Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".
6.4. Борьба с зимней скользкостью 6.4.1. Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают: - профилактическую обработку покрытий противогололедными химическими веществами; - обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами; - повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак); - устройство противогололедных и антиадгезионных покрытий (слоев) типа "Грикол". Кроме того, для повышения эффективности борьбы с зимней скользкостью проводят мероприятия по: - устройству автоматических систем распределения противогололедных химических реагентов на особо опасных (с точки зрения обеспечения безопасности движения) участках дорог, подверженных образованию зимней скользкости, а также на мостах, путепроводах, эстакадах, тоннелях; - созданию новых и совершенствованию существующих баз и складов для хранения противогололедных материалов; - бурению, обустройству и обслуживанию скважин для добычи природных рассолов; - устройству и содержанию метеопостов, метеостанций и метеолокаторов для раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости. 6.4.2. С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов производится или превентивно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката). Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей. 6.4.3. Химические реагенты, используемые для борьбы с зимней скользкостью, принимают согласно табл. 6.6 и 6.7. После разрыхления наката (вследствие частичного плавления и воздействия автотранспорта) обычно в течение 2 - 3 час рыхлую водо-снежную массу убирают последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей. Таблица 6.6 --------------------T----------------T-----------------------T-------------¬ ¦ Наименование ПГМ ¦Соответствующий ¦ Рыхлый снег и накат, ¦Стекловидный ¦ ¦ ¦ номер по ГОСТ, ¦ t град.С ¦лед, t град.С| ¦ ¦ ТУ на ПГМ +---T---T---T---T---T---+---T---T-----+ ¦ ¦ ¦-2 ¦-4 ¦-8 ¦-12¦-16¦-20¦-2 ¦-4 ¦-8 ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦ Твердые, г/кв. м ¦ +-------------------T------------------------------------------------------+ ¦ Хлориды ¦ ¦ +-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+ ¦1. Технический ¦ТУ 2152-067- ¦10 ¦20 ¦30 ¦50 ¦- ¦- ¦45 ¦90 ¦160 ¦ ¦хлористый натрий ¦00209-527-95 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦карьерный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦2. ПГМ на основе ¦ТУ 2152-082-002-¦10 ¦15 ¦30 ¦45 ¦- ¦- ¦40 ¦80 ¦145 ¦ ¦хлористого натрия ¦09527-99 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦3. Биомаг (тв) ¦ТУ 2152-001- ¦15 ¦30 ¦50 ¦60 ¦70 ¦80 ¦80 ¦140¦240 ¦ ¦ ¦53561075-02 (тв)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦4. ХКФ ¦ ¦10 ¦20 ¦40 ¦50 ¦60 ¦70 ¦40 ¦55 ¦110 ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦ Карбамиды ¦ ¦ +-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+ ¦5. Мочевина ¦ГОСТ 2081-75 ¦20 ¦25 ¦60 ¦- ¦- ¦- ¦50 ¦115¦- ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦ Нитраты ¦ ¦ +-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+ ¦6. АНС (НКМ) ¦ТУ 6-03-349-73 ¦20 ¦25 ¦50 ¦75 ¦- ¦- ¦65 ¦130¦- ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦7. НКММ ¦ТУ 2149-051-05- ¦10 ¦20 ¦40 ¦65 ¦- ¦- ¦45 ¦95 ¦200 ¦ ¦ ¦761643-98 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦ Жидкие, мл/кв. м ¦ +-------------------T------------------------------------------------------+ ¦ Хлориды ¦ ¦ +-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+ ¦8. ХКМ ¦ТУ 2149-026- ¦20 ¦40 ¦65 ¦80 ¦95 ¦110¦- ¦- ¦- ¦ ¦ ¦13164401-98 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦9. Биомаг (ж) ¦ТУ 2152-001- ¦20 ¦50 ¦70 ¦90 ¦100¦115¦- ¦- ¦- ¦ ¦ ¦53561075-02 (ж) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦10. Природные ¦- ¦30 ¦60 ¦100¦140¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ ¦рассолы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦ Ацетаты ¦ ¦ +-------------------+----------------T---T---T---T---T---T---T---T---T-----+ ¦11. Антиснег-1 ¦ТУ 2149-001- ¦10 ¦20 ¦30 ¦50 ¦60 ¦80 ¦- ¦- ¦- ¦ ¦ ¦45052508-00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+-----+ ¦12. Нордикс ¦ТУ 2149-002- ¦5 ¦10 ¦15 ¦25 ¦30 ¦40 ¦- ¦- ¦- ¦ ¦ ¦40874358-00 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------+----------------+---+---+---+---+---+---+---+---+------ Таблица 6.7 ---------------T-------------T-----------------------------------¬ ¦ Наименование ¦Концентрация,¦ Нормы распределения жидких ¦ ¦ рассолов ¦ % ¦хлоридов при 1 мм осадков, л/кв. м,¦ ¦ ¦ ¦ при температуре воздуха град.С ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+ ¦ ¦ ¦ Рыхлый снег или накат ¦ ¦ ¦ +------T-------T------T------T------+ ¦ ¦ ¦ -4 ¦ -8 ¦ -12 ¦ -16 ¦ -20 ¦ +--------------+-------------+------+-------+------+------+------+ ¦Хлористо- ¦25 ¦0,04 ¦0,08 ¦0,11 ¦- ¦- ¦ +натриевый +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦20 ¦0,06 ¦0,10 ¦0,14 ¦- ¦- ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦15 ¦0,08 ¦0,14 ¦- ¦- ¦- ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦10 ¦0,14 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ +--------------+-------------+------+-------+------+------+------+ ¦Хлористо- ¦35 ¦0,03 ¦0,05 ¦0,07 ¦0,08 ¦0,09 ¦ +кальциевый +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦30 ¦0,04 ¦0,07 ¦0,09 ¦0,10 ¦0,11 ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦20 ¦0,06 ¦0,10 ¦0,14 ¦0,16 ¦- ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦10 ¦0,12 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦ +--------------+-------------+------+-------+------+------+------+ ¦Хлористо- ¦35 ¦0,03 ¦0,04 ¦0,05 ¦0,06 ¦0,07 ¦ +магниевый +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦30 ¦0,04 ¦0,05 ¦0,06 ¦0,07 ¦0,08 ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦20 ¦0,05 ¦0,08 ¦0,10 ¦0,12 ¦0,13 ¦ + +-------------+------+-------+------+------+------+ ¦ ¦10 ¦0,11 ¦0,18 ¦- ¦- ¦- ¦ L--------------+-------------+------+-------+------+------+------- Примечания к таблицам 6.6 и 6.7: 1. Прочерк в таблице означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя. 2. Приведенные в таблице нормы распределения хлоридов обеспечивают лишь частичное плавление уплотненного или рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств. 3. Вышеуказанные оптимальные величины распределения жидких хлоридов рассчитаны из условий ликвидации гололедно-изморозевых явлений на 1 кв. м дороги при наличии на этой площади 1 мм осадков в перерасчете на воду (1 мм атмосферных осадков на площади 1 м равен 1 кг отложений или 1 л воды). 6.4.4. При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении указанного в табл. 6.6 количества противогололедных материалов до полного его таяния. 6.4.5. Не рекомендуется использование химических материалов для борьбы с зимней скользкостью при температурах ниже температуры замерзания растворов солей, образующихся при плавлении льда или снега. 6.4.6. При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на дорогах, уровень содержания которых допускает образование снежного наката, или в случае, когда температура воздуха ниже предельно допустимой температуры, и по техническим условиям нельзя использовать имеющиеся в наличии чистые химические материалы, применяют пескосоляную смесь. Ее готовят на пескобазах путем смешения песка с кристаллической солью (чаще всего NaCl) в отношении от 90:10 до 80:20 (по массе соответственно песка и чистой соли). Распределение пескосоляной смеси производится в количестве 350 г/кв. м и 175 г/кв. м при соотношении компонентов песка и соли соответственно 90:10 и 80:20. 6.4.7. На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак. Используемые материалы должны быть без примесей в виде глины или золы, а размер части фрикционного материала быть менее 5 мм. 6.4.8. С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные средства, а также элементы искусственных сооружений предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы. 6.4.9. Для борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных покрытиях допускается применять хлориды, но не ранее чем через год после завершения строительства, если эти покрытия построены из смеси с воздухововлекающими добавками, и спустя три года, если без них. 6.4.10. Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах, путепроводах, эстакадах и подходах к ним, в местах остановки общественного транспорта. 6.4.11. Для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки "Скользкая дорога" и оповещают участников движения о состоянии покрытия специальными световыми табло с надписью "Осторожно! Гололед!", размещаемыми у постов ГИБДД, зданий дорожной службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с обслуживаемой дорогой. 6.4.12. Помимо представленных в таблице 6.6 химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью рекомендуется применение жидких природных рассолов и соляных растворов, приготавливаемых в условиях дорожного производства. 6.4.13. Соляные растворы рекомендуется приготавливать из NaCl, CaCl и MgCl . 2 2 |
Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".