О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 03.12.08 01/14303-8-32

Фрагмент документа "О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Осуществление действий, направленных на достижение
                    целей мероприятия по контролю

     2.1.   При   проведении   проверки  информации  о  несоответствии
выпущенной  в  обращение продукции требованиям технических регламентов
должностным  лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в
первую   очередь  следует  потребовать  от  продавца  такой  продукции
предъявления   документов,   подтверждающих   соответствие   продукции
требованиям   технических  регламентов  (сертификат  соответствия  или
декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом
регулировании").
     При этом следует обращать внимание на:
     - дату  выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой
продукции в обращение;
     - дату   выдачи   сертификата   соответствия   или  декларации  о
соответствии на такую продукцию.
     Это  важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3
статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со
дня  вступления  в  силу  данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года)
молоко  и  молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в
обращение  на  территории Российской Федерации, подлежат обязательному
подтверждению  соответствия  в  порядке, установленном данным Законом.
Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции
(выпущенных  в  обращение  с  17  декабря  2008  года) без сертификата
соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический
регламент на молоко и молочную продукцию".
     В  соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на
масложировую   продукцию"   сертификат  соответствия  и  декларация  о
соответствии  на  масложировую продукцию, выданные до дня вступления в
силу  данного  Закона  (т.е.  до  29  декабря 2008 года), действуют до
окончания  сроков  действия  такого  сертификата (декларации). Также и
масложировая   продукция,  изготовленная  или  импортированная  до  29
декабря  2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков
ее  годности  или  хранения.  Таким образом, с 29 декабря 2008 года не
допускается    к   выпуску   в   обращение   масложировая   продукция,
изготовленная  или  импортированная  без  сертификата соответствия или
декларации  о  соответствии  требованиям  ФЗ "Технический регламент на
масложировую продукцию".
     2.2.  Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие
продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие
последствия:
     1.  В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата
соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает
административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4
КоАП,  в  соответствии  с  которой возможно применение дополнительного
наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом).
     До   применения   административного  наказания,  предусмотренного
указанной   нормой   КоАП,   лицу,  в  отношении  которого  возбуждено
производство   по  делу,  следует  выдать  предписание  об  устранении
выявленного   нарушения   требований   технических   регламентов  и  о
представлении    отсутствующих    на   момент   проверки   документов,
подтверждающих    соответствие   реализуемой   продукции   техническим
регламентам, в установленный срок.
     В  случае  неисполнения  такого  предписания в установленный срок
виновное     лицо     подлежит    административной    ответственности,
предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи
19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение
от    представления   документов   или   сведений,   необходимых   для
осуществления  государственного  контроля  (надзора).  В данном случае
правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований,
предписанных ему уполномоченным должностным лицом.
     2.  В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или
сертификата  соответствия  продукции  должностное  лицо  приступает  к
проведению  оценки  соответствия  продукции  обязательным  требованиям
технических регламентов путем ее идентификации.
     Целями   идентификации  молока  и  продуктов  его  переработки  в
соответствии  с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко
и молочную продукцию" являются:
     - отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения
ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
     - установление соответствия молока и продуктов его переработки, в
том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям
Технического регламента на молоко и молочную продукцию;
     - установление  соответствия  молока  и продуктов его переработки
сведениям,  содержащимся  в  информации для потребителей, декларации о
соответствии    или    сертификате    соответствия,    предоставленных
изготовителем или продавцом.
     Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на
молоко  и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в
том числе:
     1)  экспертиза  документов,  в соответствии с которыми произведен
конкретный   продукт.   Если   такая  экспертиза  проводится  в  целях
установления   соответствия   конкретного  продукта  виду,  конкретной
партии,  подтверждения  однородности  партии  этого продукта, то такая
экспертиза осуществляется посредством:
     - исследования сопроводительных документов;
     - исследования     соответствия    сопроводительных    документов
маркировке  на  потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему
виду идентифицируемого продукта и упаковки;
     2)   испытания  (исследования)  молочной  продукции  (конкретного
продукта)  в  аккредитованных  испытательных лабораториях (центрах), в
том числе в случаях:
     - недостаточности  или недостоверности информации, полученной при
экспертизе документов;
     - если   соответствие   молока   и   продуктов   его  переработки
требованиям  Технического  регламента  на  молоко и молочную продукцию
подтверждено;
     - при  необходимости  подтверждения  факта фальсификации молока и
продуктов его переработки;
     3)  экспертиза  документов,  в соответствии с которыми произведен
конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта.
     При  осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки
соответствия  молочной  продукции  требованиям технических регламентов
осуществляется  первая  из  перечисленных выше процедур, т.е. в первую
очередь  проводится  экспертиза  документов, в соответствии с которыми
произведен  конкретный  продукт.  Переход  к  процедурам,  указанным в
пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации
о    несоответствии    идентифицируемой   продукции   требованиям   ФЗ
"Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
     В  процессе  идентификации  молока  и  продуктов  его переработки
используются  сведения,  указанные в следующих статьях ФЗ "Технический
регламент на молоко и молочную продукцию":
     - статья   2,   устанавливающая  перечень  объектов  технического
регулирования;
     - статья   4,   определяющая   понятия   (молока,  продуктов  его
переработки и др.);
     - статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания;
     - статья  26,  устанавливающая  показатели идентификации молока и
продуктов его переработки.
     Показатели  идентификации  молока  и  продуктов  его  переработки
содержатся  в  приложениях  N  N 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на
молоко и молочную продукцию".
     В  ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться
описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в:
     - нормативных   документах   федеральных  органов  исполнительной
власти;
     - международных стандартах;
     - национальных стандартах;
     - стандартах организаций;
     - сопроводительных документах на эти продукты;
     - договорах поставок на эти продукты;
     - контрактах на эти продукты;
     - спецификациях на эти продукты;
     - информации на этикетках потребительских упаковок;
     - других содержащих описание этих продуктов документах.
     Признаками  фальсификации  молока  и  продуктов его переработки в
соответствии  с  частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и
молочную продукцию" являются:
     - содержащаяся   в   сопровождающих  документах  и  на  этикетках
информация   о   продукции  не  соответствует  наименованиям  и  (или)
показателям  идентификации,  установленным  Техническим регламентом на
молоко и молочную продукцию;
     - содержащаяся   в   сопровождающих  документах  и  на  этикетках
информация о продукции является недостоверной.
     Фальсифицированные  молоко  и  продукты  его переработки подлежат
принудительному отзыву по решению суда.
     До    принятия    судом    решения    о   принудительном   отзыве
фальсифицированных  молока  и  продуктов  его  переработки должностным
лицам  Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры
по:
     - приостановлению  производства  и  реализации фальсифицированных
молока  и  продуктов  его  переработки  путем  выдачи соответствующего
предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную
продукцию");
     - информированию  потребителей  о  приостановлении производства и
реализации  фальсифицированных  молока  и  продуктов  его  переработки
(через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца).
     Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст.
4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются:
     1)  установление  принадлежности  продукции  к  сфере действия ФЗ
"Технический регламент на масложировую продукцию";
     2)    предупреждение    действий,    вводящих    в    заблуждение
приобретателей;
     3)   отнесение   процессов  производства,  хранения  и  перевозки
масложировой  продукции,  указанной  в  ст.  2,  к  сфере  действия ФЗ
"Технический регламент на масложировую продукцию".
     В  соответствии  с  частями  5  -  7  статьи  25  ФЗ "Технический
регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор)
проводится в формах:
     1) визуального контроля;
     2) инструментального контроля.
     При   проведении   визуального   контроля   проверяются   наличие
маркировки  масложировой  продукции  и  ее соответствие требованиям ФЗ
"Технический регламент на масложировую продукцию".
     При  проведении  инструментального  контроля  с  помощью  средств
измерений    устанавливается   соответствие   масложировой   продукции
требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем
отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как
на  месте  проведения  государственного  контроля (надзора), так и вне
его.
     Статьей  4  ФЗ  "Технический регламент на масложировую продукцию"
предусмотрены  следующие  способы идентификации масложировой продукции
(в зависимости от поставленных целей):
     1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия
ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию":
     - визуальное   сравнение   наименования  масложировой  продукции,
указанного  на  упаковке,  с наименованием, установленным ст. 2, - для
продукции в потребительской упаковке;
     - визуальное   сравнение   наименования  масложировой  продукции,
указанного  в документе, подтверждающем переход права собственности на
продукцию,  с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не
потребительской упаковке;
     - визуальное   сравнение   наименования  масложировой  продукции,
указанного  в  информации  изготовителя или продавца, с наименованием,
установленным  ст.  2,  -  для  продукции,  изготавливаемой  в  личных
подсобных хозяйствах.
     2)  В  целях  предупреждения  действий,  вводящих  в  заблуждение
приобретателей:
     - установление соответствия идентифицируемой продукции признакам,
установленным ст. 3;
     - установление     соответствия     идентифицируемой    продукции
информации,  указанной  в маркировке и (или) документе, подтверждающем
переход  права собственности на продукцию, или информации изготовителя
или  продавца,  -  для  продукции,  изготавливаемой в личных подсобных
хозяйствах.
