ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТИПОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ). Рекомендации. Министерство здравоохранения СССР. 10.07.80 2184-80

Фрагмент документа "ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТИПОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ
         РАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
                       ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

     6.1.  В  плане  физиологических  аспектов,  вытекающих из анализа
полученных  данных,  предлагаются основные рекомендации по организации
режима труда и отдыха в течение дня и недели.
     6.1.1.  Выявленное значительное нервно-эмоциональное напряжение с
развитием  умственного  утомления  у  руководящих работников в течение
рабочего  дня  и  отчетливый  дефицит  общей  двигательной  активности
обосновывают необходимость введения в режим труда ряда оздоровительных
мероприятий: введение в определенные часы регламентированных перерывов
на  обед,  трех  кратковременных  перерывов  на  отдых,  пяти - восьми
микропауз.
     В   качестве  активного  отдыха  руководящим  работникам  следует
проводить   в   регламентированные   перерывы  и  микропаузы  комплекс
производственной гимнастики (Приложения 1, 2).
     6.1.2.  Для  снижения  эмоционального  напряжения, обусловленного
характером     трудовой     деятельности    руководящих    работников,
обосновывается    целесообразность    включения   в   распорядок   дня
индивидуальных    сеансов    "психологической    разгрузки".    Сеансы
"психологической  разгрузки"  можно  начинать  проводить  только после
овладения   основами   и   техникой  их  выполнения  под  руководством
специалиста-психотерапевта.    Для    этого    необходимо    в   плане
оздоровительных   мероприятий   по  заводу  предусмотреть  достаточное
количество    занятий-семинаров   с   привлечением   специалистов   из
лечебно-профилактических учреждений.
     Сеансы  "психологической  разгрузки"  продолжительностью  10 - 20
мин.  необходимо  проводить  ежедневно  в  одно  и то же время (в часы
обеденного  перерыва после приема пищи или во второй половине рабочего
дня  в  15  -  16  часов, когда начинает снижаться работоспособность).
Место  проведения  должно  быть постоянным - или в собственном рабочем
кабинете,  или  в  комнате  "психологической  разгрузки". Требования к
оборудованию  этой  комнаты  подробно  изложены в книге "Межотраслевые
методические   рекомендации  по  предупреждению  утомления  работников
физического и умственного труда", М., НИИ труда, 1979 г.
     6.1.3.   Установленное  функциональное  перенапряжение  организма
работающих  в  понедельник свидетельствует о необходимости ограничения
объема служебных мероприятий в этот день.
     6.1.4. Время проведения совещаний должно назначаться как с учетом
оптимальных  функциональных возможностей организма работающих, так и с
учетом  возникновения  неблагоприятных  реакций через 8 часов работы в
понедельник,  во  вторник и пятницу у лиц, имеющих сердечно-сосудистые
нарушения.
     6.1.5.   Высокая   "физиологическая  стоимость"  производственных
заседаний обосновывает регламентацию длительности их проведения.
     6.2. В плане санитарно-гигиенического оздоровления условий труда,
являющегося  основой для сохранения высокого уровня работоспособности,
необходимы  обязательный  учет специфики работы руководящего состава и
строгое соблюдение действующих нормативных документов.
     6.2.1.   Рабочее   место   руководящего   работника  должно  быть
максимально  приближено  к  производству  и  размещаться  в  отдельном
помещении.  Площадь кабинета руководителя должна соответствовать числу
подчиненных, которые могут присутствовать там одновременно.
     6.2.2.  Микроклиматические  условия по параметрам относительной и
допустимой температуры, по кратности обмена воздуха и по относительной
влажности  воздуха в кабинете руководителя должны соответствовать ССБТ
"Воздух  рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования". ГОСТ
12.1.005-76.
     6.2.3.   При   проектировании   или   при  оборудовании  кабинета
руководителя  любого  ранга  управления  необходимо  строго  соблюдать
санитарные   нормы  по  освещенности  рабочего  места  СНиП  ПА  8-72.
Естественное   освещение.   Нормы   проектирования.   СНиП   ПА  9-71.
Искусственное освещение нормы проектирования.
     6.2.4.  Уровень  шума  на  рабочих  местах  не  должен  превышать
допустимые   нормы,   предусмотренные   ССБТ  "Шум.  Общие  требования
безопасности". ГОСТ 12.1.003-76.
     6.3.    На    основании    анализа    заболеваемости   и   данных
психофизиологических     исследований    руководителей    промышленных
предприятий   в   плане  предупреждения  невротических  расстройств  и
патологии    сердечно-сосудистой    системы    необходимо   проведение
периодических  медицинских  осмотров  не  реже  2-х  раз  в  год всего
руководящего   состава   предприятия   (от   директора   до  мастера).
Руководители,  у  которых  установлена  патология  сердечно-сосудистой
системы,  должны проходить медицинские осмотры 1 раз в три месяца. Для
сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности в течение года
целесообразно  руководящим  работникам проведение отпускного периода в
домах отдыха, турбазах, пансионатах, санаториях.

Фрагмент документа "ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТИПОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа