показывают, что к 2011 г. оптовые цены природного газа для промышленности Москвы вырастут примерно в 2,6 раза, за период 2011-2020 гг. - в 1,5 раза, за период 2020-2025 гг. - в 1,2 раза. Средний одноставочный тариф на электроэнергию в промышленности Москвы вырастет с современного уровня 1,7 руб./кВтч до 3,0 руб./кВтч в 2011 г., до 4,5 руб./кВтч в 2020 г. и до 5,2 руб./кВтч в 2025 г. Таким образом, номинально цена электроэнергии к 2025 г. вырастет в 3 раза. Таблица 5.1 ПРОГНОЗНАЯ ДИНАМИКА ЦЕН НА ГАЗ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В МОСКВЕ <*> -------------------------------- <*> В сопоставимых ценах 2008 г. ----------------------------------------------------------------- |Год |Оптовая цена |Оптовая цена |Тариф на электроэнергию| | |на газ |на газ |в промышленности, | | |в промышленности,|для населения, |руб./кВтч | | |руб./тыс. куб. м |руб./тыс. куб. м| | |----|-----------------|----------------|-----------------------| |2008| 1784| 1304| 1,74| |----|-----------------|----------------|-----------------------| |2011| 4740| 3460| 3,02| |----|-----------------|----------------|-----------------------| |2020| 7170| 5235| 4,49| |----|-----------------|----------------|-----------------------| |2025| 8542| 6238| 5,25| ----------------------------------------------------------------- Правительством РФ принято постановление от 15 мая 2008 г. о внедрении в электросетевом комплексе страны до 2011 г. новой системы тарифов на услуги естественных монополий на основе RAB (Regulatory asset base - регулируемая база активов). С 1 июля 2008 г. запущено пять пилотных проектов, с 1 января 2009 г. намечен переход на новую систему тарифов большинства региональных сетевых компаний. Введение тарифного регулирования на основе RAB позволяет финансировать инвестиционные программы путем реинвестирования акционерного капитала на условиях возвратности и интенсивного использования заемного капитала и создает для электросетевых компаний возможность реализации инвестпрограмм без бюджетных вливаний. При этом тариф на передачу включает справедливую доходность на инвестированный капитал в соответствии с ведущей мировой практикой. Инвесторы получают гарантии возвратности инвестированного капитала и компенсации его стоимости на рыночных условиях, снижение рисков и достижение низкой стоимости привлекаемого капитала. Потребитель оплачивает инвестированный капитал по стоимости, доступной монополии (12%) и не доступной отдельно взятому потребителю (25-30% для среднего, малого бизнеса), при этом инвестиции осуществляются в ближайшие годы, а потребитель платит за них в рассрочку в течение 30-40 лет. Для электросетевых компаний создается экономическая мотивация для снижения издержек и вводится экономическая ответственность за показатели надежности и качества обслуживания потребителей. В целом создается прецедент эффективной работы частного капитала в инфраструктуре, основанный на лучшем международном опыте. Основные направления тарифной политики в сфере энергоснабжения на перспективу: 1. Организовать постоянный мониторинг нерегулируемых тарифов и анализ обоснованности их роста на розничном рынке электроэнергии Москвы. Превышение нерегулируемых тарифов на электроэнергию над регулируемыми на ОРЭМ с начала 2007 г. составило 1,3-1,6 раза при доле продаж по свободным тарифам около 10%. К началу 2011 г. нерегулируемые тарифы будут применяться к полному объему продаж электроэнергии. 2. Для тарифного стимулирования снижения зимнего максимума нагрузки следует рассмотреть возможность введения более глубокой дифференциации тарифов на электроэнергию в сезонном цикле для потребителей кроме населения. В настоящее время соотношение тарифов на электроэнергию в пиковой и базовой части суточного графика нагрузок составляет: по населению - 4-кратное, для прочих групп - 1,5-кратное и не зависит от сезона года. 3. Установить в сфере теплоснабжения двухставочный тариф со ставками за установленную тепловую мощность и тепловую энергию и возможной дифференциацией для отопительного и внеотопительного сезонов. При применении одноставочных тарифов на тепловую энергию у потребителей и ЭСО отсутствует ответственность за завышение договорных нагрузок, а в летний период ЭСО попадают в сложное финансовое положение из-за снижения тепловой нагрузки. Переход к расчетам за тепловую энергию по двухставочным тарифам позволит снизить договорную нагрузку и подключить к действующим источникам новых потребителей. 4. РЭК Москвы устанавливает тарифы экономического развития на электрическую энергию для отдельных потребителей с целью финансирования программ энергосбережения и энергоэффективности. Целесообразно рассмотреть возможность применения этого порядка в сфере тепло- и газоснабжения - в тарифы для потребителей тепловой энергии и газа включать специальную дополнительную надбавку, средства от которой направлять на конкурсной основе на выполнение программ потребителей по тепло- и газосбережению. 5. Разработать порядок государственного контроля соответствующими органами Правительства Москвы над эффективностью функционирования рынков газа, электрической и тепловой энергии, в том числе за целевым использованием средств на инвестиционные программы, включенных в тарифы. 6. В соответствии с постановлением Правительства о внедрении новой системы тарифов на услуги естественных монополий на основе RAB организовать подготовку к переходу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на эту систему с 1 января 2009 г. |
Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".