Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".
6.2. Защита дорог от снежных заносов 6.2.1. Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяются причины образования снежных заносов и разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в табл. 6.2. Таблица 6.2 ------------------T----------------T--------------------------------------¬ ¦ Очередность ¦ Категория ¦ Краткая характеристика параметров ¦ ¦ проведения ¦снегозаносимости¦ ¦ ¦ мероприятий ¦ участков ¦ ¦ +-----------------+----------------+--------------------------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +-----------------+----------------+--------------------------------------+ ¦Первая очередь ¦Сильнозаносимые ¦Нераскрытые выемки, снегоемкость ¦ ¦ ¦ ¦подветренного откоса которых меньше ¦ ¦ ¦ ¦суммарного объема снега, приносимого ¦ ¦ ¦ ¦метелями и выпадающего при снегопадах,¦ ¦ ¦ ¦все выемки на кривых ¦ +-----------------+----------------+--------------------------------------+ ¦Вторая очередь ¦Среднезаносимые ¦Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые ¦ ¦ ¦ ¦выемки. Нулевые места и насыпи, ¦ ¦ ¦ ¦имеющие высоту менее высоты снежного ¦ ¦ ¦ ¦покрова ¦ +-----------------+----------------+--------------------------------------+ ¦Третья очередь ¦Слабозаносимые ¦Пересечения в одном уровне. Насыпи с ¦ ¦ ¦ ¦ограждениями безопасности. Насыпи, ¦ ¦ ¦ ¦имеющие высоту, равную высоте снежного¦ ¦ ¦ ¦покрова ¦ +-----------------+----------------+--------------------------------------+ ¦Четвертая очередь¦Незаносимые ¦Насыпи высотой более высоты снежного ¦ ¦ ¦ ¦покрова ¦ L-----------------+----------------+--------------------------------------- 6.2.2. Защита дорог от снежных заносов осуществляется снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещаются постоянно или временно (на период зимней эксплуатации) и подразделяются (по принципу воздействия на снеговетровой поток) на: а) Снегозащитные средства снегозадерживающего действия - снижающие скорость снеговетрового потока и препятствующие поступлению метелевого снега к дороге (снегозадерживающие заборы, щиты, сетки, пространственные средства снегозащиты, устройства с изменяющейся просветностью, снежные траншеи, снегозащитные лесные полосы); б) Снегозащитные средства снегопередувающего действия - увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы). 6.2.3. Выбор средств снегозащиты осуществляется на основании данных о максимальном расчетном объеме снегоприноса, максимальной расчетной скорости ветра и преобладающей розе ветров на каждом заносимом участке. Обоснование выбора средств снегозащиты на каждом участке дороги приводится в плане работ по зимнему содержанию дороги. Область применения средств снегозащиты с учетом обеспечения требуемого состояния покрытия проезжей части представлена в таблице 6.3. Таблица 6.3 ----------------------------T--------------T---------------------¬ ¦ Вид защиты ¦Характеристика¦ Снегоудерживающая ¦ ¦ ¦ ¦способность, куб. м/м¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Снегозащитные лесные полосы¦одна ¦25 - 200 ¦ ¦ ¦две ¦250 - 300 ¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Снегозадерживающие заборы ¦онорядные ¦100 - 200 ¦ ¦ ¦двухрядные ¦500 - 800 ¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Устройство с изменяющейся ¦высота 2 м ¦30 - 120 ¦ ¦просветностью ¦ ¦ ¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Переносные щиты ¦один ряд ¦20 - 90 ¦ ¦ ¦два ряда ¦90 - 120 ¦ ¦ ¦три ряда ¦140 - 170 ¦ ¦ ¦два ряда с ¦250 - 300 ¦ ¦ ¦перестановкой ¦ ¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Сетка из полимерных ¦высота 2 м ¦10 - 75 ¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦ +---------------------------+--------------+---------------------+ ¦Снежные траншеи (валы) ¦один ряд ¦до 10 ¦ ¦ ¦два ряда ¦10 - 20 ¦ ¦ ¦четыре ряда ¦20 - 40 ¦ ¦ ¦шесть рядов ¦40 - 60 ¦ ¦ ¦восемь рядов ¦50 - 80 ¦ ¦ ¦десять рядов ¦70 - 100 ¦ L---------------------------+--------------+---------------------- Экономическая целесообразность применения того или иного средства снегозащиты устанавливается на основании технико-экономического сравнения вариантов средств снегозащиты, обеспечивающих нормативные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог. 6.2.4. Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы. Снегозащитные насаждения располагают вдоль автомобильных дорог в виде одной или нескольких лесных полос и кустарниковой опушки, размещаемой с полевой стороны лесной полосы или в виде живых изгородей из ели и высоких кустарников. Расстояния от бровки земляного полотна, ширина снегозащитных лесных полос и величина разрывов между полосами определяются по табл. 6.4, в зависимости от объема снегоприноса. Таблица 6.4 -----------------T--------------------T-------------T---------------------¬ ¦Расчетный объем ¦Расстояние от бровки¦ Ширина ¦ Ширина полос отвода ¦ ¦ снегоприноса, ¦земляного полотна до¦разрыва между¦ земель для ¦ ¦ куб. м/м ¦ полосы, м ¦ полосами, м ¦ размещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лесонасаждений, м ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦10 - 25 ¦15 - 25 ¦- ¦4 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦50 ¦30 ¦- ¦9 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦75 ¦40 ¦- ¦12 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦100 ¦50 ¦- ¦14 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦125 ¦60 ¦- ¦17 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦150 ¦65 ¦- ¦19 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦200 ¦70 ¦- ¦22 ¦ +----------------+--------------------+-------------+---------------------+ ¦250 ¦50 ¦50 ¦14 х 2 ¦ L----------------+--------------------+-------------+---------------------- 6.2.5. Создание новых снегозащитных насаждений и посадка дополнительных лесных полос осуществляется по специальным проектам, а поддержание работоспособности существующих посадок осуществляется рубками ухода. 6.2.6. Если снегозащитные лесные полосы не вступили в работу или их применение невозможно по почвенно-климатическим или другим условиям, необходимо использовать снегозащитные устройства или защиты из снега (траншеи, валы и т.д.). 6.2.7. Наибольшей снегозадерживающей способностью обладают снегозадерживающие заборы. При этом расстояние от линии защиты до бровки земляного полотна составляет от 15 до 25 высот забора в зависимости от просветности обрешетки конструкции (от 35% до 50% соответственно). 6.2.8. В случае невозможности размещения на прилегающих к автомобильной дороге землях постоянных средств снегозащиты или при необходимости их усиления, используют снегозащитные устройства, размещаемые на период зимней эксплуатации и демонтируемые в конце зимнего периода. 6.2.9. Временные средства снегозащиты устанавливают сплошной линией параллельно заносимому участку дороги. В местах перехода из выемки в насыпь и при преобладании ветров, дующих под острыми углами к оси дороги, ставят короткие звенья снегозащиты через 60 м перпендикулярно к основной линии снегозащитных устройств с таким расчетом, чтобы концы этих звеньев подходили к бровке земляного полотна не ближе чем на 10 м. 6.2.10. Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один-три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 куб. м/м, а высотой 2,0 м на объем до 90 куб. м/м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в 2 и более раз. 6.2.11. Для обеспечения возможности перестановки щиты устанавливаются вертикально и фиксиуются в верхней части к заранее установленным кольям (шаг установки кольев должен соответствовать длине щита). Перестановку на вершину снежного вала или перестановку по кольям производят, когда: а) высота снежного вала достигает уровня 2/3 высоты щита; б) непосредственно у щитовой линии слой снега достигает высоты 0,5 м от поверхности земли. Перестановку щитов выполняют по признаку, который наступает раньше. 6.2.12. В районах с длительными и интенсивными метелями, во время которых перестановка щитов затруднена, щитовые линии ставят в два, три и более рядов. Расстояние между рядами принимают равным 30 высотам щита, причем первый, ближний к дороге ряд, ставят на расстоянии 20 высот щита от бровки земляного полотна. 6.2.13. При объемах снегоприноса до 75 куб. м/м рекомендуется применять сетки на полимерной основе с просветностью 50 - 70%. Расстояние от места установки сеток до бровки земляного полотна составляет 30 высот защитной линии. 6.2.14. В районах с интенсивными метелями (при объемах снегоприноса до 120 куб. м/м) целесообразно применять устройства с изменяющейся просветностью, плотность конструкции которых увеличивается пропорционально силе ветра при метели. Устройства с изменяющейся просветностью высотой 2,0 м размещаются на расстоянии 40 м от бровки земляного полотна и параллельно дороге. 6.2.15. Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты на дорогах низших категорий (IV и ниже), так и в качестве усиления других средств снегозащиты автомобильных дорог I, II и III категории. Допускается устройство не менее 3-х траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8 - 15 м. Так как снегоемкость одной траншеи составляет 2 - 3 куб. м/м, то для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо регулярное их возобновление. 6.2.16. В районах с устойчивым направлением метелевых ветров для защиты дорог III и IV категорий могут применяться снегопередувающие заборы высотой 5 - 8 м. При этом высота нижнего продуваемого отверстия составляет 35% от общей высоты конструкции, а непродуваемых панелей заполнения - 65%. Снегопередувающие заборы применяют при одновременном соблюдении следующих условий эксплуатации: а) господствующий ветер направлен под углом 50 град. - 90 град. к оси дороги; б) снег сухой и легкоподвижный; в) объем снегоприноса более 300 куб. м/м. |
Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".