Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".
2. Состояние общественного просветительского движения в Москве В Москве насчитывается более тысячи общественных организаций, созданных в форме союзов, ассоциаций, научных и отраслевых обществ, фондов, клубов, центров и иных объединений, занимающихся просветительской деятельностью. За последние три года их работа заметно активизировалась. Этому способствовало проведение ряда мероприятий, направленных на объединение потенциала просветительских общественных организаций для решения общественно- и социально значимых задач, способствующих возрождению на новой основе традиций просветительства, усилению роли просветительских организаций в формировании зрелого гражданского общества. В мае 2005 года по инициативе Межрегиональной общественной просветительской организации "Знание", Ядерного общества России, Московского Фонда Мира, Международного общественного гуманитарного фонда "Знание" им. К.В.Фролова и др. при поддержке Правительства Москвы прошел I-ый Конгресс московских просветительских организаций, в котором приняло участие около 200 общественных просветительских организаций. В развитие решений Конгресса московских просветительских организаций, в сентябре 2008 года в Москве прошел I Конгресс общественного просветительского движения России и выставка общественных просветительских проектов. Создан Общественный Совет просветительских организаций России. 125 просветительских общественных организаций Москвы в 2008 году стали победителями федерального конкурса по обеспечению государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Победителями конкурсов социально значимых проектов и программ, проводимых Комитетом общественных связей города Москвы, Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом физической культуры и спорта города Москвы и Департаментом социальной защиты населения города Москвы, ежегодно становятся более двухсот общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих просветительскую деятельность. В последние годы отмечается устойчивая тенденция стремления просветительских организаций к укреплению материально-технической базы, повышению профессионализма, конкурентной способности на рынке оказания информационных, консультативных и иных, в том числе на благотворительной основе, услуг, а также эффективному участию в реализации межрегиональных и региональных программ социально-экономического, научно-технического и гуманитарного развития. Вместе с тем, общественное просветительское движение, во многом стихийно сложившееся на остатках прошлой системы, разобщено, не координируется и в значительной степени коммерциализировано. Разрушена инфраструктура общественного просветительского движения. В период политических преобразований, происходящих в нашей стране, практически прекратила свое существование такая мощная общественная структура, как Всероссийское общество "Знание". На смену ей только начала набирать силу и авторитет действующая в Москве Региональная общественная организация "Знание". Прекратили свое существование "Дом Знаний", "Дом науки и техники", многие годы не работает Планетарий, отсутствует издательская база. Резко сократилось число изданий (газет, журналов) общественно-просветительской направленности. Лекционная работа носит эпизодический характер. Потеряна связь с предприятиями и организациями. В результате просветительское движение потеряло экономическую устойчивость и самостоятельность. Многие организации попали в зависимость от зарубежных спонсоров, не имеют доступа к современным СМИ и средствам коммуникаций, используют весьма отсталую технологическую базу. Во главе некоторых организаций находятся малоавторитетные или слабо подготовленные лидеры. Слабо используются возможности просветительских организаций в качестве каналов оперативного информирования и обратной связи органов власти города Москвы с жителями по актуальным вопросам и проблемам, касающимся жизнедеятельности москвичей, принимаемым органами исполнительной власти города Москвы решениям, особенно в условиях кризисных ситуаций. Не способствует развитию просветительства сокращение численности объектов культуры за счет выбытия крупнейших учреждений профсоюзной и ведомственной принадлежности, а также неравномерное распределение учреждений культуры и учреждений дополнительного образования на территории города при ярко выраженной недостаточности в районах новостроек. (В 34% районов от общего числа районов Москвы отсутствуют какие-либо виды учреждений культуры и искусства). Отсутствует практика создания профильных просветительских учреждений учреждениями науки, культуры, образования, а также органами местного самоуправления. Действующая система налогообложения не предусматривает сокращение налогового бремени для просветительских общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций в части, касающейся осуществления профильной издательской деятельности или использования эфирного времени в средствах массовой информации, включая электронные. Такое положение снижает эффективность общественной массовой просветительской работы, не позволяет в полной мере использовать весь ее потенциал для поддержки качественно нового, инновационного направления развития страны. Концепция развития общественного просветительского движения в городе Москве (далее - Концепция) направлена на активизацию деятельности общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, реализующих просветительские программы, повышение их вклада в формирование стабильного гражданского общества, концентрацию внимания на участии в решении задач, приоритетных и актуальных для динамичного и устойчивого социально-экономического развития города. Реализация Концепции будет способствовать созданию условий для развития общественного просветительского движения в городе Москве и его участников, расширению конструктивного взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления в городе Москве по консолидации всех общественных сил в решении задач качественного изменения экономики и социальной сферы города, созданию системы оперативного информирования граждан по актуальным направлениям общественного, социально-экономического развития, принимаемых органами исполнительной власти города Москвы политических и управленческих решениях, формированию общественного мнения по вопросам общественно-социального характера. |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2009-2012 ГГ.".