Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА".
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 2.1. Структура государственной системы обеспечения единства измерений В процессе осуществляемой в Российской Федерации административной реформы сформировалась следующая структура системы обеспечения единства измерений, включающая: - уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений; - территориальные органы Ростехрегулирования, осуществляющие государственный метрологический надзор; - федеральные государственные научные метрологические институты, подведомственные Ростехрегулированию (в настоящее время ФГУП НИИ); - Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственную службу стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственную службу стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД); - государственные региональные центры метрологии, подведомственные Ростехрегулированию (в настоящее время ФГУ ЦСМ); - метрологические службы юридических лиц; - аккредитованные организации в области метрологии; - государственную эталонную базу; - комплекс нормативно-технических документов в области метрологии (более 3000). В настоящее время государственное регулирование процесса обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется Минпромторгом России, Ростехрегулированием, в ведении которого находятся 7 федеральных научно-исследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии, 7 межрегиональных территориальных управлений. Государственная эталонная база содержит 126 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в т.ч. 52 военных эталона, и около 100 тысяч рабочих эталонов. Всего в стране в эксплуатации находится около 1,0 млрд. средств измерений. В сферах, подлежащих государственному регулированию, действуют более 1200 аккредитованных лабораторий в области поверки. Основная задача Правительства Российской Федерации в области метрологии заключается в формировании в стране такого положения, при котором обеспечивается доверие к результатам измерений, а также - непрерывное развитие метрологии, достаточное для эффективного метрологического обеспечения приоритетных, перспективных задач в жизненно важных сферах экономики, обороны и социального развития Российской Федерации. На Минпромторг России возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Ростехрегулирование выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями в сфере обеспечения единства измерений. Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства организовано и осуществляется в подсистеме, организационную основу которой составляет Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения. Нормативной правовой базой подсистемы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности является Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации работ и услуг", Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 137, установившее, что военные эталоны Минобороны России являются резервом государственных эталонов и исходными эталонами для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с Федеральным законом "Об обороне", распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 1736-р о создании межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности Российской Федерации. Подсистема обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности государства включена в состав межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 1736-р. Функционирование подсистемы обеспечения единства измерений в сфере обороны и обеспечения безопасности государства соответствует возложенным на силовые ведомства и войска (силы) задачам, основывается на военных эталонах Минобороны России и обеспечивает необходимый уровень единства и точности измерений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации. 2.2. Эталонная база Государственные первичные, а также вторичные и рабочие эталоны образуют эталонную базу системы обеспечения единства измерений. Государственные первичные эталоны, воспроизводя основные и производные единицы величин, передают их размеры с помощью рабочих эталонов средствам измерений посредством многоуровневой и разветвленной системы передач размеров единиц величин. Эта система объединяет, кроме указанных выше 126-ти государственных первичных эталонов, 312-ти государственных вторичных эталонов, 52-х военных эталонов и около 100000 государственных рабочих эталонов, также около 75000 эталонов, принадлежащих юридическим лицам, аккредитованным на право поверки средств измерений. Состояние системы государственных первичных эталонов характеризуется следующими данными: - 47% государственных эталонов созданы более 20 лет назад; - 20% государственных эталонов созданы более 10 лет назад; - 18% государственных эталонов созданы 5 - 10 лет назад; - 15% государственных эталонов созданы менее 5 лет назад. Износ эталонного поверочного оборудования, эксплуатируемого в центрах метрологии, в среднем составляет ~= 50%, при этом темпы обновления эталонной базы составляют (4 - 5)% в год. В качестве национальных метрологических институтов (НМИ), являющихся разработчиками и хранителями государственных