Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".
8.2. Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях 8.2.1. При составлении проектно-сметной документации и выполнении ремонтных работ рассматриваются мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (пашен), сохранению плодородного слоя почв и снижению экологической нагрузки при проведении работ по содержанию дорог. Они также направлены на учет необходимости предотвращения загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, предупреждения возможности возникновения отрицательных гео- и гидрологических явлений, предотвращения эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. 8.2.2. При проведении указанных работ используются земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Гослесфонда используют, прежде всего, массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Гослесфонда, покрытых лесом, принятые решения обосновываются технико - экономическими расчетами и сравнением возможных вариантов. 8.2.3. Нельзя приступать к производству работ на земельном участке до установления местными землеустроительными органами границ участка и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. 8.2.4. Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает подготовку поверхности для производства основных работ: - отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов; - снятие растительного (почвенного) слоя, транспортирование и укладка его в штабеля для хранения; - разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений), транспортирование и укладка их в штабеля; - планировка отработанных площадей и формирование откосов; - распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность. 8.2.5. Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разделов, входящих в состав проекта на ремонт дороги. Этот этап рекультивации заключается в восстановлении плодородия нарушенных земель, создании растительного покрова, восстановлении фауны. При биологической рекультивации территории для сельскохозяйственных целей производят внесение органических и минеральных удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия. Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или воздухоохранное назначение. 8.2.6. Увеличение радиусов кривых в плане, смягчение продольных уклонов дороги осуществляют без нарушения ландшафта, не вызывая эрозии почв, развития оврагов, изменения водоотвода в придорожной полосе и при строгом соблюдении требований земельного законодательства. 8.2.7. При ремонте автомобильных дорог и мостов проводятся мероприятия по сохранению и предупреждению от загрязнения почв, водоемов, рек и грунтовых вод. Все мероприятия, связанные с водными ресурсами (реки, озера, пруды и т.п.), осуществляются с соблюдением "Водного кодекса РФ", "Положения по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в водоемах РФ" и "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения". К таким мероприятиям, разрабатываемым на стадии составления проектно-сметной документации, относятся: - организация системы поверхностного водоотвода, обеспечивающей сбор стока с покрытия и направление его на локальные очистные сооружения; - устройство локальных очистных сооружений для очистки поверхностного стока перед сбросом его в водоем; - устройство специальных площадок (снегосвалок) для временного складирования снега и льда, вывезенного с проезжей части дорог и мостов. Для снижения количества используемых различных противогололедных материалов при борьбе с зимней скользкостью на мостовых переходах целесообразно верхний слой покрытия устраивать с антигололедными свойствами (например, с антиадгезионной добавкой "Грикол"). 8.2.8. На стадии выполнения ремонтных работ мероприятия по сохранению и предупреждению от загрязнения водоемов, рек и грунтовых вод заключаются в правильном выборе строительной площадки, организации водоотвода с нее и мест производства работ, применении технологий и мероприятий, обеспечивающих недопущение розлива горюче-смазочных материалов и прочих технологических жидкостей, проведении обеспыливания строительной площадки и мест производства работ. 8.2.9. При прохождении дороги вблизи населенных пунктов, зон отдыха, больничных комплексов необходимо устраивать шумо- и пылезащитные экраны, барьеры и другие сооружения. Шумозащитные сооружения на автомобильных дорогах применяют, когда допустимый уровень звука на территории превышает нормативные значения СНиП II-12-77. 8.2.10. Для снижения уровней звука на защищаемых от шума объектах применяют экраны и шумозащитные зеленые насаждения, размещаемые между источниками шума и защищаемыми от шума объектами. В качестве экранов применяют искусственные и естественные элементы рельефа местности (выемки, земляные кавальеры, насыпи, холмы и др.) и различные сооружения (придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки с поверхностной плотностью не менее 30 кг/кв. м и др.). Все указанные сооружения размещают вдоль источников шума, как правило, в виде сплошной конструкции. 8.2.11. Расчет конструкции экранов (снижение уровня звука, длина экрана, эффективная высота и другие параметры) выполняют в соответствии со СНиП II-12-77. 8.2.12. При применении для защиты от шума зеленых насаждений снижение уровня звука ДЕЛЬТА L в дБА полосами зеленых насаждений А зел принимают по табл. 8.1. Таблица 8.1 -------------------------------------T--------------T---------------------¬ ¦ Полоса зеленых насаждений ¦Ширина полосы,¦Снижение уровня звука¦ ¦ ¦ м ¦ ДЕЛЬТА L в дБА ¦ ¦ ¦ ¦ А зел ¦ +------------------------------------+--------------+---------------------+ ¦Однорядная при шахматной посадке ¦10 - 15 ¦4 - 5 ¦ ¦деревьев внутри полосы ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+--------------+---------------------+ ¦То же ¦16 - 20 ¦5 - 8 ¦ +------------------------------------+--------------+---------------------+ ¦Двухрядная при расстояниях между ¦26 - 30 ¦10 - 12 ¦ ¦рядами 3 м; ряды аналогичны ¦ ¦ ¦ ¦однорядной посадке ¦ ¦ ¦ L------------------------------------+--------------+---------------------- Примечание. Высоту деревьев следует принимать не менее 5 - 8 м. Посадка полос зеленых насаждений выполняется с обеспечением плотного примыкания крон деревьев между собой и заполнением пространства под кронами до поверхности земли кустарниками. Для снижения загазованности территорий населенных пунктов, прилегающих к существующим автомобильным дорогам, проводят мероприятия по обеспечению проветриваемости дорог, равномерности движения автомобилей, устройству различных защитных экранов. 8.2.13. Для защиты окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, бытовыми отходами, горюче-смазочными и другими материалами предусматривается: - устройство покрытий, исключающих пылеобразование, в первую очередь, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, в непосредственной близости от больниц, санаториев, школ, детских садов, зон отдыха, водоохранных зон, через земельные угодья, где пыль снижает урожайность или качество сельскохозяйственных культур; - возведение достаточного количества площадок для стоянок автомобилей и мест отдыха, предъявляя повышенные требования к их санитарно - гигиеническому обустройству и оборудованию. Нельзя устраивать площадки для стоянки автомобилей в пределах водоохранной зоны. 8.2.14. В целях сохранения животного мира в местах с установившимися путями миграции животных предусматривают мероприятия по предотвращению их появления на автомобильных дорогах и устраивают специальные переходы для их пропуска. |
Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".