ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 05.07.10 1120-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Северный пояс развития

     Достижение   геоэкономических,  геостратегических  устремлений  и
приоритетов  Российской  Федерации  в  ближайшее десятилетие во многом
определяется   темпами   формирования   Северного  пояса  развития.  В
Сибирском  федеральном  округе  в  этот  пояс  входят  Северо-Томская,
Нижнеангарская,       Северо-Иркутская,       Северо-Бурятская       и
Северо-Забайкальская территориально-производственные зоны федерального
значения.
     Темпы  и  сроки  хозяйственного освоения новых ресурсов Северного
пояса  развития  имеют  определяющее  значение  для  реализации  целей
Стратегии и в конечном итоге для обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации на ее юго-восточных рубежах.
     Освоение  ресурсов  Северного  пояса  развития создает основу для
усиления следующих инновационных сегментов экономики России:
     электротехническая и электронная промышленность (ресурсная база -
полиметаллические   месторождения   Озерное,   Удоканское,  Чинейское,
Унукурское,  Право-Ингамкитское,  Сакинское,  Клюквенное, Буралинское,
Красное и др.);
     автомобильная,  аэрокосмическая  и  химическая отрасли (ресурсная
база  -  Чинейское месторождение (ванадийсодержащие титаномагнетитовые
руды),  Горевское  месторождение (полиметаллические руды), Ермаковское
месторождение (бериллиевые руды);
     атомная    промышленность    (ресурсная    база   -   Хиагдинское
месторождение).
     Реализация  основных  бизнес-проектов  освоения  Северного  пояса
развития   может  существенно  изменить  инвестиционную  и  социальную
привлекательность   многих   регионов   Сибири,   создать  возможность
воспроизводства  квалифицированных  трудовых  ресурсов  и  новый имидж
региона   как   территории   формирования   высокой  конечной  прибыли
реализуемых    проектов   и   нового   промышленно-сырьевого   района,
максимально   приближенного   к   чрезвычайно   емкому   рынку   стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
     Основу  индустриального  развития  Северо-Томской  зоны  составят
нефтедобывающие   и  лесопромышленные  комплексы.  Ресурсы  этой  зоны
формируются  запасами  Западно-Сибирской  нефтегазоносной провинции, в
первую  очередь  запасами  неосвоенной территории правобережья р. Оби,
Бакчарского  месторождения,  являющегося самым крупным в России и мире
железорудным  бассейном,  и  значительными  запасами деловой древесины
северных районов Томской области.
     Транспортная  инфраструктура  Северо-Томской  зоны  опирается  на
участок  Севсиба  (Нижневартовск  -  Белый Яр - Лесосибирск), железную
дорогу   Асино  -  Белый  Яр,  участок  северной  широтной  автодороги
Нижневартовск  -  Томск,  сеть  специализированных  дорог,  внутренних
водных путей и авиационных маршрутов.
     Реализуемые  в  рамках  Стратегии мероприятия позволят обеспечить
вывоз  продукции  региона  на  внутренний  и  внешний  рынки,  а также
создадут предпосылки для транзита к 2030 году через станцию Белый Яр 8
- 9 млн. тонн кузнецкого угля на экспорт в направлении северо-западных
портов для перевозки до 2 млн. тонн труб и материалов.
     Общая   численность  постоянного  населения  Северо-Томской  зоны
должна  возрасти  примерно  в 1,2 - 1,4 раза. Еще 50 - 60 тыс. человек
должны  быть  привлечены  из южных регионов Сибири на основе вахтового
метода.
     Индустриальное  ядро Нижнеангарской зоны - это строящиеся крупные
промышленные объекты: Богучанская ГЭС (мощность 3000 МВт), алюминиевый
завод  (600  тыс.  тонн  алюминия)  и Богучанский лесоперерабатывающий
комплекс   (850   тыс.   тонн   целлюлозы,   700   тыс.   куб.  метров
пиломатериалов,  250 тыс. куб. метров древесно-стружечных плит средней
плотности),    развивающиеся    горнодобывающие   и   золотодобывающие
производства     (Олимпиадинский,     Благодатинский    и    Горевский
горно-обогатительные  комбинаты).  До  2020  года  индустриальное ядро
Нижнеангарской зоны будет расширяться за счет строительства добывающих
и  перерабатывающих  предприятий,  объектов  энергетики,  в  том числе
предприятий,   осуществляющих   добычу  и  переработку  углеводородных
ресурсов    юга    Эвенкии    и    Нижнего   Приангарья   (Богучанский
газоперерабатывающий    завод),    предприятий    лесного    комплекса
(лесохимический  комплекс  в  Енисейском  районе)  и  Мотыгинской  ГЭС
(мощность 1240 МВт).
     Нижнеангарская  зона  является  сейчас  в  рамках Северного пояса
развития  единственной  зоной,  в  отношении  которой  была утверждена
государственная   программа   и  которая  получала  финансирование  из
Инвестиционного  фонда  Российской  Федерации. Общая сметная стоимость
проекта  первого  этапа  составляет 213,9 млрд. рублей, в том числе за
счет средств инвесторов 179,7 млрд. рублей.
     Транспортное  ядро  Нижнеангарской  зоны составят участок Севсиба
(Лесосибирск  - Усть-Илимск), железные дороги Карабула - Ярки, Чадобец
- Чадобецкий горно-обогатительный комбинат - Кода, Карабула - Ельчимо,
автодорога  Канск  -  Абан  -  Богучаны  -  Кодинск,  сеть  аэропортов
(Богучаны, Кодинск, Северо-Енисейск, Енисейск), инфраструктура водного
транспорта  на  р.  Ангаре  с  выходом в Лесосибирском речном порту на
транспортную  систему  Енисей  - Северный морской путь, инфраструктура
транспортировки  углеводородного  сырья  месторождений  юга  Эвенкии и
районов  Нижнего  Приангарья.  Транспортно-логистический комплекс зоны
будет обеспечивать вывоз продукции региона на внутрироссийский рынок и
по  экспортным  обязательствам,  а также обслуживать транзитные грузы.
Общая  численность  населения районов, входящих в Нижнеангарскую зону,
возрастет до 200 - 210 тыс. человек.
     Темпы   развития   Северо-Иркутской   зоны  предопределяются  как
внутренними  факторами (формирование и развитие Братско-Усть-Илимского
и    Ленско-Ангарского   комплексов),   так   и   внешними   факторами
(своевременность  выполнения  планов  формирования Восточно-Сибирского
нефтегазового  комплекса и поставки ресурсов на азиатско-тихоокеанский
рынок).
     Основу   специализации   Братско-Усть-Илимского  комплекса  будут
составлять  обрабатывающие производства (металлургические производства
(гг.  Братск  и  Тайшет)  и лесоперерабатывающий комплекс (гг. Братск,
Усть-Илимск  и  др.)),  добыча  полезных  ископаемых, включая железную
руду,   уголь,   никель,  а  также  железнодорожный  и  трубопроводный
транспорт.
     В     Ленско-Ангарском    комплексе    будут    концентрироваться
производительные  силы  и инфраструктура в притрассовой полосе БАМа. В
этой  зоне  выявлены и разведаны значительные запасы различных твердых
полезных ископаемых (золото, слюда, калийные соли), а также нефтяные и
газовые  месторождения. Наибольший эффект от освоения территории будет
получен при комплексном использовании ресурсов.
     Взаимосвязанное  формирование и развитие Братско-Усть-Илимского и
Ленско-Ангарского  комплексов  станет  связующим звеном таких проектов
пространственного  развития,  как  "Нижнее  Приангарье"  (Красноярский
край),   "Комплексное   развитие  Забайкалья"  (Республика  Бурятия  и
Забайкальский край) и др.
     Индустриальное  ядро  Северо-Иркутской  зоны составят предприятия
нефте-  и газодобывающего комплексов (нефтедобыча - 15 - 20 млн. тонн;
газодобыча   -   15   -   40   млрд.  куб.  метров  в  год,  нефте-  и
газоперерабатывающие  заводы), а также предприятия металлургического и
лесоперерабатывающего комплексов.
     Транспортное       обеспечение      опирается      на      мощный
транспортно-логистический  комплекс  с  центром  в  г.  Усть-Куте, где
соединяются    4    вида   транспорта:   воздушный,   железнодорожный,
автомобильный  и речной. Основной грузопоток составят железная руда (4
- 5 млн. тонн), лесопродукция (4 млн. тонн: 2,5 млн. тонн - в западном
направлении и 1,5 млн. тонн в восточном направлении).
     Индустриальное   ядро   Северо-Бурятской  зоны  составят  крупные
промышленные  объекты  -  Мокская  ГЭС  (мощность  1410  Мвт), Озерный
горно-обогатительный  комбинат  (8,66  млн.  тонн цинка, 1,6 млн. тонн
свинца,  11  тонн  золота  в  год),  Ермаковский  горно-обогатительный
комбинат   (1,4   млн.   тонн  руды  бериллия  в  год),  Орекитканский
горно-обогатительный   комбинат   (24  тыс.  тонн  молибдена  в  год),
Жарчихинский  горно-обогатительный  комбинат (25 тыс. тонн молибдена в
год),  Хиагдинский горно-химический комбинат (1,8 тыс. тонн природного
урана  в  год),  Окино-Ключевской  угольный разрез (3 млн. тонн угля в
год),  Муйский  лесоперерабатывающий  комбинат  (250  тыс. куб. метров
пиломатериалов  и  145  тыс.  куб.  метров  шпона  в год), Еравнинский
лесоперерабатывающий   комбинат   (250   тыс.   куб.  метров  в  год),
Таксимовский  цементный завод (2 млн. тонн в год). Все эти предприятия
входят   в   крупный   инвестиционный   проект  "Комплексное  развитие
Забайкалья".  Общая  сметная стоимость проекта составляет 627,52 млрд.
рублей, в том числе средства инвесторов - 305,6 млрд. рублей.
     Транспортное обеспечение Северо-Бурятской зоны обеспечит железная
дорога  Новоильинский  -  Озерный  -  Таксимо,  которая соединит БАМ и
Транссиб, участки железных дорог станция Харанхой - село Окино - Ключи
и  станция  Таксимо  -  Цементный  завод, а также автомобильные дороги
Багдарин  -  Таксимо,  Багдарин  -  Орекитканский горно-обогатительный
комбинат, Улан-Удэ - Романовка - Чита.
     Общая  численность  населения  для  обеспечения  функционирования
Северо-Бурятской  зоны  к  2020  году  должна составить 140 - 150 тыс.
человек.
     Развитие Северо-Забайкальской зоны напрямую сопряжено с переходом
экономики  страны  на  инновационный  путь  развития.  Ресурсная  база
Северо-Забайкальской   зоны   является  необходимой  основой  развития
высокотехнологичных  производств в области металлургии, машиностроения
и  приборостроения  России.  Индустриальную  основу этой зоны составят
Удоканский  горно-металлургический  комплекс  (474  тыс. тонн катодной
меди)  и  предприятия,  связанные с освоением Чинейского месторождения
ванадийсодержащих  титаномагнетитовых  руд,  добычей  угля Апсатского,
Читкандинского каменноугольных месторождений и других месторождений.
     Особенностью  этой  зоны  является наличие транспортных выходов с
БАМа практически ко всем основным месторождениям зоны.
     Общая численность населения Северо-Забайкальской зоны к 2020 году
ожидается на уровне 40 - 50 тыс. человек, что потребует привлечения на
новые  производства  квалифицированных специалистов, в том числе из-за
пределов Забайкальского края.
     Формированию  Северного  пояса  развития  будет способствовать не
столько освоение новых ресурсных регионов, сколько фактический переход
экономики   страны   к   новой,   более   рациональной  и  эффективной
пространственной    структуре    размещения    производительных   сил,
обеспечивающей   создание  предпосылок  для  качественного  укрепления
единого экономического пространства России.
     Формирование   и   развитие  зон  в  Северном  поясе  развития  в
значительной  степени  предопределится  развитием  транспортной сети в
России   и   степенью   участия  частного  бизнеса  в  соответствующих
инвестиционных проектах.
     В  рамках  реализации  целей  и  приоритетов Стратегии выделяются
следующие этапы формирования Северного пояса развития:
     первый  этап  (2010  -  2011  годы)  -  уточнение и корректировка
программы   развития   Нижнего   Приангарья   с   учетом   аварии   на
Саяно-Шушенской ГЭС, а также строительство объектов первой очереди;
     второй  этап  (2012  - 2015 годы) - начало строительства объектов
Северо-Сибирской   и   Северо-Бурятской   зон,  а  также  уточнение  и
корректировка  программы  развития  Нижнего Приангарья с учетом сроков
завершения  строительства  объектов  1-й  очереди  и  хода  реализации
транспортного обеспечения;
     третий  этап  (2016  -  2020  годы)  -  завершение  строительства
основных   объектов   Нижнего  Приангарья,  продолжение  строительства
объектов Северо-Сибирской и Северо-Бурятской зон, начало строительства
объектов  Северо-Забайкальской  зоны,  а  также  уточнение направлений
развития объектов Северо-Томской зоны и источников их инвестирования.
     Реализация  проектов  первого  и второго этапов позволит в 2020 -
2030 годах осуществить строительство высокотехнологичных предприятий в
Нижнеангарской,  Северо-Забайкальской и Северо-Томской зонах и усилить
пропускную     способность     транспортно-логистических    комплексов
Северо-Томской и Северо-Иркутской зон.
     Основными  инструментами реализации приоритетов развития Сибири в
Северном   поясе   развития   в  2010  -  2020  годах  будут  являться
инвестиционные проекты 3 типов:
     комплексные     отраслевые     мегапроекты     (Восточносибирский
нефтегазовый комплекс);
     комплексные    межрегиональные   мегапроекты   (Северо-Сибирский,
Нижнеангарский и комплексное развитие Забайкалья);
     моноресурсные проекты (Бакчарский и другие проекты).
     Формирование Восточносибирского нефтегазового комплекса несколько
шире    рамок    Стратегии   и   является   базой   для   комплексного
социально-экономического  развития регионов, в которых проживает около
700    тыс.   человек.   Его   реализация   обеспечивает   наращивание
экономического  потенциала, позволяющее существенно повысить уровень и
качество  жизни  населения  3  крупнейших  регионов страны. Совокупный
бюджетный  эффект  от  проектов комплекса в доходах Иркутской области,
Красноярского   края   и  Республики  Саха  (Якутия)  превысит  сумму,
эквивалентную  30  млрд.  долларов  США,  а  также  будет  создано, по
экспертным оценкам, дополнительно 130 - 150 тыс. рабочих мест.
     Проект  развития  Нижнего  Приангарья является первым комплексным
проектом,    осуществляемым   Российской   Федерацией   на   принципах
государственно-частного партнерства в Сибири.
     В рамках реализации этого проекта намечается:
     укрепление  энергетической базы Сибири. Ввод мощности Богучанской
ГЭС  к  2014  году наряду с мощностями восстановленной Саяно-Шушенской
ГЭС   позволит  энергетикам  провести  техническое  и  технологическое
переоснащение  существующих  тепловых  электростанций,  в том числе их
перевод с газа на уголь;
     расширение  и  создание  энергоемких производств цветной и черной
металлургии  и  химии  на  местном и привозном сырье, а также создание
Богучанского энергометаллургического объединения;
     формирование   комплекса   предприятий  по  глубокой  переработке
древесины.  Строительство Богучанского лесоперерабатывающего комплекса
осуществляется в рамках государственно-частного партнерства;
     дальнейшее   развитие   добычи  углеводородного  сырья,  создание
условий  для  выхода на добычу к 2030 году нефти на Юрубчено-Тохомском
месторождении  -  до  30  млн.  тонн  в  год,  газа  в Южной Эвенкии и
Богучанском районе - не менее 40 млрд. куб. метров газа в год;
     восстановление    нефтеперерабатывающих   предприятий   Иркутской
области и строительство к 2015 году Богучанского газоперерабатывающего
завода,   а   также   формирование   базы   для  глубокой  переработки
углеводородного   сырья  Восточной  Сибири  (в  первую  очередь  Южной
Эвенкии);
     расширение горно-металлургического комплекса. Освоение Тагарского
железорудного  месторождения  и Порожинского месторождения марганцевых
руд  создает хорошие предпосылки для организации к 2025 - 2030 годам в
Сибири  нового крупного центра черной металлургии с ориентацией выхода
конкурентоспособной   продукции   на   рынки   Азиатско-Тихоокеанского
региона;
     дальнейшее   развитие  золотодобывающей  отрасли  (на  территории
Нижнего  Приангарья  добывается около 20 процентов российского золота,
по  объемам  добычи  золота  Красноярский  край  занимает  1-е место в
России)  и  формирование  до  2020  года  крупнейшего золоторесурсного
центра с объемами ежегодной добычи до 67 тонн.
     Ключевыми  проектами  Северного  пояса  развития  также  являются
строительство    Северо-Сибирской    железнодорожной    магистрали   и
реконструкция БАМа.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа