Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".
На пути к Конституции для европейских граждан Европейский Союз ныне функционирует на базе четырех договоров <*>. Цели, компетенция и политические инструменты Союза разбросаны по всей совокупности этих договоров. Если мы желаем больше ясности в Европейском Союзе, то упрощение его учредительных договоров становится неизбежным. -------------------------------- <*> Имеются в виду учредительные договоры Европейского Союза: Договоры об учреждении трех Европейских сообществ плюс сам Договор о Европейском Союзе 1992 г. Все указанные документы действуют с учетом изменений и дополнений, последние из которых были внесены Амстердамским 1997 г. и Ниццким 2001 г. договорами. Договор о ЕОУС 1951 г. заключен на 50 лет и утрачивает силу летом 2002 г. Остальные документы подписаны без ограничения продолжительности их действия во времени. В этой связи можно выдвинуть на обсуждение четыре группы вопросов. Первая относится к упрощению ныне действующих учредительных договоров, без внесения изменений в их содержание. Следует ли пересмотреть существующее разграничение между Европейским Союзом и Сообществами <*>? Что делать с разделением на три опоры <**>? -------------------------------- <*> С 1 ноября 1993 г., когда вступил в силу Договор о Европейском Союзе, три ранее существовавших Европейских сообщества рассматриваются как составная часть (первая "опора") новой организации. В то же время каждое из Сообществ сохраняет свою собственную правосубъектность, в том числе международную. Нормативные и иные акты по сей день издаются едиными институтами от лица отдельных Сообществ или других "опор" Союза (регламент Европейского сообщества, решение ЕОУС, общая позиция ОВПБ и т.д.), но не от имени Союза в целом. <**> Первая "опора" - Европейские сообщества, вместе взятые; вторая - общая внешняя политика и политика безопасности; третья - сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. Далее надлежит подумать о возможном пересмотре системы учредительных договоров в целом. Стоит ли ввести разграничение между основополагающим договором и другими положениями договоров? Должно ли это разграничение выразиться в структурном преобразовании текстов? Может ли такая мера привести в итоге к установлению разных процедур внесения поправок и ратификации для основополагающего договора, с одной стороны, и других положений договоров, с другой? Следующее, о чем необходимо себя спросить - должна ли Хартия об основных правах <*> быть инкорпорирована в основополагающий договор. Сюда же относится и вопрос о присоединении Европейского сообщества к Европейской конвенции прав человека <**>. -------------------------------- <*> Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. Хартия была торжественно провозглашена в Ницце председателями Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии. См.: Хартия Европейского Союза об основных правах/под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Юриспруденция, 2001. <**> Имеется в виде Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европейский Союз и Европейское сообщество (а равно ЕОУС и Евратом) согласно прецедентному праву их Суда (Суд Европейских сообществ) и ст. 6 Договора о Европейском Союзе обязаны соблюдать упомянутую Конвенцию, но не являются формально ее стороной. В случае присоединения Сообщества к Конвенции решения наднациональных институтов можно будет обжаловать в расположенный в Страсбурге Европейский суд по правам человека. В конечном счете, возникает вопрос о том, не должны ли рассмотренные выше упрощение и структурное преобразование учредительных договоров привести со временем к принятию документа конституционного характера. Каковы должны быть существенные элементы этой Конституции: ценности, которым привержен Союз, основные права и обязанности граждан, отношения государств-членов в рамках Союза? |
Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".