ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ. Приказ. Государственный комитет по народному образованию СССР. 04.05.90 306

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ
                       СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     Приему  в  дошкольные  учреждения  и группы для детей с задержкой
психического  развития  (ЗПР)  подлежат  дети  с  выраженным диагнозом
"задержка  психического  развития"  вследствие  ослабленности  нервной
системы,    обусловленной    инфекцией,   хроническими   соматическими
заболеваниями,  интоксикацией,  травмой головного мозга, перенесенными
внутриутробно,   при   родах  или  в  раннем  детстве,  и  нарушениями
эндокринной  системы. Кроме того, приему в детский сад подлежат дети с
ЗПР,  замедление  темпа психического развития которых может быть также
следствием  педагогической  запущенности  при неблагоприятных условиях
воспитания.
     Дети    с    ЗПР   имеют   потенциально   сохранные   возможности
интеллектуального   развития,  однако  для  них  характерны  нарушения
познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой
сферы,  пониженной  работоспособностью,  недостаточностью  ряда высших
психический  функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения
проявляются    в    слабости    волевых    установок,    эмоциональной
неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной
расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
     Недостаточная  выраженность познавательных интересов сочетается с
незрелостью  высших психических функций, нарушениями внимания, памяти,
функциональной  недостаточностью  зрительного  и слухового восприятия,
плохой  координацией  движений.  Неглубокое  недоразвитие  речи  может
проявляться  в  нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной
дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических
конструкций.  У  значительной  части детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, снижение слухово-речевой памяти.
     Даже  при  внешнем  благополучии  устной  речи нередко отмечается
многословность     или,    наоборот,    недостаточная    развернутость
высказывания.
     Снижение  познавательной  активности проявляется в ограниченности
знаний  об  окружающем  мире  и  практических навыков, соответствующих
возрасту   и   необходимых   для   начала   обучения  в  школе.  Малая
дифференцированность   движений  кистей  рук,  трудности  формирования
сложных  серийных  движений  и  действий  отрицательно  отражаются  на
продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
     Недостаточная   готовность  к  школе  проявляется  в  замедленном
формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
     Ребенок  принимает  и  понимает  задание,  но  нуждается в помощи
взрослого  для  усвоения  способа  действия  и  осуществления переноса
усвоенного  на  другие  предметы и действия при выполнении последующих
заданий.
     Способность   принимать  помощь,  усваивать  принцип  действия  и
переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР
от  олигофренов,  обнаруживает более высокие потенциальные возможности
их психического развития.
     Дети  7-го  года  жизни с задержкой психического развития владеют
некоторыми   математическими  представлениями  и  умениями:  правильно
указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой
ряд  в  пределах  пяти  (далее  часто  ошибаются),  в  обратном  счете
затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах
пяти),  но  нередко  не  могут  назвать  результаты.  В  целом решение
соответствующих  возрасту  мыслительных задач на наглядно-практическом
уровне  детям  доступно,  однако  они  порой затрудняются в объяснении
причинно-следственных связей.
     Несложные   небольшие   рассказы,  сказки  слушают  с  вниманием,
пересказывают  с  помощью  вопросов,  но  скоро  забывают; общий смысл
прочитанного понимают.
     Для  игровой  деятельности  детей  характерно неумение без помощи
взрослого  развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом,
при  этом  они не учитывают общие интересы, не способны контролировать
свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
     При значительной неоднородности клинико-психологической структуры
у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду
с более незрелыми психическими функциями имеются сохранные психические
функции,  на  которые  можно  опереться при планировании коррекционных
мероприятий.
     Дети   с   ЗПР  направляются  специалистами  детских  лечебных  и
лечебно-профилактических  учреждений на медико-педагогические комиссии
(МПК)  с  целью  решения  вопроса  об определении их в соответствующее
детское    учреждение    для   коррекции   психического   развития   и
восстановительного лечения.
     Решение   о  направлении  или  отказе  в  направлении  ребенка  в
дошкольное   учреждение   или   группу   выносится  МПК  на  основании
представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
     Основными   медицинскими   показателями  к  приему  в  дошкольные
учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
     ЗПР церебрально-органического генеза;
     ЗПР  по  типу  конституционального  (гармоничного) психического и
психофизического инфантилизма;
     ЗПР  соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической
астении и соматогенной инфантилизацией;
     ЗПР  психогенного происхождения (патологическое развитие личности
по невротическому типу), психогенная инфантилизация;
     ЗПР вследствие иных причин.
     Другим  показанием  к  приему  в  дошкольные  учреждения является
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных
условий воспитания.
     При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь
должны   направляться   дети   с   более   тяжелыми   формами   ЗПР  -
церебрально-органического   происхождения   и   прочими   клиническими
формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
     В   тех   случаях,  когда  окончательный  диагноз  ребенку  можно
установить  только  в  процессе длительного наблюдения за ним, ребенок
принимается  в  дошкольное  учреждение  условно  на  6  -  9  мес. При
необходимости этот срок может быть продлен МПК.
     Не  подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного
типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
     олигофрения;    органическое,   эпилептическое,   шизофреническое
слабоумие;
     выраженные    нарушения   слуха,   зрения,   опорно-двигательного
аппарата;
     выраженные  нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
заикание);
     шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;
     выраженные   формы   психопатий   и  психопатоподобных  состояний
различной природы;
     частные   судорожные   пароксизмы,   требующие   систематического
наблюдения и лечения у психоневролога;
     стойкий энурез, энкопрез;
     хронические   заболевания  сердечно-сосудистой  системы,  органов
дыхания,   органов   пищеварения   и   др.   в   стадии  обострения  и
декомпенсации.
     Примечание.   Дети,   не   подлежащие   воспитанию  в  дошкольных
учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения
системы    народного    образования    либо   в   учреждения   системы
здравоохранения  или социального обеспечения. Если в период пребывания
ребенка  в  дошкольном  учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся
вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу
в  учреждение  соответствующего  профиля.  Вопрос  об  отчислении  или
переводе ребенка решается МПК.

     После  пребывания  ребенка в дошкольном учреждении или группе для
детей  с  ЗПР,  с  учетом  уточненного диагноза и на основании решения
педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о
переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную
школу  (в  отдельных  случаях  -  о  направлении  в  специальную школу
соответствующего типа).
     Готовность   ребенка   к   обучению   в  общеобразовательной  или
специальной  школе определяется педагогическим коллективом совместно с
медицинским персоналом дошкольного учреждения.
     Для детей с ЗПР организуются:
     детские   сады   с   дневным,   круглосуточным   или  интернатным
пребыванием   с   количеством  групп  в  зависимости  от  существующей
потребности;
     дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа;
     дошкольные группы при школах-интернатах для детей с ЗПР;
     консультативные  группы при детских садах для детей с ЗПР или при
дошкольных  учреждениях  общего  типа,  где имеются группы для детей с
ЗПР.
     Группы  комплектуются  с  учетом возраста детей, старшая группа -
дети  в  возрасте  от  5  до  6  лет; подготовительная группа - дети в
возрасте  от  6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование
групп детьми разных возрастов.
     Заведующий   (директор)   дошкольного   учреждения  несет  личную
ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с
решением МПК.
     Дошкольные   учреждения   и  группы  для  детей  с  ЗПР  в  своей
деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

Начальник Главного управления
охраны материнства и детства
Минздрава СССР
                                                          И.А.ЛЕШКЕВИЧ

Начальник Управления
дошкольного воспитания
Гособразования СССР
                                                         А.С.АЛЕКСЕЕВА

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа