ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.03.04 ОС-28/1270-ИС

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3.1. Основные виды деформаций и разрушений

     3.1.1. Земляное полотно является основным элементом автомобильной
дороги,  определяющим  наряду  с  дорожной  одеждой прочность дорожной
конструкции и ровность покрытия. Все деформации и разрушения земляного
полотна,   в   основном,   определяются  видом  грунта,  степенью  его
уплотнения,  влажностью  и  их  соответствием  действующим нагрузкам и
погодно-климатическим   воздействиям.   Пучины,  просадки  грунтов  а,
следовательно, и дорожной одежды, сплывы, оплывины, обрушения участков
откосов   и   т.д.   являются  основными  проявлениями  их  повышенной
влажности,   а,   следовательно,   причинами   нарушения  прочности  и
устойчивости.
     3.1.2.  Интенсивному  насыщению  грунта  земляного  полотна водой
способствует:
     - высокий уровень грунтовых вод;
     - выход грунтовых вод по склонам вблизи земляного полотна;
     - застой воды в боковых канавах, кюветах и резервах;
     - наличие на обочине колей и отдельных углублений;
     - неправильная и неполная очистка дорог от снега с оставлением на
обочинах снежных валов;
     - наличие   в  земляном  полотне  пылеватых  грунтов,  обладающих
большой высотой капиллярного поднятия воды;
     - глубокое промерзание грунтов земляного полотна.
     3.1.3.  Деформации  в  рабочем  слое проезжей части и на обочинах
возникают  при  явлении  доуплотнения  грунта, потере им прочности при
переувлажнении,  особенно  в  случае возведения насыпи из неоднородных
грунтов  или  в  результате  пучинообразования  (явление  комплексного
воздействия на пучиноопасный грунт влаги и отрицательной температуры).
     3.1.4.   Деформации  дополнительного  уплотнения  грунта  в  зоне
проезжей  части возникают в виде отдельных просадок покрытия различной
площади  с  плавными очертаниями краев или осадки по всему поперечнику
на  определенном  протяжении  дороги.  Их образование, как правило, не
сопровождается  появлением  отдельных  трещин  или  сетки трещин, хотя
могут быть и исключения при локальных осадках значительной величины.
     3.1.5. Образующиеся на покрытии просадки с сеткой трещин, проломы
дорожной  одежды  являются  результатом  потери  грунтом прочности при
действии транспортных нагрузок, переувлажнения и пучения грунтов.
     3.1.6.  Пучинами  называют  деформации увеличения объема грунта в
рабочем  слое земляного полотна, проявляющиеся зимой во взбугривании и
потере   ровности   покрытия,   а  в  период  оттаивания  при  проезде
автомобилей   -  в  проломах  одежды,  вызванных  снижением  прочности
переувлажненных грунтов.
     3.1.7.  Внешними  признаками  пучинистых  мест  в  зимний  период
являются   неравномерное   поднятие  участков  покрытия,  взбугривание
отдельных  мест  или  образование  группы  взбугриваний  на  покрытии,
развитых  по  площади  проезжей  части. Значительная часть из них, как
правило,  имеет  сетку  трещин,  концентрирующуюся  у  вершины  бугров
пучения,  которые  разрушают  покрытие  на  отдельные  куски различной
величины  и  формы.  В весенний период, после схода снега и оттаивании
грунта   на   пучинистых  участках  могут  появляться  влажные  пятна,
наблюдается   иногда   выход  вместе  с  водой  мелких  частиц  грунта
дренирующего   слоя  или  земляного  полотна,  а  также  волнообразные
колебания  дорожной  конструкции при проезде транспортных средств. Эти
участки   имеют,   как  правило,  пониженную  прочность  и  интенсивно
разрушаются.
     3.1.8.   Деформации   неукрепленных  или  укрепленных  несвязными
материалами   обочин   выражаются   в  образовании  колей,  ям,  часто
приводящих   к  разрушению  кромок  краевых  укрепительных  полос  или
покрытия  проезжей  части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя
земляного   полотна,   разрушению   прибровочной   части   обочин.  На
укрепленных  связными материалами обочинах (асфальтобетон, битумогрунт
и др.) возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных
одежд проезжей части.
     3.1.9.  Наиболее  частой причиной деформаций земляного полотна на
слабом  основании  является  потеря его устойчивости. Типичными видами
потери  устойчивости является выпор (смещение отдельных блоков массива
основания  с  частью  насыпи  по определенной поверхности скольжения),
выдавливание  грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В
результате   выдавливания   поверхность  насыпи  резко  деформируется,
приобретая  вогнутый  корытообразный  профиль,  иногда  с образованием
продольных трещин и провалов средней части.
     3.1.10. В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки)
может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение
объема  насыпи,  выемки  и части основания по поверхности скольжения),
расползание  насыпи  (результат  использования  при  строительстве без
специальных    мероприятий   переувлажненных   грунтов,   несоблюдения
требований    по    уплотнению   грунтов,   повышенного   капиллярного
увлажнения).
     3.1.11.  Нарушения  местной  устойчивости откосов характеризуются
смещением  отдельных  участков  поверхности  откосов. Это - деформации
локального характера (сплывы, оплывины, эрозия, суффозия и т.д.), хотя
иногда они могут охватывать и достаточно большие площади.
     3.1.12.  Подтопляемые  откосы  имеют, как правило, укрепления. Их
деформация   (разрушение)   определяется  прочностью  и  устойчивостью
конструкций   укрепления,   интенсивностью   воздействия   агрессивных
факторов,  специфичных  для  подтопляемых  откосов. К их числу, прежде
всего, относятся: высота, частота и длительность подтопления, волновые
нагрузки,  скорость  течения  вдоль насыпи, ледоход, припай льда и др.
Вместе  с  этим  вне  зависимости от вида укрепления могут иметь место
размывы  оснований (подошвы откосов) насыпей течением водного потока в
зависимости от его скорости и объема перемещаемой воды.
     3.1.13.  Откосы  участков  дорог,  проходящих в горной местности,
особенно   представленные   выветрелыми   горными  породами,  имеющими
значительную  трещиноватость,  параллельную  оси  дороги  кливажность,
характеризуются  потенциальной  склонностью,  а  иногда  и фактическим
проявлением опасных обвалов, камнепадов и осыпей с перемещением породы
различных объемов на проезжую часть дороги.
     3.1.14.  Деформации  неукрепленных  или  укрепленных травосеянием
водоотводных  сооружений  выражаются  в  нарушении  их  поперечного  и
продольного  профиля (сплывы откосов, размыв канав, изломы продольного
профиля, пучинообразное изменение профиля и т.д.).
     3.1.15.  Для  укрепленных асфальтобетоном водоотводных сооружений
характерны  деформации  в  виде образования в слоях укрепления трещин,
отдельных  выбоин  или  системы  трещин  и выбоин, в т.ч. со смещением
слоев укрепления, изменение профиля в результате образования пучин или
просадок. Для слоев укрепления из монолитного цементобетона характерны
деформации  в  виде  отдельных  трещин  или  системы трещин, шелушения
бетона  сплошного или на отдельных участках, отдельные сколы и обломы,
разрушения  швов  и  материала  их  заполнения,  изменения  профиля  в
результате образования пучин. Для укрепления сборными цементобетонными
элементами  -  дополнительно  перекос плит или других элементов при их
просадке или пучении.
     3.1.16.   Возникающие   в   процессе  эксплуатации  неисправности
дренажей могут быть в виде:
     - механических  повреждений  труб,  смотровых  колодцев, выпусков
(разрушение дренажных труб, выпусков, смотровых колодцев);
     - нарушений конструктивной целостности дренажа (взаимное смещение
дренажных труб);
     - закупорки   трубопровода  (элементами  дренируемого  материала,
грунта сооружения, мелкими животными).
     3.1.17.  Заполнение  дренажной  траншеи крупным щебнем или камнем
без  применения геосинтетических материалов может вызвать их заиление.
К  аналогичным  результатам приводит и назначение неоправданно больших
размеров   водоприемных   отверстий   в   дренажном   трубопроводе  из
керамических  труб,  а  также  произвольное  назначение размеров пор в
трубофильтрах.
     3.1.18.  Ремонт  и  содержание  земляного  полотна,  дренажных  и
водоотводных     сооружений    осуществляют    согласно    действующим
нормативно-техническим  документам,  проектно-сметной  документации на
определенные виды работ и положениям настоящих "Правил".
     3.1.19.  Состав  и объемы работ определяются на основе материалов
осмотров  и  диагностики  соответствующих  конструктивных элементов, а
также  положений  "Классификации по ремонту и содержанию автомобильных
дорог  общего  пользования".  При  выполнении  на стадиях капитального
ремонта  и  ремонта  работ  аналогичного вида подразумевается, что при
капитальном  ремонте  выполняются  работы  при  значительно большем их
объеме.

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа