ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.03.04 ОС-28/1270-ИС

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6.2. Защита дорог от снежных заносов

     6.2.1.  Заносимые  места  на  дороге устанавливаются на основании
данных   диагностики   ее  транспортно-эксплуатационного  состояния  и
наблюдений.  При этом определяются причины образования снежных заносов
и   разрабатываются   мероприятия   по   устранению   или   уменьшению
заносимости, приоритетность которых представлена в табл. 6.2.

                                                           Таблица 6.2

------------------T----------------T--------------------------------------¬
¦   Очередность   ¦   Категория    ¦  Краткая характеристика параметров   ¦
¦   проведения    ¦снегозаносимости¦                                      ¦
¦   мероприятий   ¦     участков   ¦                                      ¦
+-----------------+----------------+--------------------------------------+
¦        1        ¦       2        ¦                  3                   ¦
+-----------------+----------------+--------------------------------------+
¦Первая очередь   ¦Сильнозаносимые ¦Нераскрытые выемки, снегоемкость      ¦
¦                 ¦                ¦подветренного откоса которых меньше   ¦
¦                 ¦                ¦суммарного объема снега, приносимого  ¦
¦                 ¦                ¦метелями и выпадающего при снегопадах,¦
¦                 ¦                ¦все выемки на кривых                  ¦
+-----------------+----------------+--------------------------------------+
¦Вторая очередь   ¦Среднезаносимые ¦Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые      ¦
¦                 ¦                ¦выемки. Нулевые места и насыпи,       ¦
¦                 ¦                ¦имеющие высоту менее высоты снежного  ¦
¦                 ¦                ¦покрова                               ¦
+-----------------+----------------+--------------------------------------+
¦Третья очередь   ¦Слабозаносимые  ¦Пересечения в одном уровне. Насыпи с  ¦
¦                 ¦                ¦ограждениями безопасности. Насыпи,    ¦
¦                 ¦                ¦имеющие высоту, равную высоте снежного¦
¦                 ¦                ¦покрова                               ¦
+-----------------+----------------+--------------------------------------+
¦Четвертая очередь¦Незаносимые     ¦Насыпи высотой более высоты снежного  ¦
¦                 ¦                ¦покрова                               ¦
L-----------------+----------------+---------------------------------------

     6.2.2.   Защита   дорог   от   снежных   заносов   осуществляется
снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях
с  наветренной  стороны  от заносимого участка. Снегозащитные средства
размещаются  постоянно  или временно (на период зимней эксплуатации) и
подразделяются (по принципу воздействия на снеговетровой поток) на:
     а)   Снегозащитные   средства   снегозадерживающего   действия  -
снижающие  скорость снеговетрового потока и препятствующие поступлению
метелевого  снега  к  дороге  (снегозадерживающие заборы, щиты, сетки,
пространственные   средства  снегозащиты,  устройства  с  изменяющейся
просветностью, снежные траншеи, снегозащитные лесные полосы);
     б)   Снегозащитные   средства   снегопередувающего   действия   -
увеличивающие  скорость  ветра  снеговетрового потока и способствующие
переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы).
     6.2.3.  Выбор  средств  снегозащиты  осуществляется  на основании
данных  о  максимальном  расчетном  объеме  снегоприноса, максимальной
расчетной  скорости  ветра  и  преобладающей  розе  ветров  на  каждом
заносимом  участке.  Обоснование  выбора средств снегозащиты на каждом
участке дороги приводится в плане работ по зимнему содержанию дороги.
     Область  применения  средств  снегозащиты  с  учетом  обеспечения
требуемого  состояния  покрытия  проезжей части представлена в таблице
6.3.

                                                           Таблица 6.3

----------------------------T--------------T---------------------¬
¦         Вид защиты        ¦Характеристика¦  Снегоудерживающая  ¦
¦                           ¦              ¦способность, куб. м/м¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Снегозащитные лесные полосы¦одна          ¦25 - 200             ¦
¦                           ¦две           ¦250 - 300            ¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Снегозадерживающие заборы  ¦онорядные     ¦100 - 200            ¦
¦                           ¦двухрядные    ¦500 - 800            ¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Устройство с изменяющейся  ¦высота 2 м    ¦30 - 120             ¦
¦просветностью              ¦              ¦                     ¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Переносные щиты            ¦один ряд      ¦20 - 90              ¦
¦                           ¦два ряда      ¦90 - 120             ¦
¦                           ¦три ряда      ¦140 - 170            ¦
¦                           ¦два ряда с    ¦250 - 300            ¦
¦                           ¦перестановкой ¦                     ¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Сетка из полимерных        ¦высота 2 м    ¦10 - 75              ¦
¦материалов                 ¦              ¦                     ¦
+---------------------------+--------------+---------------------+
¦Снежные траншеи (валы)     ¦один ряд      ¦до 10                ¦
¦                           ¦два ряда      ¦10 - 20              ¦
¦                           ¦четыре ряда   ¦20 - 40              ¦
¦                           ¦шесть рядов   ¦40 - 60              ¦
¦                           ¦восемь рядов  ¦50 - 80              ¦
¦                           ¦десять рядов  ¦70 - 100             ¦
L---------------------------+--------------+----------------------

     Экономическая целесообразность применения того или иного средства
снегозащиты   устанавливается   на   основании  технико-экономического
сравнения  вариантов  средств  снегозащиты, обеспечивающих нормативные
требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог.
     6.2.4.  Наиболее  надежным, экологически оправданным видом защиты
снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.
     Снегозащитные  насаждения располагают вдоль автомобильных дорог в
виде  одной  или  нескольких  лесных  полос  и  кустарниковой  опушки,
размещаемой с полевой стороны лесной полосы или в виде живых изгородей
из  ели и высоких кустарников. Расстояния от бровки земляного полотна,
ширина  снегозащитных  лесных полос и величина разрывов между полосами
определяются по табл. 6.4, в зависимости от объема снегоприноса.

                                                           Таблица 6.4

-----------------T--------------------T-------------T---------------------¬
¦Расчетный объем ¦Расстояние от бровки¦    Ширина   ¦ Ширина полос отвода ¦
¦ снегоприноса,  ¦земляного полотна до¦разрыва между¦     земель для      ¦
¦    куб. м/м    ¦     полосы, м      ¦ полосами, м ¦     размещения      ¦
¦                ¦                    ¦             ¦  лесонасаждений, м  ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦10 - 25         ¦15 - 25             ¦-            ¦4                    ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦50              ¦30                  ¦-            ¦9                    ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦75              ¦40                  ¦-            ¦12                   ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦100             ¦50                  ¦-            ¦14                   ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦125             ¦60                  ¦-            ¦17                   ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦150             ¦65                  ¦-            ¦19                   ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦200             ¦70                  ¦-            ¦22                   ¦
+----------------+--------------------+-------------+---------------------+
¦250             ¦50                  ¦50           ¦14 х 2               ¦
L----------------+--------------------+-------------+----------------------

     6.2.5.   Создание   новых   снегозащитных  насаждений  и  посадка
дополнительных  лесных полос осуществляется по специальным проектам, а
поддержание   работоспособности  существующих  посадок  осуществляется
рубками ухода.
     6.2.6.  Если снегозащитные лесные полосы не вступили в работу или
их   применение   невозможно   по  почвенно-климатическим  или  другим
условиям,  необходимо использовать снегозащитные устройства или защиты
из снега (траншеи, валы и т.д.).
     6.2.7.   Наибольшей   снегозадерживающей   способностью  обладают
снегозадерживающие  заборы.  При  этом  расстояние  от линии защиты до
бровки  земляного  полотна  составляет  от  15  до  25  высот забора в
зависимости  от  просветности  обрешетки  конструкции  (от  35% до 50%
соответственно).
     6.2.8.   В  случае  невозможности  размещения  на  прилегающих  к
автомобильной  дороге  землях  постоянных  средств снегозащиты или при
необходимости   их   усиления,  используют  снегозащитные  устройства,
размещаемые  на  период  зимней  эксплуатации  и демонтируемые в конце
зимнего периода.
     6.2.9.  Временные  средства  снегозащиты  устанавливают  сплошной
линией  параллельно  заносимому  участку  дороги. В местах перехода из
выемки в насыпь и при преобладании ветров, дующих под острыми углами к
оси   дороги,   ставят   короткие   звенья   снегозащиты  через  60  м
перпендикулярно  к  основной  линии  снегозащитных  устройств  с таким
расчетом,  чтобы  концы  этих  звеньев  подходили  к  бровке земляного
полотна не ближе чем на 10 м.
     6.2.10.  Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от
бровки  земляного  полотна  в  один-три ряда. При установке в один ряд
линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 куб.
м/м,  а  высотой  2,0  м на объем до 90 куб. м/м без перестановки. При
многократной  перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость
защиты из планочных щитов возрастает в 2 и более раз.
     6.2.11.    Для    обеспечения   возможности   перестановки   щиты
устанавливаются  вертикально  и  фиксиуются  в верхней части к заранее
установленным  кольям  (шаг  установки  кольев  должен соответствовать
длине щита). Перестановку на вершину снежного вала или перестановку по
кольям производят, когда:
     а) высота снежного вала достигает уровня 2/3 высоты щита;
     б)  непосредственно  у  щитовой линии слой снега достигает высоты
0,5 м от поверхности земли.
     Перестановку  щитов  выполняют  по  признаку,  который  наступает
раньше.
     6.2.12. В районах с длительными и интенсивными метелями, во время
которых перестановка щитов затруднена, щитовые линии ставят в два, три
и  более  рядов.  Расстояние  между рядами принимают равным 30 высотам
щита,  причем  первый,  ближний  к дороге ряд, ставят на расстоянии 20
высот щита от бровки земляного полотна.
     6.2.13.  При  объемах  снегоприноса  до 75 куб. м/м рекомендуется
применять  сетки  на  полимерной  основе  с  просветностью  50  - 70%.
Расстояние  от  места  установки  сеток  до  бровки  земляного полотна
составляет 30 высот защитной линии.
     6.2.14.   В   районах   с   интенсивными  метелями  (при  объемах
снегоприноса  до  120  куб.  м/м) целесообразно применять устройства с
изменяющейся     просветностью,    плотность    конструкции    которых
увеличивается  пропорционально  силе  ветра  при  метели. Устройства с
изменяющейся  просветностью высотой 2,0 м размещаются на расстоянии 40
м от бровки земляного полотна и параллельно дороге.
     6.2.15.  Снежные  траншеи  и  валы из снега могут применяться при
толщине  снежного  покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного
средства  защиты  на  дорогах  низших  категорий  (IV и ниже), так и в
качестве усиления других средств снегозащиты автомобильных дорог I, II
и   III  категории.  Допускается  устройство  не  менее  3-х  траншей,
прокладываемых  параллельно  на  расстоянии  30  м от бровки земляного
полотна  или  линии  защиты,  эффективность  действия  которой следует
увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8 -
15 м.
     Так  как снегоемкость одной траншеи составляет 2 - 3 куб. м/м, то
для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо регулярное их
возобновление.
     6.2.16.  В районах с устойчивым направлением метелевых ветров для
защиты  дорог  III  и IV категорий могут применяться снегопередувающие
заборы высотой 5 - 8 м. При этом высота нижнего продуваемого отверстия
составляет  35%  от  общей высоты конструкции, а непродуваемых панелей
заполнения - 65%.
     Снегопередувающие  заборы  применяют при одновременном соблюдении
следующих условий эксплуатации:
     а) господствующий ветер направлен под углом 50 град. - 90 град. к
оси дороги;
     б) снег сухой и легкоподвижный;
     в) объем снегоприноса более 300 куб. м/м.

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа