Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".
2.6. Местное самоуправление Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Право на осуществление местного самоуправления означает, в частности, что граждане имеют право на участие непосредственно или через своих представителей в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования. Принципы организации местного самоуправления в столице определены Уставом города Москвы и получили дальнейшее развитие в целом ряде городских нормативных правовых актов. Организационно-правовое оформление местное самоуправление столицы получило в Законе города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве". Закон был разработан с учетом положений федерального законодательства, Устава города Москвы. Документ установил принципы и порядок организации местного самоуправления, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации. В дальнейшем в Закон неоднократно вносились изменения. Так, например, была исключена норма, регулирующая процедуру привлечения депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования (далее - муниципальное Собрание) к уголовной ответственности, внесены положения, обусловившие создание системы контроля за исполнением местных бюджетов как со стороны органов государственной власти, так и со стороны самих органов местного самоуправления. Реформирование муниципальной власти Российской Федерации потребовало формирования соответствующей нормативно-правовой базы ее субъектов. В Законе были даны новые редакции статей, регламентирующих вопросы установления структуры органов местного самоуправления, правового статуса депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц, в том числе высшего должностного лица, ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Был определен перечень вопросов местного значения, порядок формирования местных бюджетов. Терминология нормативного правового акта была приведена в соответствие с федеральным законодательством. Для обеспечения правового урегулирования вопросов, связанных с осуществлением полномочий депутатов муниципального Собрания, принят Закон города Москвы от 25 февраля 2004 года N 9 "О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве". Законодательный акт определил правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления и установил права, обязанности и гарантии осуществления им своей деятельности. Закон также регламентирует формы деятельности депутата муниципального Собрания, ограничения в связи с осуществлением им своих полномочий, а также условия их досрочного прекращения. Позднее в Закон были введены положения о возможности осуществления депутатом своих полномочий на постоянной основе, ограничения, связанные с этой деятельностью, а также установлено предельное значение размера оплаты труда депутата представительного органа местного самоуправления. Кроме того, был уточнен порядок досрочного прекращения полномочий депутата муниципального Собрания. Необходимость правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления, в части, не урегулированной федеральным законодательством, обусловила принятие Закона города Москвы от 25 февраля 2004 года N 10 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве". Закон определил права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления, установил основные правовые и социальные гарантии, а также ограничения при осуществлении им своих полномочий. Позднее в соответствии с требованиями федерального законодательства были приведены положения, определяющие понятие "выборное должностное лицо", порядок наделения руководителя муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Был расширен перечень ограничений для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и установлены предельные значения размера оплаты их труда для дотируемых муниципальных образований. В соответствии с Уставом города Москвы местное самоуправление в столице осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов города Москвы, а установление территорий и наименований муниципальных образований осуществляется законодательством города Москвы. Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" установил границы 125 внутригородских муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций. Позднее в документ вносились изменения. В целях обеспечения систематизации, учета муниципальных нормативных правовых актов и их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству города Москвы, уставам внутригородских муниципальных образований принят Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 49 "О порядке ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы". Документ устанавливает порядок ведения данного Регистра, представления муниципальных правовых актов для внесения в него, приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством города Москвы, уставом муниципального образования, предоставления сведений из Регистра муниципальных нормативных правовых актов. Закон также определяет перечень сведений, подлежащих включению в Регистр. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство устанавливают общие принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Необходимость установления порядка наделения государственными полномочиями, выработки общих требований к законам о делегировании органам местного самоуправления конкретных государственных полномочий обусловила принятие Закона города Москвы от 14 июля 2004 года N 50 "О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)". Закон установил порядок реализации переданных полномочий, осуществления государственного контроля за их реализацией, а также отзыва указанных полномочий у органов местного самоуправления. В частности, правовым актом определено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами города Москвы одновременно с передачей необходимых для их реализации материальных ресурсов и финансовых средств. Сложившаяся практика формирования и организации работы районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в составе органов местного самоуправления, а также осуществление ими функций по опеке и попечительству вызвали необходимость передачи соответствующих полномочий органам местного самоуправления. В связи с этим был принят Закон города Москвы от 28 сентября 2005 года N 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Финансовое обеспечение, необходимое для реализации муниципалитетами передаваемых полномочий, осуществляется за счет субвенций из бюджета города Москвы, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в порядке, установленном законами города Москвы. Федеральным законодательством полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства" создана правовая основа защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом определены полномочия города Москвы в сфере опеки и попечительства, которыми наделяются органы местного самоуправления, нормативы по штатам сотрудников органов местного самоуправления для осуществления этих полномочий; установлен порядок осуществления органами местного самоуправления переданных им полномочий и предоставления для их реализации финансовых средств, а также порядок ведения государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы в сфере опеки и попечительства. В целях повышения эффективности работы с населением за счет вовлечения органов местного самоуправления в организацию работы по месту жительства принят Закон города Москвы от 25 октября 2006 года N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурнооздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства". Закон определил перечень делегируемых полномочий, порядок передачи материальных ресурсов и предоставления финансовых средств органам местного самоуправления для их осуществления, права, обязанности, ответственность и отчетность органов местного самоуправления, а также порядок осуществления государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы. Позднее был скорректирован порядок определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджета города Москвы для реализации делегированных им полномочий. Порядок определения общего объема этих субвенций поставил бюджетную обеспеченность муниципалитетов в прямую зависимость не только от количества имеющихся площадей спортивных площадок и нежилых помещений, передаваемых внутригородским муниципальным образованиям для реализации переданных полномочий, но и от численности проживающего на их территориях населения. В 2007 году были предусмотрены соответствующие субвенции из бюджета города Москвы в сумме 1 млрд. 615 млн. рублей и 2 млрд. 771 млн. рублей в 2008 году. Первым нормативным правовым документом, призванным содействовать демократизации решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, стал Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 18 "О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве". Закон установил, что собрания (сходы) и конференции граждан по месту жительства являются формой непосредственного участия москвичей в обсуждении и решении вопросов местного значения. В документе определены порядок созыва и проведения собраний и конференций, порядок принятия и изменения их решений, пределы их компетенции. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".