Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".
6.5. Защита горных дорог от лавин 6.5.1. Защиту дорог от снежных лавин на лавиноопасных участках осуществляют с помощью специальных противолавинных мероприятий, включающих: - лавинопредотвращающие (исключают сход снежных лавин на дорогу); - лавинозащитные (обеспечивают локализацию лавин и до минимума снижают возможный экономический ущерб и объемы разрушений автомобильных дорог и сооружений на них); - профилактические (обеспечивают частичную локализацию, уменьшение экономического ущерба дороге и сооружениям, позволяют предотвратить гибель людей и обеспечивают сохранность перевозимых по дороге грузов). Состав комплекса противолавинных мероприятий приведен в таблице 6.8. Таблица 6.8 ------------------------T--------------------T------------------------------------¬ ¦ Мероприятия ¦ Виды работ ¦ Состав работ ¦ +-----------------------+--------------------+------------------------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +-----------------------+--------------------+------------------------------------+ ¦ Лавино- ¦- снегозадержание; ¦ Создание системы снегозадерживающих¦ ¦ предотвращающие ¦- снегорегулирование¦ заборов, снегоудерживающих стенок, ¦ ¦ ¦ ¦ свай; Террасирование склонов; ¦ ¦ ¦ ¦ создание снегорегулирующей системы ¦ ¦ ¦ ¦ из снеговыдувающих заборов, ¦ ¦ ¦ ¦ снегоулавливающих траншей, ¦ ¦ ¦ ¦ кольктафелей, лесонасаждений ¦ ¦ +--------------------+------------------------------------+ ¦ ¦- стабилизация ¦ Укрепление снега механическим или ¦ ¦ ¦снежного покрова ¦ химическим особом ¦ +-----------------------+--------------------+------------------------------------+ ¦ Лавинозащитные ¦- изменение ¦ Строительство направляющих и ¦ ¦ ¦направления ¦ отбойных дамб, стенок и ¦ ¦ ¦движения лавин ¦ лавинорезов; Создание искусственных¦ ¦ ¦ ¦ русел и выемок ¦ ¦ +--------------------+------------------------------------+ ¦ ¦- пропуск лавин над ¦ Строительство галерей, навесов, ¦ ¦ ¦или под дорогой ¦ мостов, эстакад, виадуков ¦ +-----------------------+--------------------+------------------------------------+ ¦ Профилактические ¦- организационные ¦ Создание противолавинной службы или¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействие с таковой для ¦ ¦ ¦ ¦ прекращения или ограничения ¦ ¦ ¦ ¦ движения; Установка оповестительной¦ ¦ ¦ ¦ сигнализации ¦ ¦ +--------------------+------------------------------------+ ¦ ¦- искусственное ¦ Обрушение лавин обстрелами из ¦ ¦ ¦обрушение ¦ артиллерийских систем, подрывом ¦ ¦ ¦ ¦ заранее заложенных взрывчатых ¦ ¦ ¦ ¦ веществ и с помощью других способов¦ ¦ ¦ ¦ воздействия (например, ¦ ¦ ¦ ¦ акустических) ¦ ----------------------------------------------------------------------------------- 6.5.2. Расчетные нагрузки от снежного покрова устанавливаются для каждого конкретного лавиноопасного участка на основании специального расчета. По результатам расчета производится выбор мероприятий и устройств для защиты автомобильной дороги от лавин. 6.5.3. При использовании лесопосадок для удержания снежного покрова на склонах ими должен быть покрыт весь лавиноопасный склон, исключая участок на расстоянии 20 - 30 метров над подошвой склона. Растения на склоне должны располагаться в шахматном порядке через 1 метр в ряду при расстоянии между рядами 2 метра. 6.5.4. Для предотвращения сползания снега и для защиты молодых растений на склонах, имеющих крутизну более 25 град., при средней многолетней высоте снежного покрова более 1 метра (с 5 % вероятностью превышения) устанавливают снегоудерживающие устройства (стенки, надолбы, сваи и т.п.). 6.5.5. Для изменения движения лавин или их остановки применяют противолавинные защитные лавинорезы и дамбы (земляная насыпь трапецеидального сечения, имеющая в отдельных случаях вертикальную железобетонную или бетонную грань, за которой располагается грунтовая отсыпка). Конструкция и размеры дамбы определяются расчетом в зависимости от крутизны откоса и лавиносборного бассейна. 6.5.6. На участках дорог, где сход лавин вызывается падением снежных карнизов, эффективным мероприятием, предотвращающим образование снежных карнизов, является постройка заборов снеговыдувающего действия. Их устанавливают у гребня склона, располагая так, чтобы нижний край ветронаправляющей панели возвышался над гребнем на 0,5 метра. Секции забора устанавливают непрерывно в ряд вдоль всего образующего снежный карниз гребня. Выдувающие заборы рассчитывают на устойчивость к ветровой нагрузке при максимальной (с 5% вероятностью превышения) расчетной скорости ветра. Ниже заборов снеговыдувающего действия на лавиноопасном склоне следует располагать один или два ряда кольктафелей и два-три ряда снегоудерживающих устройств. 6.5.7. Снежные завалы, образуемые лавинами на горных дорогах, расчищают различными способами в зависимости от рельефа местности, по которой проходит дорога. Наиболее целесообразно расчистку завалов выполнять роторными снегоочистителями. На участках с невысокими насыпями, проходящими по дну долин у подножия склонов, снежные отложения удаляют послойно сверху вниз до дорожного полотна, оставляя уступы высотой 2 м и шириной не менее 1 м. При большой высоте завалов из соображений техники безопасности нельзя прорезать глубокие траншеи сразу до низа завала. Рекомендуется снимать слои последовательными проходами на всю ширину полосы расчистки. Завалы в полувыемках-полунасыпях расчищают с перемещением снега в сторону низового откоса. 6.5.8. В продольном направлении завалы расчищают роторными снегоочистителями двумя способами. Если завал имеет сравнительно большую длину по протяжению дороги, работа выполняется с разворотами машин. При небольшой длине завала следует работать без разворотов. Снегоочиститель разрабатывает завал наклонными слоями под возможно большим углом к горизонтальной плоскости. 6.5.9. Очистку дороги от снега на серпантинах можно выполнять универсальными бульдозерами со сваливанием снега под откос. При применении роторных снегоочистителей разработку снежных отложений на серпантинах ввиду их малых радиусов производят короткими отрезками - "секущими". |
Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".