О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 27.10.09 1166-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации

     В течение  последних  лет  Департаментом  здравоохранения  города
Москвы  проводилась  целенаправленная  работа   по   совершенствованию
оказания наркологической помощи населению города Москвы.  В частности,
в 2003  году  были  разработаны  и  утверждены  Стандарты  организации
наркологической  помощи,  включающие единую взаимосвязанную технологию
профилактики,  лечения и реабилитации больных  наркоманией  и  другими
видами зависимости.
     Разработана и внедрена Единая концепция профилактики  алкоголизма
и  наркомании  в  семье,  трудовых  и  учебных  коллективах,  а  также
программа реабилитации больных наркологического профиля.  Организована
телефонная  "горячая  линия по проблемам наркологических заболеваний",
создан  интернет-сайт,  освещающий  принципы  профилактики  и  лечения
наркологических   заболеваний,   начато   издание   журнала  и  газеты
"Независимость   личности",   ориентированных   на   больных   и    их
родственников,   а   также  на  специалистов  в  области  профилактики
наркологических заболеваний.
     Широкое распространение     получило     заключение    договоров,
направленных  на  профилактическую  работу  по  выявлению   зависимого
поведения,  между  наркологическими учреждениями и трудовыми,  а также
учебными коллективами.  В  настоящее  время  договоры  подписаны  с  7
организациями,   52   вузами,   более  600  средними  образовательными
учреждениями.  В процессе проработки договор с Управлением МЧС  РФ  по
г.Москве.
     В окружных комиссиях по  делам  несовершеннолетних  в  2008  году
осмотрено  3 130 человек,  взято под профилактическое наблюдение - 461
(15%). В инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД по г.Москве в 2008
году осмотрено 1 827 человек, взято под наблюдение - 356 (19%).
     В 2009 году между Департаментом здравоохранения города  Москвы  и
Департаментом  труда  и  занятости  населения  города Москвы подписано
соглашение в части профориентации,  профобразования и  трудоустройства
больных    наркологического   профиля,   проходящих   реабилитацию   в
наркологических учреждениях.
     Реализуется Комплексная  городская целевая программа профилактики
правонарушений,  борьбы с  преступностью  и  обеспечения  безопасности
граждан  в  городе  Москве  на  2006-2010 годы,  в которую входит блок
профилактики наркомании.
     В настоящее    время    наркологической    службой   Департамента
здравоохранения города Москвы зарегистрировано около 110 тысяч больных
наркологическими  заболеваниями,  в  том  числе около 80 тысяч больных
алкоголизмом и около 30 тысяч больных наркоманиями.
     Обращает на   себя  внимание  снижение  числа  зарегистрированных
больных алкоголизмом и плавное  неуклонное  увеличение  числа  больных
наркоманиями.  Утяжелился  контингент  больных,  проходящих  лечение в
наркологических стационарах, за счет больных наркоманиями.
     Одновременно с  этим  растет  число отравлений как наркотическими
средствами  и  психотропными  веществами,  так  и  алкоголем   и   его
суррогатами.  Отравления наркотическими средствами увеличились с 2 334
случаев в 2006 году до 3 013 в 2008 году,  психотропными препаратами -
с  1  257  до 2 116,  а алкоголем и его суррогатами - с 1 370 до 2 532
соответственно.
     С 2003   года   заметно   выросла   смертность  от  передозировки
наркотиками со 150 случаев в 2003 году до 555 - в 2008 году.
     Все это  говорит о росте скрытых форм наркологических заболеваний
населения,  поздней  обращаемости  за  медицинской  помощью,  а  также
отсутствии  четких  законодательно обоснованных норм выявления больных
наркологического  профиля,  в  том  числе   в   трудовых   и   учебных
коллективах.  По  экспертным  оценкам  регистрируемая  обращаемость  в
наркологические учреждения ниже реальной не менее  чем  в  2  раза  по
поводу алкоголизма, и не менее 7 раз по поводу наркомании.
     Нельзя не отметить,  что табакокурение и чрезмерное  употребление
алкоголя   отнесены  Минздравсоцразвития  России  к  четырем  основным
факторам риска смертности населения.  В частности, с 1990 года по 2006
год  потребление  алкоголя  на  душу  населения в Российской Федерации
выросло не менее чем в 2,5 раза.  В основном  это  произошло  за  счет
увеличения  потребления пива (в структуре продажи алкогольных напитков
доля пива возросла с 59%  в 1990 году до 76%  в 2006 году).  По данным
Минздравсоцразвития  России ежедневно в России употребляют алкогольные
напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70%
мужчин и 47% женщин.
     По данным  Роспотребнадзора   потребление   алкоголя   в   стране
составляет  18  литров  в  год  в  пересчете  на  чистый спирт на душу
взрослого населения.  Для сравнения в наиболее "пьющих"  странах  этот
показатель составляет: в Ирландии - 13,5 литров, Венгрии - 13,2 литра,
Франции - 13,0 литров.
     В Российской  Федерации  потребление  сигарет  с 1985 по 2006 гг.
увеличилось на 87%,  в основном за счет увеличения  курильщиков  среди
женщин  и  подростков.  В настоящее время в стране курят более 40 млн.
человек:  63%  мужчин и 30%  женщин,  40%  юношей и 7%  девушек.  Доля
курящих мужчин в России одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше
чем  в  США  и  странах  ЕС.  Ежегодно  количество  курящих  в  России
увеличивается  в  1,5-2  раза,  что  является  одним  из самых высоких
показателей в мире.
     Одной из  важнейших  задач профилактики является раннее выявление
больных на начальных этапах формирования заболевания и выявление групп
риска, склонных к формированию зависимости. Эта категория больных, как
правило,  не  обращается  за  медицинской  помощью.  Их  родственники,
администрация  и  профсоюзы трудовых и учебных учреждений крайне редко
обращаются в  специализированные  медицинские  учреждения  и  пытаются
решать  проблемы  этих больных самостоятельно,  чем ухудшают ситуацию.
Нередки случаи,  когда больных наркологического профиля  отчисляют  из
рабочих  коллективов или вузов,  от них отказывается семья,  время для
эффективного лечения  бывает  упущено,  а  сами  больные  социально  и
личностно  деградируют.  Эта  важнейшая  сфера профилактической работы
имеет правовой вакуум. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О  наркотических  средствах  и  психотропных  веществах"  отсутствуют
четкие нормы профилактики различных видов зависимости.
     Использование Закона  Российской  Федерации  от 2 июля 1992 г.  N
3185-1 "О психиатрической помощи  и  гарантиях  прав  граждан  при  ее
оказании"   для   наркологических   целей   в   части   недобровольной
госпитализации не вполне корректно,  т.к. в нем отсутствует упоминание
о    наркологических    заболеваниях    и   специфических   состояниях
патологического влечения, приближающихся к психотическим.
     Не решен вопрос:
     - об обязательных профилактических и лечебных курсах для граждан,
совершивших   административные   правонарушения,   в   частности   для
водителей,  задержанных  в  состоянии  алкогольного или наркотического
опьянения.  Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности
альтернативной   замены   уголовного   наказания   на   принудительное
(обязательное) лечение в случаях не тяжких уголовных преступлений;
     - разграничения  полномочий  между  органами  здравоохранения   и
правоохранительными  органами  в  части организации учета и наблюдения
больных наркологического профиля.  Существует  противоречие:  с  одной
стороны,  диспансерный учет необходим для оценки пораженности общества
наркологическими заболеваниями  и  профилактики  правонарушений,  а  с
другой  стороны,  диспансерный учет приводит к социальной депривации и
ограничению прав больных наркоманией  и,  в  связи  с  этим,  ведет  к
снижению обращаемости;
     - об  участии  негосударственных  организаций   в   профилактике,
лечении  и  реабилитации  наркологических заболеваний,  что приводит к
многочисленным    нарушениям,    мошенничеству     и     дискредитации
наркологической    помощи   в   целом.   В   связи   с   маломощностью
негосударственных наркологических учреждений и приоритетом  извлечения
прибыли   их  лечебная  деятельность  ограничена  минимальным  набором
существующих методик,  иногда - простой детоксикацией, что заведомо не
может давать устойчивого эффекта.
     Ничего не изменилось в деятельности средств  массовой  информации
по  пропаганде  наркотического стиля жизни.  Существующая в Российской
Федерации информационная среда,  включая шоу-бизнес,  так  или  иначе,
лояльно  относится  к  распространению наркотиков вплоть до пропаганды
потребления наркотиков  и  других  психоактивных  веществ.  Продолжают
продаваться товары с наркотической символикой.
     Таким образом,  назрела  настоятельная  необходимость   выработки
государственной   политики   в   области  противодействия  наркомании,
снижения спроса на психоактивные вещества и  создание  организационной
системы   профилактики,  раннего  выявления,  лечения  и  реабилитации
больных наркологического профиля.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа