Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".
9. Законодательство об охране природы, окружающей среды и экологической безопасности, об охране и использовании животного мира К настоящему времени Москва стала одним из крупнейших городов мира. На площади менее 0,3% от территории России постоянно проживают около 10,5 млн. человек. Рост Москвы как крупнейшего промышленного центра в последние годы привел к обострению экологических проблем. Москва - северный мегаполис, и его рост сопровождается значительным увеличением потребления природных ресурсов, что усугубляет остроту экологических проблем и их специфичность. Комплексная экологическая политика, проводимая органами государственной власти города Москвы, направлена на обеспечение экологической безопасности, уменьшение социальных и экономических проблем и определяет в основном практические мероприятия по их решению. В начале 90-х годов, несмотря на значительное количество принятых природоохранных законодательных актов, регулирующих различные вопросы охраны окружающей среды, использование животного и растительного мира, оставался ряд специфических пробелов в отечественной законодательной базе. По данным Всемирного фонда дикой природы, в 1994-1997 годах ежегодный незаконный оборот животных и растений, а также их частей и дериватов в столице оценивался как минимум в миллион долларов США. Однако, по оценкам специалистов, он был гораздо больше из-за высокой степени латентности незаконной торговли, особенно крупными партиями. Существовала угроза выживанию диких животных и растений, а их нерегулируемое использование в городе Москве представляло большую опасность для здоровья населения, так как многие животные, особенно из тропических стран, являются переносчиками опасных инфекций. Ситуацию был призван изменить Закон города Москвы от 30 июня 1999 года N 28 "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", направленный на регулирование отношений в области использования диких животных и растений. Законодательный акт определил ответственность граждан и юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности за незаконное использование диких животных и растений, тем самым обеспечив их сохранение, а также за благоприятную экологическую и эпизоотическую обстановку в столице. В конце 90-х годов в городе интенсивно развивались предприятия металлургической, химической, автомобильной промышленности. В экологическом и социальном аспектах наиболее остро встал вопрос защиты зеленых насаждений. Разработка и принятие Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" закрепили положение о защите всех зеленых насаждений, расположенных на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. В законодательном акте содержатся нормы, обеспечивающие возмещение материального ущерба городу в результате уничтожения зеленых насаждений, а также установлен механизм использования выплачиваемых средств исключительно на цели восстановления зеленых насаждений и недопущения их расходования на иные цели. Законом также предусмотрены административные санкции за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Впервые законодательно установлена ответственность лиц, принимающих решения об уничтожении зеленых насаждений, за противоправные деяния, приводящие к сокращению их количества, в том числе по решению градостроительных и иных органов управления. Необходимость приведения Закона в соответствие с изменившимся московским законодательством обусловила внесение в него изменений. В 2000-2004 годах участились случаи предоставления под строительство объектов гражданского назначения земельных участков, расположенных на озелененных территориях города Москвы и не предусмотренных для этих целей Генеральным планом развития Москвы и градостроительными планами развития административных округов и районов города Москвы, что приводило к сокращению площади зеленых насаждений, ухудшению условий проживания жителей города Москвы и могло явиться причиной повышенной заболеваемости населения. В целях ограничения размещения объектов строительства на озелененных территориях столицы распоряжением Правительства Москвы от 22 июня 2004 года N 1247-РП "О дополнительных мерах по ограничению размещения объектов строительства на озелененных территориях города Москвы" префектам административных округов города Москвы предписано, в частности, исключить случаи издания распоряжений о предоставлении земельных участков под строительство без наличия исходно-разрешительной документации, согласованной в установленном порядке с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы (в установленных законом случаях), а также издавать распоряжения на проектирование работ по гражданскому строительству только с учетом заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Основу природного комплекса города Москвы составляют особо охраняемые природные территории, являющиеся объектами ландшафтного и историко-культурного наследия столицы. Они составляют 25% территории города и подвержены агрессивному воздействию техногенного и антропогенного характера. На регулирование отношений в области образования, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в столице в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды города направлен Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве". Правовой акт конкретизировал юридический статус особо охраняемых природных территорий в городе, закрепил права и обязанности субъектов данной сферы отношений, установил режимы осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на особо охраняемые природные территории. Закон содержит нормы, определяющие основные категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве, порядок их образования, упразднения и изменения их границ. При этом был уточнен правовой статус особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, установлен порядок образования и правовое положение буферных зон особо охраняемых природных территорий в столице. В связи с изменениями федерального законодательства Закон коррелировался, в частности были уточнены полномочия Думы и Правительства Москвы в области образования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве, управления ими и их упразднения, полномочий инспекторов, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, а также порядка придания участкам территорий, находящихся в пределах города Москвы, правового статуса особо охраняемых природных территорий. Во исполнение части 1 статьи 8 Закона и в целях обеспечения сохранения и дальнейшего развития природоохранного и историко-культурного потенциала столицы был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 "О схеме развития и размещения, особо охраняемых природных территорий в городе Москве". Данная схема разработана на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов развития территорий административных округов столицы, представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий по административным округам, а также их графические изображения-схемы. Согласно Закону города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 в Москве все лесные массивы площадью свыше 100 гектаров предполагается включить в перечень особо охраняемых природных территорий. Закон города Москвы от 12 мая 2004 года N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве" устраняет пробелы федерального законодательства, регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного экологического контроля в городе Москве, и направлен на обеспечение экологической безопасности. Государственный экологический контроль - система мер, осуществляемых органами государственной власти, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекторами, которые проводят плановые и внеплановые проверки, анализируют данные экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля. Положения Закона основываются на принципе потенциальной экологической опасности любого вида деятельности, прямо или косвенно оказывающего влияние на окружающую среду. Позднее в Закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся законодательством. Закон города Москвы от 20 октября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга. Данные государственного экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин и виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды. Согласно Закону этот вид мониторинга будет являться обязательной мерой, подлежащей осуществлению предприятиями по решению Правительства Москвы, позволяющей получить достоверную информацию о реальных масштабах негативного воздействия на окружающую среду в целях принятия мер по ее улучшению. Законом предусмотрена трехступенчатая система экологического мониторинга: 1) федеральный уровень - существующая в городе сеть федеральных пунктов отбора проб, эксплуатацию которых осуществляет территориальный орган Росгидромета по Центральному федеральному округу; 2) городской уровень - автоматические стационарные и передвижные посты, управление которыми и развитие деятельности которых возлагаются на уполномоченный Правительством Москвы орган; 3) локальный уровень - организация и осуществление экологического мониторинга на отдельных производственных объектах. Позднее в Закон были внесены изменения, которые, в частности, уточнили права специализированных организаций и уполномоченного органа, дополнительные критерии оценки воздействия предприятий на окружающую среду, понятие "экологическая информация", а также ввели в качестве нового объекта экологического мониторинга такой фактор физического воздействия, как шум. Кроме того, предусмотрено положение о финансировании создания и эксплуатации систем локального мониторинга с последующей обязанностью передачи данных в Единый городской фонд данных экологического мониторинга города Москвы. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируется различными нормативами, которые устанавливаются на основании единых, одинаковых для всех регионов России требований, что не позволяет реализовать в городе Москве дифференцированный подход к территориям различного назначения и соответственно к природопользователям на этих территориях. Для решения данной проблемы принят Закон города Москвы от 2 марта 2005 года N 9 "О комплексном природопользовании в городе Москве". Законом вводятся более совершенные, чем на федеральном уровне, системы показателей и критериев воздействия на окружающую среду. Предусмотрена суммарная оценка воздействия на окружающую среду с учетом всех факторов (особенностей территории, района, экологической обстановки, специфики предприятий, процента озеленения территории и комфортности среды обитания для жителей города Москвы). Кроме того, устанавливается экономическое стимулирование субъектов комплексного природопользования, которое может осуществляться при внедрении наилучших существующих технологий, малоотходных и безотходных производств, использовании вторичных ресурсов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды. Указанные законы определяют организационный механизм защиты окружающей среды города. Законы такого типа отсутствуют как в федеральном законодательстве, так и в законодательствах субъектов Российской Федерации. Городские почвы, являясь составной частью природной среды столицы, обеспечивают жизнеспособность всего природного комплекса. Почвы являются поглотителем загрязняющих веществ, выполняют важную санитарно-гигиеническую, средозащитную функцию. Однако при сильном загрязнении почвы становятся источником опасности для окружающей среды. При этом естественное воспроизводство почв в условиях города нарушено. Имеет место эффект так называемого запечатывания почв. В Москве площадь открытых, незапечатанных участков земель колеблется от 3-5% в центральной части города до 80% на периферии. В связи с недостаточностью правового регулирования отношений в этой сфере был принят Закон города Москвы от 4 июля 2007 года N 31 "О городских почвах", который регулирует отношения по охране, рациональному использованию, восстановлению, улучшению городских почв и направлен на обеспечение выполнения городскими почвами экологических функций, в том числе произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности. Целью Закона является не просто охрана почв, а регулирование общественных отношений в сфере природопользования, направленное на обеспечение устойчивого функционирования почвенного покрова как важнейшего условия жизни всего населения города. Законом определены полномочия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, закреплены права граждан, общественных организаций, установлена ответственность за нарушения законодательства в данной сфере. Законом также предусматривается требование об установлении и соблюдении минимального размера территории с незапечатанной почвой в пределах каждого района города Москвы при осуществлении строительства и иной хозяйственной деятельности. Одним из основных принципов охраны почв определена обязательность возмещения вреда, причиненного городским почвам, в том числе с помощью проведения компенсационного озеленения. Разработка Закона обусловлена отсутствием правового регулирования отношений в области охраны и использования городских почв на федеральном уровне, а также отсутствием регулирования этой проблемы в полном объеме в законах и иных нормативных правовых актах города Москвы. Кроме того, документом регулируются вопросы ведения государственного учета, мониторинга и реестра городских почв, осуществления контроля за их рациональным использованием. Согласно постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2006 года N 219-ПП "О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" ежегодно в Москве образуется 5,0 млн. тонн твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, медицинских отходов - 0,24 млн. тонн, отходов производства - 1,8 млн. тонн. Средний прирост образования городских отходов на протяжении 10-15 лет устойчиво составляет 3-4% в год. При этом термической переработке с выработкой теплоэлектроэнергии подвергается 15% твердых бытовых отходов жилого сектора. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" направлен на регулирование отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также на повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности. Закон устанавливает требования к городской системе обращения с отходами производства и потребления. Основной вопрос, регламентируемый Законом, - организация процессов сбора, уничтожения и переработки отходов и обеспечение их финансирования. Особо выделены требования к обращению с медицинскими и биологическими отходами, расширены требования к устройству полигонов для захоронения твердых бытовых отходов, а также определены виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Закон стимулирует конкуренцию в данной сфере, способствует созданию цивилизованного рынка отходов производства и потребления для дальнейшего их использования. |
Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".