Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".
8.1. Объемы инвестиций для реализации мероприятий Стратегии Недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного автомобилестроения является следствием низкого уровня инвестиций в отрасль. Это объясняется, с одной стороны, высокой стоимостью и малыми сроками привлечения инвестиционных кредитов, которые не могут полноценно использоваться из-за низкой рентабельности производства (традиционно от 6 до 8%) и уровня платежеспособности предприятий. С другой стороны - недостаточной мотивацией инвестирования в автопром со стороны государства. Основная цель инвестирования в автомобилестроение - это создание современных производств на основе передовых разработок автомобильной техники и технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных автотранспортных средств и высокую долю добавленной стоимости и занятости населения. Ориентация лишь на инвестиции в сборочные производства без развития российской промышленности автокомпонентов и материалов, без развития собственной базы НИОКР носят локальный характер и фактически обеспечивают рабочие места за рубежом. Для реализации целевых сценариев автомобильной промышленности до 2020 года необходимы значительные капитальные инвестиции по следующим ключевым направлениям: - создание новых производственных мощностей по производству автомобилей, автокомпонентов и силовых агрегатов, направленных на удовлетворение прогнозируемого растущего спроса за счет внутреннего производства; - модернизация и техническое перевооружение существующих производственных мощностей с целью их вывода на конкурентоспособный уровень по эффективности, производительности и качеству продукции; - проведение НИОКР по разработке новых российских автомобильных платформ и моделей, компонентов и оснастки для производства этих моделей, а также для покупки лицензий и адаптации глобальных платформ в рамках сотрудничества с международными партнерами; - финансирование оборотного капитала, требуемого для поддержки прогнозируемого роста продаж на российском рынке. Также целесообразно рассмотреть участие государства в покупке активов за рубежом, при условии наличия мотивированного предложения и экономической целесообразности. Общий объем инвестиций, необходимый для реализации выбранных целевых сценариев до 2020 года, по экспертным оценкам составляет 584,1 млрд. руб. При этом потребность в инвестициях не распределяется равномерно по всем годам реализации принятых целевых сценариев. Для осуществления качественного рывка наибольший объем инвестиций потребуется в 2011 и 2012 годах - около 136,9 млрд. руб. и 90,7 млрд. руб. соответственно. Эта сумма представляется относительно незначительной, если учесть, что стоимость разработки новых платформ или компонентов (как следует из международной практики) составляет: - около 1 млрд. евро (44 млрд. руб.) в среднем на разработку новой платформы; - около 700 млн. евро (30,8 млрд. руб.) на разработку полностью нового двигателя; - около 500 млн. евро (22 млрд. руб.) на разработку новой трансмиссии. Планируемые объемы инвестиций вполне сопоставимы с уровнем объемов годовых затрат на НИОКР большинства крупных независимых автопроизводителей, например: Renault - 1,9 млрд. евро (83,6 млрд. рублей) в 2008 году; Nissan - 4,5 млрд. евро (198 млрд. рублей) в 2008 году; Volskwagen - 5,1 млрд. евро (224,4 млрд. рублей) в 2008 году; Toyota - 6,7 млрд. евро (294,8 млрд. рублей) в 2008 году. В то же время в связи с динамично меняющейся конъюнктурой рынка объем инвестиций в развитие российской автомобильной промышленности в 2017 - 2020 годах потребует уточнения в более поздний период. Прогнозный суммарный объем инвестиций в развитие отечественной автомобильной промышленности с разбивкой по годам (подготовлен и представлен в таблице N 5 с учетом существующих в 2010 году макроэкономических условий и сложившегося инвестиционного климата) указывает на предельные величины объемов финансирования и подлежит уточнению на момент принятия решений о финансировании, в том числе в зависимости от источников финансирования. Таблица N 5 ПРОГНОЗНЫЙ СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ГОДАМ В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ---------------------------------------------------------------------------------------- | Общая инвестиционная программа ключевых предприятий отрасли | | по годам, включая НИОКР (млн. руб.) | |--------------------------------------------------------------------------------------| | |2010 |2011 |2012 |2013 |2014 |2015 |2016 |2017|2018|2019|2020|Итого | |----------------|-----|------|-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|------| | ВАЗ |7042 |35543 |18642|7615 |25240|12232|4501 |450 |0 |0 |0 |111265| |----------------|-----|------|-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|------| | Группа |22227|29929 |20899|15553|6561 |5124 |4205 |2072|1996|2055|890 |111511| | ГАЗ | | | | | | | | | | | | | |----------------|-----|------|-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|------| | КАМАЗ |7627 |14753 |22858|22730|16250|10739|6483 |0 |0 |0 |0 |101440| |----------------|-----|------|-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|------| | SOLLERS |18054|56652 |28273|7952 |445 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |111375| |----------------|-----|------|-----|-----|-----|-----|-----|----|----|----|----|------| | Всего |54950|136877|90672|53850|48496|28095|15189|2522|1996|2055|890 |435591| | потребность в | | | | | | | | | | | | | | проектном | | | | | | | | | | | | | | финансировании | | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- По оценке Минпромторга России предполагаемый объем бюджетного финансирования мероприятий Стратегии в зависимости от макроэкономического климата может составить от 60 млрд. рублей до 180 млрд. рублей. При этом размеры финансирования мероприятий Стратегии из федерального бюджета должны определяться согласованно, в установленном бюджетным законодательством порядке. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".