Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".
Северный пояс развития Достижение геоэкономических, геостратегических устремлений и приоритетов Российской Федерации в ближайшее десятилетие во многом определяется темпами формирования Северного пояса развития. В Сибирском федеральном округе в этот пояс входят Северо-Томская, Нижнеангарская, Северо-Иркутская, Северо-Бурятская и Северо-Забайкальская территориально-производственные зоны федерального значения. Темпы и сроки хозяйственного освоения новых ресурсов Северного пояса развития имеют определяющее значение для реализации целей Стратегии и в конечном итоге для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на ее юго-восточных рубежах. Освоение ресурсов Северного пояса развития создает основу для усиления следующих инновационных сегментов экономики России: электротехническая и электронная промышленность (ресурсная база - полиметаллические месторождения Озерное, Удоканское, Чинейское, Унукурское, Право-Ингамкитское, Сакинское, Клюквенное, Буралинское, Красное и др.); автомобильная, аэрокосмическая и химическая отрасли (ресурсная база - Чинейское месторождение (ванадийсодержащие титаномагнетитовые руды), Горевское месторождение (полиметаллические руды), Ермаковское месторождение (бериллиевые руды); атомная промышленность (ресурсная база - Хиагдинское месторождение). Реализация основных бизнес-проектов освоения Северного пояса развития может существенно изменить инвестиционную и социальную привлекательность многих регионов Сибири, создать возможность воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов и новый имидж региона как территории формирования высокой конечной прибыли реализуемых проектов и нового промышленно-сырьевого района, максимально приближенного к чрезвычайно емкому рынку стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основу индустриального развития Северо-Томской зоны составят нефтедобывающие и лесопромышленные комплексы. Ресурсы этой зоны формируются запасами Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, в первую очередь запасами неосвоенной территории правобережья р. Оби, Бакчарского месторождения, являющегося самым крупным в России и мире железорудным бассейном, и значительными запасами деловой древесины северных районов Томской области. Транспортная инфраструктура Северо-Томской зоны опирается на участок Севсиба (Нижневартовск - Белый Яр - Лесосибирск), железную дорогу Асино - Белый Яр, участок северной широтной автодороги Нижневартовск - Томск, сеть специализированных дорог, внутренних водных путей и авиационных маршрутов. Реализуемые в рамках Стратегии мероприятия позволят обеспечить вывоз продукции региона на внутренний и внешний рынки, а также создадут предпосылки для транзита к 2030 году через станцию Белый Яр 8 - 9 млн. тонн кузнецкого угля на экспорт в направлении северо-западных портов для перевозки до 2 млн. тонн труб и материалов. Общая численность постоянного населения Северо-Томской зоны должна возрасти примерно в 1,2 - 1,4 раза. Еще 50 - 60 тыс. человек должны быть привлечены из южных регионов Сибири на основе вахтового метода. Индустриальное ядро Нижнеангарской зоны - это строящиеся крупные промышленные объекты: Богучанская ГЭС (мощность 3000 МВт), алюминиевый завод (600 тыс. тонн алюминия) и Богучанский лесоперерабатывающий комплекс (850 тыс. тонн целлюлозы, 700 тыс. куб. метров пиломатериалов, 250 тыс. куб. метров древесно-стружечных плит средней плотности), развивающиеся горнодобывающие и золотодобывающие производства (Олимпиадинский, Благодатинский и Горевский горно-обогатительные комбинаты). До 2020 года индустриальное ядро Нижнеангарской зоны будет расширяться за счет строительства добывающих и перерабатывающих предприятий, объектов энергетики, в том числе предприятий, осуществляющих добычу и переработку углеводородных ресурсов юга Эвенкии и Нижнего Приангарья (Богучанский газоперерабатывающий завод), предприятий лесного комплекса (лесохимический комплекс в Енисейском районе) и Мотыгинской ГЭС (мощность 1240 МВт). Нижнеангарская зона является сейчас в рамках Северного пояса развития единственной зоной, в отношении которой была утверждена государственная программа и которая получала финансирование из Инвестиционного фонда Российской Федерации. Общая сметная стоимость проекта первого этапа составляет 213,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов 179,7 млрд. рублей. Транспортное ядро Нижнеангарской зоны составят участок Севсиба (Лесосибирск - Усть-Илимск), железные дороги Карабула - Ярки, Чадобец - Чадобецкий горно-обогатительный комбинат - Кода, Карабула - Ельчимо, автодорога Канск - Абан - Богучаны - Кодинск, сеть аэропортов (Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск, Енисейск), инфраструктура водного транспорта на р. Ангаре с выходом в Лесосибирском речном порту на транспортную систему Енисей - Северный морской путь, инфраструктура транспортировки углеводородного сырья месторождений юга Эвенкии и районов Нижнего Приангарья. Транспортно-логистический комплекс зоны будет обеспечивать вывоз продукции региона на внутрироссийский рынок и по экспортным обязательствам, а также обслуживать транзитные грузы. Общая численность населения районов, входящих в Нижнеангарскую зону, возрастет до 200 - 210 тыс. человек. Темпы развития Северо-Иркутской зоны предопределяются как внутренними факторами (формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов), так и внешними факторами (своевременность выполнения планов формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса и поставки ресурсов на азиатско-тихоокеанский рынок). Основу специализации Братско-Усть-Илимского комплекса будут составлять обрабатывающие производства (металлургические производства (гг. Братск и Тайшет) и лесоперерабатывающий комплекс (гг. Братск, Усть-Илимск и др.)), добыча полезных ископаемых, включая железную руду, уголь, никель, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт. В Ленско-Ангарском комплексе будут концентрироваться производительные силы и инфраструктура в притрассовой полосе БАМа. В этой зоне выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и газовые месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет получен при комплексном использовании ресурсов. Взаимосвязанное формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и Ленско-Ангарского комплексов станет связующим звеном таких проектов пространственного развития, как "Нижнее Приангарье" (Красноярский край), "Комплексное развитие Забайкалья" (Республика Бурятия и Забайкальский край) и др. Индустриальное ядро Северо-Иркутской зоны составят предприятия нефте- и газодобывающего комплексов (нефтедобыча - 15 - 20 млн. тонн; газодобыча - 15 - 40 млрд. куб. метров в год, нефте- и газоперерабатывающие заводы), а также предприятия металлургического и лесоперерабатывающего комплексов. Транспортное обеспечение опирается на мощный транспортно-логистический комплекс с центром в г. Усть-Куте, где соединяются 4 вида транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной. Основной грузопоток составят железная руда (4 - 5 млн. тонн), лесопродукция (4 млн. тонн: 2,5 млн. тонн - в западном направлении и 1,5 млн. тонн в восточном направлении). Индустриальное ядро Северо-Бурятской зоны составят крупные промышленные объекты - Мокская ГЭС (мощность 1410 Мвт), Озерный горно-обогатительный комбинат (8,66 млн. тонн цинка, 1,6 млн. тонн свинца, 11 тонн золота в год), Ермаковский горно-обогатительный комбинат (1,4 млн. тонн руды бериллия в год), Орекитканский горно-обогатительный комбинат (24 тыс. тонн молибдена в год), Жарчихинский горно-обогатительный комбинат (25 тыс. тонн молибдена в год), Хиагдинский горно-химический комбинат (1,8 тыс. тонн природного урана в год), Окино-Ключевской угольный разрез (3 млн. тонн угля в год), Муйский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров пиломатериалов и 145 тыс. куб. метров шпона в год), Еравнинский лесоперерабатывающий комбинат (250 тыс. куб. метров в год), Таксимовский цементный завод (2 млн. тонн в год). Все эти предприятия входят в крупный инвестиционный проект "Комплексное развитие Забайкалья". Общая сметная стоимость проекта составляет 627,52 млрд. рублей, в том числе средства инвесторов - 305,6 млрд. рублей. Транспортное обеспечение Северо-Бурятской зоны обеспечит железная дорога Новоильинский - Озерный - Таксимо, которая соединит БАМ и Транссиб, участки железных дорог станция Харанхой - село Окино - Ключи и станция Таксимо - Цементный завод, а также автомобильные дороги Багдарин - Таксимо, Багдарин - Орекитканский горно-обогатительный комбинат, Улан-Удэ - Романовка - Чита. Общая численность населения для обеспечения функционирования Северо-Бурятской зоны к 2020 году должна составить 140 - 150 тыс. человек. Развитие Северо-Забайкальской зоны напрямую сопряжено с переходом экономики страны на инновационный путь развития. Ресурсная база Северо-Забайкальской зоны является необходимой основой развития высокотехнологичных производств в области металлургии, машиностроения и приборостроения России. Индустриальную основу этой зоны составят Удоканский горно-металлургический комплекс (474 тыс. тонн катодной меди) и предприятия, связанные с освоением Чинейского месторождения ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, добычей угля Апсатского, Читкандинского каменноугольных месторождений и других месторождений. Особенностью этой зоны является наличие транспортных выходов с БАМа практически ко всем основным месторождениям зоны. Общая численность населения Северо-Забайкальской зоны к 2020 году ожидается на уровне 40 - 50 тыс. человек, что потребует привлечения на новые производства квалифицированных специалистов, в том числе из-за пределов Забайкальского края. Формированию Северного пояса развития будет способствовать не столько освоение новых ресурсных регионов, сколько фактический переход экономики страны к новой, более рациональной и эффективной пространственной структуре размещения производительных сил, обеспечивающей создание предпосылок для качественного укрепления единого экономического пространства России. Формирование и развитие зон в Северном поясе развития в значительной степени предопределится развитием транспортной сети в России и степенью участия частного бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах. В рамках реализации целей и приоритетов Стратегии выделяются следующие этапы формирования Северного пояса развития: первый этап (2010 - 2011 годы) - уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также строительство объектов первой очереди; второй этап (2012 - 2015 годы) - начало строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, а также уточнение и корректировка программы развития Нижнего Приангарья с учетом сроков завершения строительства объектов 1-й очереди и хода реализации транспортного обеспечения; третий этап (2016 - 2020 годы) - завершение строительства основных объектов Нижнего Приангарья, продолжение строительства объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, начало строительства объектов Северо-Забайкальской зоны, а также уточнение направлений развития объектов Северо-Томской зоны и источников их инвестирования. Реализация проектов первого и второго этапов позволит в 2020 - 2030 годах осуществить строительство высокотехнологичных предприятий в Нижнеангарской, Северо-Забайкальской и Северо-Томской зонах и усилить пропускную способность транспортно-логистических комплексов Северо-Томской и Северо-Иркутской зон. Основными инструментами реализации приоритетов развития Сибири в Северном поясе развития в 2010 - 2020 годах будут являться инвестиционные проекты 3 типов: комплексные отраслевые мегапроекты (Восточносибирский нефтегазовый комплекс); комплексные межрегиональные мегапроекты (Северо-Сибирский, Нижнеангарский и комплексное развитие Забайкалья); моноресурсные проекты (Бакчарский и другие проекты). Формирование Восточносибирского нефтегазового комплекса несколько шире рамок Стратегии и является базой для комплексного социально-экономического развития регионов, в которых проживает около 700 тыс. человек. Его реализация обеспечивает наращивание экономического потенциала, позволяющее существенно повысить уровень и качество жизни населения 3 крупнейших регионов страны. Совокупный бюджетный эффект от проектов комплекса в доходах Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия) превысит сумму, эквивалентную 30 млрд. долларов США, а также будет создано, по экспертным оценкам, дополнительно 130 - 150 тыс. рабочих мест. Проект развития Нижнего Приангарья является первым комплексным проектом, осуществляемым Российской Федерацией на принципах государственно-частного партнерства в Сибири. В рамках реализации этого проекта намечается: укрепление энергетической базы Сибири. Ввод мощности Богучанской ГЭС к 2014 году наряду с мощностями восстановленной Саяно-Шушенской ГЭС позволит энергетикам провести техническое и технологическое переоснащение существующих тепловых электростанций, в том числе их перевод с газа на уголь; расширение и создание энергоемких производств цветной и черной металлургии и химии на местном и привозном сырье, а также создание Богучанского энергометаллургического объединения; формирование комплекса предприятий по глубокой переработке древесины. Строительство Богучанского лесоперерабатывающего комплекса осуществляется в рамках государственно-частного партнерства; дальнейшее развитие добычи углеводородного сырья, создание условий для выхода на добычу к 2030 году нефти на Юрубчено-Тохомском месторождении - до 30 млн. тонн в год, газа в Южной Эвенкии и Богучанском районе - не менее 40 млрд. куб. метров газа в год; восстановление нефтеперерабатывающих предприятий Иркутской области и строительство к 2015 году Богучанского газоперерабатывающего завода, а также формирование базы для глубокой переработки углеводородного сырья Восточной Сибири (в первую очередь Южной Эвенкии); расширение горно-металлургического комплекса. Освоение Тагарского железорудного месторождения и Порожинского месторождения марганцевых руд создает хорошие предпосылки для организации к 2025 - 2030 годам в Сибири нового крупного центра черной металлургии с ориентацией выхода конкурентоспособной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона; дальнейшее развитие золотодобывающей отрасли (на территории Нижнего Приангарья добывается около 20 процентов российского золота, по объемам добычи золота Красноярский край занимает 1-е место в России) и формирование до 2020 года крупнейшего золоторесурсного центра с объемами ежегодной добычи до 67 тонн. Ключевыми проектами Северного пояса развития также являются строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и реконструкция БАМа. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".