ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 05.07.10 1120-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Южный пояс развития

     Предусматривается,  что  Южный  пояс  развития станет территорией
интеграции   инновационного   потенциала  академической,  вузовской  и
отраслевой  науки  с  промышленным  и сельскохозяйственным потенциалом
предприятий   Сибири,  опорной  базой  индустриальных  преобразований,
обеспечивающих   высокую   конкурентоспособность  экономики,  а  также
стратегической    зоной    инновационного   развития,   обеспечивающей
реализацию  геополитических  интересов России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе и странах Центральной Азии.
     Из   400  крупнейших  предприятий  Сибири  370  дислоцируются  на
территории  Южного  пояса  развития. Оборот предприятий промышленности
юга   Сибири  составляет  половину  оборота  промышленных  предприятий
Сибири,  при  этом  в  Южном  поясе  развития  наблюдается достаточная
диверсификация экономического развития.
     В   южной   зоне   Сибири   производится  примерно  20  процентов
российского  чугуна  и  готового проката, 15 процентов стали, более 80
процентов  первичного  алюминия, около 40 процентов меди, 90 процентов
свинца (в концентрате), а также 80 процентов добычи и экспорта угля.
     Суммарный   объем   производства   химической  и  нефтехимической
отраслей   Южного   пояса   развития   превысил   100   млрд.  рублей.
Агропромышленный  комплекс  обеспечивает  более  13  процентов  объема
производства всей сельскохозяйственной продукции России.
     Практически все машиностроительные предприятия Сибири расположены
в  ее  южных  районах.  Их  доля  в  промышленном  производстве Сибири
составляет  9,3 процента, а в общем объеме отгруженной продукции - 7,5
процента.  Машиностроение  Сибири  базируется в основном на устаревших
технологиях  и вследствие этого имеет ограниченные резервы обеспечения
долгосрочной конкурентоспособности своей продукции.
     Сдерживать  развитие экономики Южного пояса развития на ближайшие
5 лет будут последствия техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.
     Общими проблемами развития экономики Южного пояса являются:
     высокий уровень износа основных производственных фондов;
     низкое качество многих видов поставляемого минерального сырья;
     повышенные  по  сравнению  с  зарубежными предприятиями-аналогами
удельные   расходы  сырья,  материальных,  энергетических  и  трудовых
ресурсов;
     дефицит  квалифицированных кадров, особенно для новых профессий и
новых технологий;
     недостаточное  внимание менеджмента к проблемам охраны окружающей
среды и качеству воспроизводства трудовых ресурсов.
     Положительным  фактором является наличие крупных научных центров,
их  филиалов, высших и средних специальных образовательных учреждений,
развернутой  системы  учреждений  культуры,  здравоохранения и спорта,
способных обеспечить развитие инновационной экономики Сибири.
     Экономический    и    финансовый    результаты   освоения   новых
месторождений   Арктического   и   Северного   поясов  развития  будут
определяться  во  многом  тем,  насколько  точно  это  освоение  будет
согласовано по времени и этапам реализации со структурными изменениями
в промышленном, агропромышленном и научном секторах регионов, входящих
в Южный пояс развития.
     В свою очередь, структура и темпы развития экономики и социальной
сферы  промышленных  и  агропромышленных районов Южного пояса развития
будут  определяться  степенью  интеграции  их  предприятий  в  процесс
освоения  и развития арктических и северных территорий Сибири, а также
степенью  конкурентоспособности  их  продукции и услуг на внутреннем и
внешнем рынках.
     Достижение   стратегических  целей  и  приоритетов,  поставленных
Стратегией,  будет  способствовать  следующим структурным изменениям к
2020 году в реальном секторе экономики регионов Сибири:
     прекратят   свое   существование   в   прежнем  виде  в  связи  с
неконкурентоспособностью  предприятия,  унаследовавшие  замкнутый цикл
производства;
     рынок  продукции  предприятий,  прекративших  свое существование,
займут предприятия, обеспечивающие высокую производительность труда;
     произойдет  вовлечение  малых  и  средних  предприятий  в крупные
производства (вследствие условий сохранения их конкурентоспособности),
изменится институциональная структура малого и среднего бизнеса, более
половины   малых   и   средних  предприятий  будут  функционировать  в
кооперации  с  крупным  бизнесом  либо  в секторе его технологического
обслуживания.  Доля малых и средних предприятий в валовом региональном
продукте Сибири составит не менее 18 - 20 процентов;
     произойдет  завершение интеграции обновленных предприятий бывшего
военно-промышленного комплекса СССР в структуру оборонно-промышленного
комплекса  Российской  Федерации.  Приоритетным  направлением развития
сибирского   оборонно-промышленного   комплекса   станет   создание  и
производство  высокотехнологичного оборудования для освоения Северного
пояса развития и инновационного развития Южного пояса развития;
     в  регионах определятся зоны опережающего развития, ядром которых
станут  предприятия,  специализирующиеся  на  разработке  и  внедрении
инноваций,  размещении высокотехнологичных производств, формировании и
развитии трудовых ресурсов;
     произойдет  рационализация баланса электрических мощностей Сибири
с  повышением  доли  экономичных угольных электростанций, работающих в
непосредственной   близости  от  месторождений  энергетических  углей,
начнется    реализация   проекта   строительства   Северской   атомной
электростанции  в  Томской  области,  будут  усилены системообразующие
связи объединенной энергетической системы Сибири на напряжении 500 кВ;
     в валовом региональном продукте регионов Сибири соотношение между
долями  угледобывающих  предприятий,  предприятий по обогащению угля и
производству угольного концентрата и предприятий углехимии изменится в
пользу 2 последних;
     научные  центры  сибирских  отделений  Российской  академии наук,
Российской  академии  сельскохозяйственных  наук,  Российской академии
медицинских  наук,  сибирские  наукограды,  технико-внедренческие зоны
Кемеровской,    Новосибирской    и    Томской   областей,   отраслевые
научно-исследовательские   институты,   а  также  научно-внедренческие
предприятия  при  высших  учебных заведениях Сибири обеспечат в полном
объеме научное обоснование, сопровождение и обслуживание инновационных
процессов  в  реальном  секторе  экономики и социальной сфере регионов
Сибири;
     произойдет  структурная  перестройка  агропромышленного комплекса
Сибири,    будет    сформировано    рациональное   сочетание   крупных
агропромышленных  холдингов и малых форм ведения сельскохозяйственного
производства,   а   также   достигнут   баланс   между   предприятиями
растениеводства,  животноводства  и  производствами  по переработке их
продукции,   произойдет   увеличение   экспорта   сельскохозяйственной
продукции,  главным  образом  зерна,  выход на новые продовольственные
рынки, а также дальнейшее развитие отраслей жизнедеятельности коренных
малочисленных  народов  Севера  (табунное  коневодство,  оленеводство,
мараловодство, пуховое козоводство, хмелеводство и другие отрасли);
     в научно-образовательном секторе Южного пояса развития произойдет
ориентация   системы   подготовки   и  переподготовки  специалистов  в
соответствии   с   потребностями   действующих   и  вновь  создаваемых
предприятий   Сибири.   Доля   заказов  на  специалистов  достигнет  в
совокупности  не менее 75 - 80 процентов ежегодного набора студентов и
учащихся;
     существенно  изменится  инфраструктурное обслуживание экономики и
социальной  сферы.  В  соответствии  с пространственными приоритетами,
определенными  в  Стратегии,  возникнут  крупные  агломерации, которые
примут  на  себя  роль  конкурентоспособных  транспортно-логистических
центров,   при  этом  необходимо  будет  осуществить  инфраструктурные
проекты,  обеспечивающие  выход сибирской продукции на внешние рынки и
дающие регионам Сибири возможность быстрого и комплексного развития, в
частности  строительство железных дорог Бийск - Горно-Алтайск, Кызыл -
Курагино,  Новоильинск  -  Токсимо,  реконструкция  Чуйского  тракта и
другие инфраструктурные проекты.
     В   социальном   секторе   Южного  пояса  развития  в  результате
реализации Стратегии ожидаются следующие изменения:
     в  основном  завершится  формирование  городских  агломераций  на
основе   административных  центров,  крупных  городов  и  межгородских
объединений Сибири;
     будет   реализовано  эффективное  приграничное  сотрудничество  и
межгосударственное взаимодействие;
     завершится  оптимизация  организации  вахтовых  смен предприятий,
работающих  в  неблагоприятных  климатических  условиях,  что  создаст
предпосылки  для  закрепления  семей  вахтовиков  на  постоянном месте
жительства в южных климатически комфортных районах Сибири.
