Фрагмент документа "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. И КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ М".
3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере развития местного самоуправления в городе Москве и прогноз ее развития без использования программно-целевого метода Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" определено, что органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения, в том числе обеспечивают соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление, наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления переданных полномочий, осуществляют контроль за реализацией указанных полномочий и использованием переданных средств, а также принимают в установленном порядке городские программы развития местного самоуправления. Правительством Москвы были последовательно приняты две городские целевые программы государственной поддержки и развития местного самоуправления с трехлетним сроком реализации заложенных в них мероприятий. В настоящее время реализуется второй этап Городской целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москвы на 2008-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1028-ПП. Анализ результатов выполнения мероприятий указанной программы в 2008-2009 гг. позволяет сделать вывод о правильности выбранных направлений поддержки и развития местного самоуправления, об эффективности реализованных мероприятий государственной поддержки, что выражается в поступательном и позитивном развитии правовых, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления. Так, значительные результаты были получены в рамках осуществления мероприятий подраздела программы по совершенствованию правовых основ организации местного самоуправления в целях обеспечения правовых гарантий развития местного самоуправления, совершенствования правового обеспечения решения вопросов местного значения, обеспечения условий для нормотворчества органов местного самоуправления. На основе проведенного анализа федерального законодательства по вопросам местного самоуправления, состояния правового регулирования вопросов организации деятельности местного самоуправления в городе Москве подготовлены и внесены в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство по учету особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, в том числе по структуре органов местного самоуправления в Москве, полномочиям органов местного самоуправления, установленным отраслевыми федеральными законами, порядку установления и завершения расчетов с кредиторами при банкротстве, учету бесхозяйного имущества, составлению списков и дополнению списков кандидатов в присяжные заседатели, прекращению права собственности на бесхозяйно содержимое жилое помещение. В целях приведения законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством подготовлены проекты законов города Москвы о внесении изменений в Законы города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и "О муниципальной службе в городе Москве". Подготовлен и принят Закон города Москвы "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального собрания, Руководителя внутригородского муниципального образования в городе Москве". Тем не менее необходимость дальнейшего развития местного самоуправления, систематические изменения, вносимые в федеральное законодательство, анализ практики и выявленных проблем реализации законов города Москвы в сферах деятельности местного самоуправления требуют своевременной корректировки законов, других нормативных правовых актов города, правового сопровождения деятельности органов местного самоуправления, что возможно лишь при комплексном участии различных отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, взаимодействующих с органами местного самоуправления. В первую очередь необходимо решить на правовом уровне проблему уточнения прав, обязанностей, ответственности и результатов деятельности органов местного самоуправления при реализации вопросов местного значения, установленных статьей 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в том числе по рассмотрению жалоб потребителей, консультированию их по вопросам защиты прав потребителей. Аналогичная правовая проблема должна быть решена в отношении конкретизации организационных форм участия органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных законами города Москвы и постановлениями Правительства Москвы к полномочиям отраслевых, функциональных или территориальных органов исполнительной власти города Москвы, реализуемым при участии или содействии органов местного самоуправления. Отдельную правовую проблему представляет оценка результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и реализации переданных полномочий, так как Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 определяет перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам местного значения, определенным в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Для муниципальных образований городов федерального значения не установлены ни перечень показателей, ни порядок их утверждения. В 2009 году при формировании Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы выявлена проблема недостаточного качества принимаемых органами местного самоуправления порядков, положений, регламентов, нарушения сроков их разработки и принятия, что особенно важно в случае необходимости своевременного и точного учета изменений федерального законодательства, законодательства города Москвы. Возникает необходимость организации системы правовых консультаций, проведения предварительной правовой экспертизы, разработки на новом качественном уровне проектов модельных нормативных правовых актов, рекомендуемых для принятия органами местного самоуправления в пределах их компетенции и полномочий, а также положений, регламентов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и их взаимодействие с органами исполнительной власти, общественными объединениями, организациями, учреждениями, населением. Объективно необходимо включение в Программу мероприятий по разработке правового механизма, обеспечивающего создание и функционирование эффективной системы контроля за реализацией переданных полномочий, выполнению требований нормативных правовых актов по целевому использованию финансовых средств, нежилых помещений и спортивных площадок. Система должна обеспечивать адресный контроль и ответственность как по отношению к органам исполнительной власти, так и к органам местного самоуправления, выполняющим определенные функции при решении общей городской задачи. Отдельная правовая проблема выявлена при анализе результатов осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в части отсутствия установленных конкретных заданий по перечню, объему, качеству оказываемых органами местного самоуправления услуг различным возрастным и социальным группам населения, что требует включения в Программу мероприятий не только по разработке и утверждению государственных заказов на реализацию услуг в соответствии с выделяемыми ресурсами и особенностями муниципальных образований, но и по разработке и утверждению стандартов оказания услуг и оценки качества их реализации, а в перспективе - по внесению изменений в соответствующие законы о передаче полномочий в указанной сфере. Система государственных заданий, стандартов, регламентов должна быть адекватна особенностям конкретного внутригородского муниципального образования, структуре населения, территориальной ресурсной базе и выделяемым органам местного самоуправления финансово-экономическим, трудовым, материально-техническим и информационным ресурсам. Представляется необходимым также правовое закрепление в соответствующих нормативных правовых актах перечня направлений и видов деятельности, конечных результатов, прав, обязанностей, ответственности органов местного самоуправления при реализации переданных полномочий по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) на базе имеющегося опыта работы, учета положений действующих должностных инструкций специалистов КДНиЗП, установления организационно-правовых форм взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями, организациями, занимающимися делами несовершеннолетних и защитой их прав, в том числе с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Существует потребность совершенствования нормативных правовых актов города Москвы в части защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм устройства, разработки и внедрения документации по защите прав ребенка, обеспечивающей единую технологию работы взаимодействующих органов исполнительной власти города Москвы и организаций по выявлению, сопровождению и реабилитации семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Особого внимания и государственной поддержки требует разработка стандартов социально-реабилитационных и правовых услуг в этой сфере деятельности, в том числе с учетом формулировки требований к этике поведения сотрудников-специалистов по опеке и попечительству. В рамках реализации мероприятий действующей Программы в период 2008-2009 гг. были разработаны и реализованы предложения по совершенствованию структуры органов местного самоуправления, оптимизации штатной численности их аппаратов, в том числе специалистов по досуговой и спортивной работе, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеке и попечительству. В целях обобщения и распространения положительного опыта работы муниципалитетов, муниципальных собраний, муниципальных учреждений сформирована система проведения тематических "круглых столов", осуществляется выпуск тематических сборников, проведена научно-практическая конференция по особенностям организации местного самоуправления в городах федерального значения. Налажена система проведения в районах города Москвы регулярных выездных заседаний координационных советов префектур и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. В качестве первого этапа перехода местного самоуправления на управление по конечным результатам начата разработка системы показателей и методики анализа деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных полномочий, которая проходит экспертизу в Межотраслевой рабочей группе по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в городе Москве и обсуждение в Совете муниципальных образований города Москвы. В 2010 году система должна пройти экспериментальную апробацию и в случае положительных результатов внедрена в практическую деятельность. В то же время полученные результаты совершенствования организационной деятельности местного самоуправления не носят системного характера, а реализованные при поддержке органов исполнительной власти мероприятия привели к совершенствованию лишь отдельных составляющих организационной основы деятельности органов местного самоуправления. Именно поэтому имеет место ряд проблем, затрудняющих перевод деятельности органов местного самоуправления на работу по направлениям с ориентацией на конечные результаты, достижение которых должно быть в достаточной степени обеспечено необходимыми ресурсами: материальными, техническими, кадровыми, финансовыми, информационными. Так, одним из важнейших приоритетов деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и учреждений города Москвы является профилактическая работа с детьми, разработка совместных программ, проведение конкурсов социально значимых проектов раннего выявления и предотвращения социального сиротства. Эта проблема является комплексной, затрагивает сферу вопросов местного значения, переданных органам местного самоуправления полномочий, участия учреждений и организаций, что требует безусловной государственной поддержки. Совместно с органами исполнительной власти необходимо разработать комплекс предложений по организационно-методическому сопровождению деятельности специалистов муниципалитетов по опеке и попечительству, КДНиЗП, выработке организационных и системно-психологических методов раннего выявления семейного неблагополучия, созданию консультационных пунктов поддержки семьи, разработке и внедрению просветительских программ с целью формирования позитивного отношения к семье, ведению здорового образа жизни. Важным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является совместная деятельность в сфере экологии. В соответствии с законом города Москвы об организации местного самоуправления в городе Москве к полномочиям органов местного самоуправления отнесено распространение экологической информации, полученной от государственных органов; участие в проведении мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами города Москвы по охране природы; участие совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в осуществлении контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования; содействие в осуществлении государственного экологического мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования. В рамках Программы на 2011-2013 гг. специально уполномоченному органу исполнительной власти города Москвы необходимо уделить особое внимание методической и организационной помощи органам местного самоуправления в реализации полномочий в сфере экологии. Приведенные примеры проблем демонстрируют необходимость включения в Программу мероприятий по проектированию целостной организационной системы муниципального управления с определением целей, функций, функциональных структурных подразделений с четко определенными видами работ, обязанностями, результатами, необходимыми ресурсами, правами, ответственностью, системой внутренних взаимосвязей на функциональном, правовом и информационном уровнях. Целостная система позволит перейти к разработке базы муниципальной статистики, созданию и актуализации паспорта муниципального образования, системы стандартов и регламентов оказания муниципальных услуг по направлениям, объемам и качеству, целевым группам потребителей муниципальных услуг, организовать постоянно действующий мониторинг деятельности органов местного самоуправления по всем направлениям с разработкой соответствующих классификаторов, показателей и критериев оценки достижения заданных результатов по объему и качеству с учетом специфики территории и структуры населения внутригородского муниципального образования. Разработка такой организационной системы позволит не только регламентировать функциональную деятельность органов местного самоуправления, но и осуществить мероприятия по совершенствованию на качественно новом уровне информационной основы, избежать дублирования функций и данных, обеспечить достоверность, ответственность за исходные и отчетные данные, а в перспективе - перейти к автоматизированному документообороту как внутри внутригородского муниципального образования, так и во вне его при наличии необходимости решения задач совместно с другими внутригородскими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти, общественными организациями и объединениями. В этой же части должна быть решена проблема работы с обращениями граждан по заявлениям, жалобам, предложениям. Совершенствование организационных основ деятельности органов местного самоуправления по Программе в 2008-2009 гг. сопровождалось реализацией мероприятий по подразделу совершенствования методической базы, обеспечивающей эффективное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, реализацию переданных отдельных государственных полномочий города Москвы. Разработаны отдельные методические рекомендации по решению органами местного самоуправления вопросов местного значения, по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, в том числе с учетом особенностей работы с детьми и инвалидами; по опеке и попечительству. Разработана концепция взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, общественными объединениями по совместной организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением и ряд других документов. Тем не менее по-прежнему острой остается проблема системного подхода к разработке регламентов, содержащих конкретные правила принятия решений при организации взаимодействия участников со стороны органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, учреждений города Москвы и организаций, негосударственных некоммерческих организаций, общественных объединений при совместной реализации вопросов местного значения и переданных государственных полномочий. Необходим принципиально новый подход к разработке системы регламентных документов, определяющих цели, направления, виды работ, мероприятия совместной деятельности участников, их права, обязанности, ответственность, отчетность и т.д., что требует в первую очередь непосредственного уточнения и конкретизации видов деятельности, перечня и объемов работ, показателей результативности. Не решен ряд проблем, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления. До настоящего времени не все муниципалитеты обеспечены необходимыми условиями для размещения специалистов, в том числе не выполняются требования по размещению в отдельном помещении специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистов по опеке и попечительству. Недостаточно активно решается задача размещения специалистов муниципалитетов префектурами Центрального, Северного, Северо-Восточного, Южного, Северо-Западного административных округов города Москвы. Еще более сложная ситуация складывается по обеспечению передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений и спортивных площадок в соответствии с установленными нормативами - 0,05 кв. м на одного жителя внутригородского муниципального образования по нежилым помещениям и 0,15 кв. м по спортивным площадкам. В настоящее время по результатам проведенного органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления мониторинга обеспеченность муниципальных образований непосредственно переданными в безвозмездное пользование помещениями по разным административным округам города Москвы весьма различна. Так, в Северо-Западном административном округе средний процент нормативной обеспеченности по округу составляет 28,9% с дефицитом площади 28316,4 кв. м. Наилучшая обеспеченность в округе в Куркино (87,5%), наименьшая - в Строгино (5,2%). Аналогичная ситуация наблюдается в Северном административном округе, где процент нормативной обеспеченности собственными площадями, переданными в безвозмездное пользование, различается от 85,5% (Беговое) до 17% (Левобережное). Наиболее позитивная ситуация наблюдается в Центральном административном округе, где средняя обеспеченность по округу составляет 108,5% от норматива, при этом 7 из 10 внутригородских муниципальных образований имеют обеспеченность свыше 100%. Обобщение данных мониторинга за 2009 год позволит получить полную картину наличия материально-технической базы для работы с населением и эффективности ее использования по всем округам и внутригородским муниципальным образованиям. Однако даже предварительные данные позволяют сделать вывод о сохранении диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности переданных органам местного самоуправления ресурсов, что создает проблему выравнивания возможностей участия граждан в досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса, возрастной группы и места проживания. Проблема может быть решена двумя способами. Первый заключается в безусловном соблюдении установленных Правительством Москвы нормативов передачи материальной базы органам местного самоуправления, что потребует поиска имеющихся или создания (строительства) новых площадей с последующей их передачей органам местного самоуправления для доведения ресурсной базы до установленных нормативов. При этом передаваемые ресурсы должны быть полностью приспособлены для занятий и соответствовать стандартам качества. Способ потребует значительных финансовых и временных затрат, при этом переданные по нормативу материальные ресурсы не гарантируют их достаточной загруженности и эффективности использования. Позитивным в реализации такого подхода является расширение возможностей предоставления населению услуг на бесплатной основе. Второе направление заключается в реализации нового организационного подхода создания на территории внутригородского муниципального образования единой межведомственной системы (сети) учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, ведущих работу в вышеуказанной сфере переданных полномочий, с внедрением системы координации направлений деятельности. Реализация подхода потребует осуществления целого комплекса организационных, методических и правовых мероприятий и этапов. Необходимо внедрить в постоянную практику на территории каждого муниципального образования проведение мониторинга учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, ведущих работу на территории внутригородского муниципального образования, их материально - технической обеспеченности, направлений деятельности, использования площадей, оценки степени загруженности и наличия свободного времени, наличия и уровня взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями. По результатам мониторинга по каждому внутригородскому муниципальному образованию требуется разработать предложения по созданию и последующей оптимизации многофункциональной сети учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, ведущих досуговую, социально-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением, с обоснованием развития сотрудничества всех организаций, работающих на территории района с населением, особенно с лицами пожилого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также созданием системы координации деятельности участников сети. Далее должны быть разработаны механизмы эффективного сотрудничества, регламенты взаимодействия. По результатам формирования многофункциональной территориальной сети социально-воспитательной работы с населением (далее - МТС СВР), анализа уровня загруженности ресурсов МТС СВР и ресурсов, переданных в безвозмездное пользование органам местного самоуправления, возможно и целесообразно проведение корректировки нормативов обеспечения органов местного самоуправления нежилыми помещениями и спортивными площадками для осуществления переданных полномочий и выделение им по мере необходимости обоснованных дополнительных материальных ресурсов, которые войдут составной частью в МТС СВР. Создание МТС СВР позволит объединить ресурсный потенциал для организации социально-воспитательной работы с населением, скоординировать творческий потенциал по разработке и распространению новых эффективных организационных и инновационных технологий работы по месту жительства, перейти к системности организации и проведения массовых мероприятий, повысить эффективность финансовых вложений на их разработку и проведение. Для создания и последующего внедрения МТС СВР потребуется разработка регламентных и правовых актов в части регулирования взаимодействия, обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов. Информированность населения о возможностях получения услуг в сфере досуга, спорта, в том числе на бесплатной основе, необходимо будет обеспечивать через единый информационный банк учреждений и организаций многофункциональной территориальной сети, что потребует разработки единого реестра, содержащего сведения о видах предоставляемых населению услуг, адресах учреждений, перечнях целевых групп для возрастных и социальных категорий населения, расписаниях занятий, в том числе на бесплатной основе, на территории внутригородского муниципального образования, который должен быть размещен на ведомственных сайтах и сайтах муниципалитетов. По аналогичной схеме целесообразно создание и внедрение в практику мониторинга и единой системы разработки и реализации совместных программ и проектов социально-воспитательной работы, в том числе с участием общественных организаций и объединений, молодежных движений. При этом должна быть значительно увеличена доля пропагандистской информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, в общем объеме публикаций информационного пространства на территории внутригородского муниципального образования и города Москвы в целом. Предложенный подход потребует разработки и внедрения новых форм, методов и механизмов партнерства, в том числе по работе с кадрами, обеспечивающих координацию деятельности, совместную разработку методических материалов, новых инновационных технологий работы с населением, проведение смотров-конкурсов, мастер-классов, внедрение системы профессионального повышения квалификации тренеров и педагогов - организаторов. Разработка и внедрение предложенного системного подхода изменит требования к условиям реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы, обеспечению финансово-экономических гарантий развития местного самоуправления, создаст условия для повышения качества и разнообразия услуг населению. Отдельную проблему в качественной реализации местного самоуправления все еще составляет профессионализм кадров. В результате реализации мероприятий Программы на конкурсной основе создана единая система обучения кадров органов местного самоуправления (ЕСО "Муниципальная школа"), в которой проводилось обучение руководителей внутригородских муниципальных образований, руководителей и заместителей руководителей муниципалитетов, муниципальных служащих. В 2009 году 977 человек прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Эффективности обучения способствует привлечение к учебному процессу специалистов-практиков из различных органов исполнительной власти города Москвы, рациональный баланс освоения теории, проведения практических занятий, применения активных методов обучения и самообучения, тестирования, учебно-практических стажировок, консалтинг с учетом особенностей организации местного самоуправления в городе Москве и специфики деятельности слушателей. Характерно, что привлекаемым практикам-профессионалам участие во встречах позволяет получить дополнительную информацию о проблемах применения правовых актов, организации и эффективности деятельности органов местного самоуправления в городе Москве, оценить уровень подготовленности кадров местного самоуправления к инновациям и расширению государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, что явится объективными предпосылками совершенствования нормативно-методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления с ее ориентацией на конечный результат - повышение активности населения в осуществлении местного самоуправления в городе Москве. Требуется также продолжить оказание содействия органам местного самоуправления в решении вопросов кадрового обеспечения, обучения руководителей, муниципальных служащих, депутатов муниципальных собраний, проведения эффективной кадровой политики в сфере муниципальной службы с переходом к новым, более современным программам и формам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области управления, финансов, экономических отношений, маркетинга, социального проектирования, стратегического менеджмента с широким внедрением системы предварительного, промежуточного и заключительного тестирования знаний, анализа конкретных практических ситуаций, применения деловых ролевых игр, написания выпускных работ с конкретными предложениями по решению проблем или совершенствованию принятия решений по профилю деятельности. Потребуется использовать инновационные подходы к формированию эффективных методов управления в работе органов местного самоуправления через развитие проектной культуры, межведомственных стратегических социально-воспитательных программ и проектов. В рамках Программы должен быть решен вопрос применения новых информационных Интернет-технологий для создания на сайте Государственного учреждения "Московский центр местного самоуправления" методического кабинета, содержащего разработанные, систематизированные и адаптированные к особенностям организации местного самоуправления в городе Москве материалы, которые позволят в значительной степени дистанционно повысить уровень знаний муниципальных служащих в профессиональном поле деятельности в самостоятельном режиме с последующим посещением группы для участия в аудиторных проблемных занятиях, консультировании, тестировании, сдачи зачетов и экзаменов. Необходимо разработать также постоянно действующую систему консультирования по проблемным вопросам деятельности органов местного самоуправления в режиме Интернет-технологий с привлечением в качестве консультантов высококвалифицированных практиков-профессионалов из органов исполнительной власти города Москвы. Необходима разработка новых форм изучения, обмена и распространения опыта работы органов местного самоуправления по эффективному решению вопросов местного значения и реализации переданных полномочий города Москвы, в том числе на основе результатов, полученных по методике анализа их деятельности. Дальнейшее развитие должны получить такие формы работы, как проведение мастер-классов, презентаций, форумов с демонстрацией планшетов, фильмов, работой по секциям, выездом на конкретные мероприятия, организация совместных семинаров межмуниципального сотрудничества в административных округах, проведение тематических научно-практических конференций по актуальным вопросам деятельности для руководителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих с участием руководителей и представителей органов исполнительной власти города Москвы, некоммерческих и общественных организаций с публикацией сборников сообщений или с их размещением на сайте Совета муниципальных образований города Москвы. Необходима разработка и реализация в ЕСО "Муниципальная школа" программ подготовки специалистов, осваивающих механизмы защиты прав несовершеннолетних с использованием современных технологий. Целесообразна совместная разработка для использования в образовательных учреждениях города Москвы программ правового просвещения детей и подростков по теме "Защита прав и законных интересов несовершеннолетних", а также тематических родительских лекториев. Отдельное направление совместной деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти вызывает необходимость формирования кадрового резерва, для чего требуются разработка положения о резерве, формирование системы отбора, подготовки, тренинга, тестирования, стажировки, оценки полученных знаний и уровня готовности к определенному карьерному росту. Все еще остается значительной проблема низкого уровня активности населения, развития инициативы граждан, самоорганизации граждан, формирования структур гражданского общества. Отдельную проблему составляет недостаточная правовая грамотность населения в вопросах управления на территории внутригородского муниципального образования, в том числе с использованием возможностей местного самоуправления. Значительная часть населения не может разобраться с распределением полномочий между исполнительными органами власти и органами местного самоуправления, затрудняется с адресатами обращений по конкретным вопросам жизнедеятельности. Предлагается в Программу включить отдельный подраздел по работе с населением, в том числе с организацией на новом системном уровне работы по повышению правовой культуры избирателей - жителей Москвы. Необходимо совместно с органами исполнительной власти, общественными организациями, вузами разработать комплекс просветительских программ для населения по вопросам обеспечения нормальных условий жизнедеятельности, обеспечения безопасности, изучения преимуществ и проблем создания товариществ собственников жилья, благоустройства территории, защиты прав потребителей, получения бесплатных юридических и психологических консультаций и т.д. Проведение правового просвещения населения целесообразно организовывать регулярно как силами органов местного самоуправления, так и органов исполнительной власти, представителей вузов, Советов ветеранов, Совета муниципальных образований города Москвы с использованием разнообразных, достаточно нетрадиционных форм: встречи с населением, тематические праздники, организация выездных консультационных пунктов, введение специальных рубрик в районных газетах и в газете "Москва и москвичи: местное самоуправление, люди, события". Перед проведением выборной кампании 2012 года необходима разработка комплекса целевых просветительных мероприятий, организаций встреч с депутатами муниципальных собраний, депутатами Московской городской Думы, представителями партий и общественных движений. Возможно проведение анкетирования населения с выявлением основных проблем жизнедеятельности и разъяснением на встречах и в средствах массовой информации возможностей их решения, адресатов, которые могут решить данную проблему, и ожидаемых сроков. Отдельная просветительская деятельность должна быть посвящена сущности, возможностям и перспективам расширения полномочий органов местного самоуправления в решении конкретных вопросов местного значения. Важным фактором работы с населением является его информирование, причем не только в узком секторе освещения результатов деятельности органов местного самоуправления. Население должно знать состояние дел и проблем на территории внутригородского муниципального образования, основные возможности их решения, достигнутые результаты деятельности власти - как органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, так и совместной деятельности, в том числе с общественными организациями и объединениями, по перспективам развития территории внутригородского муниципального образования и города в целом. Это потребует в определенной степени внести коррективы в идеологию и сюжеты регулярных выпусков телевизионных передач и районных газет, сделать их более проблемными, интересными и приближенными к населению. Можно рекомендовать, например, рубрику для населения "По вашему сигналу". В этом случае само понятие "информирование населения" расширится от освещения только проблем и результатов деятельности органов местного самоуправления до общих проблем территории и результатов совместной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, объединений, населения, что поможет жителям почувствовать себя причастными к жизни на своей территории и, возможно, станет стимулом более активного участия в решении вопросов местного значения. Отдельного внимания требует работа с молодежью для воспитания, обучения и последующего привлечения их к участию в осуществлении государственного управления и местного самоуправления. Необходимо формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, участвующей в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады). Потребуется разработка и расширение перечня конкурсов, совершенствование методик отбора; адресная государственная поддержка молодежных общественных объединений, внедрение практики предоставления грантов и субсидий. Необходима разработка мероприятий, социальных проектов по повышению общественного статуса лидеров молодежного движения, организация стажировок в органах местного самоуправления и органах исполнительной власти. Важнейшей проблемой является вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления, их участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Для работы с молодежью необходимо создание условий для разработки инновационных проектов, программ работы со школьниками, проектов популяризации здорового образа жизни, толерантности, патриотизма, служения отечеству, воспитанию ответственности, активной жизненной и гражданской позиции. Необходимо развитие стратегических социальных проектов в сфере молодежной политики: конкурсов социальных молодежных проектов, конкурсов на лучшую социальную программу общественных молодежных палат, развитие школ молодежного просветительства, школ юных предпринимателей, школ активной гражданственности, детско-подросткового и молодежного общественного движения. Необходимо совместно с органами исполнительной власти разработать мероприятия, стимулирующие интерес молодежи к историческому и культурному наследию России, города Москвы, своего района, к защите окружающей среды, участию в реализации проектов экологических проверок. Целесообразно ввести в постоянную схему организацию и проведение ежегодного молодежного форума "Учимся управлять вместе! Молодое поколение и местное самоуправление". При поддержке органов исполнительной власти, вузов, участвующих в реализации ЕСО "Муниципальная школа", необходимо на постоянной основе организовать систему правового просвещения и консультирования молодых депутатов и представителей молодежных общественных объединений. Все еще остается проблемой привлечение молодежи к совместной разработке и выполнению инновационных проектов и программ реализации вопросов местного значения, среди них - по повышению общественной безопасности населения, улучшению экологической ситуации, просветительской деятельности, в том числе со школьниками и старшим поколением. Целесообразно продумать и предложить механизмы активизации участия молодежи в общественных пунктах охраны порядка, разработке проектов, программ, специальных любительских фильмов, театральных постановок по пропаганде среди населения, школьников знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Именно молодежь может заниматься просветительской деятельностью с проведением профилактических занятий со школьниками, с детьми группы риска, стоящими на учете в КДНиЗП, о вреде алкоголя, наркомании, игро- и компьютеромании. Активная молодежь может самостоятельно при определенной государственной поддержке организовывать молодежные театры или агитбригады, межмуниципальные КВН, смотры-конкурсы "Молодежь за здоровый образ жизни", организовывать и проводить музыкальные, танцевальные, спортивные или смешанные молодежные фестивали. Отдельное направление правового просвещения по вопросам местного самоуправления должно быть выделено для школьников-старшеклассников с разработкой тематических лекций, тестов, проведением деловых ролевых игр, практических стажировок в муниципалитетах, привлечением ребят к разработке проектов и программ работы с населением. В финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления остается значительной проблема перехода к системе формирования и исполнения бюджета, позволяющей органам местного самоуправления регулярно сопоставлять результаты текущей деятельности и производимые бюджетные расходы с поставленными целями, а также сопоставлять нормативы финансовых затрат на исполнение делегированных полномочий, рассчитываемые по численности населения внутригородского муниципального образования, с полученными результатами. Представляется целесообразным постепенный ввод показателя стоимости оказанной услуги по переданным полномочиям через формирование системы показателей государственного задания, соответствующего субвенциям на реализацию полномочий по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением. Проверки работы органов местного самоуправления, которые систематически проводит Контрольно-счетная палата Москвы, выявляют также проблемы качества подготовки учетно-статистической и финансовой отчетности, что требует создания муниципальных информационно-технологических систем, в перспективе интегрированных в общую городскую систему, а также разработки единой системы электронного документооборота между различными уровнями и структурами власти в городе. Предварительно органами исполнительной власти должно быть оказано организационное содействие и финансовая помощь в приобретении и использовании органами местного самоуправления единых правовых, бухгалтерских программ для практической деятельности. |
Фрагмент документа "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. И КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ М".