Фрагмент документа "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ <*>".
IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9 - 10%, в 2011 году - до 7 - 8%, в 2012 году - до 5 - 7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5 - 9,5% в 2010 году, 6,5 - 7,5% в 2011 году и 4,5 - 6,5% в 2012 году. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8 - 18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10 - 20 и 12 - 21% соответственно. Денежная программа на 2010 - 2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы. Расчеты по программе на 2010 - 2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8 - 17%, в 2011 году - 11 - 19%, в 2012 году - 13 - 19%. Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй - четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010 - 2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы. В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам - снизиться на 1,2 трлн. рублей. Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 - 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам. По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей. В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году. По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010 - 2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов. Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011 - 2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году. Прогноз показателей денежной программы на 2010 - 2012 годы (млрд. рублей) <*> --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | |1.01.2010| 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | | | (оценка)| | | | | |---------|--------------------------------------|-----------------------------------|-----------------------------------| | | (59,5 |I вариант| II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | | |долл. США|(45 долл.| вариант | вариант |вариант |вариант |вариант | вариант|вариант |вариант |вариант |вариант |вариант | | | за | США за |(58 долл.|(68 долл.| (80 | (45 | (59 | (74 | (87 | (45 | (60 | (81 | (95 | | | баррель)|баррель) | США за | США за | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | долл. | | | | |баррель) |баррель) | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | США за | | | | | | |баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)|баррель)| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Денежная база (узкое | 5 008| 5 428| 5 710| 5 789| 5 858| 6 002| 6 566| 6 790| 6 973| 6 780| 7 617| 7 929| 8 305| |определение) | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - наличные деньги в | 4 909| 5 321| 5 597| 5 674| 5 741| 5 885| 6 436| 6 654| 6 831| 6 649| 7 466| 7 766| 8 133| | обращении (вне Банка России) | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - обязательные резервы | 99| 107| 113| 115| 117| 117| 130| 136| 141| 131| 151| 163| 172| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Чистые международные резервы | 12 095| 11 858| 12 549| 13 246| 14 142| 11 968| 13 185| 14 752| 16 756| 12 268| 14 074| 16 706| 19 891| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |- в млрд. долларов США | 411| 403| 427| 451| 481| 407| 449| 502| 570| 417| 479| 568| 677| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Чистые внутренние активы | -7 086| -6 430| -6 840| -7 457| -8 284| -5 966| -6 619| -7 962| -9 784| -5 488| -6 458| -8 777| -11 586| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Чистый кредит расширенному | -4 867| -2 593| -3 104| -3 359| -4 011| -1 947| -2 345| -3 353| -4 789| -1 309| -1 615| -3 370| -5 443| | правительству | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - чистый кредит федеральному| -4 047| -1 723| -2 184| -2 439| -3 091| -1 027| -1 375| -2 383| -3 819| -339| -595| -2 350| -4 423| | правительству | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - остатки средств | -820| -870| -920| -920| -920| -920| -970| -970| -970| -970| -1 020| -1 020| -1 020| | консолидированных бюджетов | | | | | | | | | | | | | | | субъектов Российской | | | | | | | | | | | | | | | Федерации и государственных | | | | | | | | | | | | | | | внебюджетных фондов на | | | | | | | | | | | | | | | счетах в Банке России | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | Чистый кредит банкам | 159| -1 088| -1 100| -1 555| -1 746| -1 025| -1 431| -1 816| -2 154| -976| -1 827| -2 053| -2 454| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - валовой кредит банкам | 1 355| 1 022| 952| 924| 829| 951| 905| 878| 788| 861| 830| 800| 750| |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| | - корреспондентские счета | -1 195| -2 110| -2 051| -2 478| -2 575| -1 976| -2 336| -2 694| -2 942| -1 836| -2 657| -2 853| -3 204| | кредитных организаций, | | | | | | | | | | | | | | | депозиты банков в Банке | | | | | | | | | | | | | | | России и другие инструменты | | | | | | | | | | | | | | | абсорбирования свободной | | | | | | | | | | | | | | | банковской ликвидности | | | | | | | | | | | | | | |------------------------------|---------|---------|---------|---------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Прочие чистые | -2 379| -2 749| -2 636| -2 543| -2 527| -2 994| -2 843| -2 793| -2 840| -3 204| -3 016| -3 354| -3 689| |неклассифицированные активы | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2009 года. Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году - на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. |
Фрагмент документа "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ <*>".