     В  рамках  реализации  целей и приоритетов Стратегии выделяются 3
этапа формирования Южного пояса развития.
     Первый  этап (2010 - 2011 годы) характеризуется выводом экономики
из  финансово-экономического  и энергетического кризисов, оптимизацией
структуры   традиционных   видов  производств  с  учетом  изменившейся
конъюнктуры   внутреннего  и  внешнего  рынков,  началом  перехода  на
инновационные   и  энергоэффективные  технологии,  а  также  созданием
организационно-экономических   и   институциональных  предпосылок  для
увеличения  доли высокотехнологичных производств, в том числе глубокой
переработкой  природных  ресурсов,  переходом  к стадии экономического
роста и повышению отдачи от инвестиций.
     Этот  этап  будет  проходить для Южного пояса развития в условиях
общей финансово-экономической стабилизации в стране, что обусловливает
ориентацию  сибирских  предприятий  в  основном  на собственные силы и
средства.  Исключение  составят проекты восстановления Саяно-Шушенской
ГЭС,  строительства  железной  дороги  Кызыл  - Курагино, формирование
технико-внедренческих и туристско-рекреационных зон, а также некоторые
сетевые энергетические и инфраструктурные проекты.
     В  этот  период  времени  продолжится  формирование инновационных
территориально-производственных  комплексов  в  гг.  Бийске, Иркутске,
Кемерово,   Красноярске,   Омске,  Новосибирске  и  Томске,  городских
агломераций    (гг.    Иркутск,    Красноярск    и    Новосибирск)   и
территориально-производственных  и аграрно-производственных комплексов
-   Южно-Иркутского,   Кузбасского,   Алтайского   Приобья  и  Омского
биокомплекса.
     Кроме того, получат развитие комплексные инвестиционные проекты в
туристско-рекреационной   сфере,   в   частности  проект  "Комплексное
развития    Алтайского    Приобья    и    эффективное    использование
туристско-рекреационных   активов   юга   Сибири"  (Алтайский  край  и
Республика   Алтай)  и  всесезонный  горнолыжный  комплекс  "Манжерок"
(Республика  Алтай),  а  также будут созданы особые экономические зоны
"Алтайская долина" и "Байкальская гавань", получат развитие спортивная
инфраструктура, в том числе проект "Развитие спортивной инфраструктура
в Республике Хакасия".
     Второй  этап  (2012 - 2015 годы) характеризуется началом процесса
притока  отечественных  и  зарубежных инвестиций, усилением интеграции
научно-образовательного    и   производственных   комплексов   Сибири,
широкомасштабным  распространением  инноваций  и  внедрением передовых
научно-технических  разработок  во  всех  секторах  экономики  Сибири.
Завершится  реализация  проекта "Комплексное развитие Забайкалья", что
приведет   к   развитию  железнодорожной  инфраструктуры  и  обеспечит
освоение полиметаллических месторождений на юго-востоке Забайкальского
края и строительство металлургических комбинатов в Республике Бурятия.
     Произойдет     усиление     позиций     Сибири     и    повышение
конкурентоспособности производимой в Южном поясе развития продукции на
внутреннем  и  внешнем  рынках  нефте-, газо-, угле- и лесохимической,
металлургической  и  машиностроительной продукции, в том числе за счет
технологического обновления существующих производств.
     Продолжится        формирование        инновационно-промышленной,
технологической  и  научной  базы  хозяйственного  освоения северных и
арктических территорий.
     Формирование   высокотехнологичного  агропромышленного  комплекса
позволит  обеспечить продовольственную безопасность Сибири по основным
видам  продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки
сельскохозяйственной продукции (в первую очередь зерна и продуктов его
переработки).
     Реализация   межрегионального  проекта  по  оптимизации  трудовой
миграции  позволит  обеспечить вахтовые смены Арктического и Северного
поясов   развития   собственными   высокопрофессиональными   трудовыми
ресурсами, а южные трансграничные поселения - притоком населения.
     На  третьем этапе (2016 - 2020 годы) предусматривается завершение
структурных  преобразований  экономики  Южного  пояса  развития  и его
превращение    в    реальный    инструмент   реализации   долгосрочных
стратегических       приоритетов      Российской      Федерации      в
Азиатско-Тихоокеанском  и  других  регионах мира. На этом этапе должны
быть    закреплены   и   развиты   начатые   ранее   институциональные
преобразования в экономике и социальной сфере Сибири.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа