Фрагмент документа "ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД".
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БАНКА РОССИИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ПРИНЯТЫЕ В 2008 ГОДУ ----------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятие | | п/п | | |---------|-----------------------------------------------------------------| |1 | Усиление социальной защиты семей и создание рабочих мест | |---------|-----------------------------------------------------------------| |1.1. | Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики | | | занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках | | | труда. | | | (Реализуются следующие мероприятия: Организация | | | проведения оплачиваемых общественных работ; Организация | | | временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих | | | трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте 18 - | | | 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений | | | начального и среднего профессионального образования, ищущих | | | работу впервые; Профессиональная подготовка, переподготовка, | | | повышение квалификации безработных граждан; Психологическая | | | подготовка безработных граждан; Организация профессиональной | | | ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности | | | (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; | | | Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; | | | Информирование о положении на рынке труда в субъекте, включая | | | организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |1.2. | Увеличение размера максимальной величины пособия по | | | безработице. | | | (На 2009 год минимальная величина пособия по | | | безработице составляет 850 рублей и максимальная величина | | | пособия по безработице - 4900 рублей.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2. | Сохранение и повышение промышленного и технологического | | | потенциала | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1. | Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими | | | предприятиями | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.1. | Поддержка системообразующих предприятий | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.1.2. | Формирование перечня системообразующих организаций российской | | | экономики. | | | (Сформированный Минэкономразвития России перечень из 295 | | | системообразующих организаций утвержден Правительственной | | | комиссией по повышению устойчивости развития российской | | | экономики.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2. | Меры налогового стимулирования | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.1. | Снижение ставки налога на прибыль. | | | (Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20%, при этом | | | федеральная часть налога снижена с 6,5 до 2,5%. Регионы в | | | дополнение к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части. | | | Цена вопроса: 400 млрд. руб. сокращения налоговых доходов | | | федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской | | | Федерации.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.2. | Переход на уплату налога по фактически полученной прибыли. | | | (В четвертом квартале 2008 года налогоплательщики были вправе | | | перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и | | | отказаться, таким образом, от внесения платежей, рассчитанных | | | исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный | | | период.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.3. | Переход к начислению амортизации в целях налогообложения | | | прибыли по группе объектов основных средств (по амортизационным | | | группам), применению нелинейного метода начисления амортизации. | | | (Применение нелинейного метода начисления амортизации позволяет | | | организациям ускорить списание стоимости основных средств и | | | ускорить обновление основного капитала.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.4. | Введение амортизационной премии в размере 30 процентов в | | | отношении вновь вводимых основных средств, относящихся к | | | третьей - седьмой амортизационным группам. | | | (150 млрд. руб. сокращения налоговых доходов федерального | | | бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.5. | Оптимизация срока уплаты налога на добавленную стоимость по | | | операциям, признаваемым объектами налогообложения данным | | | налогом. | | | (Начиная с налоговой отчетности за третий квартал 2008 | | | года, налог на добавленную стоимость уплачивается равными | | | долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым | | | периодом, а не единовременно по истечении налогового периода.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.6. | Освобождение от налогообложения налогом на добавленную | | | стоимость операций по ввозу технологического оборудования, | | | аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по | | | перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.7. | Отмена обязанности налогоплательщиков по перечислению налога на | | | добавленную стоимость отдельными платежными поручениями при | | | безденежных формах расчетов. | | | (Данная норма возвращает ранее действовавший порядок, согласно | | | которому было можно учитывать при начислении налогов | | | безденежные формы расчетов. Упрощает налоговое | | | администрирование налогоплательщиков.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.8. | Предоставление права на вычет налога на добавленную стоимость | | | по авансовым платежам. | | | (Данная мера позволяет обеспечить "нейтральность" налога по | | | отношению к производителям, учитывая то, что в целом НДС | | | является косвенным налогом. Высвобождает оборотные средства | | | организаций.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.9. | Снижение ставки налога на прибыль по упрощенной схеме | | | налогообложения | | | (Субъектам РФ дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы | | | дохода при применении упрощенной системы налогообложения. | | | Высвобождает оборотные средства налогоплательщиков.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.2.10.|.Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных.| | | налогов, если размер задолженности организации превышает 10 | | | миллиардов рублей, на срок, не превышающий пять лет по решению | | | Министра финансов Российской Федерации. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.3. | Содействие повышению доступности финансовых ресурсов | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.3.1. | Усиление контроля за работой органов управления банков, | | | получивших средства государственной поддержки (назначение | | | уполномоченного представителя Банка России) по вопросам размера | | | кредитования, предоставления гарантий, управления активами и | | | пассивами, вознаграждения органов управления кредитной | | | организации. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.3.2. | Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий, | | | предоставление в 2009 году государственных гарантий Российской | | | Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, выполняющими | | | государственный заказ, в том числе государственный оборонный | | | заказ. | | | (Увеличен прогнозируемый верхний предел государственного | | | внутреннего долга РФ (в том числе по государственным гарантиям | | | Российской Федерации в валюте РФ на 1 января 2010 года до 463 | | | млрд. рублей, на 1 января 2011 года до 492 млрд. рублей и на 1 | | | января 2012 года до 477 млрд. рублей). Предусмотрена | | | возможность предоставления Минфином РФ государственных гарантий | | | по кредитам отдельных организаций (в том числе стратегических | | | организаций оборонно-промышленного комплекса) в размере, не | | | превышающем 10 млрд. рублей по каждой гарантии, и увеличен | | | максимальный размер предоставления Минфином РФ государственных | | | гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта | | | промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США по каждой | | | государственной гарантии РФ.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.4. | Поддержка спроса | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.4.1. | Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по | | | государственным и муниципальным программам с выделением товаров | | | массового производства. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.4.2. | Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков | | | российских товаров при размещении госзаказа (до 31 декабря 2010 | | | г.). | | | Установлена преференция в размере 15 процентов от цены | | | заказа участникам торгов, поставляющим товары российского | | | происхождения, по сравнению с продукцией иностранного | | | производства. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.4.3. | Обеспечение возможности проведения конкурсов и заключения | | | контрактов по государственному заказу в части ФЦП и ГПВ на | | | период 2010 - 2011 годов. | | | Устанавливается порядок, обеспечивающий доведение до | | | получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных | | | обязательств до начала финансового года. Разрешается | | | государственным заказчикам до утверждения оборонного заказа на | | | 2009 - 2011 годы проведение конкурсов по размещению заданий, | | | выполнение которых начинается в 2009 году. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.1.4.4. | Увеличение объемов государственной поддержки экспорта | | | промышленной продукции (6 млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2. | ПОДДЕРЖКА ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.1. | Сельское хозяйство | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.1.1. | Повышение внеквотных ставок и сокращение тарифных квот на | | | импорт птицы и свинины. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.1.2. | Внесение изменений в Меморандум о финансовой политике | | | Внешэкономбанка (Банка развития), предусматривающих возможность | | | кредитования крупных проектов в агропромышленном комплексе. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.2. | Поддержка проектов автомобилестроения и сельскохозяйственного | | | машиностроения | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.2.1. | Корректировка ввозных таможенных пошлин в отношении | | | автомобильной техники. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.3. | Обеспечение финансовой поддержки предприятий оборонно- | | | промышленного комплекса | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.3.1. | Расширение практики предоставления инвестиционного налогового | | | кредита предприятиям оборонно-промышленного комплекса. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4. | Транспортный комплекс | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4.1. | Субсидии на возмещение убытков кредитных организаций, возникших | | | при предоставлении кредитов российским авиакомпаниям, в случае | | | недостаточности средств, поступивших от реализации предметов | | | залога по таким кредитам. (30 млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4.2. | Государственная поддержка авиакомпаний (взнос в ГК | | | "Ростехнологии"). (2 млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4.3. | Обеспечение беспошлинного ввоза воздушных судов иностранного | | | производства с количеством посадочных мест до 50 человек и | | | более 300 человек. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4.4. | Оптимизация ввозных таможенных пошлин на иностранные воздушные | | | суда при заключении соглашений и контрактов на поставку | | | аналогичных отечественных воздушных судов и об отмене ввозных | | | таможенных пошлин в отношении комплектующих изделий иностранных | | | производств, используемых для производства отечественных | | | воздушных судов. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.4.5. | Беспошлинный ввоз воздушных судов иностранного производства с | | | количеством посадочных мест до 50 человек | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.5. | Жилищное строительство и ЖКХ | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.5.1. | Увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при | | | покупке жилья с 1 до 2 млн. рублей. (Выпадающие доходы около 43 | | | млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.6. | Лесопромышленный комплекс | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.7. | Иные | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.7.1. | Сокращение сроков мониторинга и периода, на который | | | устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть сырую и | | | отдельные категории товаров, выработанных из нефти, а также | | | возможность ее корректировки с двух до одного месяца. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.7.2. | Предоставление налоговых каникул по НДПИ при добыче нефти на | | | территориях севернее Северного Полярного круга, в Азовском и | | | Каспийском морях, в Ненецком автономном округе и на полуострове | | | Ямал Ямало-Ненецкого автономного округа, оптимизация условий | | | применения прямого метода учета нефти, добытой по участкам | | | недр, в целях использования льгот при добыче нефти на новых и | | | выработанных месторождениях, а также сверхвязкой нефти. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |2.2.7.3. | Усовершенствование порядка признания расходов на приобретение | | | лицензий на право пользования недрами при исчислении налога на | | | прибыль путем сокращения срока признания таких расходов до 2 | | | лет. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |3. | СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС | |---------|-----------------------------------------------------------------| |3.1. | Расширение государственной поддержки субъектов малого и | | | среднего предпринимательства | | | предусмотрены дополнительные средства фед. бюджета | | | в размере 6,2 млрд. рублей. Всего на | | | указанную поддержку предусматривается выделить в 2009 году 10,5 | | | млрд. рублей. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |3.2. | Отсрочка на 2 года положений Налогового кодекса Российской | | | Федерации, предусматривающих ограничение на перевод организаций | | | и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на | | | вмененный доход в отношении аптечных организаций. | | | (Соответствующая отсрочка предоставлена аптечным учреждениям до | | | 1 января 2011 года.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4. | ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1. | Расширение ресурсной базы и повышение ликвидности банковской | | | системы | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.1. | Увеличение максимального размера возмещения по вкладам физичес- | | | ких лиц в банках. | | | (Увеличен с 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.2. | Размещение временно свободных средств федерального бюджета на | | | депозитах в коммерческих банках. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.3. | Размещение на депозитах во Внешэкономбанке средств Фонда | | | национального благосостояния (450 млрд. руб.). | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.4. | Размещение по конкурсам средств Фонда содействия реформированию | | | ЖКХ и ГК "Роснанотехнологии" в коммерческих банках. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.5. | Отмена дисконтов по операциям прямого РЕПО с облигациями | | | федеральных займов и облигациями Банка России | | | (в частности, отменены дисконты в 1,25% | | | по операциям прямого РЕПО с облигациями | | | федеральных займов и облигациями Банка России. По | | | оценкам Банка России, увеличение объема ликвидности в | | | результате введения этой меры составило около 10 млрд. рублей). | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.6. | Наделение Банка России правом предоставлять кредиты до 1 года | | | без обеспечения российским кредитным организациям, отвечающим | | | определенным условиям. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.7. | Снижение нормативов обязательных резервов. | | | (Снижены по каждой категории с действовавших летом 8,5% до | | | уровня 0,5%. В общей сложности данная мера обеспечила банкам | | | более 350 млрд. рублей свободных средств.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.8. | Предоставление возможности внесудебного обращения взыскания на | | | заложенное имущество и его последующей реализации, позволяющее | | | залогодержателю поддерживать необходимую ликвидность своих | | | активов. | | | (Совершенствование порядка обращения взыскания на заложенное | | | имущество.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.9. | Выделение субординированных кредитов коммерческим банкам, | | | банкам с государственным участием и "Внешэкономбанку" | | | (в 2008 г. 500 млрд. рублей Сбербанку России, 200 млрд. рублей | | | ВТБ, 250 млрд. руб. иным кредитным организациям.) | | | (в 2009 г. 500 млрд. руб. Сбербанку России, 200 млрд. руб. ВТБ, | | | 130 млрд. руб. ВЭБ, 225 млрд. руб. коммерческим банкам.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.10. | Расширение ломбардного списка Банка России для обеспечения | | | дополнительных возможностей рефинансирования кредитных | | | организаций. | | | (Включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. | | | С 20 октября 2008 г. существующая система рефинансирования | | | дополнена новыми инструментами: кредиты на 30 дней по | | | фиксированной ставке и на срок 3 месяца по итогам | | | ломбардных кредитных аукционов.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.11. | Увеличение сроков предоставления кредитов, обеспеченных | | | нерыночными активами (векселя, поручительства, права | | | требования) | | | (Процентные ставки по кредитам установлены в размере: на срок | | | 90 календарных дней - 12% годовых, от 91 до 180 календарных | | | дней - 12,5% годовых, от 181 до 365 календарных дней - 13% | | | годовых.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.12. | Совершенствование процедур реорганизации коммерческих | | | организаций, в том числе кредитных организаций, посредством | | | исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение | | | долга в случае реорганизации | | | (внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской | | | деятельности" и некоторые другие законодательные акты | | | Российской Федерации). | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.13. | Повышение ликвидности залогов, принятых в обеспечение | | | банковских ссуд. | | | (Предусматривает право кредитора (в том числе банка) заключить | | | с заемщиком соглашение об обращении взыскания на заложенное | | | имущество (как движимого, так и недвижимого) и его реализации | | | без решения суда.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.14. | Увеличение уставного капитала АИЖК (60 млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.15. | Увеличение уставного капитала Внешэкономбанка (75 млрд. руб.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.16. | Повышение процентных ставок по сделкам "валютный своп" сроком | | | на один день и по депозитным операциям Банка России | | | (с 1 декабря 2008 г. повышена процентная ставка по сделкам | | | "валютный своп" (рублевая часть) сроком на один день до 13%, а | | | также с октября 2008 г. последовательно повышаются процентные | | | ставки по депозитным операциям Банка России на стандартных | | | условиях.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.17. | Ежедневное установление максимального объема средств, | | | предоставляемых кредитным организациям по сделкам "валютный | | | своп" | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.18. | Повышение ставки рефинансирования. | | | (С 1 декабря 2008 г. ставки повышены с 12% до 13% годовых. | | | Ранее, с 12 ноября 2008 г., ставка рефинансирования была | | | повышена с 11% до 12%.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.19. | Наделение Банка России правом участвовать в торгах на фондовом | | | рынке | | | (предоставление права купли-продажи казначейских | | | векселей, государственных облигаций, прочих государственных | | | ценных бумаг, облигаций Банка России). | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.20. | Упрощение секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов | | | (Введение института депозитарного учета закладных, снижающего | | | издержки при обращении закладных, в целях упрощения | | | секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.1.21. | Повышение устойчивости биржевого сегмента корпоративных | | | облигаций. | | | (Срок исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с | | | одного года до трех лет, а также разрешен выпуск биржевых | | | облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и | | | другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями и | | | международными финансовыми организациями.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.2. | Упрощение процедуры предоставления государственных гарантий | | | Увеличен прогнозируемый верхний предел. | | | Предусмотрена возможность предоставления Минфином России | | | государственных гарантий по кредитам отдельных организаций (в | | | том числе стратегических организаций оборонно-промышленного | | | комплекса) в размере, не превышающем 10 млрд. рублей по каждой | | | гарантии. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.3. | Санация банковской системы | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.3.1. | Обеспечение санации кредитных организаций через Агентство по | | | страхованию вкладов и Внешэкономбанк. Выделено АСВ 200 млрд. | | | руб. | | | (Обеспечена санация ряда крупных кредитных организаций на | | | общую сумму 214,5 миллиарда рублей (по состоянию на 1 декабря | | | 2008 года.) | |---------|-----------------------------------------------------------------| |4.3.2 | Предоставление Банку России права заключать с банками | | | соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует | | | банкам часть убытков по кредитам, выданным организациям, у | | | которых отозвана банковская лицензия. | |---------|-----------------------------------------------------------------| |5 | Обеспечение сбалансированного развития регионов | ----------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 ГОД".