Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".
1. Анализ ситуации и актуальность проблемы. Особенности развития просветительства в XIX- XX в.в. в нашей стране неразрывно связаны с бурными процессами в общественно-политической и социально-экономической сферах, научно-технической революцией и промышленным подъемом, реализацией масштабных транспортных, энергетических, коммуникационных и др. проектов. Понадобилось не только быстро и в большом количестве готовить инженеров, техников, квалифицированных рабочих и операторов, но и менять отсталое общественное мнение у малограмотного населения, а также консервативное поведение чиновников и правящей "элиты" того времени. В этих целях были созданы первые самоуправляемые общественные добровольные организации, такие, как, например, "Вольное экономическое общество", "Московский комитет грамотности", "Народные университеты", "Политехническое общество", "Общество естествознания", "Всесоюзное общество "Знание" и другие, которые одной из приоритетных задач видели научно- и культурно-просветительскую, а также экономическую, правовую, техническую и другую информационно-разъяснительную деятельность в широких массах населения. В активную просветительскую деятельность включились выдающиеся деятели науки (Менделеев Д.И., Вернадский В.И., Попов А.С., Пирогов Н.И., Тимирязев А.К., Губкин И.М и др.), в большинстве случаев бескорыстно, "на общественных началах". Позже этих же принципов придерживались последующие поколения просветителей (Вавилов С.И., Келдыш М.В., Скрябин Г.К., Образцов И.Ф., Фролов К.В. и многие другие.). И сегодня много времени уделяют общественной просветительской работе и распространению современных знаний такие известные деятели науки, техники, образования и культуры, как Велихов Е.П., Бокерия Л.А., Гинзбург В.Л., Садовничий В.А., Бэлза С.И., Капица С.П., Рошаль Л.М. и многие другие. Особую актуальность и важность приобрело просветительское движение в период восстановления после Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. разрушенного народного хозяйства. Одним из важнейших выводов, сделанных руководством страны после войны, стал вывод о необходимости приоритетного развития в стране передовой науки, техники, а значит - просвещения. Но время показало, что официальное просвещение, объединяя все государственные формы образования и соответствующие учреждения, не может полностью восполнить огромный дополнительный потенциал просветительского общественного движения. В целях развития общественного просветительского движения, в стране была создана хорошо продуманная система разноплановых просветительских обществ и организаций, объединивших значительную часть научно-технической и творческой интеллигенции (Общество "Знание", Союз научных и инженерных обществ", "Педагогическое общество", Общество "Красного Креста и полумесяца", различные отраслевые и творческие союзы). Это были самоуправляемые и, в основном, экономически самостоятельные, действующие автономно от государственных институтов образования и культуры, общественные объединения. В сфере их внимания были все слои населения и, прежде всего, молодежь. При этом государство способствовало созданию в структуре общественного просветительства просветительских организаций, Домов науки и техники, Центров и Домов знаний, выпуску своих газет, журналов и научно-популярной литературы, а также издательских, учебных, производственных, санаторных и др. подразделений, обеспечивающих общественному просветительству экономическую устойчивость и самостоятельность. Организации были экономически независимы и не получали средств из бюджета. Сложившаяся система, не смотря на недостатки, способствовала закреплению - и, прежде всего, у молодежи - стремления к получению научных знаний и полезной профессии, занятию спортом и физической культурой, а также уважительного и высокопатриотического отношения к истории и культуре своего государства и населявших его народов. В то же время, события последних десятилетий, связанные с изменениями на политической карте мира, глобализацией современной экономики, продвижением нового типа общественного развития - информационного, наряду с позитивными процессами, привели к большим социальным, межрегиональным, психологическим, педагогическим, нравственным и другим проблемам, включая манипулирование человеческим сознанием и общественным мнением. Современное общество проходит через серьезный духовный кризис, причины которого во многом связаны с особенностями исторического, социально-общественного, научно-технического и экономического развития страны. На смену коренным представлениям о духовных ценностях народа, которые сформировались всей его предыдущей историей, насаждаются новые ценностные ориентиры, которые проявляются в легковесном отношении к семейным ценностям, патриотизму и истории страны, в повсеместном распространении насилия, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. Образ нашей страны и нашего народа, наших достижений и побед, нередко становится объектом необоснованной критики специально спланированных из-за рубежа информационных компаний, призванных нанести ущерб нашим национальным интересам. Для преодоления складывающихся негативных тенденций необходима консолидация значительных интеллектуальных ресурсов. Существенной составляющей этого ресурса является общественное просветительное движение. |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".