Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".
6. Проведение идентификации продукции 6.1. Методические документы по обеспечению применения технических регламентов. 6.1.1. ТР на молочную продукцию: 1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2008 N 955; 2) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.12.2008 N 67; 3) Приказ Роспотребнадзора от 08.12.2008 N 793 "О гигиеническом сертификате на молоко и молочную продукцию"; 4) Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.10.2008 N 3468; 5) Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2008 N 1866-р "Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента на молоко и молочную продукцию и осуществления оценки соответствия"; 6) Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции МУ 4.1./4.2.2484-09, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11.02.2009; 7) Письмо Роспотребнадзора от 28.01.2009 N 01/1077-9-32 "О реализации Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ" (вместе с "Рекомендациями по использованию основных понятий, установленных статьей 4 Федерального закона N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", для формирования наименований молока и молочной продукции изготовителями"); 8) Письмо Роспотребнадзора от 14.01.2009 N 01/237-9-32 "Об организации контроля и надзора за выполнением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей". 6.1.2. ТР на масложировую продукцию: 1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на масложировую продукцию" и осуществления оценки соответствия", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2008 N 1037; 2) Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.10.2008 N 3469; 3) Письмо Ростехрегулирования от 06.11.2008 N ГЭ-101-32/6284 "О сертификации молочной и масложировой продукции". 6.1.3. ТР на соковую продукцию: Письмо Роспотребнадзора от 13.03.2009 N 01/3097-9-32 "О санитарно-эпидемиологических заключениях, свидетельствах о государственной регистрации на соковую продукцию". 6.2. Идентификация молока и молочной продукции. Целями идентификации молока и продуктов его переработки, исходя из положений части 1 статьи 24 ТР на молочную продукцию, являются: 1) отнесение идентифицируемой продукции к сфере применения ТР на молочную продукцию в соответствии с частью 2 статьи 2 указанного технического регламента; 2) установление соответствия идентифицируемой продукции, в том числе ее наименований и идентификационных показателей, требованиям, установленным статьями 4 и 14 ТР на молочную продукцию; 3) установление соответствия идентифицируемой продукции сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных продавцом. Для достижения вышеуказанных целей статьей 25 ТР на молочную продукцию предусмотрены процедуры идентификации, в том числе: 1. Экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством исследования сопроводительных документов на соответствие указанной в них информации: - маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре идентифицируемого продукта, - внешнему виду идентифицируемого продукта и ее упаковки. Данная процедура идентификации проводится должностным лицом, осуществляющим проверку, путем визуальной оценки представленных ему документов. 2. Исследования молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях: 1) недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов; 2) при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки (в соответствии с частями 8 - 10 статьи 25 ТР на молочную продукцию). Отбор образцов молочной продукции в целях проведения их исследований осуществляется должностным лицом управления Роспотребнадзора (в случае необходимости с привлечением специалиста) при обязательном составлении протокола отбора образцов в соответствии со статьей 26.5 ("Взятие проб и образцов") КоАП. Направление отобранных образцов продукции на исследование и оформление результатов проведенного исследования осуществляются в порядке, установленном статьей 26.4 ("Экспертиза") КоАП. 3. Экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов исследования этого продукта. В процессе идентификации молока и продуктов его переработки следует пользоваться сведениями, указанными в ТР на молочную продукцию: - статьей 2 установлен перечень объектов технического регулирования ТР на молочную продукцию; - статьей 4 определены признаки молока и продуктов его переработки; - статьей 14 определены признаки продуктов детского питания; - статьей 26 установлены показатели идентификации молока и продуктов его переработки. Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ТР на молочную продукцию. В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в: - нормативных документах федеральных органов исполнительной власти; - международных стандартах; - национальных стандартах; - стандартах организаций; - сопроводительных документах на эти продукты; - договорах поставок на эти продукты; - контрактах на эти продукты; - спецификациях на эти продукты; - информации на этикетках потребительских упаковок; - других содержащих описание этих продуктов документах. Показатели идентификации молока и продуктов его переработки, установленные в результате экспертизы документов, должны соответствовать данным о показателях идентификации образцов такой продукции, полученным по результатам их исследования. В случае установления должностным лицом, осуществляющим производство по делу, несовпадения этих данных, следует дать оценку наличию признаков фальсификации продукции. Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки, в соответствии с частью 2 статьи 24 ТР на молочную продукцию, являются: 1) несоответствие информации о продукции, содержащейся в сопровождающих ее документах и на этикетках, наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным ТР на молочную продукцию; 2) недостоверность содержащейся в сопровождающих документах и на этикетках информации о продукции. Указанные признаки могут быть установлены должностным лицом, осуществляющим проверку: - при экспертизе сопроводительных документов на продукцию без проведения ее исследований; - по результатам исследования образцов данной продукции, необходимого в целях подтверждения факта фальсификации продукции по показателям идентификации, установленным частью 8 статьи 25 ТР на молочную продукцию. 6.3. Идентификация масложировой продукции. 6.3.1. Проведение идентификации масложировой продукции для установления ее принадлежности к сфере действия ТР на масложировую продукцию осуществляется путем: 1) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции в потребительской упаковке; 2) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции в иной (не потребительской) упаковке; 3) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах, реализуемой не на розничном рынке. 6.3.2. Для идентификации продукции в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, должностное лицо Роспотребнадзора обязано убедиться, что идентифицируемая продукция соответствует признакам, установленным статьей 3 ТР на масложировую продукцию, а также информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах. 6.3.3. Для идентификации процессов производства, хранения и перевозки в целях их отнесения к сфере действия ТР на масложировую продукцию должностное лицо Роспотребнадзора обязано убедиться, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку именно масложировой продукции, указанной в статье 2 ТР на масложировую продукцию, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ТР на масложировую продукцию. Установление соответствия процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции требованиям ТР на масложировую продукцию осуществляется путем обследования указанных процессов. 6.3.4. При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ТР на масложировую продукцию. При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ТР на масложировую продукцию путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его. 6.3.5. Изъятие образцов масложировой продукции для инструментального контроля осуществляется: - с оформлением протокола о взятии образцов продукции в соответствии со статьей 26.5 КоАП; - в количестве, не превышающем нормы, установленные утвержденными Правительством Российской Федерации правилами отбора образцов масложировой продукции для проведения исследований и измерений (в настоящее время такие правила Правительством Российской Федерации еще не утверждены). Что касается оформления акта отбора образцов по установленной его форме (часть 8 статьи 25 ТР на масложировую продукцию), то данный документ по своему названию не относится к категории процессуальных документов, оформляемых в соответствии с требованиями КоАП. Очевидна, однако, важность не наименования подтверждающего отбор образцов продукции документа (акт или протокол), а именно документальное оформление факта отбора образцов продукции. 6.4. Идентификация соковой продукции. Идентификация данной продукции осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора для целей установления принадлежности соковой продукции к числу объектов технического регулирования, в отношении которых применяется ТР на соковую продукцию, путем сравнения наименований такой продукции, нанесенных на потребительские упаковки или указанных в товарно-сопроводительных документах, с предусмотренными статьей 4 ТР на соковую продукцию наименованиями видов соковой продукции. Данный способ идентификации осуществляется без проведения исследований с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В целях установления фальсификации соковой продукции и ее несоответствия своему наименованию идентификация соковой продукции осуществляется путем совокупной оценки показателей (физико-химических, органолептических и других) образцов такой продукции, к которым относятся указанные в статье 4 ТР на соковую продукцию: - признаки видов соковой продукции; - наименования фруктов и (или) овощей, применяемых для производства соответствующей соковой продукции; - содержание растворимых сухих веществ в соках, во фруктовых и (или) в овощных пюре; - минимальная объемная доля сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре во фруктовых и (или) в овощных нектарах, в морсах и (или) во фруктовых и (или) в овощных сокосодержащих напитках; - сведения о возможных природных свойствах химического состава соков и фруктовых и (или) овощных пюре с учетом характерных для них сортовых, географических, климатических, сельскохозяйственных и технологических факторов. В целях получения данных о физико-химических, органолептических и других показателях соковой продукции необходимо проведение исследований продукции, для чего отбор образцов соковой продукции, направление их соответствующему эксперту, оформление результатов исследования осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 6.1 настоящих Рекомендаций. 6.5. В случае подтверждения факта фальсификации обнаруженной в ходе проверки продукции материалы производства по данному делу вместе с протоколами о применении обеспечительных мер, протоколом взятия образцов продукции, заключением эксперта с приложенными к нему копиями протоколов проведения исследований подлежат передаче в правоохранительные органы в целях рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (см. пункт 9 настоящих Рекомендаций). Указанные выше меры должностное лицо Роспотребнадзора принимает только в отношении физического лица, в действиях (бездействии) которого содержатся признаки преступления. В отношении юридического лица такие меры не принимаются. Однако материалы проверки с доказательствами факта нахождения в обороте фальсифицированной продукции следует передать в суд в целях принудительного отзыва такой продукции с рынка (см. пункт 8 настоящих Рекомендаций). В целях обеспечения принудительного отзыва фальсифицированной продукции с рынка должностными лицами Роспотребнадзора должны быть приняты меры по: 1) приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи изготовителю и (или) продавцу соответствующего предписания в соответствии со статьей 18 ТР на молочную продукцию; 2) информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки через средства массовой информации, а также с привлечением информационных ресурсов изготовителя и (или) продавца. В целях обеспечения надлежащего применения вышеуказанных мер должностным лицам Роспотребнадзора в обязательном порядке следует принимать меры по установлению изготовителя обнаруженной фальсифицированной продукции либо обосновать в материалах проверки, почему вышеуказанные меры к изготовителю такой продукции не принимались. Для проведения проверки в отношении изготовителя обнаруженной фальсифицированной продукции выносить распоряжение о проведении такой проверки со дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не требуется, если в отношении продавца такой продукции уже проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП, часть 3 статьи 1 вышеназванного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Аналогичные проверки (мероприятия по контролю) до дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проводятся на основании возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, в связи с нахождением в обороте фальсифицированной продукции, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (абзац 4 части 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"). |
Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".