О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 03.11.09 1191-ПП

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Анализ ситуации и актуальность проблемы.

     Особенности развития  просветительства  в  XIX-  XX в.в.  в нашей
стране    неразрывно    связаны     с     бурными     процессами     в
общественно-политической     и     социально-экономической     сферах,
научно-технической революцией  и  промышленным  подъемом,  реализацией
масштабных   транспортных,   энергетических,  коммуникационных  и  др.
проектов.  Понадобилось  не  только  быстро  и  в  большом  количестве
готовить инженеров,  техников, квалифицированных рабочих и операторов,
но и менять отсталое общественное мнение у малограмотного населения, а
также  консервативное  поведение  чиновников  и  правящей "элиты" того
времени.
     В этих  целях  были  созданы  первые самоуправляемые общественные
добровольные организации, такие, как, например, "Вольное экономическое
общество",  "Московский комитет грамотности", "Народные университеты",
"Политехническое  общество",  "Общество  естествознания",  "Всесоюзное
общество "Знание" и другие, которые одной из приоритетных задач видели
научно- и культурно-просветительскую, а также экономическую, правовую,
техническую  и  другую  информационно-разъяснительную  деятельность  в
широких массах населения.
     В активную  просветительскую  деятельность  включились выдающиеся
деятели науки (Менделеев Д.И.,  Вернадский В.И.,  Попов А.С.,  Пирогов
Н.И.,  Тимирязев  А.К.,  Губкин  И.М  и  др.),  в  большинстве случаев
бескорыстно,  "на  общественных  началах".  Позже  этих  же  принципов
придерживались  последующие  поколения  просветителей  (Вавилов  С.И.,
Келдыш М.В.,  Скрябин  Г.К.,  Образцов  И.Ф.,  Фролов  К.В.  и  многие
другие.).    И    сегодня    много    времени   уделяют   общественной
просветительской работе и  распространению  современных  знаний  такие
известные деятели науки,  техники, образования и культуры, как Велихов
Е.П., Бокерия Л.А., Гинзбург В.Л., Садовничий В.А., Бэлза С.И., Капица
С.П., Рошаль Л.М. и многие другие.
     Особую актуальность   и   важность   приобрело   просветительское
движение  в  период  восстановления  после Великой Отечественной войны
1941-1945г.г.  разрушенного народного хозяйства.  Одним  из  важнейших
выводов,  сделанных  руководством  страны  после  войны,  стал вывод о
необходимости  приоритетного  развития  в  стране   передовой   науки,
техники, а значит - просвещения.
     Но время показало,  что официальное  просвещение,  объединяя  все
государственные  формы  образования  и соответствующие учреждения,  не
может   полностью   восполнить   огромный   дополнительный   потенциал
просветительского общественного движения.
     В целях  развития  общественного  просветительского  движения,  в
стране   была   создана   хорошо   продуманная  система  разноплановых
просветительских  обществ  и  организаций,  объединивших  значительную
часть   научно-технической   и   творческой   интеллигенции  (Общество
"Знание",  Союз  научных  и   инженерных   обществ",   "Педагогическое
общество",   Общество   "Красного   Креста  и  полумесяца",  различные
отраслевые  и  творческие  союзы).  Это  были  самоуправляемые  и,   в
основном,   экономически  самостоятельные,  действующие  автономно  от
государственных  институтов  образования  и   культуры,   общественные
объединения.  В  сфере  их внимания были все слои населения и,  прежде
всего, молодежь.
     При этом   государство   способствовало   созданию   в  структуре
общественного  просветительства  просветительских  организаций,  Домов
науки и техники, Центров и Домов знаний, выпуску своих газет, журналов
и  научно-популярной  литературы,  а  также   издательских,   учебных,
производственных,   санаторных  и  др.  подразделений,  обеспечивающих
общественному   просветительству    экономическую    устойчивость    и
самостоятельность.  Организации  были  экономически  независимы  и  не
получали средств из бюджета.
     Сложившаяся система,  не  смотря  на  недостатки,  способствовала
закреплению - и,  прежде всего,  у молодежи - стремления  к  получению
научных  знаний  и  полезной  профессии,  занятию спортом и физической
культурой,  а также уважительного и высокопатриотического отношения  к
истории и культуре своего государства и населявших его народов.
     В то  же  время,  события  последних  десятилетий,  связанные   с
изменениями  на  политической  карте  мира,  глобализацией современной
экономики,  продвижением  нового   типа   общественного   развития   -
информационного,  наряду  с позитивными процессами,  привели к большим
социальным,    межрегиональным,    психологическим,    педагогическим,
нравственным и другим проблемам,  включая манипулирование человеческим
сознанием и общественным мнением.
     Современное общество  проходит  через  серьезный духовный кризис,
причины которого во  многом  связаны  с  особенностями  исторического,
социально-общественного, научно-технического и экономического развития
страны.
     На смену  коренным  представлениям  о  духовных ценностях народа,
которые сформировались всей его предыдущей историей, насаждаются новые
ценностные  ориентиры,  которые  проявляются в легковесном отношении к
семейным ценностям,  патриотизму  и  истории  страны,  в  повсеместном
распространении насилия,  вандализма, правового нигилизма, коррупции и
других негативных явлений.
     Образ нашей  страны  и  нашего народа,  наших достижений и побед,
нередко  становится   объектом   необоснованной   критики   специально
спланированных   из-за   рубежа  информационных  компаний,  призванных
нанести ущерб нашим национальным интересам.
     Для преодоления  складывающихся  негативных  тенденций необходима
консолидация  значительных  интеллектуальных  ресурсов.   Существенной
составляющей   этого  ресурса  является  общественное  просветительное
движение.

Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа