Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".
2.3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития В целях определения возможных подходов к формированию стратегии развития автомобильной отрасли в России был произведен анализ глобальных рынков по трем ключевым параметрам: критический размер объемов производства группы автопроизводителей (OEM); объем производства заводов, использующих единые платформы; возможные подходы к сотрудничеству. Результаты анализа приводятся в таблице N 3. Таблица N 3 АНАЛИЗ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА --------------------------------------------------------------------------- | Ключевые | Опыт ведущих зарубежных компаний | | параметры | | |--------------|----------------------------------------------------------| |Группы OEM и |Глобальные группы автопроизводителей легковых автомобилей | |размер завода |имеют годовой объем производства около 3 - 8 млн. шт. при | | |интенсивном использовании совместных платформ в пределах | | |группы. | | |Основной объем производства глобальных автопроизводителей | | |приходится на заводы со средним объемом 200 - 400 тыс./год| |--------------|----------------------------------------------------------| |Платформы |Глобальные самостоятельные и интегрированные автомобильные| | |компании строят свой бизнес на 3 - 6 основных совместных | | |платформах. | | |В рамках групп на основе единой платформы производятся | | |модели автомобилей различных брендов (годовой объем | | |производства около 300 - 700 тыс. шт.) | |--------------|----------------------------------------------------------| |Виды |Глубокое сотрудничество помимо использования совместных | |сотрудничества|платформ основывается на: | | |- интеграции по цепочке создания стоимости: использование | | |внутренних ресурсов и аутсорсинга в НИОКР и производстве; | | |- соглашения о закупках | --------------------------------------------------------------------------- Сравнение с ведущими странами с развитой автомобильной отраслью показало, что Россия отстает по таким показателям, как производительность труда, уровень инвестиций, структура торгового оборота (рис. N 6). ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Производительность - 2008 | Технологии - 2008 |Значимость торговли - 2008 | | |---------------------------------------|--------------------|------------------------------| | |занятость| пр-во |коэффициент | автоинв. | НИОКР |экспорт | импорт |автоэкспорт | | | в |в 2008 г.|производительности | в осн. |Авт. 2008|в общих |в общих |в общем | | |индустрии|(ЛА, ЛКА,|<1> | капитал. | (млрд. |продажах|продажах|экспорте | | | (млн.) | Гр.) | |<2> (млрд.| Евро) | (%) | (%) |<3> (%) | | | | (млн.) | | Евро) | | | | | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |Россия |0,5 |1,8 |3,6 |1,6 |0,1 |2 |48 |3 | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |Бразилия|0,4 |3,1 |9,6 |3,0 |1,2 |20 |14 |24 | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |Индия |0,5 |2,3 |5,1 |2,4 |0,5 |9 |5 |4 | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |Китай |2,1 |9,4 |4,5 |7,5 |3,9 |2 |3 |5 | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |Германия|0,8 |6,0 |8,0 |15,0 |12,9 |145 |55 |16 | |--------|---------|---------|-------------------|----------|---------|--------|--------|------------| |США |0,9 |8,7 |9,7 |11,6 |10,9 |11 |42 |5 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Рис. N 6. Сравнение отдельных показателей автомобильной промышленности в ведущих странах -------------------------------- <1> Производительность рассчитывается как соотношение производства автомобилей на работника. <2> Инвестиции - общие инвестиции в фикс. капитал в автоиндустрии за 2008. Для Бразилии - ежегодные инвестиции посчитаны из трехгодичного инвестиционного плана. <3> Данные для общего экспорта не включают природные ресурсы (нефть, газ и т.д.). Источники: Госкомстат; Анализ прессы; BCG Global Knowledge; United Nations Commodity Trade Statistics Database; анализ BCG. Объем инвестиций в основной капитал в России в 2008 г. составил 1,6 млрд. евро, что значительно ниже по сравнению с 2,4 млрд. евро в следующей по объему инвестиций стране - Индии. При этом объем производства в Индии несколько выше, чем в России. Технический уровень создаваемой в последние годы российской автомобильной техники в основном соответствует международным требованиям, с существенной задержкой (до 4 - 7 лет) по времени их применения, в частности, по выбросам вредных веществ (уровень норм Евро), по обеспечению защиты пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях, по оснащению электронными системами обеспечения устойчивости и т.п. Имеется определенное отставание и по уровню надежности, ресурсу, топливной экономичности, уровню комфорта, по использованию в серийном производстве передовых технических идей и технологий. В настоящее время автомобильный НИОКР в России также отстает от мирового уровня (рис. N 6). Затраты на НИОКР российских производителей автомобилей не превышают 1% от годовой выручки, в то время как в ведущих зарубежных компаниях эти затраты составляют 4 - 5% от годового оборота и выше. Это приводит к тому, что цикл развития новых моделей в России значительно длиннее, чем в ведущих мировых компаниях и, как результат, темп обновления модельного ряда заметно ниже. Принимая в расчет, что 4% от годовой выручки являются средним показателем затрат на НИОКР по глобальным производителям, предполагается, что суммарные годовые затраты на НИОКР в России должны составлять не менее 44 - 53 млрд. рублей в год. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".