первичных эталонов, определены 7 федеральных государственных научно-исследовательских институтов, подведомственных Ростехрегулированию. Международным бюро мер и весов (МБМВ) установлена многоступенчатая процедура признания измерительных возможностей НМИ, включающая сличения государственных первичных эталонов стран-участниц, и подтверждение системы качества измерений в НМИ. В настоящее время по количеству признанных и опубликованных МБМВ измерительных возможностей Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Германии. Однако по ряду жизненно важных для общества измерений в таких областях, как материаловедение, нанометрология, здравоохранение, измерение параметров воды, биологической среды, продуктов питания и других Россия значительно отстает от развитых стран. 2.3. Парк средств измерений В настоящее время общее количество средств измерений, применяемых в стране в различных сферах деятельности, составляет более 1,0 миллиарда единиц. В результате развития промышленности, прироста производства и востребованности многих видов измерений в период 2005 - 2008 гг. парк средств измерений ежегодно пополнялся на (14 - 15) миллионов единиц. Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений достигло 3000. Происходят изменения в структуре парка средств измерений, применяемых в ряде отраслей. В коммунальном хозяйстве существенно увеличилось число средств учета количества воды, газа, тепла, электрической энергии. Значительно увеличилось количество средств измерений, применяемых в торговле и учетно-расчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества средств измерений, применяемых в медицине, цифровой связи. Требуется кардинальное изменение структуры парка средств измерений, используемых в интересах агропромышленного комплекса. Количество средств измерений, подлежащих ежегодно поверке в законодательно установленных сферах, по экспертным оценкам составляет не менее 150 млн. единиц и порядка 200 млн. средств измерений должно калиброваться. Эти данные характеризуют верхние границы потребностей экономики в объемах проведения метрологического контроля пригодности средств измерений к применению. 2.4. Нормативная правовая и методическая база системы обеспечения единства измерений Нормативная правовая и методическая база системы обеспечения единства измерений представляет собой пирамиду, в вершине которой находится Конституция Российской Федерации, где в разделе "Р" статьи 71 указано, что в ведении Российской Федерации находятся "стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени". В настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", действуют 7 постановлений Правительства Российской Федерации, 31 правило по метрологии и около 3000 документов в ранге национальных стандартов и рекомендательных (методических) документов по метрологии, образующих основу для практической деятельности в области метрологии. В структуре массива методических документов наибольшую часть, около 50%, составляют методики поверки средств измерений. Фонд документов формировался не одно десятилетие, еще действуют документы, принятые в 50-е годы прошлого столетия. Кроме того, отмечается большое разнообразие видов документов (7 видов), что не способствует повышению качества организации работ по обеспечению единства измерений. Реализация Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" потребует принятия не менее 10 нормативных правовых документов уровня постановлений Правительства Российской Федерации и не менее 20 нормативных правовых документов уровня федеральных органов исполнительной власти. 2.5. Состояние основных мероприятий по государственному регулированию обеспечения единства измерений В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" государственное регулирование обеспечения единства измерений осуществляется в формах: - утверждения типа средств измерений; - поверки средств измерений; - аттестации методов (методик) измерений; - метрологической экспертизы; - аккредитации; - государственного метрологического надзора. Утверждение типа средств измерений осуществляет Ростехрегулирование на основании испытаний средств измерений, проводимых в настоящее время 59-ю аккредитованными государственными центрами испытаний средств измерений. На 1 ноября 2008 г. количество зарегистрированных в Государственном реестре средств измерений составляет 38985 единиц. До 1999 года количество утвержденных типов средств измерений зарубежного производства превалировало над отечественными, но начиная с 1999 года наблюдается устойчивый рост производства российских средств измерений. Так, в 2007 году было утверждено 1243 типа зарубежных средств измерений и 1763 отечественных. Важнейшей формой государственного регулирования является поверка средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений. Поверку средств измерений проводят аккредитованные ФГУ "Центры стандартизации и метрологии" Ростехрегулирования и метрологические службы юридических лиц. Объем выполненных ФГУ ЦСМ поверочных работ в 2007 г. составил 27,5 млн. ед. Имеет место снижение объема поверочных работ по сравнению с предыдущими годами (42,6 млн. ед. в 2003 г.). Уменьшение количества поверяемых средств измерений в значительной степени связано со значительным устареванием поверочной базы ЦСМ. Необходимо приобретение новых современных эталонов и другого поверочного оборудования, а также освоение новых видов поверки. Центры стандартизации и метрологии нуждаются в государственной поддержке с целью их технического перевооружения: оснащения новым поверочным оборудованием (около 70% этого оборудования 15 - 20-летней и более давности) и, прежде всего, эталонами. Повышение эффективности поверочной деятельности не ограничивается развитием эталонной базы, а связано также с совершенствованием политики тарифов на поверочные работы, сокращением сроков поверки и более четким определением границ между обязательными и добровольными сферами обеспечения единства измерений в Российской Федерации. Так, в области весоизмерительной техники (важнейшей социально значимой группы средств измерений) поверкой охвачено не более 27% из 50 млн. единиц, подлежащих поверке. Как показали результаты целевых проверок, выполненных Ростехрегулированием за последние 3 года, аналогичная, а часто и еще более худшая ситуация с поверкой наблюдается в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, экология, связь, транспорт (авиация). Чрезвычайно важным для экономики страны в настоящее время является развитие поверочной деятельности в целях сбережения энергоресурсов всех видов - нефти, нефтепродуктов, газа, леса, электроэнергии и других. В настоящее время на право поверки средств измерений аккредитовано около 1200 метрологических служб юридических лиц. Объем выполненных ими поверочных работ в 2008 году составил 26,5 млн. единиц средств измерений. До перехода на механизм регистрации деятельности в области метрологии, предусмотренной Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", осуществляется лицензирование. Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений проводится с 2002 года на основании положений Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 493 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений" и от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии". Результаты лицензионной деятельности Ростехрегулирования представлены в таблице 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------- | Показатель | Значение показателя по годам | | |---------------------------------------------------| | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 на | | | | | | | | | 30.10 | |-------------------|------|------|------|------|------|------|---------| | Выдано лицензий | 40 | 646 | 600 | 1500 | 1550 | 2215 | 850 | |-------------------------------------------------------------|---------| | Всего за время действия Федерального закона о | 7015 | | лицензировании отдельных видов деятельности | | ------------------------------------------------------------------------- Одной из основных функций Ростехрегулирования является проведение государственного метрологического надзора. Государственный метрологический надзор осуществляется Межрегиональными территориальными управлениями (далее - МТУ Ростехрегулирования), расположенными в семи федеральных округах. Общая численность МТУ Ростехрегулирования, выполняющих функции по государственному метрологическому надзору и государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к продукции, составляет около 400 человек. Выполнение надзорных функций МТУ Ростехрегулирования, определенных законодательством, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Должностные лица МТУ Ростехрегулирования осуществляют государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, а также государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, и за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Приоритетными направлениями надзорной деятельности в 2005 - 2007 гг. были проверки: - состояния и применения весоизмерительной техники на рынках субъектов Российской Федерации; - соблюдения метрологических правил и норм при проведении испытаний продукции в аккредитованных испытательных лабораториях; - состояния средств измерений, применяемых в здравоохранении; - соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении торговых и таможенных операций, связанных с экспортом лесоматериалов; - соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении торговых операций и взаимных расчетах на нефтебазах, АЗС, АГЗС; - соблюдения метрологических правил и норм в системах ЖКХ, Водоканал и Горгаз, РЖД; - состояния и применения средств измерений, использующихся при взаимных расчетах в сетях телефонной и почтовой связи; - соблюдения требований к количеству фасованных товаров в упаковках при их расфасовке и продаже. В 2007 году проведен выборочный государственный метрологический надзор на 12,8 тыс. субъектах хозяйственной деятельности. У 8,8 тыс. субъектов (69%) выявлены нарушения метрологических правил и норм. Выдано 9,3 тыс. обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений метрологических правил и норм, вынесено 9466 постановлений о наложении штрафов на сумму 13,2 млн. руб. В течение 2007 года органами государственного метрологического надзора было проверено 631 тыс. средств измерений, из которых 114 тыс. (18%) эксплуатировались с нарушениями метрологических правил и норм. О выявленных в ходе проверок нарушениях проинформированы органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Материалы о результатах проверок были опубликованы в средствах массовой информации. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются, в том числе при осуществлении деятельности в области здравоохранения. Проведение работ по метрологическому обеспечению учреждений здравоохранения, поверке средств измерений, применяемых в здравоохранении, оказывает существенное влияние на организацию деятельности учреждений здравоохранения. Существующие проблемы организации метрологического обеспечения, поверки и метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, применяемых в здравоохранении, требуют внимательного рассмотрения и решения. 2.6. Финансовое состояние В соответствии с установившейся мировой практикой финансирование работ в области обеспечения единства измерений осуществляется как из государственных, так и негосударственных источников. За рубежом государственному финансированию подлежат работы по содержанию и развитию эталонной базы, фундаментальным исследованиям в области метрологии и приоритетным для государства работам, связанным с метрологией. При этом объемы государственной поддержки, как правило, привязываются к объемам внутреннего валового продукта (ВВП). В частности, ЕЭК ООН на своей 6-ой сессии 13 - 15 мая 1996 года рекомендовал правительствам стран ЕЭК поддерживать разработку и обновление национальных первичных эталонов в объемах 0,005% от ВВП. Анализ показывает, что государственное финансирование в среднем для стран ЕЭС составляет - 0,007% ВВП, для быстроразвивающихся стран Тихоокеанского региона - 0,01% ВВП, для США - 0,003% ВВП. Схема финансирования работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации включает бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Внебюджетные объемы складываются в основном из средств, полученных от оказания метрологических услуг и работ по передаче размеров единиц величин, которые поступают непосредственно исполнителям данных работ. Для России это аккредитованные юридические лица, осуществляющие поверку и калибровку, ФГУ ЦСМ и ФГУП МНИИ, подведомственные Ростехрегулированию. Полученные средства в основном расходуются на разработку и изготовление образцов заказываемого измерительного оборудования, заработную плату, оплату коммунальных услуг, поддержание эталонной базы в рабочем состояние и налоги. Средняя цена одной поверки в 2008 году составила 75 - 80 рублей. Рассчитывать на существенное увеличение этой цены, учитывая нынешний уровень экономического развития страны, в ближайшие несколько лет нереально. Поэтому полученных сегодня внебюджетных средств явно недостаточно для модернизации эталонной базы России. В большинстве стран средства на развитие системы обеспечения единства измерений выделяются из государственного бюджета. Тем более, что значительная часть собираемых государством налогов связана с работой промышленных предприятий, успешная деятельность которых напрямую связана с исправностью и правильным функционированием используемых ими средств измерений. Проведенный анализ показал, что налоговые поступления в бюджет только от поверки и калибровки средств измерений в 2006 году превысили 2,0 млрд. рублей. Налоговые поступления от организаций, производящих, продающих и эксплуатирующих измерительную технику (более 1,0 млрд. средств измерений) составляют еще более значительную сумму. Таким образом, средств, поступающих в федеральный бюджет от деятельности, связанной с измерениями, вполне достаточно для финансирования важнейших метрологических работ в объемах, рекомендуемых ЕЭК ООН. Ясно также, что состояние и уровень развития системы обеспечения единства измерений оказывает существенное влияние на увеличение ВВП. В соответствии с Законом Российской Федерации (1993 г.) "Об обеспечении единства измерений" бюджетному финансированию подлежали следующие направления: - разработка, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин; - работы, связанные с деятельностью ГСВЧ, ГССО и ГСССД; - содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов государственной метрологической службы; - разработка нормативных документов по обеспечению единства измерений. Всего за период 2006 - 2008 гг. объем финансирования указанных направлений деятельности по обеспечению единства измерений за счет средств госбюджета составил 972090,7 тыс. рублей. Поддержка Правительством Российской Федерации мероприятий по развитию системы обеспечения единства измерений нашла отражение в решении заседания Правительства от 20 сентября 2007 года: поручением Минэкономразвития России, Минфину России, Минобрнауки России обеспечить принятие ведомственной программы развития государственных эталонов. Предусматривались субсидии на осуществление расходов в области обеспечения единства измерений в 2009 году в объеме 602129,7 тыс. рублей (в том числе на совершенствование и создание государственных первичных эталонов в обеспечение приоритетных направлений науки и техники - 491129,7 тыс. рублей, на содержание Государственных служб ГСВЧ, ГСССД, ГССО - 111000,0 тыс. рублей), а также на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию государственных первичных эталонов, фундаментальные исследования в области метрологии в 2009 году - 98500,0 тыс. рублей. В условиях сложной экономической ситуации и проводимой работы по корректировке федерального бюджета на 2009 - 2011 годы определять финансовое обеспечение мероприятий Стратегии на период до 2015 года не представляется целесообразным. 2.7. Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства Целями обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности являются: - достижение требуемого качества, эффективности и боеготовности вооружения, военной и специальной техники, их безаварийной эксплуатации; - поддержание здоровья и боеспособности личного состава; - повышение эффективности НИОКР, процессов создания, испытаний и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники; - достижение необходимой достоверности принятия решений по результатам измерений с гарантированной точностью при оценке соответствия вооружения, военной и специальной техники и управлении процессами их создания и эксплуатации; - экономия всех видов ресурсов; - обеспечение безопасности работ и охраны окружающей среды. К основным особенностям обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности относятся: - закрытый характер работ, ТТХ вооружения, военной и специальной техники, наименований и мест дислокации организаций; - специальные требования к живучести (надежности и стойкости к внешним воздействиям), мобильности, автономности, оперативности и готовности к действию метрологических средств и организационных структур; - необходимость совмещения поверки и восстановления средств измерений военного значения; - необходимость поверки средств измерений военного назначения, входящих в состав вооружения, военной и специальной техники, без демонтажа непосредственно в местах их эксплуатации; - создание, по решению Правительства Российской Федерации, межведомственной унифицированной (сопряженной) системы технического обеспечения силовых структур, в состав которой самостоятельной частью входит метрологическое обеспечение; - планирование и осуществление мероприятий по метрологическому обеспечению в составе технического обеспечения войск (сил); - наличие значительного числа специальных эталонов и средств измерений военного назначения. Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности при выполнении государственного оборонного заказа осуществляется с применением тех же форм государственного регулирования, что и при обеспечении единства измерений в гражданских сферах. Техническую базу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности образуют военные эталоны Минобороны России, эталоны-переносчики и их мобильные комплексы, подвижные метрологические комплексы (подвижные лаборатории измерительной техники) и рабочие эталоны метрологических воинских частей и подразделений. Организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляют метрологические службы, метрологические воинские части и подразделения и поверочные органы федеральных органов исполнительной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности. Создание метрологических служб для обеспечения единства измерений в этой сфере является обязательным. Нормативную правовую базу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляют нормативные правовые акты Российской Федерации и уполномоченных их принимать федеральных органов исполнительной власти, документы по стандартизации оборонной продукции, регулирующие организацию и порядок обеспечения единства измерений. Анализ состояния обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и при выполнении государственного оборонного заказа показал: 1. В конце - 70-х начале 80-х годов прошлого столетия была сформирована система обеспечения единства измерений, отвечающая требованиям войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники и успешно обеспечивающая единство и требуемую точность измерений в области обороны и безопасности СССР. Созданная эталонная база Минобороны России в количестве 45 военных эталонов находилась на уровне лучших зарубежных аналогов. Со временем большинство эталонов в ее составе устарели, выработали установленный ресурс и эксплуатируются 20 и более лет, имеют низкую надежность и ремонтопригодность, ручное управление, не в полной мере отвечают потребностям в обеспечении единства измерений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и требуют модернизации или замены эталонами 2-ого поколения. Такие работы в настоящее время в соответствии с Государственной программой вооружений ведутся и должны завершиться к 2015 году. 2. Одновременно планируется разработка, создаются и принимаются на вооружение ряд специальных военных эталонов по новой номенклатуре единиц величин, расширяющих возможности эталонной базы Минобороны России по обеспечению единства измерений в интересах высокоточного оружия, средств навигационного, топогеодезического и метеорологического обеспечения, оптических и радиотехнических систем наведения, гидроакустики и гидрофизических полей кораблей, решения других проблем заметности и скрытности отечественных вооружения, военной и специальной техники и надежности обнаружения военной техники противника, электромагнитной совместимости и радиоэлектронной борьбы, цифровых систем связи и управления. Всего к 2015 году планируется создать и принять на вооружение 19 наименований новых специальных военных эталонов. 3. С учетом планируемых работ по совершенствованию эталонной базы Минобороны России требуется развитие соответствующей инфраструктуры, в том числе - в части специальных помещений для размещения военных эталонов и личного состава для их исследований и применения. 4. Большинство находящихся на эксплуатации в метрологических воинских частях и подразделениях Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности рабочих эталонов имеют более чем 20-летний срок службы, выработали установленный ресурс, характеризуются низким уровнем автоматизации, ручным управлением и недостаточной надежностью, требуют значительных затрат на поддержание в исправном состоянии и восстановление. Отсутствуют рабочие эталоны, необходимые для обеспечения единства измерений в области высокоточного оружия и других новых военных технологий. Укомплектованность войск (сил) устаревшими подвижными лабораториями измерительной техники и их применение обеспечивают не более 40% от требуемого объема поверки средств измерений военного назначения в местах их эксплуатации. В период до 2015 года требуется полное переоснащение метрологических воинских частей и подразделений и поверочных органов новым поколением рабочих эталонов, автоматизированных рабочих мест поверителей и мобильных метрологических комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники), соответствующих требованиям к обеспечению единства измерений современного вооружения, военной и специальной техники. 5. Организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляет Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации и находящееся в ее ведении ФГУ "32 ГНИИИ Минобороны России", функционально определенное Государственным научным метрологическим центром для сферы обороны и безопасности, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности, метрологические воинские части и подразделения и другие поверочные органы метрологических служб сферы обороны и безопасности, которые, в основном, соответствуют решаемым задачам. Их развитие определяется планами и руководящими документами силовых министерств и ведомств. 6. Созданная в 1997 году по инициативе Минобороны России и Госстандарта России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности подсистема по обеспечению единства и требуемой точности измерений в сфере обороны и безопасности позволила без дополнительных затрат путем комплексного использования метрологических потенциалов ее участников, организации их эффективного взаимодействия и координации успешно решать задачи обеспечения единства измерений в силовом блоке. Была выполнена большая работа по формированию и аккредитации соответствующих метрологических служб. В то же время обеспечение единства измерений в организациях оборонного промышленного комплекса при выполнении государственного оборонного заказа вызывает ряд трудностей по следующим причинам: - значительно ослаблен потенциал (по численности специалистов и технической оснащенности) метрологических служб, отсутствует их ведомственная и межведомственная координация, только 30% метрологических служб аккредитовано на право поверки средств измерений; - недостаточна роль Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности при координации и нормативно-правовом регулировании обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа; - повышение качества вооружения, военной и специальной техники тормозится невозможностью (по причине устаревшей нормативной правовой базы) комплексного использования метрологических потенциалов заказчиков и изготовителей оборонной продукции; - отсутствуют метрологические службы во многих федеральных органах исполнительной власти, необходимые для организации и координации метрологической деятельности в подведомственных организациях; - не решена проблема обеспечения единства измерений при применении многочисленных нестандартизованных средств измерений в процессах разработки и производства оборонной продукции. Такое положение может привести к снижению качества производимых вооружений и военной техники, а также негативно сказаться на боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации и на конкурентоспособности российского вооружения и военной техники, реализуемых на мировом рынке. Таким образом, к настоящему времени в области обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности возник дисбаланс между возрастающими потребностями в обеспечении единства, требуемых точности, полноты, своевременности, оперативности измерений и достоверности контроля параметров и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники и существующим состоянием технической базы, организационных и нормативных основ обеспечения единства измерений. Быстрый рост требований к точности измерений, их динамическим и частотным диапазонам, связанный с созданием и использованием высокоточного оружия, систем его навигационно-временного, топогеодезического, метеорологического обеспечения, цифровых систем связи и боевого управления, решением проблем заметности и скрытности современных вооружений, внедрением нанотехнологий военного назначения, не соответствует существующим темпам развития системы обеспечения измерений и переоснащения войск средствами метрологического обеспечения. 2.8. Интеграция в международную систему метрологии Всевозрастающая тенденция глобализации мировой торговли и в целом экономики определяет необходимость принятия мер по устранению всевозможных национальных и региональных барьеров в торговле, производстве, финансах, специалистах и т.д., что является одной из важнейших задач общества на современном этапе. Об этом свидетельствует образование в 1995 г. Всемирной Торговой Организации (ВТО) и заключение Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) в рамках ВТО. Эти процессы находят свое выражение прежде всего в "интернационализации" стандартизации и метрологии. Основной целью международного сотрудничества в области метрологии является создание глобальной системы измерений, образующей связанную систему, обеспечивающую такие условия, что повсюду в мире измерения могут выполняться на совместимой основе, с требуемой точностью, прозрачностью и на международной признанной основе. Россия является членом международных метрологических организаций - Международной организации Законодательной Метрологии и Межправительственной Организации Метрической Конвенции. В Международной кооперации по аккредитации лабораторий (ИЛАК) Россия до сих пор не является ее членом. В рамках регионального сотрудничества особое место занимают страны Содружества Независимых Государств (СНГ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Основными целями согласованной политики СНГ и ЕврАзЭС в области стандартизации, метрологии и сертификации являются: формирование и реализация единой технической политики по вопросам стандартизации, метрологии, оценки соответствия; сохранение, применение и развитие единой нормативной базы, основу которой составляют межгосударственные стандарты, межгосударственные классификаторы и другие нормативные документы; формирование согласованной эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов; взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг. Российскую Федерацию в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) с момента его основания представлял Госстандарт России, с 2004 года по 2008 год - Ростехрегулирование, а с 2009 года для расширения возможностей в деятельности Межгосударственного совета предполагается совместное участие Минпромторга России с Ростехрегулированием. Одним из наиболее значимых направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области метрологического обеспечения является сотрудничество на уровне вооруженных сил государств Содружества. Общую координацию этих работ осуществляет Координационный комитет метрологических служб вооруженных сил государств - участников СНГ. Разработка долгосрочных программ взаимодействия в области метрологического обеспечения войск (сил) государств - участников СНГ также является перспективным направлением интеграции в международную систему метрологии. Ежегодные членские взносы Российской Федерации в МОЗМ и МБМВ осуществляются в размерах и порядке, установленных этими международными организациями. Для сотрудничества в этих организациях, кроме членских взносов, необходимо обеспечить финансирование участия представителей наших национальных метрологических институтов (НМИ) в разработке международных документов и рекомендаций, в подготовке и проведении заседаний их рабочих органов (около 25 заседаний в год). Гораздо большие затраты НМИ несут на участие в международных сличениях эталонов (более 90 сличений в год), так как это требует длительных и трудоемких исследований, подготовки стандартных образцов, эталонов-переносчиков и другого оборудования, значительных затрат на транспортировку метрологического оборудования. Большой объем работ выполняют НМИ по линии региональных метрологических организаций: КООМЕТ, МГС СНГ, АТФЗМ и ЕВРОМЕТ. Через КООМЕТ Россия участвует в реализации Соглашения о взаимном признании национальных эталонов и сертификатов о калибровке и измерениях, выдаваемых национальными метрологическими институтами, заключенного в 1999 г. под эгидой МБМВ. Это Соглашение предусматривает необходимость проведения большого количества региональных сличений национальных эталонов и наличия в каждом НМИ аттестованных систем менеджмента качества. Активизация деятельности России в международных метрологических организациях однозначно будет способствовать усилению национального авторитета России за рубежом и повышению конкурентоспособности российских товаров на международных рынках. Однако для этого необходимо выработать механизм государственной поддержки международной метрологической деятельности. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА".