ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.04.10 319

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4.1. Описание основных альтернативных сценариев развития
                      автомобилестроения России

     В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются четыре основных
возможных   сценария   развития   автомобильной   отрасли   в  России.
Альтернативные  сценарии основаны на прогнозах развития автомобильного
рынка   до   2020   года   по   четырем   ключевым   сегментам   рынка
автотранспортных  средств:  легковых  автомобилей, легких коммерческих
автомобилей,  грузовых  автомобилей и автобусов. Определение сценариев
основано  на  двух  ключевых  показателях  автомобильного  рынка: доле
импорта  на  внутреннем  рынке и соотношении экспорта автотранспортных
средств  к  внутреннему  рынку.  Данные показатели предполагают четыре
возможных варианта существования и развития автомобильных рынков.
     Высокая  доля  импорта  и высокая доля экспорта. Такие показатели
обычно  характерны  на  рынках,  которые,  с  одной  стороны, не имеют
значительных  барьеров  для импортных автомобилей и, с другой стороны,
являются   важными   глобальными  центрами  производства  автомобилей.
Примерами  таких  рынков  являются  страны  восточной  Европы  (Чехия,
Венгрия, Польша и т.д.) и Испания.
     Высокая  доля  импорта  и  низкая доля экспорта. Такие показатели
обычно   характерны   на   рынках,   где   национальные  производители
неконкурентны   на   мировом   уровне   и   локализация   полноценного
производства  невыгодна  для  международных  производителей. В текущем
положении находятся рынки легковых и грузовых автомобилей России.
     Низкая  доля  импорта  и  высокая доля экспорта. Такие показатели
характерны   на   рынках,   где   существует  высокий  уровень  защиты
внутреннего   рынка,  но  где  национальные  автопроизводители  высоко
конкурентны  на  мировом уровне. Примерами таких рынков являются Южная
Корея и Япония.
     Низкая  доля  импорта  и  низкая  доля экспорта. Такие показатели
характерны    для   стран,   где   национальные   или   локализованные
международные  производители слабо конкурентны на мировом уровне и где
правительство  активно реализует политику локализации производства для
потребления  на  внутреннем  рынке.  Примерами  таких  рынков являются
Бразилия  и  Китай. Эти характеристики имеют рынки легких коммерческих
автомобилей и автобусов в России.
     Исходя из представленных четырех вариантов развития автомобильных
рынков   возможна   реализация  четырех  основных  сценариев  развития
автомобильной отрасли России.
     Сценарий   "Инерционный",  условно  именуемый  "Текущий  вектор",
предполагает  продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без
существенных изменений. В данном сценарии роль государства заключается
в  продолжении  стимулирования проведения отдельных НИОКР, поддержание
текущего уровня тарифов на ввоз готовых автомобилей, повышение степени
локализации    производства,    субсидирования    и   иной   поддержке
производителей   автокомпонентов.   Сценарий  приведет  к  дальнейшему
повышению  доли  импорта  на российском рынке и снижению доли экспорта
продукции   российского   производства   с   последующей   деградацией
национальной автомобильной промышленности.
     Сценарий     "Умеренно    инновационный",    условно    именуемый
"Партнерство",  предполагает  реструктуризацию автомобильной отрасли с
целью  повышения  способности  российской  автоиндустрии удовлетворить
спрос  на  местном  рынке. Ключевыми элементами реструктуризации будут
являться:  активное  привлечение  иностранных  партнеров,  организация
многочисленных СП.
     В  данном  сценарии акцент деятельности государства направлен на:
поощрение  сотрудничества  российских и зарубежных компаний и развитие
государственно-частного  партнерства  в  НИОКР;  финансирование  части
затрат  НИОКР  национальным  компаниям; предоставление государственных
гарантий по кредитам на покупку лицензий и разработку НИОКР; поощрение
создания   СП   с   зарубежными   производителями;   ограничение  доли
иностранных  партнеров  в  СП  на  уровне  50%;  стимулирование  более
высокого  уровня  локализации  и  увеличения мощностей по производству
автомобилей; предоставление длинных кредитных ресурсов с одновременной
компенсацией   части   процентной  ставки;  поощрение  создания  СП  и
консолидации  производителей  автокомпонентов;  разработку нормативных
требований  по  средней  степени  локализации  автомобилей  и ключевых
автокомпонентов  -  не  менее  50%  через  3  -  5  лет  после  начала
производства;  использование  механизма  переработки  для  внутреннего
потребления.
     Данный  сценарий  приведет к значительному понижению доли прямого
импорта при сохранении или возможном росте текущей доли экспорта.
     Сценарий   "Инновационно-активный",  условно  именуемый  "Крупный
экспортер",  предполагает  своей  целью вывод российской автомобильной
индустрии    на   уровень   глобальной   конкурентоспособности   путем
существенной    реструктуризации   автомобильной   отрасли,   обширных
инвестиций  в  модернизацию  российских  активов  и  в  НИОКР, а также
умеренное  ужесточение  заградительных  мер  для импорта на внутреннем
рынке.
     В  данном  сценарии деятельность государства будет направлена на:
финансирование  большей  части затрат на НИОКР национальным компаниям;
предоставление  государственных  гарантий  по  кредитам  на разработку
НИОКР;  субсидирование  российских разработок и закупки иностранной ИС
(либо  покупку инжиниринговых компаний); создание центра НИОКР с целью
унификации  компонентной  базы по HCV и автобусам; активное размещение
государственных  заказов;  предоставление длинных кредитных ресурсов с
одновременной  компенсацией  части  процентной  ставки;  разработку  и
проведение  комплексной  программы  поддержки  экспорта;  инвестиции и
предоставление   экспортных   субсидий   на   произведенные  в  России
компоненты;   разработку   и   реализацию  директивных  требований  по
локализации ключевых автокомпонентов.
     Данный  сценарий  может  привести  к значительному понижению доли
импорта, а также к значительному повышению доли экспорта.
     Сценарий  "Инновационно-пассивный",  условно  именуемый "Закрытый
рынок", который предполагает установление заградительных мер защиты от
импорта  внутреннего  рынка со значительным государственным участием в
развитии  автомобильной  отрасли.  Данный  сценарий  может  привести к
практически  полному  отсутствию  доли  импорта, а также к практически
полному отсутствию доли экспорта. Однако такой сценарий не реализуем в
существующих  политических  реалиях,  в связи с чем он был исключен из
рассмотрения.
     Основные  прогнозные характеристики реализации сценариев развития
автомобильной  отрасли в Российской Федерации представлены в таблице N
4.

                                                           Таблица N 4

         ПРОГНОЗ РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ
              ОТРАСЛИ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЕГМЕНТАМ К 2020 ГОДУ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                   Сценарий      |  "Текущий вектор"        |    "Партнерство"     |  "Закрытый рынок"    | "Крупный экспортер"     |
| Сегмент рынка                   |                          |                      |                      |                         |
|---------------------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
| Производство | Структура/       | Российские OEM в         | Российские OEM       | Российские OEM       | Российские OEM -        |
| конечной     | Организация      | основном работают в      | интегрированы в      | обладают монопо-     | независимые или в       |
| продукции    |                  | качестве производителей  | глобальные группы,   | лией - собственная/  | партнерстве с           |
| (OEM)        |                  | автомобильной техники    | несколько            | лицензированная      | глобальными OEM.        |
|              |                  | иностранных брендов по   | иностранных          | интеллектуальная     | Конкурентоспособны      |
|              |                  | контракту                | производств OEM      | собственность        | на глобальном           |
|              |                  |                          | локализовано         |                      | уровне                  |
|              |------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
|              | Рыночный         | Национальное             | Производство в       | Импорт очень мал,    | Ориентировка на         |
|              | акцент           | производство             | России нацелено на   | российские OEM       | экспорт, более 1/3      |
|              |                  | удовлетворяет лишь около | удовлетворение       | производят           | собранных в России      |
|              |                  | 50% спроса, остальное    | внутреннего спроса   | продукцию только     | автомобилей             |
|              |                  | импортируется            | - малый объем        | для внутреннего      | экспортируется          |
|              |                  |                          | импорта и экспорта   | рынка                |                         |
|              |------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
|              | Степень          | Один или нескольких      | 2 (или больше) OEM   | 2 - 3 независимых    | 1 крупный               |
|              | консолидации     | небольших,               | входят в глобальные  | OEM. Малый масштаб   | консолидированный       |
|              |                  | маломасштабных OEM, не   | группы, заимствуют   | на глобальном        | российский              |
|              |                  | имеющих собственной      | платформы и прочую   | уровне               | независимый OEM и       |
|              |                  | интеллектуальной         | интеллектуальную     |                      | несколько нишевых       |
|              |                  | собственности и моделей  | собственность        |                      | производителей          |
|              |                  |                          |                      |                      |                         |
|--------------|------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
| Производство | Иностранные      | Незначительное           | Сильное присутствие  | Акцент на имеющиеся  | Большинство крупнейших  |
| автомобильных| производители    | присутствие, поставки    | иностранных OES,     | иностранные OEM,     | OES присутствует        |
| компонентов  |                  | только иностранным OEM   | многочисленные СП с  | низкий уровень       | в России,               |
|              |                  |                          | российскими          | локализации          | акцент на поставки      |
|              |                  |                          | компаниями           |                      | российским OEM          |
|              |------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
|              | Российские       | Неконкурентны, поставки  | СП российских OES с  | Акцент только на     | Конкурируют с           |
|              | производители    | только запчастей         | иностранными         | российские OEM       | иностранными            |
|              |                  | устаревших российских    | партнерами           |                      | компаниями              |
|              |                  | моделей, деградация      |                      |                      |                         |
|              |                  | отрасли                  |                      |                      |                         |
|--------------|------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
| НИОКР        | Роль             | НИОКР существует только  | Россия - часть       | НИОКР только у       | Полномасштабные         |
|              | российской       | на уровне                | глобальной сети      | российских OEM       | подразделения НИОКР     |
|              | НИОКР            | производственных         | НИОКР иностранных    |                      | российских OEM          |
|              |                  | площадок                 | OEM, со              |                      |                         |
|              |                  |                          | специализированными  |                      |                         |
|              |                  |                          | компетенциями        |                      |                         |
|              |------------------|--------------------------|----------------------|----------------------|-------------------------|
|              | Акцент           | Ограничен инженерным и   | Акцент на имеющиеся  | Акцент на            | Акцент на               |
|              | НИОКР            | технологическим          | в России             | разработку моделей   | разработку моделей /    |
|              |                  | обеспечением             | преимущества         | для России           | платформ для            |
|              |                  | производства             |                      |                      | мирового рынка          |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа