О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 21.04.09 01/5286-9-32

Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Порядок осуществления проверки документов,
          подтверждающих соответствие продукции требованиям
                       технических регламентов

     5.1. Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям
технических регламентов.
     Молоко  и  молочная продукция. В соответствии со статьей 29 ТР на
молочную  продукцию, молоко и продукты его переработки, реализуемые на
территории  Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению
соответствия  требованиям  ТР  на  молочную продукцию в форме принятия
декларации   о   соответствии  или  обязательной  сертификации.  Форму
подтверждения  соответствия  выбирает изготовитель молочной продукции,
лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, или ее продавец.
     Не  подлежат  обязательному  подтверждению соответствия вторичное
молочное   сырье   и   побочные   продукты   переработки   молока,  не
предназначенные для употребления в пищу.
     Следует  обратить  внимание на то, что добровольное подтверждение
соответствия   молока   и  продуктов  его  переработки,  процессов  их
производства,  хранения,  перевозки,  реализации и утилизации не может
заменить  обязательное подтверждение их соответствия требованиям ТР на
молочную продукцию.
     Таким  образом,  любая  молочная  продукция,  предназначенная для
употребления  в  пищу  и  выпущенная  в  оборот, должна в обязательном
порядке   сопровождаться   либо   декларацией   о  соответствии,  либо
сертификатом  соответствия  требованиям  ТР на молочную продукцию (или
копиями  указанных документов). Декларация о соответствии и сертификат
соответствия имеют равную юридическую силу.
     Масложировая продукция. Общие правила обязательного подтверждения
соответствия   масложировой   продукции  требованиям  соответствующего
технического регламента аналогичны тем, которые установлены для молока
и  молочной  продукции  (см. выше). Однако обязательному подтверждению
соответствия  масложировая  продукция  подлежит  без исключений, в том
числе виды такой продукции, не предназначенные для употребления в пищу
(глицерин натуральный и мыло хозяйственное).
     Соковая    продукция.    Соковая    продукция,    не   подлежащая
государственной  регистрации  и  выпускаемая в обращение на территории
Российской    Федерации,    подлежит    обязательному    подтверждению
соответствия  требованиям,  установленным  ТР  на соковую продукцию, в
форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии
(часть 1 статьи 21 ТР на соковую продукцию).
     Государственной  регистрации  подлежат новая соковая продукция, в
соответствии  с  признаками,  установленными  частью  2  ст.  25 ТР на
соковую  продукцию,  а  также  соковая продукция для детского питания.
Государственная  регистрация  такой  соковой  продукции осуществляется
Роспотребнадзором  на  этапе ее подготовки к производству или до ввоза
такой   продукции   впервые  на  территорию  Российской  Федерации.  О
государственной  регистрации выдается соответствующее свидетельство на
весь срок производства и обращения указанной соковой продукции.
     Таким  образом,  соковая  продукция,  находящаяся  в  обороте  на
территории  Российской  Федерации, должна сопровождаться одним из трех
документов:
     - декларацией о соответствии требованиям ТР на соковую продукцию;
     - сертификатом соответствия требованиям ТР на соковую продукцию;
     - свидетельством  о государственной регистрации (только для новой
соковой продукции или предназначенной для детского питания).

     5.2.  Порядок  осуществления проверки информации о несоответствии
продукции требованиям технических регламентов.
     5.2.1.   При  проведении  проверки  информации  о  несоответствии
выпущенной  в  обращение продукции требованиям технических регламентов
должностным  лицам, уполномоченным провести проверку, в первую очередь
следует   потребовать   от   продавца   такой  продукции  предъявления
документов,    подтверждающих   соответствие   продукции   требованиям
технических  регламентов  (сертификат  соответствия  или  декларация о
соответствии),  или их копии (ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании",
часть 2 ст. 17 ТР на молочную продукцию).
     В целях идентификации продукции следует обращать внимание на:
     - дату  выпуска  молока  и  молочной  продукции, масложировой или
соковой продукции в обращение;
     - дату   выдачи   сертификата   соответствия   или  декларации  о
соответствии на такую продукцию.
     Не   допускается   нахождение   в   обращении   без   сертификата
соответствия или декларации о соответствии требованиям соответствующих
технических регламентов:
     - молока   (сырое   молоко   и   сырые   сливки  подлежат  только
декларированию   соответствия)  и  молочной  продукции,  выпущенных  в
обращение с 17 декабря 2008 года;
     - масложировой  продукции,  выпущенной  в  обращение с 29 декабря
2008 года;
     - соковой продукции, выпущенной в обращение с 30 апреля 2009 года
(кроме  новой  и  (или)  предназначенной  для детского питания соковой
продукции,   которая  должна  иметь  свидетельство  о  государственной
регистрации).
     5.2.2.   По  результатам  проверки  документов,  которыми  должно
подтверждаться    соответствие   продукции   требованиям   технических
регламентов, осуществляются следующие действия.
     В  случае  установления факта отсутствия сертификата соответствия
или  декларации  о  соответствии  при  продаже  продукции  в отношении
виновного  лица следует вынести определение о возбуждении производства
по  делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи  14.4  КоАП,  и  проведении  административного расследования. В
целях     обеспечения    сохранности    предметов    административного
правонарушения в качестве доказательств по делу следует принять меры к
изъятию или аресту продукции в порядке, предусмотренном соответственно
статьей 27.10 или 27.14 КоАП.
     Кроме  того,  должностное  лицо  Роспотребнадзора, в производстве
которого   находится   дело   об  административном  правонарушении,  в
соответствии  со  статьей  26.10  КоАП  вправе  вынести определение об
истребовании  сведений,  необходимых  для  разрешения дела, а именно о
представлении    отсутствующих    на   момент   проверки   документов,
подтверждающих    соответствие   реализуемой   продукции   техническим
регламентам.  Такое  определение  вручается лицу, в отношении которого
возбуждено  производство  по  делу.  Истребуемые  сведения должны быть
направлены в трехдневный срок со дня получения определения.
     В   случае   представления  затребованных  документов  выявленное
правонарушение  следует переквалифицировать с части 2 статьи 14.4 КоАП
на  статью  14.15  КоАП,  и  составить  протокол  об  административном
правонарушении   по   факту   отсутствия   документов,  подтверждающих
безопасность  реализуемой  продукции, в месте ее реализации (нарушение
пункта  12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением
Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). При этом производство по делу об
административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4
КоАП,   в   связи   с   отсутствием  состава  подлежит  прекращению  в
установленном   порядке,   а   изъятая   или   арестованная  продукция
возвращается ее владельцу.
     В случае непредставления затребованных документов в установленный
срок   виновное   лицо  по  данному  факту  подлежит  административной
ответственности,  предусмотренной  статьей  19.7  КоАП,  в связи с чем
составленный  о данном правонарушении протокол следует незамедлительно
направить   мировому   судье  по  месту  совершения  административного
правонарушения.
     Кроме  того,  должностное  лицо  Роспотребнадзора  по результатам
административного  расследования  получает основание для составления в
отношении   юридического  лица  или  индивидуального  предпринимателя,
продававшего продукцию без сертификатов их соответствия или декларации
о  соответствии  требованиям  технического  регламента,  протокола  об
административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4
КоАП,  в связи с чем должно быть вынесено определение, предусмотренное
пунктом  1 части 2 статьи 29.9 КоАП, о передаче указанного протокола с
протоколами  изъятия  или  ареста продукции и другими материалами дела
федеральному   судье   по  месту  совершения  правонарушения  в  целях
наложения    административного   штрафа   с   конфискацией   незаконно
находящейся в обороте продукции.
     Также  следует обратить внимание на то, что частью 1 статьи 19.19
КоАП  предусмотрена  административная  ответственность за уклонение от
представления  продукции,  документов  или  сведений,  необходимых для
осуществления     государственного    контроля    (надзора).    Данное
правонарушение  состоит  в  умышленном  (преднамеренном)  неисполнении
юридическим  лицом  или  индивидуальным  предпринимателем  требований,
предписанных   ему   уполномоченным  должностным  лицом.  При  наличии
соответствующих  доказательств  по  данному  факту (например, по факту
уклонения   от   представления   упоминаемых   выше   сертификата  или
декларации)  материалы  дела  подлежат  передаче  в  арбитражный  суд.
Санкция за совершение данного правонарушения предусматривает наложение
административного  штрафа  с  конфискацией предметов административного
правонарушения.  В  связи  с  этим к обнаруженной в незаконном обороте
продукции  следует  применять  меры обеспечения производства по делу в
виде изъятия или ареста в обязательном порядке.
     В  целях  пресечения дальнейшей реализации и поступления в оборот
продукции  без соответствующих сертификатов или деклараций должностным
лицам Роспотребнадзора в обязательном порядке следует принимать меры:
     - направленные на приостановление реализации такой продукции (см.
пункт 7 настоящих Рекомендаций) и принудительный отзыв ее (см. пункт 8
настоящих Рекомендаций);
     - по    установлению    изготовителя    обнаруженной   продукции,
находящейся   в  незаконном  обороте,  либо  обосновать  в  материалах
проверки,  почему вышеуказанные меры к изготовителю такой продукции не
принимались.
     Со  дня  вступления  в  силу  Федерального закона от 26.12.2008 N
294-ФЗ    "О    защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и   муниципального  контроля"  для  проведения  проверки  в  отношении
изготовителя   обнаруженной   фальсифицированной   продукции  выносить
распоряжение   о  проведении  такой  проверки  не  требуется,  если  в
отношении  продавца  такой  продукции  уже проводится административное
расследование  (ст. 28.7 КоАП, часть 3 статьи 1 Федерального закона от
26.12.2008 N 294-ФЗ).
     До  дня  вступления  в  силу  Федерального закона от 26.12.2008 N
294-ФЗ  аналогичные  проверки  (мероприятия по контролю) проводятся на
основании  данных  о  возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, в
связи  с нахождением в обороте продукции без сертификатов соответствия
или  деклараций  о соответствии требованиям технических регламентов, в
том  числе  в  отношении  однородных  товаров других юридических лиц и
(или)  индивидуальных  предпринимателей  (абзац  4  части  5  статьи 7
Федерального  закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических
лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)").

          Алгоритм действий по факту отсутствия сертификата
         соответствия или декларации о соответствии продукции
        требованиям технического регламента в месте ее продажи

---------------------------------------------------------------------------------------------
|            Первый этап          |                   Второй этап и его развитие            |
|---------------------------------|---------------------------------------------------------|
|    ---------------------------  |  -----------------     -------------------------------  |
|    |Сертификат или декларация|  |  | Сертификат или|     | 1. Прекращение производства |  |
|    |   в момент проверки     |  |  |   декларация  |---->|     по ч. 2 ст. 14.4 КоАП   |  |
|    |     не представлены     |  |  |представлены в |     | 2. Возвращение изъятой или  |  |
|    ---------------------------  |  |     срок      |     |   арестованной продукции ее |  |
|                 |               |  -----------------     |            владельцу        |  |
|                 \/              |                        | 3. Составление протокола по |  |
|      ---------------------      |                        |         ст. 14.15 КоАП      |  |
|      |   1. Вынесение    |      |                        -------------------------------  |
|      |   определения о   |      |                                                         |
|      |возбуждении дела по|      |                        -------------------------------  |
|      |ч. 2 ст. 14.4 КоАП |      |                        |1. Составление протокола по  |  |
|      |                   |      |                        |  ст. 19.7 КоАП с передачей  |  |
|      |  2. Применение    |      |  -------------------   |     дела мировому судье     |  |
|      |изъятия или ареста |      |  | Сертификат или  |   |2. Составление протокола по  |  |
|      |     продукции     |      |  |декларация в срок|-->|     ч. 2 ст. 14.4 КоАП      |  |
|      |                   |      |  | не представлены |   |     с передачей дела на     |  |
|      |    3. Вынесение   |      |  -------------------   |  рассмотрение в федеральный |  |
|      |   определения об  |      |                        | суд в целях наложения штрафа|  |
|      |    истребовании   |      |                        |   с конфискацией продукции, |  |
|      |   сертификата или |      |                        |  находящейся в обороте без  |  |
|      |     декларации    |      |                        |  сертификата или декларации |  |
|      ---------------------      |                        |      3. Принятие мер по     |  |
|                                 |                        |  приостановлению реализации |  |
|                                 |                        |        такой продукции и    |  |
|                                 |                        |установлению ее изготовителя |  |
|                                 |                        |4. Принятие мер, направленных|  |
|                                 |                        |на принудительный отзыв такой|  |
|                                 |                        |           продукции         |  |
|                                 |                        -------------------------------  |
---------------------------------------------------------------------------------------------

     5.2.3.  В случае предъявления продавцом сертификатов соответствия
или   декларации  о  соответствии  продукции  требованиям  технических
регламентов   должностному  лицу,  осуществляющему  проверку,  следует
приступить  к  проведению  оценки  соответствия продукции обязательным
требованиям технических регламентов путем ее идентификации.
     5.3.   Соотношение  составов  административных  правонарушений  и
нарушений  отдельных  требований  технических  регламентов приведены в
приложении к настоящим Рекомендациям.

Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа