ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.03.04 ОС-28/1270-ИС

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6.4. Борьба с зимней скользкостью

     6.4.1.   Мероприятия   по   предотвращению  и  ликвидации  зимней
скользкости включают:
     - профилактическую    обработку    покрытий    противогололедными
химическими веществами;
     - обработку  образовавшегося  ледяного  или  снежно-ледяного слоя
противогололедными химическими веществами;
     - повышение   шероховатости   покрытия   проезжей   части   путем
распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);
     - устройство противогололедных и антиадгезионных покрытий (слоев)
типа "Грикол".
     Кроме   того,   для   повышения  эффективности  борьбы  с  зимней
скользкостью проводят мероприятия по:
     - устройству       автоматических       систем      распределения
противогололедных  химических  реагентов  на  особо  опасных  (с точки
зрения обеспечения безопасности движения) участках дорог, подверженных
образованию  зимней  скользкости,  а  также  на  мостах, путепроводах,
эстакадах, тоннелях;
     - созданию  новых  и совершенствованию существующих баз и складов
для хранения противогололедных материалов;
     - бурению,   обустройству   и  обслуживанию  скважин  для  добычи
природных рассолов;
     - устройству    и    содержанию   метеопостов,   метеостанций   и
метеолокаторов   для  раннего  обнаружения  и  прогнозирования  зимней
скользкости.
     6.4.2.   С   целью   предупреждения   образования  снежно-ледяных
отложений   распределение   противогололедных   химических  материалов
производится   или  превентивно  (основываясь  на  метеопрогнозе)  или
непосредственно   с   момента  начала  снегопада  (для  предупреждения
образования снежного наката).
     Распределение  противогололедных  химических  материалов во время
снегопада  позволяет  сохранить  выпадающий  снег  в рыхлом состоянии.
После  прекращения  снегопада  образовавшуюся  на дороге снежную массу
удаляют последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.
     6.4.3.  Химические  реагенты,  используемые  для  борьбы с зимней
скользкостью,  принимают  согласно  табл. 6.6 и 6.7. После разрыхления
наката  (вследствие частичного плавления и воздействия автотранспорта)
обычно  в  течение  2  -  3  час  рыхлую  водо-снежную  массу  убирают
последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

                                                           Таблица 6.6

--------------------T----------------T-----------------------T-------------¬
¦  Наименование ПГМ ¦Соответствующий ¦  Рыхлый снег и накат, ¦Стекловидный ¦
¦                   ¦ номер по ГОСТ, ¦           t град.С    ¦лед, t град.С|
¦                   ¦   ТУ на ПГМ    +---T---T---T---T---T---+---T---T-----+
¦                   ¦                ¦-2 ¦-4 ¦-8 ¦-12¦-16¦-20¦-2 ¦-4 ¦-8   ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦                            Твердые, г/кв. м                              ¦
+-------------------T------------------------------------------------------+
¦      Хлориды      ¦                                                      ¦
+-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+
¦1. Технический     ¦ТУ 2152-067-    ¦10 ¦20 ¦30 ¦50 ¦-  ¦-  ¦45 ¦90 ¦160  ¦
¦хлористый натрий   ¦00209-527-95    ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
¦карьерный          ¦                ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦2. ПГМ на основе   ¦ТУ 2152-082-002-¦10 ¦15 ¦30 ¦45 ¦-  ¦-  ¦40 ¦80 ¦145  ¦
¦хлористого натрия  ¦09527-99        ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦3. Биомаг (тв)     ¦ТУ 2152-001-    ¦15 ¦30 ¦50 ¦60 ¦70 ¦80 ¦80 ¦140¦240  ¦
¦                   ¦53561075-02 (тв)¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦4. ХКФ             ¦                ¦10 ¦20 ¦40 ¦50 ¦60 ¦70 ¦40 ¦55 ¦110  ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦     Карбамиды     ¦                                                      ¦
+-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+
¦5. Мочевина        ¦ГОСТ 2081-75    ¦20 ¦25 ¦60 ¦-  ¦-  ¦-  ¦50 ¦115¦-    ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦      Нитраты      ¦                                                      ¦
+-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+
¦6. АНС (НКМ)       ¦ТУ 6-03-349-73  ¦20 ¦25 ¦50 ¦75 ¦-  ¦-  ¦65 ¦130¦-    ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦7. НКММ            ¦ТУ 2149-051-05- ¦10 ¦20 ¦40 ¦65 ¦-  ¦-  ¦45 ¦95 ¦200  ¦
¦                   ¦761643-98       ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦                                Жидкие, мл/кв. м                          ¦
+-------------------T------------------------------------------------------+
¦      Хлориды      ¦                                                      ¦
+-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+
¦8. ХКМ             ¦ТУ 2149-026-    ¦20 ¦40 ¦65 ¦80 ¦95 ¦110¦-  ¦-  ¦-    ¦
¦                   ¦13164401-98     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦9. Биомаг (ж)      ¦ТУ 2152-001-    ¦20 ¦50 ¦70 ¦90 ¦100¦115¦-  ¦-  ¦-    ¦
¦                   ¦53561075-02 (ж) ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦10. Природные      ¦-               ¦30 ¦60 ¦100¦140¦-  ¦-  ¦-  ¦-  ¦-    ¦
¦рассолы            ¦                ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦      Ацетаты      ¦                                                      ¦
+-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+
¦11. Антиснег-1     ¦ТУ 2149-001-    ¦10 ¦20 ¦30 ¦50 ¦60 ¦80 ¦-  ¦-  ¦-    ¦
¦                   ¦45052508-00     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
+-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+
¦12. Нордикс        ¦ТУ 2149-002-    ¦5  ¦10 ¦15 ¦25 ¦30 ¦40 ¦-  ¦-  ¦-    ¦
¦                   ¦40874358-00     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦     ¦
L-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+------

                                                           Таблица 6.7

---------------T-------------T-----------------------------------¬
¦ Наименование ¦Концентрация,¦    Нормы распределения жидких     ¦
¦   рассолов   ¦      %      ¦хлоридов при 1 мм осадков, л/кв. м,¦
¦              ¦             ¦    при температуре воздуха град.С ¦
¦              ¦             +-----------------------------------+
¦              ¦             ¦       Рыхлый снег или накат       ¦
¦              ¦             +------T-------T------T------T------+
¦              ¦             ¦  -4  ¦  -8   ¦ -12  ¦ -16  ¦ -20  ¦
+--------------+-------------+------+-------+------+------+------+
¦Хлористо-     ¦25           ¦0,04  ¦0,08   ¦0,11  ¦-     ¦-     ¦
+натриевый     +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦20           ¦0,06  ¦0,10   ¦0,14  ¦-     ¦-     ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦15           ¦0,08  ¦0,14   ¦-     ¦-     ¦-     ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦10           ¦0,14  ¦-      ¦-     ¦-     ¦-     ¦
+--------------+-------------+------+-------+------+------+------+
¦Хлористо-     ¦35           ¦0,03  ¦0,05   ¦0,07  ¦0,08  ¦0,09  ¦
+кальциевый    +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦30           ¦0,04  ¦0,07   ¦0,09  ¦0,10  ¦0,11  ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦20           ¦0,06  ¦0,10   ¦0,14  ¦0,16  ¦-     ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦10           ¦0,12  ¦-      ¦-     ¦-     ¦-     ¦
+--------------+-------------+------+-------+------+------+------+
¦Хлористо-     ¦35           ¦0,03  ¦0,04   ¦0,05  ¦0,06  ¦0,07  ¦
+магниевый     +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦30           ¦0,04  ¦0,05   ¦0,06  ¦0,07  ¦0,08  ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦20           ¦0,05  ¦0,08   ¦0,10  ¦0,12  ¦0,13  ¦
+              +-------------+------+-------+------+------+------+
¦              ¦10           ¦0,11  ¦0,18   ¦-     ¦-     ¦-     ¦
L--------------+-------------+------+-------+------+------+-------

     Примечания к таблицам 6.6 и 6.7:
     1.   Прочерк   в   таблице   означает,   что  вещество  с  данной
концентрацией при указанной температуре применять нельзя.
     2.   Приведенные   в   таблице   нормы   распределения   хлоридов
обеспечивают  лишь  частичное плавление уплотненного или рыхлого снега
до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой
ранее  уплотненный  слой  снега  (накат) разрыхляется, а свежевыпавший
снег не уплотняется под действием транспортных средств.
     3.   Вышеуказанные   оптимальные  величины  распределения  жидких
хлоридов   рассчитаны   из  условий  ликвидации  гололедно-изморозевых
явлений  на  1 кв. м дороги при наличии на этой площади 1 мм осадков в
перерасчете  на  воду (1 мм атмосферных осадков на площади 1 м равен 1
кг отложений или 1 л воды).

     6.4.4.  При  образовании  на дорожном покрытии стекловидного льда
(наиболее  опасного  вида зимней скользкости) работы по его ликвидации
состоят   в   распределении   указанного   в   табл.   6.6  количества
противогололедных материалов до полного его таяния.
     6.4.5.  Не  рекомендуется использование химических материалов для
борьбы   с  зимней  скользкостью  при  температурах  ниже  температуры
замерзания растворов солей, образующихся при плавлении льда или снега.
     6.4.6.  При  фрикционном  способе борьбы с зимней скользкостью на
дорогах,  уровень  содержания  которых  допускает образование снежного
наката,  или  в  случае,  когда  температура  воздуха  ниже  предельно
допустимой  температуры, и по техническим условиям нельзя использовать
имеющиеся   в   наличии   чистые   химические   материалы,   применяют
пескосоляную  смесь.  Ее  готовят на пескобазах путем смешения песка с
кристаллической  солью (чаще всего NaCl) в отношении от 90:10 до 80:20
(по массе соответственно песка и чистой соли).
     Распределение  пескосоляной  смеси  производится в количестве 350
г/кв.  м  и  175  г/кв.  м  при  соотношении  компонентов песка и соли
соответственно 90:10 и 80:20.
     6.4.7.  На  гравийных,  щебеночных и грунтовых дорогах в качестве
фрикционных  материалов  применяют  песок,  каменные высевки, щебень и
шлак. Используемые материалы должны быть без примесей в виде глины или
золы, а размер части фрикционного материала быть менее 5 мм.
     6.4.8. С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные
средства,  а  также элементы искусственных сооружений предпочтительнее
использовать   химические   вещества,   не  вызывающие  коррозию,  или
ингибированные материалы.
     6.4.9.  Для  борьбы  с  зимней  скользкостью  на  цементобетонных
покрытиях  допускается  применять  хлориды,  но не ранее чем через год
после завершения строительства, если эти покрытия построены из смеси с
воздухововлекающими добавками, и спустя три года, если без них.
     6.4.10.  Борьбу  с  зимней  скользкостью  необходимо проводить, в
первую  очередь,  на  потенциально  опасных  участках:  на  подъемах и
спусках  с  большими  уклонами,  в  пределах  населенных  пунктов,  на
горизонтальных  кривых  малого  радиуса,  на  участках с недостаточной
видимостью  в  плане  или  профиле, на пересечениях в одном уровне, на
мостах,  путепроводах,  эстакадах и подходах к ним, в местах остановки
общественного транспорта.
     6.4.11.   Для  предупреждения  участников  движения  о  скользком
покрытии  устанавливают временные знаки "Скользкая дорога" и оповещают
участников  движения о состоянии покрытия специальными световыми табло
с  надписью "Осторожно! Гололед!", размещаемыми у постов ГИБДД, зданий
дорожной  службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с
обслуживаемой дорогой.
     6.4.12.   Помимо   представленных   в   таблице   6.6  химических
противогололедных   материалов   для   борьбы  с  зимней  скользкостью
рекомендуется   применение   жидких   природных   рассолов  и  соляных
растворов, приготавливаемых в условиях дорожного производства.
     6.4.13.  Соляные  растворы  рекомендуется приготавливать из NaCl,
CaCl  и MgCl .
    2       2

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа