Фрагмент документа "О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".
2. Осуществление действий, направленных на достижение целей мероприятия по контролю 2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании"). При этом следует обращать внимание на: - дату выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой продукции в обращение; - дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию. Это важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года) молоко и молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 29 декабря 2008 года), действуют до окончания сроков действия такого сертификата (декларации). Также и масложировая продукция, изготовленная или импортированная до 29 декабря 2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков ее годности или хранения. Таким образом, с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.2. Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие последствия: 1. В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4 КоАП, в соответствии с которой возможно применение дополнительного наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом). До применения административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, следует выдать предписание об устранении выявленного нарушения требований технических регламентов и о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам, в установленный срок. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок виновное лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). В данном случае правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом. 2. В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции должностное лицо приступает к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации. Целями идентификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"; - установление соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию; - установление соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом. Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в том числе: 1) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством: - исследования сопроводительных документов; - исследования соответствия сопроводительных документов маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему виду идентифицируемого продукта и упаковки; 2) испытания (исследования) молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях: - недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов; - если соответствие молока и продуктов его переработки требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию подтверждено; - при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки; 3) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта. При осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки соответствия молочной продукции требованиям технических регламентов осуществляется первая из перечисленных выше процедур, т.е. в первую очередь проводится экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Переход к процедурам, указанным в пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации о несоответствии идентифицируемой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В процессе идентификации молока и продуктов его переработки используются сведения, указанные в следующих статьях ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию": - статья 2, устанавливающая перечень объектов технического регулирования; - статья 4, определяющая понятия (молока, продуктов его переработки и др.); - статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания; - статья 26, устанавливающая показатели идентификации молока и продуктов его переработки. Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в: - нормативных документах федеральных органов исполнительной власти; - международных стандартах; - национальных стандартах; - стандартах организаций; - сопроводительных документах на эти продукты; - договорах поставок на эти продукты; - контрактах на эти продукты; - спецификациях на эти продукты; - информации на этикетках потребительских упаковок; - других содержащих описание этих продуктов документах. Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются: - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию; - содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции является недостоверной. Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда. До принятия судом решения о принудительном отзыве фальсифицированных молока и продуктов его переработки должностным лицам Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры по: - приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи соответствующего предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"); - информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки (через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца). Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст. 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются: 1) установление принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию"; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 3) отнесение процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". В соответствии с частями 5 - 7 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор) проводится в формах: 1) визуального контроля; 2) инструментального контроля. При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его. Статьей 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" предусмотрены следующие способы идентификации масложировой продукции (в зависимости от поставленных целей): 1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не потребительской упаковке; - визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 2) В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей: - установление соответствия идентифицируемой продукции признакам, установленным ст. 3; - установление соответствия идентифицируемой продукции информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию": - установление, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию". 2.3. Оформление сведений, полученных по результатам оценки соответствия (идентификации) продукции обязательным требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает меры административного воздействия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством. При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицу). --------------------------------------------------------------------------- | Полномочия, | Полномочия, | Полномочия, | | предусмотренные ФЗ | предусмотренные ТР |предусмотренные ТР| |"О техническом регулировании"| на молоко | на масложировую | | | | продукцию | |-----------------------------|------------------------|------------------| | проводить проверку | в случае выявления | осуществлять | | достоверности полученной | нарушений ТР принимать | идентификацию | | информации о несоответствии |меры в целях недопущения| объектов | | продукции требованиям | причинения вреда жизни | технического | | тех. регламентов (ст. 39) | или здоровью граждан, | регулирования | |-----------------------------| окружающей среде | тех. регламента | | требовать от изготовителя | | (ст. 26) | |(продавца, лица, выполняющего| | | | функции иностранного | | | | изготовителя) материалы | | | | проверки достоверности | | | | полученной информации о | | | | несоответствии продукции | | | | требованиям тех. регламентов| | | | (ч. 1 ст. 38) | | | |-----------------------------| |------------------| | согласовывать программу | | проводить отбор | |мероприятий по предотвращению| | образцов | | причинения вреда, | | масложировой | | разработанную изготовителем | | продукции при | | (продавцом, лицом, | | проведении | | выполняющим функции | |инструментального | | иностранного изготовителя) | |контроля (ст. 26) | | (ч. 2 ст. 38) | | | |-----------------------------| | | | запрашивать у изготовителя | | | |(исполнителя, продавца, лица,| | | | выполняющего функции | | | |иностранного изготовителя) и | | | | иных лиц дополнительную | | | | информацию о продукции, | | | | процессах производства, | | | | эксплуатации, хранения, | | | | перевозки, реализации и | | | | утилизации, в том числе | | | | результаты исследований | | | | (испытаний) и измерений, | | | |проведенных при осуществлении| | | | обязательного подтверждения | | | | соответствия (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | | направлять запросы в другие | | | | федеральные органы | | | | исполнительной власти | | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | |при необходимости привлекать | | | | специалистов для анализа | | | | полученных материалов | | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------|------------------------| | | выдавать предписание о |выдавать предписания об | | | разработке изготовителем | устранении нарушений | | | (продавцом, лицом, | и устанавливать | | | выполняющим функции | обоснованный с учетом | | | иностранного изготовителя) |характера нарушений срок| | | программы мероприятий по | для исполнения | | | предотвращению причинения | предписаний | | |вреда, оказывать содействие в| | | |ее реализации и осуществлять | | | | контроль за ее выполнением; | | | | запрашивать у изготовителя | | | | (продавца, лица, | | | | выполняющего функции | | | |иностранного изготовителя) и | | | | иных лиц документы, | | | | подтверждающие проведение | | | | мероприятий, указанных в | | | | программе мероприятий по | | | | предотвращению причинения | | | | вреда; проверять соблюдение | | | |сроков, указанных в программе| | | | (ст. 39) | | | |-----------------------------| | | | выдавать предписания об | | | | устранении нарушений | | | | требований технических | | | | регламентов в срок, | | | | установленный с учетом | | | |характера нарушения (ст. 34) | | | |-----------------------------|------------------------| | | выдавать предписание о | выдавать предписания о | | | приостановке реализации | приостановке | | | продукции при получении | производства и | | | информации о несоответствии | реализации или только | | | этой продукции требованиям | реализации продуктов | | | тех. регламентов и | переработки молока, не | | | необходимости принятия | соответствующих | | | незамедлительных мер по | требованиям | | | предотвращению причинения | (ч. 1 ст. 18) | | | вреда жизни и здоровью | | | | граждан при использовании | | | | этой продукции либо угрозы | | | | причинения такого вреда | | | | (ч. 3 ст. 39) | | | |-----------------------------|------------------------| | | направлять в орган по |требовать предоставления| | | сертификации, выдавший |информации о результатах| | | сертификат, информацию о | производственного | | |необходимости приостановления| контроля | | | или прекращения действия | (часть 3 ст. 20) | | | сертификата соответствия | | | | (ст. 34) | | | |-----------------------------|------------------------| | | вправе выдавать лицу, | направлять в органы, | | | принявшему декларацию о | выдавшие сертификат | | | соответствии, предписание о | соответствия, | | | приостановлении или | или органы, | | | прекращении действия | зарегистрировавшие | | | декларации о соответствии с | декларацию о | | |обязательным информированием |соответствии, информацию| | | об этом федерального органа | о необходимости | | | исп. власти, организующего | приостановления или | | | формирование и ведение | прекращения действия | | |единого реестра деклараций о | декларации о | | | соответствии (ст. 34) | соответствии или | | | |сертификата соответствия| | |-----------------------------|------------------------| | | привлекать изготовителя | принимать решение об | | |(исполнителя, продавца, лицо,|обращении в суд с иском | | | выполняющее функции |о принудительном отзыве | | | иностранного изготовителя) | молока и продуктов его | | | к ответственности, | переработки, не | | | предусмотренной | соответствующих | | | законодательством (ст. 34) | требованиям настоящего | | |-----------------------------| Федерального закона | | | принимать решение об | | | | обращении в суд с иском | |------------------| | о принудительном отзыве | | | | продукции (ст. 39, ст. 40) | | | |-----------------------------|------------------------| | | принимать иные |осуществлять контроль за| | | предусмотренные |утилизацией продукции, в| | | законодательством РФ меры | отношении которой | | | в целях недопущения | принято постановление | | | причинения вреда | об утилизации | | |(см. технические регламенты) | (ч. 3 ст. 19) | | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".