Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".
4.2. Выбор сценариев развития автомобильной отрасли в Российской Федерации Ввиду значительного различия между сегментами автомобильного рынка и состояния действующих производств детализация сценариев проведена по ключевым сегментам автомобильного рынка в России: - легковых автомобилей; - легких коммерческих автомобилей; - грузовых автомобилей; - автобусов; - автокомпонентов. Анализ сценариев развития по каждому из сегментов производства автомобилей проведен исходя из следующих текущих параметров и консенсус-прогноза экспертов и автопроизводителей: - размер внутреннего рынка; - доля и объемы импорта к 2020 году; - внутренне производство, рассчитанное с учетом: - доли и объемов экспорта; - распределения объемов внутреннего производства между различными категориями производителей, а именно: российскими независимыми OEM (такими как ОАО "АВТОВАЗ"), совместными предприятиями, между российскими OEM и иностранными (например, проект Фиат-Соллерс) и иностранными OEM, осуществляющими проекты в России (Форд); - оценки количества возможных производителей из числа локальных для каждого из сценариев; - количества иностранных производителей. Оценка соответствия каждого из сценариев установленным целям развития автомобильной отрасли в Российской Федерации с учетом реалистичности их реализации показала, что сценарий "Крупный экспортер" наиболее полно соответствует установленным государственным целям развития отрасли, однако уровень его реалистичности относительно невысок и требует значительных затрат для реализации. С другой стороны, сценарий "Партнерство" несколько меньше соответствует установленным целям, но характеризуется значительно более высоким уровнем реалистичности. Ключевыми участниками автомобильного рынка в России являются: - потребители (П) - покупатели автотранспортных средств. Основными интересами данной группы являются следующие факторы - недорогой, удовлетворительного качества автомобиль, широкий выбор моделей, низкая стоимость владения; - работники (Р) - занятые напрямую в автомобильной отрасли или в смежных отраслях. Ключевыми интересами данной группы являются гарантированная занятость и стабильный доход; - собственники (С) - владельцы активов по всей цепочке создания стоимости в автомобильной отрасли. Для данной группы ключевыми интересами являются: максимизация прибыли в относительно стабильной отрасли и доходность на капитал; - государство (Г). Ключевыми интересами государства являются: обеспечение национальной и технологической безопасности; социальная стабильность регионов; максимизация налоговых поступлений; продвижение на национальном и международных рынках автомобилей отечественных торговых марок. Анализ соответствия сценариев интересам участников автомобильного рынка России выявил незначительную разницу между сценариями "Крупный экспортер" и "Партнерство", заключающуюся в несколько более низком удовлетворении интересов государства в сценарии "Партнерство". Наименьшее соответствие интересам участников автомобильного рынка России показали сценарии "Текущий вектор" и "Закрытый рынок". При выборе сценариев развития автомобильной отрасли проведена оценка их соответствия целям настоящей Стратегии и интересам участников автомобильного рынка России. 4.2.1. Сегмент производства легковых автомобилей Для сегмента легковых автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития является сценарий "Партнерство" (рис. N 7 - не приводится). Данный сценарий предполагает обеспечение около 80% потребительского спроса за счет внутреннего производства и незначительный объем экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет разделено примерно в равных долях между российскими - 52% (1,65 млн. шт.) и иностранными локализованными производителями - 48% (1,5 млн. шт.). Предполагается также, что на российском рынке будет два крупных российских производителя (в партнерстве с иностранными) и 4 - 5 крупных локализованных иностранных производителей. Реализацию сценария планируется структурировать без дополнительного повышения таможенных пошлин. Реализация сценария предполагает организацию/модернизацию производства по следующим проектам: В области производства легковых автомобилей: - проектам ОАО "АВТОВАЗ" по созданию нового поколения автомобилей на платформе "Kalina" (330 тыс. шт.), RF 90 класса "B" (330 тыс. шт.), класса "C" (330 тыс. шт.) и "4x4" (66 тыс. шт.); - проекту развития полного цикла производства легковых автомобилей ОАО "Группы ГАЗ" (150 тыс. шт.); - проекту производства легковых автомобилей FIAT-"Соллерс" (до 500 тыс. шт.); - проектам развития других автопроизводителей (2 x 150 тыс. шт.); - проектам развития полного цикла глобальных автопроизводителей (800 тыс. шт.). В области производства силовых установок: - проекту совместного производства двигателя K4/J Рено-АВТОВАЗ (450 тыс. шт.); - проекту модернизации двигателя 1,8 л АвтоВАЗ (350 тыс. шт.); - проекту модернизации двигателя 1,6 л АвтоВАЗ (380 тыс. шт.); - проектам технического перевооружения производств по выпуску силовых агрегатов АвтоВАЗ; - проектам производства других силовых агрегатов (включая моторы менее 1 л и 2 - 2,8 л различных российских производителей (600 тыс. шт.), в том числе производство двигателей и КПП в рамках проекта FIAT-"Соллерс". В области производства автокомпонентов: - проектам по производству дифференциалов, ШРУС, опор, тяг, шарниров, модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений, генераторов и стартеров, электромеханических приводов, переключателей и приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения, электронных систем управления, выхлопных систем, прецизионных э/сварных труб и др. В области НИОКР: - проектам по разработке нового поколения ДВС на различных, включая альтернативные, топливах; - проектам по разработке комбинированных энергоустановок и топливных элементов; - приобретения лицензии на платформу RF 90; - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации. Для реализации сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 227,5 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства легковых автомобилей, включая автомобили иностранных марок - 3,15 млн. штук с долей автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации - 80% рынка. 4.2.2. Сегмент производства легких коммерческих автомобилей Для сегмента легких коммерческих автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным является сценарий "Партнерство" (рис. N 8 - не приводится). Рассмотрены два варианта сценария "Партнерство", различающиеся по уровню тарифной защиты рынка. В качестве основного был выбран сценарий без тарифной защиты, т.е. с сохранением ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 N 18. Данный сценарий предполагает удовлетворение около 65% спроса за счет внутреннего производства и небольшой объем экспорта (не более 14% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет контролироваться преимущественно российскими производителями, которые будут обеспечивать 91% (255 тыс. шт.) от общего объема производства. Предполагается также, что на рынке будет два крупных российских производителя (оба в партнерстве с иностранными производителями) и несколько небольших локализованных иностранных производителей. Реализация сценария предполагает организацию/модернизацию производства по следующим проектам: В области производства легких коммерческих автомобилей: - проектам развития полного цикла производства легких коммерческих автомобилей "Соллерс"; - проектам развития существующих мощностей производства легких коммерческих автомобилей "Группы ГАЗ"; В области производства силовых установок: - проектам производства "Группы ГАЗ" дизелей и двигателей с искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс. шт.); - проектам производства группы "Соллерс" дизелей и двигателей с искровым зажиганием, работающих на бензине и газообразных топливах (200 тыс. шт.). В области производства автокомпонентов: - проектам по производству элементов интерьера/экстерьера, заднего моста, бамперов, приборных панелей, фар, сидений, элементов подвески, систем выпуска, элементов систем активной безопасности и топливных систем, элементов рулевого управления и др. В области НИОКР: - проектам по разработке новых платформ для "Группы ГАЗ" и группы "Соллерс"; - проектам по развитию существующих продуктов "Группы ГАЗ" и группы "Соллерс"; - проектам по разработке нового поколения ДВС на различных, включая альтернативные, топливах; - проектам по разработке комбинированных энергоустановок и топливных элементов; - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации. Для реализации данного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 48,4 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных легких коммерческих автомобилей в количестве 280 тыс. штук с долей автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, - 65% рынка. 4.2.3. Сегмент производства грузовых автомобилей Для сегмента производства грузовых автомобилей на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным является сценарий "Крупный экспортер" (рис. N 9 - не приводится), предполагающий сохранение действующих ставок ввозных таможенных пошлин. Данный сценарий предполагает полное обеспечение российского рынка за счет внутреннего производства (190 тыс. шт.), значительный объем экспорта - более 30% (90 тыс. шт.) от общего объема производства, а также производство российских автомобилей за рубежом в объеме около 100 тыс. шт. Доля российских производителей будет составлять 80% от общего объема производства, где 40% - доля российских независимых производителей и 40% - доля российских производителей в партнерстве с иностранными. Предполагается, что на рынке будет два крупных российских производителя (один независимый и один в партнерстве с иностранным) и 2 - 3 небольших локализованных иностранных производителя. Реализация сценария предполагает организацию/модернизацию производства по следующим проектам: В области производства грузовых автомобилей: - проектам по производству кабин ОАО "КАМАЗ" (200 тыс. шт.) и "Группы ГАЗ"; - проекту по производству мостов ОАО "КАМАЗ" (200 тыс. шт.); - проекту по модернизации существующих мощностей по производству грузовых автомобилей "Группы ГАЗ"; - проекту по созданию полного цикла производства грузовых автомобилей на Дальнем Востоке группы "Соллерс" (50 тыс. шт.). В области производства силовых установок: - проекту по производству на ОАО "КАМАЗ" силовых установок мощностью 150 - 500 л.с. (200 тыс. шт.); - проекту по производству "Группой ГАЗ" силовых установок мощностью 130 - 315 л.с. (100 тыс. шт.); - проектам по производству автоматических и механических КПП на ОАО "КАМАЗ" (200 тыс. шт.) и механических КП "Группой ГАЗ" (100 тыс. шт.). В области производства автокомпонентов: - проектам по производству элементов топливной системы, ЦПТ, раздаточных коробок, лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов интерьера / экстерьера, элементов электрики / электроники / автоматики и др. - проекту по консолидации комплекса цветного литья. В области НИОКР: - проекту по разработке новой кабины для ОАО "КАМАЗ"; - проектам по разработке нового поколения грузовых автомобилей традиционного модельного ряда ОАО "КАМАЗ"; - проектам по разработке нового поколения полноприводных грузовых автомобилей модельного ряда "Группы ГАЗ"; - проекту по разработке нового поколения среднетоннажного грузового автомобиля для "Группы ГАЗ"; - проекту по разработке мостов для "Группы ГАЗ"; - проекту по разработке новой кабины для "Группы ГАЗ"; - проектам по разработке нового поколения силовых установок, работающих на традиционных и альтернативных топливах; - проектам по разработке нового поколения трансмиссий (в том числе и электромеханических); - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции грузовых автомобилей в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации. Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере - 136,1 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных грузовых автомобилей в размере - 280 тыс. штук, из них более 30% произведенных автомобилей будут поставляться на экспорт - 90 тыс. шт. 4.2.4. Сегмент производства автобусов Для сегмента автобусов на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием развития является сценарий "Крупный экспортер" (рис. N 10 - не приводится). Данный сценарий предполагает удовлетворение всего спроса за счет внутреннего производства (27 тыс. шт. - 77% от общего объема производства) и значительный объем экспорта (8 тыс. шт. - 23% от общего объема производства). Предполагается, что доля независимых российских производителей будет составлять 75% от общего объема производства, российских производителей в партнерстве с иностранными - 23%, а иностранных производителей - не более 2%. Также предполагается, что на рынке будет 2 - 3 крупных независимых российских производителя, 2 - 3 российских производителя в партнерстве с иностранным и 2 - 3 небольших локализованных иностранных производителя. Реализация сценария предполагает организацию/модернизацию производства по следующим проектам: В области производства автобусов: - проектам по модернизации существующих мощностей (покрасочные мощности, крупный пластик) "Группы ГАЗ". В области производства автокомпонентов: - проектам по производству элементов лонжеронного комплекса, рулевых приводов, элементов интерьера/экстерьера, элементов электрики/электроники/автоматики и др. В области НИОКР: - проектам по разработке нового поколения ДВС, работающих на традиционных и альтернативных топливах; - проектам по разработке нового поколения трансмиссий (в том числе и электромеханических); - проектам по созданию модульных конструкций силовых установок (включая гибридные); - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования конструкции автобусов в рамках выполнения перспективных требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации. Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 23,6 млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем производства отечественных автобусов в размере 35 тыс. штук. Более 20% произведенных автобусов - 8 тыс. шт. - будут поставляться на экспорт. 4.2.5. Сегмент производства автомобильных компонентов В сегменте поставщиков автокомпонентов на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния отрасли наиболее приоритетным сценарием развития является "Партнерство". Это обусловлено практически полным отсутствием современной локальной базы поставщиков и необходимостью привлечения партнеров для создания СП и модернизации российских производителей. Основные целевые показатели рынка автокомпонентов будут зависеть от реализации сценариев развития сегментов рынка автотранспортных средств и представлены выше для каждого сегмента. Для реализации сценариев развития сегментов автомобильного рынка России необходима реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную специализацию. Существующая вертикальная специализация подразумевает построение производителей категорий автокомпонентов под конкретного автопроизводителя. При этом наблюдаются небольшие объемы и мощности производств, практически отсутствует конкуренция, низкое качество продукции, нет стимула инвестировать в новые продукты, а в долгосрочной перспективе обеспечить производство автокомпонентов для новых отечественных и иностранных производителей. Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям автокомпонентов с обеспечением поставок для нескольких автопроизводителей. При этом планируется, что в каждой категории автокомпонентов будут присутствовать 2 - 3 производителя, конкурирующих между собой. Это позволит обеспечить больший объем производства, повысить качество и степень локализации для иностранных производителей. Для реализации выбранного сценария необходим общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере 148,5 млрд. руб., детали расходования и формы поддержки подлежат дополнительному рассмотрению с учетом программы развития моногородов. Выводы Таким образом, на территории Российской Федерации с учетом текущего состояния промышленности наиболее приоритетными целевыми сценариями для ключевых сегментов автомобильной отрасли являются: - для сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей ввиду нехватки собственной ликвидности на развитие, отставания по интеллектуальной собственности и технологической базе - сценарий "Партнерство"; - для сегмента грузовых автомобилей, учитывая текущее положение российских OEM и их конкурентных преимуществ, наиболее эффективным является сценарий "Крупный экспортер". В значительной мере данный сценарий может реализоваться за счет прямых иностранных инвестиций; - для сегмента автобусов целевым сценарием также является "Крупный экспортер". Это обусловлено доминирующим положением российских OEM, наличием единой компонентной базы с грузовыми автомобилями, а также наличием поддержки тарифными мерами; - для поставщиков автокомпонентов наиболее перспективным является сценарий "Партнерство", так как существующая база поставщиков фактически должна быть отстроена с нуля с ориентацией на повышенные требования совместных предприятий и локализованных иностранных OEM для каждого сегмента автомобильного рынка Российской Федерации. Развитие национальной автомобильной промышленности России невозможно без наличия собственной базы НИОКР и интеллектуальной собственности по ключевым элементам, автокомпонентам и индустриальным решениям. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".