     3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки
масложировой  продукции,  указанной  в  ст.  2,  к  сфере  действия ФЗ
"Технический регламент на масложировую продукцию":
     - установление,  что  данные  процессы обеспечивают производство,
хранение  и  перевозку  масложировой  продукции,  указанной в ст. 2, в
соответствии  с  требованиями,  установленными  статьями  9  -  20  ФЗ
"Технический регламент на масложировую продукцию".
     2.3.   Оформление  сведений,  полученных  по  результатам  оценки
соответствия  (идентификации)  продукции  обязательным  требованиям ФЗ
"Технический   регламент   на   молоко  и  молочную  продукцию"  и  ФЗ
"Технический  регламент  на  масложировую продукцию", осуществляется в
соответствии   с   требованиями,  установленными  ФЗ  "О  защите  прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного  контроля  (надзора)" и Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях.
     Уполномоченное    должностное    лицо   территориального   органа
Роспотребнадзора,   при  наличии  к  тому  оснований,  принимает  меры
административного  воздействия  в пределах полномочий, предусмотренных
законодательством.
     При  получении  информации о несоответствии продукции требованиям
технических   регламентов  законодательством  в  области  технического
регулирования    предусмотрено    исполнение   федеральными   органами
государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих
полномочий (см. таблицу).

---------------------------------------------------------------------------
|         Полномочия,         |      Полномочия,       |   Полномочия,    |
|     предусмотренные ФЗ      |   предусмотренные ТР   |предусмотренные ТР|
|"О техническом регулировании"|       на молоко        | на масложировую  |
|                             |                        |    продукцию     |
|-----------------------------|------------------------|------------------|
|     проводить проверку      |   в случае выявления   |   осуществлять   |
|  достоверности полученной   | нарушений ТР принимать |  идентификацию   |
| информации о несоответствии |меры в целях недопущения|     объектов     |
|    продукции требованиям    | причинения вреда жизни |   технического   |
|  тех. регламентов (ст. 39)  | или здоровью граждан,  |  регулирования   |
|-----------------------------|    окружающей среде    | тех. регламента  |
|  требовать от изготовителя  |                        |     (ст. 26)     |
|(продавца, лица, выполняющего|                        |                  |
|    функции иностранного     |                        |                  |
|   изготовителя) материалы   |                        |                  |
|   проверки достоверности    |                        |                  |
|   полученной информации о   |                        |                  |
|  несоответствии продукции   |                        |                  |
| требованиям тех. регламентов|                        |                  |
|         (ч. 1 ст. 38)       |                        |                  |
|-----------------------------|                        |------------------|
|   согласовывать программу   |                        | проводить отбор  |
|мероприятий по предотвращению|                        |     образцов     |
|     причинения вреда,       |                        |   масложировой   |
| разработанную изготовителем |                        |   продукции при  |
|      (продавцом, лицом,     |                        |    проведении    |
|     выполняющим функции     |                        |инструментального |
|  иностранного изготовителя) |                        |контроля (ст. 26) |
|        (ч. 2 ст. 38)        |                        |                  |
|-----------------------------|                        |                  |
| запрашивать у изготовителя  |                        |                  |
|(исполнителя, продавца, лица,|                        |                  |
|    выполняющего функции     |                        |                  |
|иностранного изготовителя) и |                        |                  |
|   иных лиц дополнительную   |                        |                  |
|    информацию о продукции,  |                        |                  |
|   процессах производства,   |                        |                  |
|   эксплуатации, хранения,   |                        |                  |
|   перевозки, реализации и   |                        |                  |
|   утилизации, в том числе   |                        |                  |
|   результаты исследований   |                        |                  |
|  (испытаний) и измерений,   |                        |                  |
|проведенных при осуществлении|                        |                  |
| обязательного подтверждения |                        |                  |
|    соответствия (ст. 39)    |                        |                  |
|-----------------------------|                        |                  |
| направлять запросы в другие |                        |                  |
|     федеральные органы      |                        |                  |
|    исполнительной власти    |                        |                  |
|          (ст. 39)           |                        |                  |
|-----------------------------|                        |                  |
|при необходимости привлекать |                        |                  |
|  специалистов для анализа   |                        |                  |
|    полученных материалов    |                        |                  |
|          (ст. 39)           |                        |                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|   выдавать предписание о    |выдавать предписания об |                  |
|  разработке изготовителем   |  устранении нарушений  |                  |
|      (продавцом, лицом,     |     и устанавливать    |                  |
|    выполняющим функции      | обоснованный с учетом  |                  |
|  иностранного изготовителя) |характера нарушений срок|                  |
|  программы мероприятий по   |     для исполнения     |                  |
|  предотвращению причинения  |      предписаний       |                  |
|вреда, оказывать содействие в|                        |                  |
|ее реализации и осуществлять |                        |                  |
| контроль за ее выполнением; |                        |                  |
| запрашивать у изготовителя  |                        |                  |
|       (продавца, лица,      |                        |                  |
|     выполняющего функции    |                        |                  |
|иностранного изготовителя) и |                        |                  |
|     иных лиц документы,     |                        |                  |
|  подтверждающие проведение  |                        |                  |
|  мероприятий, указанных в   |                        |                  |
|   программе мероприятий по  |                        |                  |
|  предотвращению причинения  |                        |                  |
| вреда; проверять соблюдение |                        |                  |
|сроков, указанных в программе|                        |                  |
|          (ст. 39)           |                        |                  |
|-----------------------------|                        |                  |
|   выдавать предписания об   |                        |                  |
|    устранении нарушений     |                        |                  |
|   требований технических    |                        |                  |
|     регламентов в срок,     |                        |                  |
|   установленный с учетом    |                        |                  |
|характера нарушения (ст. 34) |                        |                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|   выдавать предписание о    | выдавать предписания о |                  |
|   приостановке реализации   |      приостановке      |                  |
|   продукции при получении   |     производства и     |                  |
| информации о несоответствии | реализации или только  |                  |
| этой продукции требованиям  |  реализации продуктов  |                  |
|     тех. регламентов и      | переработки молока, не |                  |
|   необходимости принятия    |    соответствующих     |                  |
|   незамедлительных мер по   |      требованиям       |                  |
|  предотвращению причинения  |     (ч. 1 ст. 18)      |                  |
|   вреда жизни и здоровью    |                        |                  |
|  граждан при использовании  |                        |                  |
| этой продукции либо угрозы  |                        |                  |
|   причинения такого вреда   |                        |                  |
|         (ч. 3 ст. 39)       |                        |                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|    направлять в орган по    |требовать предоставления|                  |
|   сертификации, выдавший    |информации о результатах|                  |
|   сертификат, информацию о  |   производственного    |                  |
|необходимости приостановления|        контроля        |                  |
|  или прекращения действия   |    (часть 3 ст. 20)    |                  |
|  сертификата соответствия   |                        |                  |
|          (ст. 34)           |                        |                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|    вправе выдавать лицу,    |  направлять в органы,  |                  |
|   принявшему декларацию о   |  выдавшие сертификат   |                  |
| соответствии, предписание о |     соответствия,      |                  |
|     приостановлении или     |      или органы,       |                  |
|    прекращении действия     |   зарегистрировавшие   |                  |
| декларации о соответствии с |      декларацию о      |                  |
|обязательным информированием |соответствии, информацию|                  |
| об этом федерального органа |    о необходимости     |                  |
| исп. власти, организующего  |  приостановления или   |                  |
|   формирование и ведение    |  прекращения действия  |                  |
|единого реестра деклараций о |      декларации о      |                  |
|    соответствии (ст. 34)    |    соответствии или    |                  |
|                             |сертификата соответствия|                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|   привлекать изготовителя   |  принимать решение об  |                  |
|(исполнителя, продавца, лицо,|обращении в суд с иском |                  |
|     выполняющее функции     |о принудительном отзыве |                  |
| иностранного изготовителя)  | молока и продуктов его |                  |
|     к ответственности,      |    переработки, не     |                  |
|       предусмотренной       |    соответствующих     |                  |
| законодательством (ст. 34)  | требованиям настоящего |                  |
|-----------------------------|  Федерального закона   |                  |
|    принимать решение об     |                        |                  |
|   обращении в суд с иском   |                        |------------------|
|   о принудительном отзыве   |                        |                  |
| продукции (ст. 39, ст. 40)  |                        |                  |
|-----------------------------|------------------------|                  |
|       принимать иные        |осуществлять контроль за|                  |
|       предусмотренные       |утилизацией продукции, в|                  |
|  законодательством РФ меры  |   отношении которой    |                  |
|     в целях недопущения     | принято постановление  |                  |
|      причинения вреда       |     об утилизации      |                  |
|(см. технические регламенты) |     (ч. 3 ст. 19)      |                  |
---------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа