ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.04.10 319

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4.2. Выбор сценариев развития автомобильной отрасли
                        в Российской Федерации

     Ввиду  значительного  различия  между  сегментами  автомобильного
рынка   и  состояния  действующих  производств  детализация  сценариев
проведена по ключевым сегментам автомобильного рынка в России:
     - легковых автомобилей;
     - легких коммерческих автомобилей;
     - грузовых автомобилей;
     - автобусов;
     - автокомпонентов.
     Анализ  сценариев  развития  по каждому из сегментов производства
автомобилей   проведен   исходя  из  следующих  текущих  параметров  и
консенсус-прогноза экспертов и автопроизводителей:
     - размер внутреннего рынка;
     - доля и объемы импорта к 2020 году;
     - внутренне производство, рассчитанное с учетом:
     - доли и объемов экспорта;
     - распределения объемов внутреннего производства между различными
категориями  производителей,  а  именно:  российскими независимыми OEM
(такими   как   ОАО   "АВТОВАЗ"),   совместными  предприятиями,  между
российскими  OEM  и  иностранными  (например,  проект  Фиат-Соллерс) и
иностранными OEM, осуществляющими проекты в России (Форд);
     - оценки  количества  возможных производителей из числа локальных
для каждого из сценариев;
     - количества иностранных производителей.
     Оценка  соответствия  каждого  из  сценариев  установленным целям
развития   автомобильной  отрасли  в  Российской  Федерации  с  учетом
реалистичности   их   реализации   показала,   что  сценарий  "Крупный
экспортер"  наиболее полно соответствует установленным государственным
целям развития отрасли, однако уровень его реалистичности относительно
невысок и требует значительных затрат для реализации.
     С   другой   стороны,  сценарий  "Партнерство"  несколько  меньше
соответствует  установленным  целям,  но  характеризуется  значительно
более высоким уровнем реалистичности.
     Ключевыми участниками автомобильного рынка в России являются:
     - потребители   (П)   -   покупатели   автотранспортных  средств.
Основными  интересами  данной  группы  являются  следующие  факторы  -
недорогой,  удовлетворительного  качества  автомобиль,  широкий  выбор
моделей, низкая стоимость владения;
     - работники  (Р) - занятые напрямую в автомобильной отрасли или в
смежных   отраслях.   Ключевыми   интересами  данной  группы  являются
гарантированная занятость и стабильный доход;
     - собственники  (С)  - владельцы активов по всей цепочке создания
стоимости   в  автомобильной  отрасли.  Для  данной  группы  ключевыми
интересами  являются:  максимизация  прибыли в относительно стабильной
отрасли и доходность на капитал;
     - государство  (Г).  Ключевыми  интересами  государства являются:
обеспечение  национальной  и  технологической безопасности; социальная
стабильность регионов; максимизация налоговых поступлений; продвижение
на  национальном  и  международных  рынках  автомобилей  отечественных
торговых марок.
     Анализ соответствия сценариев интересам участников автомобильного
рынка  России  выявил незначительную разницу между сценариями "Крупный
экспортер"  и  "Партнерство",  заключающуюся  в несколько более низком
удовлетворении   интересов   государства   в  сценарии  "Партнерство".
Наименьшее  соответствие  интересам  участников  автомобильного  рынка
России показали сценарии "Текущий вектор" и "Закрытый рынок".
     При  выборе  сценариев  развития  автомобильной отрасли проведена
оценка   их   соответствия   целям  настоящей  Стратегии  и  интересам
участников автомобильного рынка России.
     4.2.1. Сегмент производства легковых автомобилей
     Для   сегмента  легковых  автомобилей  на  территории  Российской
Федерации  с учетом текущего состояния наиболее приоритетным сценарием
развития является сценарий "Партнерство" (рис. N 7 - не приводится).
     Данный    сценарий    предполагает    обеспечение    около    80%
потребительского   спроса   за   счет   внутреннего   производства   и
незначительный   объем   экспорта   (не  более  8%  от  общего  объема
производства),  преимущественно  на  рынки  СНГ.  Предполагается,  что
внутреннее  производство будет разделено примерно в равных долях между
российскими  -  52%  (1,65  млн.  шт.)  и иностранными локализованными
производителями - 48% (1,5 млн. шт.).
     Предполагается  также,  что на российском рынке будет два крупных
российских  производителя  (в  партнерстве  с  иностранными)  и  4 - 5
крупных локализованных иностранных производителей. Реализацию сценария
планируется  структурировать  без дополнительного повышения таможенных
пошлин.
     Реализация    сценария    предполагает   организацию/модернизацию
производства по следующим проектам:
     В области производства легковых автомобилей:
     - проектам ОАО "АВТОВАЗ" по созданию нового поколения автомобилей
на платформе "Kalina" (330 тыс. шт.), RF 90 класса "B" (330 тыс. шт.),
класса "C" (330 тыс. шт.) и "4x4" (66 тыс. шт.);
     - проекту    развития   полного   цикла   производства   легковых
автомобилей ОАО "Группы ГАЗ" (150 тыс. шт.);
     - проекту  производства  легковых  автомобилей FIAT-"Соллерс" (до
500 тыс. шт.);
     - проектам развития других автопроизводителей (2 x 150 тыс. шт.);
     - проектам  развития  полного цикла глобальных автопроизводителей
(800 тыс. шт.).
     В области производства силовых установок:
     - проекту  совместного  производства  двигателя K4/J Рено-АВТОВАЗ
(450 тыс. шт.);
     - проекту модернизации двигателя 1,8 л АвтоВАЗ (350 тыс. шт.);
     - проекту модернизации двигателя 1,6 л АвтоВАЗ (380 тыс. шт.);
     - проектам  технического  перевооружения  производств  по выпуску
силовых агрегатов АвтоВАЗ;
     - проектам  производства других силовых агрегатов (включая моторы
менее  1  л  и 2 - 2,8 л различных российских производителей (600 тыс.
шт.),  в  том  числе  производство  двигателей  и КПП в рамках проекта
FIAT-"Соллерс".
     В области производства автокомпонентов:
     - проектам  по  производству  дифференциалов,  ШРУС,  опор,  тяг,
шарниров,  модулей подвески, систем АБС, тормозных механизмов, рулевых
систем, систем пассивной безопасности, каркасов и компонентов сидений,
генераторов  и стартеров, электромеханических приводов, переключателей
и  приборов, дверных панелей, климатических систем, систем охлаждения,
электронных   систем   управления,   выхлопных   систем,  прецизионных
э/сварных труб и др.
     В области НИОКР:
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  ДВС  на различных,
включая альтернативные, топливах;
     - проектам   по   разработке  комбинированных  энергоустановок  и
топливных элементов;
     - приобретения лицензии на платформу RF 90;
     - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования
конструкции  автомобилей  в рамках выполнения перспективных требований
по   экологической,   пассивной,   активной   безопасности,   а  также
утилизации.
     Для  реализации  сценария  необходим  общий  объем  инвестиций  в
производственные  мощности  и  НИОКР для указанного сегмента в размере
227,5  млрд.  руб.  При этом планируется обеспечить объем производства
легковых автомобилей, включая автомобили иностранных марок - 3,15 млн.
штук  с  долей  автомобилей,  произведенных  на  территории Российской
Федерации - 80% рынка.
     4.2.2. Сегмент производства легких коммерческих автомобилей
     Для   сегмента  легких  коммерческих  автомобилей  на  территории
Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным
является сценарий "Партнерство" (рис. N 8 - не приводится).
     Рассмотрены два варианта сценария "Партнерство", различающиеся по
уровню тарифной защиты рынка. В качестве основного был выбран сценарий
без  тарифной  защиты,  т.е.  с  сохранением ставок ввозных таможенных
пошлин, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27
ноября  2009  N  18. Данный сценарий предполагает удовлетворение около
65% спроса за счет внутреннего производства и небольшой объем экспорта
(не более 14% от общего объема производства), преимущественно на рынки
СНГ.     Предполагается,    что    внутреннее    производство    будет
контролироваться  преимущественно российскими производителями, которые
будут  обеспечивать  91% (255 тыс. шт.) от общего объема производства.
Предполагается  также,  что  на  рынке  будет  два  крупных российских
производителя  (оба  в  партнерстве  с иностранными производителями) и
несколько небольших локализованных иностранных производителей.
     Реализация    сценария    предполагает   организацию/модернизацию
производства по следующим проектам:
     В области производства легких коммерческих автомобилей:
     - проектам    развития    полного   цикла   производства   легких
коммерческих автомобилей "Соллерс";
     - проектам  развития  существующих  мощностей производства легких
коммерческих автомобилей "Группы ГАЗ";
     В области производства силовых установок:
     - проектам  производства  "Группы  ГАЗ"  дизелей  и  двигателей с
искровым  зажиганием,  работающих  на  бензине и газообразных топливах
(200 тыс. шт.);
     - проектам  производства  группы "Соллерс" дизелей и двигателей с
искровым  зажиганием,  работающих  на  бензине и газообразных топливах
(200 тыс. шт.).
     В области производства автокомпонентов:
     - проектам   по   производству   элементов  интерьера/экстерьера,
заднего  моста,  бамперов,  приборных панелей, фар, сидений, элементов
подвески,  систем  выпуска,  элементов  систем активной безопасности и
топливных систем, элементов рулевого управления и др.
     В области НИОКР:
     - проектам по разработке новых платформ для "Группы ГАЗ" и группы
"Соллерс";
     - проектам  по  развитию  существующих  продуктов  "Группы ГАЗ" и
группы "Соллерс";
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  ДВС  на различных,
включая альтернативные, топливах;
     - проектам   по   разработке  комбинированных  энергоустановок  и
топливных элементов;
     - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования
конструкции  автомобилей  в рамках выполнения перспективных требований
по   экологической,   пассивной,   активной   безопасности,   а  также
утилизации.
     Для  реализации данного сценария необходим общий объем инвестиций
в  производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента в размере
48,4  млрд.  руб.  При  этом планируется обеспечить объем производства
отечественных  легких  коммерческих  автомобилей в количестве 280 тыс.
штук  с  долей  автомобилей,  произведенных  на  территории Российской
Федерации, - 65% рынка.
     4.2.3. Сегмент производства грузовых автомобилей
     Для  сегмента  производства  грузовых  автомобилей  на территории
Российской Федерации с учетом текущего состояния наиболее приоритетным
является  сценарий  "Крупный  экспортер"  (рис.  N 9 - не приводится),
предполагающий   сохранение   действующих  ставок  ввозных  таможенных
пошлин.
     Данный сценарий предполагает полное обеспечение российского рынка
за  счет  внутреннего  производства (190 тыс. шт.), значительный объем
экспорта  -  более  30% (90 тыс. шт.) от общего объема производства, а
также  производство  российских  автомобилей за рубежом в объеме около
100  тыс.  шт.  Доля российских производителей будет составлять 80% от
общего  объема  производства,  где  40%  - доля российских независимых
производителей  и 40% - доля российских производителей в партнерстве с
иностранными.   Предполагается,   что   на  рынке  будет  два  крупных
российских  производителя  (один  независимый  и  один в партнерстве с
иностранным)   и   2   -   3   небольших   локализованных  иностранных
производителя.
     Реализация    сценария    предполагает   организацию/модернизацию
производства по следующим проектам:
     В области производства грузовых автомобилей:
     - проектам  по  производству  кабин  ОАО "КАМАЗ" (200 тыс. шт.) и
"Группы ГАЗ";
     - проекту по производству мостов ОАО "КАМАЗ" (200 тыс. шт.);
     - проекту  по модернизации существующих мощностей по производству
грузовых автомобилей "Группы ГАЗ";
     - проекту   по   созданию  полного  цикла  производства  грузовых
автомобилей на Дальнем Востоке группы "Соллерс" (50 тыс. шт.).
     В области производства силовых установок:
     - проекту  по  производству  на  ОАО  "КАМАЗ"  силовых  установок
мощностью 150 - 500 л.с. (200 тыс. шт.);
     - проекту   по   производству  "Группой  ГАЗ"  силовых  установок
мощностью 130 - 315 л.с. (100 тыс. шт.);
     - проектам  по  производству автоматических и механических КПП на
ОАО  "КАМАЗ"  (200 тыс. шт.) и механических КП "Группой ГАЗ" (100 тыс.
шт.).
     В области производства автокомпонентов:
     - проектам  по  производству  элементов  топливной  системы, ЦПТ,
раздаточных коробок,   лонжеронного   комплекса,   рулевых   приводов,
элементов интерьера / экстерьера,  элементов электрики / электроники /
автоматики и др.
     - проекту по консолидации комплекса цветного литья.
     В области НИОКР:
     - проекту по разработке новой кабины для ОАО "КАМАЗ";
     - проектам  по  разработке  нового поколения грузовых автомобилей
традиционного модельного ряда ОАО "КАМАЗ";
     - проектам по разработке нового поколения полноприводных грузовых
автомобилей модельного ряда "Группы ГАЗ";
     - проекту   по   разработке   нового  поколения  среднетоннажного
грузового автомобиля для "Группы ГАЗ";
     - проекту по разработке мостов для "Группы ГАЗ";
     - проекту по разработке новой кабины для "Группы ГАЗ";
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  силовых установок,
работающих на традиционных и альтернативных топливах;
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  трансмиссий (в том
числе и электромеханических);
     - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования
конструкции  грузовых  автомобилей  в  рамках выполнения перспективных
требований по экологической, пассивной, активной безопасности, а также
утилизации.
     Для   реализации   выбранного   сценария  необходим  общий  объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента
в  размере  -  136,1  млрд. руб. При этом планируется обеспечить объем
производства  отечественных  грузовых автомобилей в размере - 280 тыс.
штук, из них более 30% произведенных автомобилей будут поставляться на
экспорт - 90 тыс. шт.
     4.2.4. Сегмент производства автобусов
     Для  сегмента  автобусов  на  территории  Российской  Федерации с
учетом  текущего  состояния  наиболее  приоритетным сценарием развития
является сценарий "Крупный экспортер" (рис. N 10 - не приводится).
     Данный  сценарий предполагает удовлетворение всего спроса за счет
внутреннего   производства  (27  тыс.  шт.  -  77%  от  общего  объема
производства)  и  значительный  объем  экспорта  (8  тыс. шт. - 23% от
общего  объема  производства).  Предполагается,  что  доля независимых
российских  производителей  будет  составлять  75%  от  общего  объема
производства, российских производителей в партнерстве с иностранными -
23%, а иностранных производителей - не более 2%. Также предполагается,
что на рынке будет 2 - 3 крупных независимых российских производителя,
2  -  3  российских  производителя в партнерстве с иностранным и 2 - 3
небольших локализованных иностранных производителя.
     Реализация    сценария    предполагает   организацию/модернизацию
производства по следующим проектам:
     В области производства автобусов:
     - проектам  по  модернизации  существующих мощностей (покрасочные
мощности, крупный пластик) "Группы ГАЗ".
     В области производства автокомпонентов:
     - проектам  по  производству  элементов  лонжеронного  комплекса,
рулевых    приводов,    элементов    интерьера/экстерьера,   элементов
электрики/электроники/автоматики и др.
     В области НИОКР:
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  ДВС, работающих на
традиционных и альтернативных топливах;
     - проектам  по  разработке  нового  поколения  трансмиссий (в том
числе и электромеханических);
     - проектам  по  созданию  модульных конструкций силовых установок
(включая гибридные);
     - проектам совершенствования компонентной базы, совершенствования
конструкции  автобусов в рамках выполнения перспективных требований по
экологической, пассивной, активной безопасности, а также утилизации.
     Для   реализации   выбранного   сценария  необходим  общий  объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента
в  размере  23,6  млрд.  руб.  При  этом  планируется обеспечить объем
производства отечественных автобусов в размере 35 тыс. штук. Более 20%
произведенных автобусов - 8 тыс. шт. - будут поставляться на экспорт.
     4.2.5. Сегмент производства автомобильных компонентов
     В  сегменте  поставщиков автокомпонентов на территории Российской
Федерации  с  учетом  текущего состояния отрасли наиболее приоритетным
сценарием развития является "Партнерство". Это обусловлено практически
полным   отсутствием   современной   локальной   базы   поставщиков  и
необходимостью  привлечения  партнеров  для создания СП и модернизации
российских производителей.
     Основные  целевые показатели рынка автокомпонентов будут зависеть
от  реализации  сценариев  развития  сегментов  рынка автотранспортных
средств и представлены выше для каждого сегмента.
     Для  реализации сценариев развития сегментов автомобильного рынка
России  необходима  реструктуризация  ландшафта российских поставщиков
автокомпонентов   с   вертикальной  на  горизонтальную  специализацию.
Существующая   вертикальная   специализация  подразумевает  построение
производителей     категорий     автокомпонентов    под    конкретного
автопроизводителя.  При  этом  наблюдаются небольшие объемы и мощности
производств,  практически  отсутствует  конкуренция,  низкое  качество
продукции,   нет   стимула   инвестировать   в  новые  продукты,  а  в
долгосрочной  перспективе  обеспечить производство автокомпонентов для
новых  отечественных  и  иностранных  производителей. Реструктуризация
ландшафта  российских  поставщиков  автокомпонентов  по горизонтальной
специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям
автокомпонентов     с    обеспечением    поставок    для    нескольких
автопроизводителей.  При  этом  планируется,  что  в  каждой категории
автокомпонентов    будут   присутствовать   2   -   3   производителя,
конкурирующих  между  собой.  Это  позволит  обеспечить  больший объем
производства,  повысить качество и степень локализации для иностранных
производителей.
     Для   реализации   выбранного   сценария  необходим  общий  объем
инвестиций в производственные мощности и НИОКР для указанного сегмента
в  размере  148,5  млрд.  руб.,  детали расходования и формы поддержки
подлежат  дополнительному  рассмотрению  с  учетом  программы развития
моногородов.
     Выводы
     Таким  образом,  на  территории  Российской  Федерации  с  учетом
текущего  состояния  промышленности  наиболее  приоритетными  целевыми
сценариями для ключевых сегментов автомобильной отрасли являются:
     - для  сегмента  легковых и легких коммерческих автомобилей ввиду
нехватки   собственной   ликвидности   на   развитие,   отставания  по
интеллектуальной  собственности  и  технологической  базе  -  сценарий
"Партнерство";
     - для  сегмента  грузовых автомобилей, учитывая текущее положение
российских  OEM  и  их  конкурентных преимуществ, наиболее эффективным
является  сценарий  "Крупный  экспортер".  В  значительной мере данный
сценарий может реализоваться за счет прямых иностранных инвестиций;
     - для   сегмента   автобусов  целевым  сценарием  также  является
"Крупный   экспортер".   Это   обусловлено   доминирующим   положением
российских   OEM,   наличием  единой  компонентной  базы  с  грузовыми
автомобилями, а также наличием поддержки тарифными мерами;
     - для поставщиков автокомпонентов наиболее перспективным является
сценарий   "Партнерство",   так   как  существующая  база  поставщиков
фактически  должна  быть  отстроена с нуля с ориентацией на повышенные
требования совместных предприятий и локализованных иностранных OEM для
каждого сегмента автомобильного рынка Российской Федерации.
     Развитие   национальной   автомобильной   промышленности   России
невозможно  без  наличия  собственной  базы  НИОКР  и интеллектуальной
собственности  по ключевым элементам, автокомпонентам и индустриальным
решениям.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа